Рабочая программа курса
«Познай себя»
Педагог-психолог |
Новиченко М.В. |
Класс |
5 |
Кол-во часов |
1 час в неделю |
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа для 5-х классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011).
Данный курс по выбору учащихся рассчитан на 7 учебных часов в год и реализуется в рамках «проб» для младших подростков.
Актуальность курса состоит в том, чтобы помочь младшим подросткам в адаптации к новым учебным условиям, а также в развитии самопознания, самовоспитания, самообразования.
Цели программы:
1. Предоставление возможности школьникам изучать свой внутренний мир
2. Формирование адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, развитию позитивного образа собственного будущего.
3. Формирование у учащихся важнейшие жизненные навыки, способствующие успешной адаптации в обществе.
4. Повышение компетентности учащихся (личностные, социальные, коммуникативные).
5. Развитие навыков преодоления типичных проблем подросткового возраста.
6. Развитие навыков прогнозирования своего поведения.
Данные цели реализуются через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:
1. Формировать общие представления учащихся о психологии как науке.
2. Оказывать помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и самому себе.
3. Формировать бережное отношение к своему здоровью.
4. Побуждать учащихся к самопознанию, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования.
5. Развивать у учащихся навыки конструктивного общения и разрешения жизненных ситуаций.
6. Формировать навыки саморегуляции.
7. Развивать чувство собственного достоинства, адекватную самооценку.
8. Развивать эмоциональную сферу, понимание чувств, переживания других людей.
Курс занятий по психологии направлен на формирование у учащихся следующих умений и способностей.
Личностные результаты:
· умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
· умение различать и описывать свои эмоциональные состояния;
· способность контролировать эмоции, управлять ими;
· умение отстаивать свою позицию в коллективе и одновременно дружески относиться к одноклассникам;
· стремление к изучению своих возможностей и способностей;
· успешная адаптация в социуме.
Метапредметные результаты:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
· умение анализировать;
· умение работать с текстом;
· развитие воображения;
· развитие внимания и памяти
Регулятивные универсальные учебные действия:
· формулировать задачу занятия после предварительного обсуждения;
· анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в работе;
· строить поведение с учётом своей ролевой позиции;
· формировать адекватную самооценку школьников;
· учиться договариваться о распределении в совместной деятельности;
· адекватно воспринимать предложения учителей, друзей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
· проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою;
· уметь задавать вопросы;
· излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· учится выражать свои мысли, чувства, понимать мысли и чувства другого человека.
На занятиях используются следующие формы организации деятельности:
1. индивидуальная;
2. групповая;
3. игра;
4. беседа;
5. элементы тренинга.
Тематическое планирование «Познай себя» (5 класс)
№ занятия |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Содержание учебной темы |
Деятельность учащихся |
1. |
Вводное занятие |
1 |
Зачем человеку нужны занятия психологией? Кто я, какой я? |
Участие в дискуссионном занятии |
2. |
Я, мой внутренний мир и мир окружающих |
1 |
Каждый видит мир и чувствует по-своему. Любой внутренний мир ценен и уникален. |
Беседа |
3. |
Темперамент и/или характер |
1 |
Кто они и кто мы? Агрессивные холерики или сверхчувствительные меланхолики. |
Ролевая игра, диагностическая работа |
4. |
Эмоции и чувства |
1 |
Чувства бывают разные. Стыдно ли бояться? Имею ли я право сердиться и обижаться? |
Участие в занятии с элементами тренинга |
5. |
Способности |
1 |
Способность, талант, одаренность. Гениальность. |
Круглый стол |
6. |
Общение |
1 |
Занятие с элементами тренинга «Да или Нет». |
Участие в занятии с элементами тренинга |
7. |
Итоговое занятие |
1 |
Подведение итогов предыдущих занятий. |
Участие в психологической игре |
Планируемые результаты:
1. проявление самостоятельности в учебной и социальной деятельности;
2. познание своего внутреннего мира;
3. бесконфликтное общение;
4. умение оценивать поступки сверстников и взрослых;
5. толерантное отношение к другим людям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.