Особенности работы с семьей,
оказавшейся в трудной жизненной ситуации
В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологической литературах.
Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
В МАОУ «Вадская СОШ», также имеются семьи, попадающие в трудную жизненную ситуацию.
Цель деятельности общеобразовательной организации:
снижение количества детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи: 1. Создать благоприятные условия для развития личности ребенка
2. Создание системы социально- психологической поддержки семье.
Этапы работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации:
1этап: диагностика. Выявление семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Изучение их материального обеспечения, ценностных ориентаций. Диагностика семейного неблагополучия выявляется, как и в начале учебного года, так и в течении всего учебного времени. Классный руководитель использует различные методы выявления подобных семей: наблюдение, беседы с детьми и родителями. Заполнение социального паспорта класса дает также более точную информацию о семье. Социальный педагог школы в процессе обработки соц.паспорта каждого класса, может наблюдать статистику семей различных категорий: малообеспеченные семьи, многодетные семьи, неполные, семьи матерей-одиночек. Именно, данные категории семей, зачастую оказываются в трудных жизненных ситуациях. Причинами могут быть и внутренняя среда (гигиенические, соматические заболевания), профессиональная среда (профессиональные заболевания, несчастные случаи на производстве), социальная среда (употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, склонность к суицидам).
Проанализировав причины, по которым семьи попадают в данную ситуацию, было выявлено, что чаще родители склонны к употреблению алкоголя, что несет в себе неисполнение надлежащих обязанностей по отношению к несовершеннолетним детям.
2этап: Первичное обследование жилищных условий. Социальный педагог школы, классный руководитель, представитель органов ПДН выезжает на дом к семье, с целью изучения причин неблагополучия. При нахождении на дому важно отметить условия проживания несовершеннолетних детей: наличие спального места, рабочего места, наличие еды, соблюдение гигиенических требований к жилому помещению, состояние родителей. Социальным педагогом заполняется акт жилищно- бытовых условий семьи.
3этап: Постановка на внутришкольный контроль семьи. Если семья не выполняет надлежащего воспитания своих несовершеннолетних детей, не создает благополучных условий для проживания детей, ведет асоциальный образ жизни, то семья ставится на внутришкольный контроль.
На основе Конвенции ООН и правах ребенка, закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в МАОУ «Вадская СОШ» было утверждено положение о создании Совета профилактики, которое является нормативно- правовой основой деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школе. Совет профилактики объединяет усилия администрации школы, педагогов, родителей, учреждений системы профилактики для обеспечения эффективности процесса профилактики правонарушений. В состав Совета профилактики входят: директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, учителя, педагог- психолог, социальный педагог, представители ПДН, КДН и ЗП.
Целью постановки на ВШК является создание системы индивидуальных профилактических мероприятий и усиление социально- правовой защиты обучающихся.
Далее, идет составление комплексного плана работы с семьей, ведение социального патронажа.
Классный руководитель оказывает консультативную помощь семье, содействует в организации досуга детей, их включенности в секции, кружки по интересам, направления в детские оздоровительные лагеря, посещение летних дворовых площадок.
Педагог- психолог проводит коррекционно- развивающую работу. С членами семьи проводятся беседы, направленные на коррекцию внутреннего психологического состояния семьи, коррекцию взаимоотношений между матерью и ребенком. Также, происходит коррекция неконструктивных форм поведения родителей: агрессивность, необъективная оценка матери поведения ребенка. Важно учитывать, что в период трудной жизненной ситуации у членов семьи зачастую наблюдается заниженная самооценка, повышается уровень тревожности, происходит нарушение поведенческих реакций, снижается уровень самоконтроля.
Социальный педагог занимает роль посредника между различными социальными инстанциями: центр занятости населения, органы опеки и попечительства, отделы социальной защиты населения, пенсионный фонд, КДН и ЗП, ПДН. Также, оказывается адресная помощь в зависимости от вида неблагополучия и проблем.
Анализируя мониторинг работы за 3 года в МАОУ «Вадская СОШ» по работе с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, можно сделать следующие выводы:
2018-02019 уч.г. |
ВШК- 5 семей |
2019-2020 уч.г. |
ВШК- 4 семьи |
2020- 2021 уч.г. |
ВШК- 1 семья |
Заметна эффективность комплексной работы с данной категорией семьи, количество семей, состоящих на ВШК уменьшается. Наблюдается положительная динамика развития детско-родительских отношений, происходит устранение причин неблагополучия. Уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков, улучшилась бытовая обстановка в семье). Дети из данных семей посещают образовательное учреждение, не имея пропусков без уважительной причины.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.