Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа N 6»
Программа
по профилактике нехимической зависимости «Интернет – мания в современной школе»
2017 год
Скоро останутся лишь две группы людей:
те, кто контролирует компьютеры, и те, кого контролируют компьютеры. Постарайтесь попасть в первую.
Льюис Д. Эйген
Наименование программы: «Интернет - мания в современной школе»
Организатор программы: Кондрашова Галина Михайловна, социальный педагог.
Участники программы: учащиеся школы
Цель программы: Способствовать сохранению психического здоровья детей и подростков осуществление профилактической деятельности интернет – зависимости по средствам формирования коммуникативных навыков, умений контактного социального взаимодействия, повышение уровня самооценки саморефлексии, развития творческих способностей школьников.
-уменьшение психической зависимости подростков от компьютера и мобильного телефона.
Задачи:
1.Способствовать развитию профессионального сообщества в сфере охраны психического здоровья детей и подростков;
2.Способствовать развитию инновационных продуктов в сфере охраны психического здоровья детей и подростков;
3.Способствовать формированию потребности к здоровому образу жизни у детей и подростков, а также созданию эмоционально – позитивной и общественно – полезной модели поведения в социуме;
4.Способствовать социализации подростков через расширение коммуникативной среды и вовлечение в общественно – полезную деятельность;
5.Обеспечить преемственность поколений, которая является основной для сохранения лучших духовных и нравственных традиций, целостности современного общества, а также культурного многообразия России.
Содержание деятельности: работа в рамках программы реализуется путем организации проведения мероприятий, направленных на формирование у личности установки на самосознание и саморазвитие, социально – значимых качеств личности, креативных качеств и умений, развитие способности и навыков межличностного общения.
Сроки реализации программы: учебный год
Ожидаемые результаты от реализации программы:
– снижение количества интернет – зависимых учащихся школы;
- формирование у участников программы адекватной позиции по проблеме интернет - зависимости;
– формирование значимых социальных умений и качеств личности с целью приобретения нового социального опыта;
–наличие благоприятных, психологически комфортных условий для взаимодействия с участниками программы.
Краткая аннотация программы
Программа «Интернет - мания в современной школе» направлена на профилактику интернет - зависимости, а именно на предупреждение появления зависимости у учащихся школы.
Как правило, интернет – зависимость возникает вследствие неспособности личности в реальной жизни строить и поддерживать полноценные социально – психологические отношения с другими людьми, не умения ощущать границы между нормой и отклонением.
Одним из механизмов профилактики интернет – зависимости является формирование навыков межличностного общения, что в целом способствует повышению уровня личностной и профессиональной подготовки школьников.
Работа в рамках программы будет осуществляться путем организации и проведения мероприятий, направленных на приобретение навыков социального взаимодействия, создание условий для раскрытия и совершенствования внутренних ресурсов личности, развитие умений и навыков самоконтроля и саморефлексии.
Содержание программы может быть вариативным, в зависимости от степени выявленной проблемы индивидуально – типологических и психологических особенностей целевой аудитории.
Обоснование актуальности проблемы
Актуальность проблематики исходит из:
-распространения компьютерной техники;
-развития игровой компьютерной индустрии;
-доступности интернет ресурсов;
-насыщенности интернета огромным количеством разнообразной информации.
Целевая аудитория программы
Программа направлена на предупреждение и коррекцию интернет – зависимости у школьников.
В связи с возрастными особенностям, именно данная категория предрасположены к возникновению различных видов зависимости, в том числе интернет - зависимости.
Как правило, такую предрасположенность имеют школьники, у которых наблюдаются интровертированные черты характера: сосредоточенность на собственном внутреннем мире, трудности в установлении социальных контактов с окружающими, ориентация на собственный внутренний мир: чувства, мысли, переживания.
Практическая значимость программы
Данная программа по профилактике позволяет:
-снизить уровень компьютерной зависимости
-развить коммуникативные навыки
-сформировать адекватное отношение к компьютеру.
Ожидаемые результаты от реализации программы:
– снижение количества интернет-зависимых учащихся и склонных детей кинтернет - зависимости;
– формирование у участников программы адекватной позиции по проблеме интернет-зависимости;
– формирование значимых социально-профессиональных умений и качеств личности с целью приобретения нового социального опыта;
– наличие благоприятных, психологически комфортных условий для взаимодействия с участниками программы.
Социальное взаимодействие необходимо формировать на основе контактного общения, так как в процессе данного вида общения отслеживается специфика эмоционально – чувственных проявлений, особенности не вербальных средств общения, креативный подход, что не наблюдается в процессе интернет - общения.
У школьников, необходимо формировать и развивать не только коммуникативные навыки, но и умения контактного социального взаимодействия, что является основным направлением программы.
Содержание деятельности по реализации программы
1-й этап (сентябрь-октябрь) – подготовительный:
- анализ реальной ситуации по данной проблеме;
- диагностика интересов учащихся во внеурочное время;
- составление плана реализации программы;
- анализ рисков;
- анализ ресурсов;
- определение стратегии и тактики деятельности.
2-й этап (октябрь-апрель) – практический
- организация работы целевых групп в соответствии с планом реализации программы, привлечение социальных партнеров;
- организация и проведение воспитательных мероприятий (информационно-профилактических, творческих, исследовательских);
- разработка рекомендаций педагогам, родителям и ученикам по профилактике компьютерной зависимости;
- разработка памятки для учеников по использованию ресурсов сети Интернет;
- текущий контроль за реализацией программы.
3-й этап (май) – обобщающий
- обработка результатов реализации программы;
- анализ результатов реализации программы в соответствии с поставленными целью и задачами;
- определение перспектив и путей дальнейшего развития.
