Материалы для классного руководителя по работе с трудными подростками
Оценка 5

Материалы для классного руководителя по работе с трудными подростками

Оценка 5
Памятки +1
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—11 кл
20.03.2024
Материалы для классного руководителя по работе с трудными подростками
В данной публикации представлен ряд материалов (памятка, примерная программа индивидуальной работы, способы реагирования на нарушение дисциплины) в помощь классному руководителю при работе с трудными детьми/подростками.
Материалы для классного руководителя.docx

Приложение 1.

Дифференцировка способов реагирования на нарушение дисциплины.

Типы поведения обучающихся,

его характеристика

Психологические причины поведения

Возможные пути педагогического воздействия

 

Поведение, направленное на привлечение внимания

Активное: отвлекает внимание преподавателя и группы

Пассивное: чрезмерно медленный темп работы, демонстративная медлительность

Неумение просить внимания при переживании дефицита внимания к себе.

Минимизация внимания (игнорирование демонстративного поведения).

Разрешающее поведение (к выходке может присоединиться вся группа в пределах «разрешённой квоты»).

Подчёркивание успехов, внимание за хорошее поведение.

Отвлечение обучающегося (смена вида деятельности).

Властолюбивое поведение

Активное: вспышки негодования, конфронтация, нагнетание напряжённости

 

 

 

Эмансипация, мода на «сильную личность» в неадекватных проявлениях

Акцентирование на поступках, а не на личности обучающихся.

Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости (не повышать голос, не высмеивать подростка, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах).

Отсроченное обсуждение проступков.

Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Пассивное:

Тихое непослушание

Мстительное поведение

Активное: физические или психологические акты насилия (порча мебели, оскорбления) Пассивное:

Стереотип силового разрешения конфликтов

Акцентирование внимания на поступках, а не на личности обучающихся.

Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости (не повышать голос, не высмеивать обучающегося, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах).

Отсроченное обсуждение поступков.

Демонстрация модели неагрессивного поведния.

Поведение, направленное на избегание неудач

Активное: вспышки негодования в ситуации реальной или потенциальной неудачи

Необоснованные ожидания взрослых, конкурирующий стиль взаимодействия

Представление дополнительной помощи в обучении (обучающиеся-репетиторы, игровые методы обучения, дополнительные занятия).

Предоставление возможности позитивно рассказать о себе.

Подчёркивание достижений, напоминания о прошлых успехах.

Материализация достижений (аплодисментами, условными знаками и т.д.).

 

ПАМЯТКА

классному руководителю по работе с проблемными детьми

v Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми подростками.

v Совместно с преподавателями  постоянно держать на контроле  вопрос успеваемости данных подростков. Строго следить за успеваемостью.

v Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

v Ежедневно встречаться с подростками.

v Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.

v Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является  личный пример преподавателя, внимание к подростку, умение радоваться  успехам ребенка.

v Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, исполнение  общественных поручений.

v Предупредить возможность неправильных действий подростков.

v Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится  «трудный».

v Обучить подростков  методам самовоспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Модель работы классного руководителя с трудными учащимися

Название этапа

Цель этапа

Основные направления в работе

Методы изучения и перевоспитания

1 этап –   начальный (диагностический)

Вскрыть причины трудновоспитуемости. Поставить психолого-педагогический диагноз.

1.Изучить положение ребёнка в окружающей социальной микросреде (семья, класс, уличная группа).

2. Выявить положительные качества личности обучающегося, его склонности и способности.

3.Выявить негативные стороны личности ученика.

4. Выявить способности ребёнка к обучению.

5. Изучить результаты комплексного медицинского обследования (мед. карта).

6. Изучить динамику реализации социальных потребностей учащегося: а) потребность в человеческих связях; б) потребность в самоутверждении; в) потребность в эмоциональной привязанности и т.д.

1.Метод изучения документальных данных на ребёнка.

2. Метод беседы с учителями, родителями, сверстниками, самим ребёнком).

3. Метод наблюдения.

4. Метод опроса.

5. Метод независимых характеристик.

6. Метод социометрии.

7. Метод незаконченного предложения.

8. Комплекс экспериментальных методик, связанных с изучением личности

2 этап – промежуточный (переориентационный)

Подвергнуть ломке нежелательный стереотип поведения учащегося. Формировать положительные черты и качества личности ребёнка.