Рабочий план по реализации программы
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Кабинет здоровья по профилактике нехимической зависимости у школьников |
Сентябрь |
Социальный педагог |
2 |
Сформировать отряд «Рука помощи» из учащихся школы оказании помощи старшему поколению |
Сентябрь |
Социальный педагог |
3 |
Совещание с администрацией, пед. совет. |
Сентябрь
|
Зам. директора по ВР |
4 |
Родительское собрание. |
||
5 |
Проведение диагностики 1.Тест на определение степени зависимости от интернета (Кимберли С. Янг). 2.Тест для определения степени компьютерной зависимости (Т. А. Шишковец) |
Сентябрь
|
Психолог |
6 |
Обработка полученных данных |
Психолог |
|
|
Выявление количественного и качественного показателя интернет - зависимых |
Кл.руководители, психолог |
|
7 |
Подготовка материалов информационного характера |
Социальный педагог, психолог |
|
8 |
Разработка буклетов, рекомендаций, памяток для школьников и их родителей |
||
9 |
Родительское собрание Цель: информирование родителей о проблеме интернет - зависимости, ее актуальности, ознакомление с планом дальнейшей деятельности школы, а так же предоставление практических рекомендаций по взаимодействию с детьми |
Сентябрь |
Социальный педагог, психолог, кл. руководители, учителя информатики |
10 |
Лекторий на тему: «Интернет - зависимость: мифы и реальность!», дискуссия: «Интернет: за и против Информирование школьников о данной проблеме, выявление отношения к проблеме, степени достоверности имеющихся знаний. |
Октябрь |
Социальный педагог, психолог, кл. руководители, учителя информатики |
11 |
Классный час: «Как противостоять деструктивному воздействию интернета на личность» Цель: получение теоретических основ по данной проблеме, формирование умений противостоять негативному воздействию интернета наличность по средствам рекомендаций, упражнений и заданий |
Ноябрь |
Кл.руководители, учителя информатики |
12 |
Лекторий «Влияние чрезмерного использования интернета на человека» (медицинский, социально-психологический аспекты) с целью рассмотрения, проблемы интернет - зависимости, причин, последствий, методов профилактики и коррекции |
Ноябрь |
Социальный педагог, психолог, кл. руководители, учителя информатики |
13 |
Психологическое просвещение Организация работы стенда «школьный психолог» с целью при общения к психологическим знаниям информирования психологической культуры |
Декабрь |
Психолог |
14 |
Конкурс на создание социальной рекламы: «Альтернатива Интернету! Мероприятие направлено на развитие креативных способностей школьников, формирование умения определять альтернативные виды деятельности |
Январь |
Зам. директора по ВР, учителя информатики |
15 |
Повторная диагностика степени интернет – зависимости. Проведение диагностического мероприятия с целью анализа результатов эффективности программы (количественный и качественный анализ полученных данных) |
Февраль |
Психолог |
16 |
Индивидуальные психолого-педагогические консультации Оказание
помощи в самопознании, |
Март |
Социальный педагог, психолог |
17 |
Круглый стол Анализ достигнутых результатов |
Апрель |
Социальный педагог, психолог, кл. руководители |
18 |
Родительское собрание Цель: предоставление результатов деятельности школы, обсуждение плана дальнейшего сотрудничества |
Май |
Социальный педагог, психолог, кл. руководители |
19 |
Составление отчета о реализации программы Определение динамики развития программы, обобщение результатов, подведение итогов |
Май |
Социальный педагог, психолог, кл. руководители |
20 |
Релаксационные занятия: «Слушай тишину», «Думай о дыхании», «Семь свечей» и т.д. Упражнения направлены на формирование навыков саморегуляции, самоконтроля, снятие эмоционального напряжения, профилактику синдрома «эмоционального выгорания» |
В течение года |
Психолог |
21 |
Написание программы направленной на определение времени нахождением за компьютером |
Сентябрь |
Учителя информатики |
22 |
«Телефон доверия» |
В течение года |
Учителя информатики |
23 |
Написание сочинений на темы, обсуждений, круглых столов, дискуссий: «Как остановить распространение зависимого поведения?», «Компьютер – друг или враг?», «Кто отвечает за наше здоровье?», «Компьютерные игры: безопасно ли это?», «В ловушке азарта», «Что может защитить от зависимости», «Какие виды зависимости Вам известны?», «В чем неполноценность жизни зависимого человека?». |
В течение года |
Кл.руководители, учителя предметники |
Актуальность
В нашем современном мире бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. А создание воспитательного пространства –это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.
В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков. Негативным последствием этого процесса является явление компьютерной зависимости. Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.
Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков.
Увлеченность компьютерными играми может быть меньше, если придать этой увлеченности более рациональный характер и сделать досуговую деятельность детей более разнообразной.
Новизна программы заключается в разработке и оформлении наглядного материала для учащихся школы и их родителей по профилактике нехимической зависимости.
Пояснительная записка
Увлекаясь современной техникой, ребенок гораздо меньше интересуется обыкновенными игрушками и постоянно стремится к монитору и трубке телефона. Подобные увлечения могут сильно повлиять на формирование личности в период активной социализации, социально – психологической адаптации, усвоения социальных ролей, ролевой идентификации личности.
Мобильные телефоны стали одной из проблем современной школы. Мелодии, звучащие на уроках, и посылаемые SMS отвлекают учеников и мешают им; кражи телефонов провоцируют конфликты в школе и жалобы родителей; излучение от сотовых оказывает вредное воздействие на здоровье растущего организма.
Можно выделить следующие варианты компьютерной зависимости:
- пристрастие к играм,
- увлечение навигацией по интернету, поиск в удаленных базах данных.
- патологическая привязанность к опосредованным интернетом азартным играм, он-лайновым аукционам или электронным покупкам.
- зависимость от социальных сетей интернета, то есть от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях.
- зависимость от «киберсекса», то есть от порнографических сайтов в интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых».
Профилактика зависимого поведения в образовательной среде.
Проблема зависимого поведения является комплексной, но сущность ее – психолого-педагогическая. Проявления зависимого поведения – это всего лишь сигнал, свидетельствующий о психологическом и педагогическом неблагополучии. Поэтому ведущая роль в решении проблемы зависимости должна принадлежать сфере образования, полноценное развитие детей через обучение и воспитание – это и есть главный фактор предупреждения разного рода поведенческих нарушений.
Педагоги, работающие с учащимися школы, должны обучить учеников новым формам поведения, воспитать личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь. Для этого необходимо самим обладать этим и качествами и демонстрировать их в процессе взаимодействия с детьми, знать способы эффективного преодоления жизненных проблем и развивать стереотипы здорового поведения.
К работе по профилактике зависимого поведения обязательно должны привлекаться родители, общественные организации, представители всех уровней органов государственной власти, врачи, представители правоохранительных органов, церковь, но возглавить ее должны именно работники системы образования.
Проблема зависимого поведения по своей сущности является психолого – педагогической и ее решение не возможно без активного участия и определяющей роли педагогических работников.
В широком смысле слово «профилактика» означает совокупность мероприятий, направленных на предупреждение каких – либо не желательных явлений. Различают первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов и повышение устойчивости личности воздействию; при этом он, а адресована всем без исключения. Вторичная профилактика направлена на раннее выявление нарушений и работу с «группой риска». Третичная профилактика решает такие специальные задачи как лечение, исправление нарушений, предупреждение их повторного возникновения, помощь в восстановлении нарушенных функций.
Профилактика зависимого поведения в условиях образовательных учреждений должна строиться преимущественно как первичная. Ее цель – предотвратить возникновение нарушений, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития человека. Первичная профилактика может осуществляться через педагогическое, психологическое, медицинское воздействие.
Профилактическая работа в школе будет эффективной, если:
-педагоги будут осознавать, что проблема интернет – зависимость существует;
-воздействие будет носить опережающий характер;
- взрослые, работающие с детьми, сами не будут иметь соответствующих проблем;
- работа будет системной и будет строиться на научной основе;
- будет осуществляться специальная подготовка педагогов в профилактической деятельности;
- профилактическая работа будет осуществляться силами всех участников образовательного процесса входе их эффективного взаимодействия.
Существует острая необходимость развития профилактического направления деятельности педагогов. Для этого, прежде всего, нужно, чтобы каждый учитель осознал важность и значимость собственной профилактической деятельности.
Профилактика зависимого поведения детей и подростков – совместная деятельность специалистов школы направлена на формирование у детей личностных ресурсов, обеспечивающих преобладание ценностей здорового образа жизни, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении различных жизненных проблем. Наиболее эффективной является позитивная профилактика, в центре которой находятся не отдельные факторы, а личность и среда, на которую эта личность ориентируется.
В процессе первичной профилактики зависимого поведения используются следующие технологии:
1.Социальные и педагогические:
-воздействие средств массовой информации;
-специальное обучение;
-использование альтернативных программ детско – подростковой активности;
-создание социально – поддерживающих систем;
-проведение различных акций;
-организация деятельности социальных работников и волонтеров.
2.Психологические:
-развитие личностных ресурсов;
-развитие адаптивных стратегий поведения;
-формирование функциональной семьи;
-осознание личностных, духовных и нравственных ценностей;
-формирование защитных личностных и средовых ресурсов;
-развитие коммуникативной и социальной компетентности;
-развитие познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер;
-развитие стрессоустойчивости.
Сущность первичной профилактики зависимого поведения детей в современной школе состоит в создании психолого – педагогических условий, обеспечивающих их полноценное развитие на каждом возрастном этапе.
Самым действенным способом предупреждения зависимости является оказание помощи в формировании волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, представляющих собой систему личного противостояния зависимости. Профилактика зависимого поведения в школе должна осуществляться в форме последовательных долговременных программ, а педагоги должны владеть широким спектром технологий превентивной работы.
Профилактическая деятельность в школе основывается на следующих принципах:
1. Комплексность – согласованность взаимодействия на межведомственном и профессиональном уровнях.
2. Дифференцированность – учет возраста учеников и степени их вовлечения в ситуацию зависимости при постановке целей и задач работы. По возрасту предлагается выделение детей старшего дошкольного возраста (5 – 6лет), младшего школьного возраста (7 – 10лет), среднего школьного возраста (11 – 14лет), старшего подросткового возраста (15 – 16лет), юношеского возраста (17 – 18лет) и молодежи (от18лет).
3. Нравственная направленность – ориентация на общечеловеческие ценности и нормы поведения.
4. Многоаспектность – направленность работы на разные аспект: социальный, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей; психологический, направленный на формирование устойчивости к возникновению зависимостей.
5. Последовательность.
6. Легитимность – создание правовой базы профилактической деятельности.
Знание принципов профилактической работы является важной частью общих профессиональных знаний педагогических работников.
Эффективная профилактическая работав школе должна вестись всеми участниками образовательного процесса. Каждый педагог, в силу своих профессиональных, должностных обязанностей может и должен вести определенную работу по предупреждению различных видов отклоняющегося поведения учащихся.
Одним из основных условий эффективной профилактики в школе является достижение конструктивного взаимодействия всех участников учебного процесса. Основной принцип обеспечения конструктивного взаимодействия – взаимодополняемость позиций всех представителей педагогического коллектива, что означает принципиальное разграничение общего и специфического в профессиональной деятельности участников профилактической работы. Совместная деятельность всех сотрудников педагогического коллектива школы должна осуществляться на основе понимания и принятия всеми участниками основных и общих целей и ценностей, которыми, безусловно, являются здоровье и образовательные интересы детей.
В целом в школе должна создаваться атмосфера нетерпимости по отношению к разного рода зависимостям. В тоже время ученики должны быть уверены в том, что они всегда получат необходимую консультацию, помощь в случае возникновения у них проблем, со стороны педагогов.
По способу организации выделяют следующие формы профилактической работы: индивидуальная, семейная и групповая. В зависимости от используемых методов, профилактическая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ, психологического консультирования, кризисной помощи («телефон доверия»), а также психотерапии и пограничных состояний и нервно – психических расстройств.
В качестве методов психолого – педагогической профилактики выделяют следующие: предоставление информации, подбор литературы, беседа, обсуждение, групповая дискуссия, подготовка конференции, показ тематического фильма с последующим обсуждением, написание сочинений, эссе, социальная реклама, коллективно – творческие дела, использование потенциалов школьных предметов для формирования антиаддиктивных установок («скрытая профилактика»), тренинговые упражнения, ролевые и деловые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.
Необходимо помнить, что выбор форм и методов профилактической работы должен осуществляться с учетом возраста учащихся. Профилактическая работа с младшими школьниками будет максимально эффективной при условии присутствия в ней элементов игры и учебной деятельности. Поэтому в работе с младшими школьниками наиболее эффективны игровые методы: конкурсы, ролевые игры, соревнования.
У подростков целесообразно применение в связи с тем, что их ведущая деятельность – интимно – личностное общение со сверстниками. Кроме того, стремление подростков к подражанию сверстникам делает эффективным способ призыв, а быть модным: при этом до сведения подростков необходимо довести, что сегодня модно быть здоровым, красивым, умным и успешным, что, по понятным причинам, ни какие согласуется с зависимостью.
Работа со старшеклассниками предполагает использование широкого спектра различных методов с опорой на рефлексивные: написание сочинений, эссе, групповая и межгрупповая дискуссия, обсуждение. Действенным в работе со старшеклассниками является связь профилактической работы с ведущей для них учебно – профессиональной деятельностью. При выборе методов работы педагогические работники должны четко знать границы своей профессиональной компетенции.
Для эффективной профилактической работы педагоги должны использовать методы, соответствующие возрастным особенностям учащихся и собственной профессиональной компетенции.
Профилактика на уроке
В условиях школы можно выделить следующие факторы риска формирования зависимого поведения:
- подача учебного материала вне связи с реальным миром;
- ориентированность на приоритетность знания учебных предметов;
- нацеливание школьников на все поглощающий учебный труд;
- загруженность учебной деятельностью, приводящая к тому, что у детей не остается времени на то, чтобы принадлежать самим себе, играть, общаться со сверстниками.
Учителя – предметники должны выявить потенциальные возможности в рамках своего предмета для обращения внимания учащихся на печальные последствия, вызванные присутствием в нашей жизни разного рода зависимостей. Данные факты должны доводиться до детей на уроках, в рамках изучения различных дисциплин путем включения в изучаемый материал.