 

1. Формирование положительных личных и деловых взаимоотношений с ребёнком.

2. Рациональное построение социальнозначимых видов деятельности ребёнка.

3. Оказание конкретной помощи в реализации социальных потребностей обучающихся.

4. Привлечение их к участию в различных формах коллективной творческой деятельности (КТД).

5. Создание ситуации успеха в учебной деятельности.

6. Приложить усилия к разрыву нежелательных социальных связей ребёнка.

7. Привлечение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

8. Остаются в силе основные направления первого этапа перевоспитания.

1. Метод «педагогического взрыва».

2. Метод личного примера.

3. Метод убеждения.

4. Метод поощрения и наказания.

5. Методика организации КТД.

6. Метод беседы.

7. Методы самовоспитания.

8. Остаются в силе основные методы первого этапа изучения и перевоспитания.

3 этап – заключительный (закрепительный)

Формирование положительного стереотипа поведения подростка

1. Формирование доверительных взаимоотношений с ребёнком.

2. Постоянное привлечение подростка к анализу, подготовке и проведению КТД.

3. Достижение устойчивых результатов в учёбе.

4. Оказание систематической помощи в самовоспитании.

5. Остаются в силе основные направления первого этапа перевоспитания.

Сохраняются основные методы изучения и перевоспитания первого и второго этапов.

Методы самовоспитания:

А) самоанализ,

Б) самоприказ,

В) самовнушение. Методы аутогенной тренировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Примерная программа индивидуального подхода к трудному ребёнку

Ведущие недостатки личности

Преобладающие признаки аномального поведения

 

Содержание деятельности

Грубость

А) невыдержанность, недостатки нервной системы;

Б) самоуверенность, заносчивость;

В) несправедливо обиженные переняли опыт общения с плохими людьми.

Главное – создание спокойной обстановки, помощь врача.

Необходим постоянный анализ поведения, включение в коллективную деятельность, воспитание умения подчинять Я.

Чуткий подход к учащимся, убеждение их на конкретных примерах в том, что плохие люди составляют ничтожно малую долю; обучение подростков умению понимать людей.

Лень

А) безвольны, не приучены к преодолению трудностей;

Б) полное безразличие к труду, к профессии;

В) самоуверенны, высокомерны.

Требуется создать условия, в которых будет нарастать напряжённость, требующая волевых усилий, доказать и показать радость преодоления трудностей.

Использование всего арсенала педагогических средств по формированию трудолюбия, познавательных и профессиональных интересов.

Замкнутость

А) самоуверенность, противопоставление себя коллективу;

Б) кем-то несправедливо обижены или кем-то в классе третируемые;

В) какие-то физические недостатки (маленький рост, хромота, заикание, особенности внешности).

Чуткий подход к учащимся, убеждение их на конкретных примерах в том, что плохие люди составляют ничтожно малую долю; обучение подростков умению понимать людей.

Выявление причин и лиц, плохо относящихся к учащемуся.

Тактичные беседы с одноклассниками учащегося, убеждение его и категоричное требование к детям, не обращать внимание на его недостатки.

Склонность к правонарушениям

1 группа - инициаторы, организаторы, руководители неблаговидных поступков;

2 группа -  исполнители, легко поддающиеся дурному влиянию;

3 группа - действующие в одиночку.

Для учащихся 1 группы необходима их нейтрализация в коллективе и раскрытие перед другими ребятами их недостатков.

Учащиеся 2 группы должны быть изолированы от отрицательного влияния, у них необходимо воспитывать уверенность в себе, чувство собственного достоинства, смелость.

Требуют пристального наблюдения и длительной систематической воспитательной работы, как и с другими учащимися.

 


 

Приложение 1. Дифференцировка способов реагирования на нарушение дисциплины

Приложение 1. Дифференцировка способов реагирования на нарушение дисциплины

ПАМЯТКА классному руководителю по работе с проблемными детьми v

ПАМЯТКА классному руководителю по работе с проблемными детьми v

Приложение 2. Модель работы классного руководителя с трудными учащимися

Приложение 2. Модель работы классного руководителя с трудными учащимися

Формирование положительного стереотипа поведения подростка 1

Формирование положительного стереотипа поведения подростка 1

Приложение 3 Примерная программа индивидуального подхода к трудному ребёнку

Приложение 3 Примерная программа индивидуального подхода к трудному ребёнку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2024