Педагоги должны осуществлять свою деятельность в ходе процесса обучения и воспитания учащиеся не только осваивали учебный материал, но и развивали и укрепляли систему личного противостояния зависимости, а так, же постепенно исправляя ли недостатки собственного психосоциального развития.
Критериями эффективности профилактической работы в школе должны стать: соответствующие знания и умения, система личностных качеств, которые позволяют противостоять зависимости.
В результате эффективной профилактической работы учащиеся должны:
Знать |
Уметь |
- каждый человек имеет право сказать «НЕТ» как другим, так и самому себе - на каждого человека влияет его окружение - как может оказываться психологическое давление - способы и правила отказа - о необходимости обращения за помощью - каждый может сам влиять на свое окружение |
- сказать «нет» на предложение друзей, если то, что они предлагают, не соответствует собственному желанию - быть внимательным и избирательным в отношении своего окружения - различать ситуации психологического давления - сопротивляться давлению; - обращаться за помощью - вести себя уверенно и не агрессивно, четко формулировать свою позицию |
К психологическим характеристикам, позволяющим противостоять зависимости, относятся: адекватная самооценка, мотивация достижения успеха, высокий уровень стресса устойчивости, оптимизм, чувство юмора, уверенность в себе, ответственность, критичность, способность отстаивать свою точку зрения; умения различать ситуации опасности, сказать «нет», справляться с плохим настроением, находить решения проблем; наличие навыков общения, межличностного взаимодействия, принятия решений, саморегуляции, поиска и оказания поддержки.
В процессе профилактической деятельности необходимо ориентироваться на достижение конкретных результатов и уметь оценить эффективность своей работы.
Педагоги, осуществляющие профилактическую деятельность в отношении зависимого поведения, помимо известных профессионально важных качеств и педагогических способностей должен обладать рядом дополнительных качеств.
Для повышения эффективности профилактической работы педагог должен:
Знать |
Уметь |
- наиболее эффективный с точки зрения профилактики –учитель |
- брать на себя ответственность за профилактическую работу в школе |
- собственные отношения с проблемой зависимости |
- четко заявлять и обосновывать свое отношение к зависимости |
- возрастные особенности учащихся |
- эффективно общаться и взаимодействовать с детьми разного возраста |
- личные взаимоотношения с учеником имеют огромное значение |
- терпеливо завоевывать доверие ребенка |
- факторы риска зависимого поведения - факторы защиты от зависимости |
- обсуждать с детьми моральные ценности, нормы поведения, возможные ситуации опасности в отношении интернета, качества личности, представляющие опасность для возникновения зависимости - уметь формировать педагогическими средствами систему личного противостояния зависимости учащихся и ее отдельные составляющие |
- потенциалы школьных дисциплин для формирования антиаддиктивных убеждений |
- выделять в рамках преподаваемых дисциплин аспекты, направленные на формирование антиаддиктивных убеждений школьников и использовать их в профилактических целях |
- направления профилактики зависимости, формы и методы превентивной работы |
- использовать различные формы и методы превентивной работы в повседневной педагогической практике |
- признаки, свидетельствующие об определенных изменениях в жизни ребенка |
- определять по внешним и поведенческим признакам, что в жизни в состоянии ребенка произошли изменения; - выбирать тактику общения с ребенком, вызывающим беспокойство; - корректно сообщать о своих наблюдениях |
Специфика профилактики зависимого поведения подростков такова, что ни один специалист не сможет оказать положительного влияния на подростков, более того, влияние будет отрицательным до тех пор, пока он не добьется доверия, признания и уважения со стороны тех, кого он будет пытаться просвещать и воспитывать.
Прежде чем формировать у учащихся определенные личностные качества, педагоги должны убедиться, что сами обладают ими: имеют широкий круг интересов, успешно решают жизненные проблемы, эффективно взаимодействуют с окружающими, умеют просить о помощи, искать поддержку, сопротивляться давлению.
Основной инструмент профилактической работы педагога – его личность.
В целом работа педагога должна быть направлена на помощь ученикам на преодоление трудностей социальной адаптации. Такая работа должна осуществляться в тесном сотрудничестве с педагогом - психологом, социальным педагогом, родителями.
В школе очень важно тесное сотрудничество семьи ишколы, организация системной деятельности педагогов вместе с родителями, создания условий для компетентного воспитания, содействующего развитию и становлению личности ребенка. Именно через развитие профилактического потенциала семьи усилия школы могут иметь эффективность в профилактике интернет - зависимости.
Работа кабинета здоровья
по нехимической зависимости школьников.
Общеобразовательная среда является неотъемлемой частью культуры современного общества, которая на прямую зависит от степени защищенности личности. Угрозы и опасности в сфере образования должны быть исключены или сведены к минимуму. Для этого должны быть организованы эффективная система предупреждения формирования нехимической зависимости. В последнее время наблюдается резкий рост разнообразных видов зависимости среди подростков.
Школьная система поощряет непрерывную напряженную работу по обучению, зачастую не уделяя должное внимание межличностным отношениям. В результате у детей не остается свободного времени для самопознания, общению, что приводит к отсутствию опыта в реальных житейских ситуациях, умения жить в текущей моменте. Ребенок боится трудностей и все силами избегает их. Сохраняя после окончания школы привычные модели избегания трудностей, дети, хорошо учившиеся в школе, часто приобретают тяжелое девиантное поведение. Кроме знаний школьное обучение зачастую формирует устаревшие, негибкие убеждения, взгляды, способы реагирования, неприменимые в условиях общества.
В настоящее время, личность учителя не всегда является примером, в силу профессионального выгорания, увеличения возраста работающих. Большинство учителей не в состоянии оказывать эффективное воспитательное воздействие, психолого-педагогическую помощь и поддержку подросткам, поскольку сами не обладают знаниями, навыками и современными позитивными стратегиями поведения.
Тем не менее, школа обладает следующими возможностями для успешной реализации профилактических программ:
- привитие навыков здорового образа жизни и отслеживание;
- возможность влиять на уровень притязания и самооценку;
- работа с семьей ребенка;
- привлечение специалистов по профилактике: учителей, психологов, социальных педагогов, школьного врача.
С появлением в школе кабинета здоровья возникла возможность координации работы в этом направлении всех заинтересованных лиц.
Структурно-функциональная модель кабинета здоровья:
Образовательно – просветительская деятельность |
Работа с учащимися |
Уроки, классные часы, клубы по интересам, тренинги, исследовательские проекты, консультации, спортивно-оздоровительные мероприятия, анкетирование. |
Работа с родителями |
Лектории, консультации, тренинги, практикумы |
|
Информационно – разъяснительная деятельность (индивидуальные консультации, видеоролики, информационные материалы, анкетирование) |
Интерактивная деятельность |
Занятия, конкурсы и мероприятия, групповая работа |
Волонтерское движение с участием родителей и учителей |
|
|
Методическая деятельность |
Работа с педагогами и родителями |
|
Научно – методическая сопровождение деятельности по здоровьюсбережению |
|
|
Здоровьесберегающие технологии, учебные программы, элективные курсы, методики. |
|
|
Координационная деятельность |
Обеспечение взаимодействия с организациями |
Библиотека, отдел культуры, спортивные организации |
Координация деятельности служб здоровья |
|
|
Информирование о внешних ресурсах |
|
|
Взаимодействие с узкими специалистами по сопровождению учащихся по вопросам здоровья, в том числе «горячая линия», телефон доверия |
|
Направление в работе кабинета здоровья по профилактической работе предупреждения зависимости:
1.Работасподростками.Работаосуществляетсянаурокахпоздоровомуобразужизни. Первые уроки проходят в виде игры, на которых используются упражнения: на снятие коммуникативных барьеров, личностного роста, сензетивности.
На уроки приглашаются медицинский работник, психолог, знакомые с адаптивным поведением. Задача специалистов заключается не в чтении лекции, а объяснения причин и последствий зависимости.
2. Педагогическая работа с подростками. Это направление предполагает коррекцию. Совместная работа педагогов, школьного психолога, социального педагога направлена на развитие у подростков коммуникативных навыков, способов противостоянию негативному социальному давлению, на организацию условий для успешной адаптации в коллективе.
3. Теоретическая и методическая подготовка педагогов. Специфика проблемы подростковой аддикций требует специального обучения педагогов, готовности к профилактической деятельности. Формы работы с учителями могут быть разнообразными: групповая работа, индивидуальное консультирование, семинары, лекции, беседы, ролевые и деловые игры, круглые столы.
4. Работа с родителями. Профилактическая работа с семьей, родителями является важным элементом кабинета здоровья. Эта деятельность предполагает решение нескольких задач: воспитательных, образовательных. Работа с родителями проводится в ходе беседы: как общаться со своими детьми во время переходного возраста; что можно запрещать, а что разрешать; налаживания благоприятных условий в семье. Для проведения родительских собраний в кабинете здоровья подготавливается материал, которыми могут воспользоваться классные руководители («Влияние компьютера на здоровье ребенка», «Детское одиночество», «10 правил пользования компьютером» или «Как воспитать ребенка пользователем, а не рабом компьютера и интернета»).
В кабинете здоровья присутствует информация, размещаемая на стендах, посвященных ЗОЖ, профилактике различной зависимостей («Селфи», «Безопасность в интернете», «Правильно ли ты спишь»). Подборка литературы, видеоматериалов для родителей, педагогов, учащихся.
Эффективная профилактическая работа имеет следующие признаки:
1. Универсальность
2. Конструктивный характер
3. Опережающий характер воздействия профилактической программы.
Ведущая роль в борьбе с подростковыми зависимостями принадлежит системе образования. Именно в образовании учреждении в ходе воспитательного процесса, возможно, организовать работа по профилактике аддактивного поведения.
Всегда легче предотвратить, чем потом исправлять уже допущенные ошибки.
Методы профилактики психической зависимости от компьютерных и мобильных технологий:
- информирование о вреде чрезмерного увлечения современными технологиями;
- техники, обучающие социальному взаимодействию;
- техники тренингов умений, уверенности в себе и самопознания;
- техники, формирующие новые ценности;
- техники, формирующие мировоззрение;
- экзистенциальная психотерапия.
Программа содержит 3 блока:
-диагностический;
-развивающий (тренинговая часть);
-консультативный.
Программа предназначена для работы с обучающимися среднего и старшего подросткового возраста. Упражнения подобраны с учетом их возрастных особенностей. Программа рассчитана на 10 часов групповых занятий, по одному занятию в неделю. Кроме того, в подготовительный период должна проводиться диагностическая работа с детьми и консультационная – с родителями. Программа может быть использована как в полном объеме, так и частично, в зависимости отстоящих задач.
Содержаниепрограммы
Блок |
Цель |
Формыиметоды |
Сроки |
Ответ-ствен-ные |
диагностический |
Выявление подростков, у которых наблюдается компьютерная и мобильная зависимость, выяснение возможных причин |
1. Анкетирование; 2. Графическая беседа «Круг общения»; 3. Тест самооценки личности; 4. Тест определения акцентуаций характера подростков. |
Данная работа проводится в подготовительный период |
|
развивающий |
1.Знакомство участников группы друг с другом, формирование начальной мотивации на работу и активное участиевней. 2. Создание условий, способствующих осознанию подростками своих жизненных убеждений. 3. Создание условий, способствующих развитию новых убеждений. 4. Закрепление достигнутых результатов, мотивирование подростков на их использование запределами группы, в повседневной жизни. |
1. Упражнения – разминки (игры); 2. Выяснение ожиданий участников группы от посещения знаний, знакомство с целями задачами программы; 3. Введение ритуалов приветствия - прощания; 4. Техники общения, обсуждение чувств, переживаний и мыслей участников группы; 5. Обучающие упражнения; 6. Рефлексия занятия. |
С 1 – го по 10 – е занятие. |
|
консультативный |
1. Оказание индивидуальной психолого – педагогической помощи родителям в разрешении трудностей, связанных с воспитанием зависимого от компьютера и мобильного телефона подростка. 2. Разрешение представлений родителей по вопросам зависимости. |
Любые формы и методы индивидуального консультирования. Групповые и индивидуальные консультации. Знакомство и распространение среди родителей памятки о компьютерной и мобильной зависимости. |
В течение всего времени реализации программы. |
|
Здоровьесберегающие технологии в программе по профилактике нехимической зависимости «Интернет – мания в современной школе»
Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто.
Сократ
Здоровье человека-высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. В современном мире, в мире высоких технологий, резкое снижение двигательной активности школьников, экология и другие факторы привели к значительному ухудшению состояния их здоровья. Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие. Сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является сохранение и укрепление здоровья школьников. Одним из направлений является внедрение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В новых стандартах одной из ключевых идей является формирование культуры здоровья школьника. Повлиять на улучшение здоровья учащихся, изменить их собственное отношение к своему здоровью можно в том случае, если в школе будет создана здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения и будут выполняться требования к условиям реализации образовательных программ и просветительской работы с родителями. Главной задачей школы, учителей является создание условий и научение ребенка сохранять и укреплять здоровье с первого класса и полноценная подготовка школьников к самостоятельной жизни. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
- в физическом плане — здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
- в социальном плане — он коммуникабелен, общителен;
- в эмоциональном плане — ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
- в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности;
- в нравственном плане — он признает основные общечеловеческие ценности.
Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле мы понимаем все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же здоровьесберегающие образовательные технологии связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачей, то к ним будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения в образовательном процессе.
Как утверждал В. А. Сухомлинский, что «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Задача любого учителя состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к «конструированию» собственного здоровья. Концепция модернизации образования, как мы считаем, предполагает разработку новой модели школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одним из них-здоровье подрастающего поколения. Основной задачей школы считается — дать необходимое образование, не менее важной задачей по нашему убеждению является — сохранение здоровья детей в процессе обучения. Состояние здоровья влияет на успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни школьников: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающего формирование у обучающихся состояний переутомления. Главная цель на уроках — это обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья в период обучения в школе. Для этого учителю необходимо реализовать в своей практической деятельности следующие задачи:
- организация учебного процесса с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
- создание условий ощущения у школьников радости в процессе обучения;
- научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;
- воспитание культуры здорового образа жизни;
- развитие творческих способностей школьников;
- мотивация на здоровый образ жизни;
- научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;
- внедрение инновационных педагогических технологий.
Образовательный процесс, организуемый учителями должен носить творческий характер. Творческий характер образовательного процесса, как считает Л. С. Выготский, крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребенка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализацией той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы- развитию личности школьника, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда-неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Организация здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении должна рассматриваться с позиции комплексной оценки социальных и биологических факторов формирования организма и личности и реализовываться в рамках трех основных направлений.
Медико-гигиенического, подразумевающего поддержание здоровых условий жизнедеятельности, профилактику, коррекцию хронических и острых заболеваний.
Психолого-валеологического, направленного на формирование здорового образа жизни, активной мотивации на потребность в здоровье, диагностику показателей психического и физического здоровья, выявление и устранение факторов «риска», сохранение и увеличение резервов здоровья.
Психолого-педагогического, решающего в целом проблему социальной и биологической адаптации детей, включая показатели успешности обучения и физиологической ее цены, с учетом возрастных особенностей, различные психолого-педагогические программы по оптимизации двигательной активности, профилактики и коррекции состояния здоровья.
Общая система здоровьесберегающей педагогики должна включать в себя:
- формирование основ культуры здоровья;
- здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса;
- оздоровительная работа в учебное и внеурочное время.
Быть здоровым — это естественное желание каждого человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от учебной деятельности, стремиться к самосовершенствованию. Такого человека мы должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства
Задача взрослых – показать растущему человеку, что существует масса интересных занятий, в частности спорт, туризм, которые не только позволяют пережить разнообразные острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.
В заключении можно сказать, что влечении интернет – зависимости главное - доказать человеку, что живое общение привлекательнее виртуального. Вырвать человека из сети, приобщить к другим интересам – задача в полнее разрешимая.
«Тяжелуюболезньвначалелегковылечить,нотруднораспознать,когдажеонаусилилась,еелегкораспознать,ноужетрудновылечить».
И.Макиавелли
Профилактическая работы с родителями
Взаимодействие с родителями занимает важное место в структуре профилактики зависимости от компьютера, поскольку предпосылки ее формирования не редко закладываются в семье. Далее уже с формировавшийся стереотип зависимого поведения там же и подкрепляется. Поэтому эффективность психопрофилактической работы может быть достигнута только в том случае, если союзниками психолога или социального педагога станут родители.
Первые шаги к такому сотрудничеству можно заложить в рамках групповой консультации, когда есть возможность встретиться с родителями многих подростков.
Основными задачами подобных групповых консультаций могут стать знакомство родителей с понятием «компьютерная и мобильная зависимость», ее основными признаками и способами профилактики в семье.
Основная задача на первом этапе – информировать родителей о возрастных особенностях детей, обосновных особенностях зависимого поведения. Поскольку уровень психологической культуры родителей может быть различным, желательно раскрыть основное содержание простым, доступным языком, привлекая разнообразные примеры из опыта практической работы, иллюстрирующие актуальность обсуждаемого вопроса.
Наследующем этапе целесообразно про информировать родителей о результатах диагностики в целом по группе детей. Для облегчения восприятия информации желательно представить результаты фронтальной диагностики наглядно – в видеграфика, диаграммы.
Задача этого этапа – обратить внимание родителей на поведение их ребенка. Некоторые родители могут начать задавать вопросы о своем ребенке прямо на встрече. Поэтому родителям, желающим получить ответы на свои вопросы, предоставляется возможность записаться на индивидуальную консультацию. В том случае, если планируется профилактическая работа с детьми, родителей кратко знакомят с ее особенностями. Можно также описать родителям основные проявления зависимого от компьютера поведения – это поможет некоторым из них самостоятельно с ориентироваться относительно наличия или отсутствия данной зависимости у их собственного ребенка. Если позволяет время, целесообразно включить этот этап в экспертную оценку самими родителями поведения их детей. Последний шаг в выступлении психолога – это формулирование конкретных рекомендаций для родителей по профилактике зависимого поведения в семье и раздача соответствующих памяток.
Компьютерная доступность для граждан старшего поколения
«Качество жизни пожилого человека определяется не только размером пенсии. Мы обязаны создать по-настоящему комфортную среду для пожилых людей… Мы не имеем права относиться к людям старшего поколения по так называемому остаточному принципу. Это важнейшая и социальная, и гуманитарная, и государственная задача – внимательное отношение к людям старшего поколения»
Президент Российской Федерации В.В.Путин
Сегодня все больше людей, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, сталкиваются с необходимостью научиться работать на компьютере.
Для многих пожилых людей важной проблемой является одиночество – социально-психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной не вовлеченностью индивида. Основными причинами одиночества в пожилом и старом возрасте являются разрушение деловых связей, длительная болезнь, смерть близких, друзей, супруга, родственников. Для старых людей партнер особенно желателен в том смысле, что он, является собеседником, а также человеком, на которого можно положиться, о ком можно заботиться.
Благополучие пожилых людей, как социальная норма должна обеспечиваться созданием эффективного механизма, которая позволяет в полной мере всесторонне реализовать свои потенциалы, чтобы им всегда был открыт доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.
Для работы с пожилыми людьми необходима психологическая подготовка, сострадание и желание помочь. Особенно нуждаются в помощи одинокие пожилые люди. Пожилой человек более общителен и открыт, нуждается в семье, взаимопомощи и поддержании жизни.
Стоит отметить, что телефон облегчил во многом жизнь современных людей. Он позволяет неотложно решать жизненные задачи, узнать о местонахождении абонента. Если старшее поколение научили в критических или экстренных ситуациях пользоваться необходимыми номерами.
Доказано, что школьники становятся лучшими специалистами в этой сфере, нежели старшее поколение. Они значительно опережают взрослых по многим аспектам.
Постоянное пребывание в современном, насыщенном информацией мире как-то незаметно привело к тому, что младшее поколение оторвалось от собственных родителей: кому в эпоху Интернета придет в голову отправить поздравительную телеграмму или написать письмо обычной почтой?
Хорошо, если с родственниками можно
связаться по стационарной телефонной связи, еще лучше – если у родителей есть
мобильный телефон. Но нередко старшее поколение полностью игнорирует все эти
«новомодные штучки», отговариваясь малозначащими причинами. На деле современные
гаджеты выглядят для них непривычными, пугающими и даже опасными.
Впрочем, практика показывает: не так трудно сломить сопротивление и разрушить
стереотипы, как обучить родных старшего возраста свободно обращаться со
«страшной» техникой. И если сотовый телефон хоть немного осваивается, то про
компьютер говорить уже сложнее. Но это не может служить препятствием: в наших
силах позаботиться о том, чтобы без проблем общаться с родными не только по
мобильной связи, но и посредством Skype – достаточно лишь грамотно подойти к
выбору оборудования.
С помощью классных руководителей будут собраны единомышленники, из которых будет создан координационный совет. На нем сформирован отряд «Рука помощи», выбрать лидера, актив, распределили обязанности и утвердили список пожилых людей, нуждающихся в помощи.
При работе школьники обязательно должны использовать такие принципы, как:
добровольность; гуманность; трудолюбие; порядочность; открытость.
Эта программа не имеет рамок, мы и дальше будем помогать, и придумывать новые возможности для поддержки и помощи пожилым людям.
Результатом первого этапа является создание отряда «Рука помощи» для адресной помощи остронуждающимся людям.
Результат второго этапа — физическая помощь ветеранам и нуждающимся в ней помощи.
Подводя итоги по третьему этапу, можно сделать вывод, что увеличилась гражданская активность подростков, молодежи в процессе участия в реализации программы;
произошло увеличение количества подростков, желающих помочь тем, кто нуждается в помощи.
Вечной молодости не бывает. Все когда-нибудь состарятся. Старость может быть разной — счастливой и не очень, часто это результат прожитой жизни. Иногда диктуют обстоятельства. Пожилые люди в душевной поддержке. Взамен делятся бесценным жизненным опытом. Как человек относится к старикам, так и его дети будут относиться к нему в старости. Поэтому считаем, эта программа востребована, важна и необходима к применению.
Для того чтобы жизнь пожилых людей, близких нам бабушек и дедушек, не превратилась в бессмысленное существование, необходимо сделать всего одну вещь — показать, как они нам дороги!!! Берегите себя и своих близких! И помогайте старикам, не считая это трудной обязанность
Не надо делать скидки и поправки на возраст – их боязнь ксовременной техники легко преодолима и требуется только немного заботы с нашей стороны, чтобы помочь им освоится в мире высоких технологий. Конечно, то, что стало частью нашей жизни не освоить вдруг и сразу, но лишать старшее поколение возможности полноценно общаться.
Приложение 1
Лекция
из цикла родительского лектория "Современный родитель"
В основе формирования патологического пристрастия к компьютеру лежит нарушение психических механизмов восприятия мира.
Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Этому способствуют широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к интернету, компьютеризация школьных программ обучения, большое количество игровых компьютерных клубов. В группу риска чаще всего попадают мальчики, ведь у них от природы больше, чему девочек, развиты конкурентность, соревновательные мотивы, стремление к первенству.
Компьютерная зависимость может возникнуть и в более раннем возрасте. В младшем школьном возрасте в силу возрастных особенностей психика ребенка характеризуется не стабильностью. В этом возрасте происходит смена основного вида деятельности: игра сменяется учебой. Не стабильность психики ребенка является одним из оснований возникновения различных видов зависимостей, и не только компьютерных. Кроме того, детская психика наиболее подвержена привыканию при систематическом воздействии на нее.
Под влиянием компьютерных игр зачастую у ребенка даже в раннем возрасте может сформироваться аддиктивное поведение, которое характеризуется стремлением уйти от реальности по средством изменения своего психического состояния. Происходи тпроцесс, во время которого ребенок не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии. Увлекаясь компьютером, ребенок гораздо меньше интересуется обыкновенными игрушками и постоянно стремится к виртуальным играм.
Как помочь ребенку, у которого уже сформировалась компьютерная зависимость?
Родителям необходимо представлять, сколько времени проводит ребенок у компьютера, чем он пренебрегает, как своего физическое и эмоциональное состояние.
Как только становится ясным, что существует чрезмерное увлечение компьютером, то родителям и ребенку необходимо совместно обсудить границы. Можно согласовать предельно допустимое количество времени использования компьютера. Можно предложить, чтобы ребенок ставил таймер для напоминания, когда нужно остановиться. Удобная форма для обсуждения этой проблемы – семейный совет.
Если эта мера оказалась недостаточной, то рекомендую обратиться к психологу. Психотерапия с такими подростками обычно состоит из трех этапов:
- индивидуальное обучение контролю над желанием включить компьютер и погрузиться в виртуальный мир;
- коррекция семейных отношений;
- создание индивидуальной программы по нормализации учебы и восстановлению социальных связей со сверстниками.
Упражнение «Интеллект».
Всегда надо помнить о том, что каким бы совершенным ни был компьютер, очень важно, кто им управляет. На данном этапе лечения от компьютерной зависимости ваша задача должна заключаться в том, чтобы работать уже не с образом компьютера, а с собой, вживаясь в образ другого человека, обладающего гениальным умом и совершенным сознанием. Сначала выберите несколько человек, которые известны своим умом, знаниями или выдающимися способностями, о которых вы хоть немного знаете и знания которых вам нужны. Попытайтесь проделать следующую операцию: мысленно пересадите голову и мозги каждого из гениев (насколько вы это представляете) на место своей головы. Представьте также, насколько изменяется ваше самоощущение и насколько могучим становится ваш интеллект. Вы увидите, насколько поразительно изменилось ваше самоощущение и состояние ума! Выполняйте это упражнение, и вы обязательно изменитесь внутренне.
Упражнение «Заветные желания».
Это упражнение можно выполнять в свободное время вместе с родственниками, а также в качестве детской игры. Оно помогает выявить скрытые желания человека, его тайные мечты, сформировать точные образы и составить план действия по его выполнению. Первым шагом будет устное высказывание своих целей, и потом фиксирование их на листе бумаги.
1. Перечислите все свои самые смелые желания, какие могут быть у вас на данный момент времени, запишите их на бумаге по порядку.
2. После того как записаны все мечты, внимательно перечитайте весь список.
3. В процессе чтения этого списка постарайтесь сосредоточиться на своих внутренних ощущениях, что вы чувствовали, когда вслух произносили своих заветные желания. Запомните эти переживания и ощущения.
4. Составить список основных желаний (10–20 желаний).
5. Из этих желаний выберите 5–6 самых заветных.
6. Из этих 5–6 желаний выберите очень важные желания.
7. А теперь на большом листе бумаги нарисуйте круг диаметром 20 см, внутри него - круг поменьше (это кольцо - ваше «я»), в этом кольце разместите те 5–6 желаний.
8. Цветными карандашами или фломастерами нарисуйте символы, которые соответствуют и отражают ваши собственные желания.
9. Дайте каждому желанию (5–6 желаниям в малых кругах) название, имя (например, «Критик», «Саботажник», «Любовь», «Вечность» и т. д.).
10. Раскрасьте свое «Я» разными цветами в зависимости от того, в каком цвет вы видите свои желания.
Упражнение «Анкета».
Это упражнение желательно (с детьми — даже обязательно) выполнять в присутствии человека, который достаточно хорошо знает «больного» компьютерной зависимостью.
Стоя в середине комнаты, человек должен изобразить любую из своих желаний из предыдущего упражнения и ответить на вопросы. Эти вопросы надо записывать в том порядке, в котором они задавались. Вопросы могут быть самые разные, но они должны касаться тех сфер жизни, в которых человек испытывает проблемы. Например: «в каких жизненных ситуациях появляется это желание?», «Как часто?», «Какие обстоятельства провоцируют появление этого желания?», «Помогает ли желание действовать в какой-либо ситуации?», «Каким образом помогает?», «Препятствует ли она в чем-нибудь?», «Что происходит с вашим телом, эмоциями, мыслями?» После того как все вопросы и ответы записаны, можно сделать выводы по каждому пункту. В соответствии с поставленными целями те ответы, которые не могут быть признаны правильными, необходимо детально изучить и изменить тип данного желания.
Упражнение «Мой внутренний голос».
В каждом человеке всегда «живет» критик, который в определенные моменты жизни препятствует через подсознание человека действию. Для того чтобы выполнять это упражнение, необходимо найти в себе своего критика, свой внутренний голос. Закройте глаза и спросите себя, есть ли у вас внутренний критик, потом дайте ему имя (прокурор, следователь, великий Белинский), проанализируйте, каким тоном он с вами разговаривает, чего требует от вас. Теперь станьте сами критиком, объясните своей личности, как она нуждается в критике, что без критики в личности будет царить беспорядок, обсудите с критиком, как сохранить личность, используя ее ценные качества, уменьшить отрицательные. Можно проводить подобные диалоги в свободное от основной работы время.
Упражнение «Бунтарь».В душе все мы бунтари, но не каждый может открыто признаться в этом самому себе. Человеку предлагается подумать о деле, которое он бы хотел успешно проделать, а потом о причине, которая бы нанесла ущерб этому делу, помешала бы ему осуществиться, это и будет саботажник-причина. Далее предлагается нарисовать саботажника на листе бумаги. Изобразите его так, как видите. Дайте волю своей фантазии. Потом раскритикуйте поведение своего саботажника. Попробуйте проанализировать мотивы его поведения. Вместе сблизким вам человек сделайте соответствующие выводы: что вам может помешать выполнить свою программу лечения от компьютерной зависимости и как устранить эти помехи.
Памятка «Что делать, если у школьника обнаружена компьютерная зависимость»
•втянувшемуся подростку резко перекрывать доступ к компьютеру нельзя; делать это нужно постепенно, подготавливая ребенка вместе с психологом;
•будьте честны со своим чадом, дети чувствуют ложь;
•старайтесь больше проводить времени с подростком, но не превращайте общение в длинные беседы и нотации;
•уважайте индивидуальность ребенка;
•подыщите вместе с ним хобби, увлечения;
•развивайте личностные качества подростка, любознательность, уверенность в себе, дружелюбность, честность, ответственность за свои поступки, терпение.
Занятие по профилактике компьютерной зависимости.
Цель занятия - информирование о последствия злоупотребления компьютером у подростка.
Возраст целевой группы: 10-15 лет
Продолжительность мероприятия: 1,5 часа
Необходимые материалы: ватман, карандаши, фломастеры
Ход мероприятия
Ведущий говорит вступительное слово:По мнению экспертов Американской медицинской ассоциации, опасность стать зависимым грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более 2-х часов в день. Это же касается тех, кто ночи напролёт «сидит» в Интернете.
Зависимость – это особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Однако, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь. Вначале – удовольствие и наслаждение, но через некоторое время требуется всё больше сил, времени и оно поглощает всю жизнь человека.
Противоположностью зависимости является независимость – понятие, тождественное свободе. Свобода для человека – это свобода выбора между самовыражением и рабством зависимости. Свобода выбора присутствует только в случае самовыражения.
Игра для знакомства и ожиданий от занятия «Цветок»
Перед началом занятия рисую цветок без лепестков на ватманском листе.
Даю задание участникам придумать себе псевдоним, которыми они пользуются при общении в Интернет - пространстве или хотели бы использовать, и написать его на стикере. Каждый участник выходит к плакату с цветком, и называет свой псевдоним, записывают ожидания от занятия, и приклеивает стикер с псевдонимом на ватманский лист с цветком.
«Рисунки» (Визуализация представлений подростков о компьютерной зависимости) 20 мин.
Все участники делятся на две группы. После этого первой группе предлагается нарисовать человека зависимого от компьютера, а второй — не зависимого. Затем идет обсуждение, какими свойствами они обладают, описание его обыкновенного дня, в чем между рисунками разница.
«Клубок» (Разминка участников, снятие внутреннего напряжения) 5 мин
Участникам предлагается выстроиться в линейку и взяться за руки. Первый человек линейки стоит на месте, а остальные «наматываются» на него, идя по кругу. Когда клубок свернулся, первый человек выпутывается, все остальные идут за ним, не отпуская рук друг друга.
«Ролевая игра»(20 мин.)
Ведущий выбирает 5 участников. Даёт каждому роль: мама зависимого от компьютера ребёнка – домохозяйка; папа – добытчик семьи; друг, который зовёт гулять; сам ребёнок, поглощённый компьютером; бабушка, которая долго не видела внука и приехала погостить. Участники должны обыграть сценку, а остальные наблюдают. Обсуждая сценку, участники занимаются поиском позитивного решения конфликтной ситуации, связанной с пристрастием ребёнка к компьютеру.
Завершение работы. Обсуждение полученной информации. Подведение итогов. Получение обратной связи.
Рекомендации подросткам
1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путём человек становится совершеннее.
2. Определите своё место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр - только в мышеловке.
3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!
4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.
5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас неважно в реальной жизни, - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!
6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.
7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
8. Имейте собственные чёткие взгляды и убеждения.
9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».
11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером. Спасибо всем за участие!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.