Приложение 1.
Дифференцировка способов реагирования на нарушение дисциплины.
Типы поведения обучающихся, его характеристика |
Психологические причины поведения |
Возможные пути педагогического воздействия |
|
Поведение, направленное на привлечение внимания |
Активное: отвлекает внимание преподавателя и группы Пассивное: чрезмерно медленный темп работы, демонстративная медлительность |
Неумение просить внимания при переживании дефицита внимания к себе. |
Минимизация внимания (игнорирование демонстративного поведения). Разрешающее поведение (к выходке может присоединиться вся группа в пределах «разрешённой квоты»). Подчёркивание успехов, внимание за хорошее поведение. Отвлечение обучающегося (смена вида деятельности). |
Властолюбивое поведение |
Активное: вспышки негодования, конфронтация, нагнетание напряжённости
|
Эмансипация, мода на «сильную личность» в неадекватных проявлениях |
Акцентирование на поступках, а не на личности обучающихся. Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости (не повышать голос, не высмеивать подростка, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах). Отсроченное обсуждение проступков. Демонстрация модели неагрессивного поведения. |
Пассивное: Тихое непослушание |
|||
Мстительное поведение |
Активное: физические или психологические акты насилия (порча мебели, оскорбления) Пассивное: |
Стереотип силового разрешения конфликтов |
Акцентирование внимания на поступках, а не на личности обучающихся. Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости (не повышать голос, не высмеивать обучающегося, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах). Отсроченное обсуждение поступков. Демонстрация модели неагрессивного поведния. |
Поведение, направленное на избегание неудач |
Активное: вспышки негодования в ситуации реальной или потенциальной неудачи |
Необоснованные ожидания взрослых, конкурирующий стиль взаимодействия |
Представление дополнительной помощи в обучении (обучающиеся-репетиторы, игровые методы обучения, дополнительные занятия). Предоставление возможности позитивно рассказать о себе. Подчёркивание достижений, напоминания о прошлых успехах. Материализация достижений (аплодисментами, условными знаками и т.д.). |
|
|||||
ПАМЯТКА
классному руководителю по работе с проблемными детьми
v Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми подростками.
v Совместно с преподавателями постоянно держать на контроле вопрос успеваемости данных подростков. Строго следить за успеваемостью.
v Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
v Ежедневно встречаться с подростками.
v Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.
v Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример преподавателя, внимание к подростку, умение радоваться успехам ребенка.
v Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, исполнение общественных поручений.
v Предупредить возможность неправильных действий подростков.
v Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится «трудный».
v Обучить подростков методам самовоспитания.
Приложение 2.
Модель работы классного руководителя с трудными учащимися
Название этапа |
Цель этапа |
Основные направления в работе |
Методы изучения и перевоспитания |
1 этап – начальный (диагностический) |
Вскрыть причины трудновоспитуемости. Поставить психолого-педагогический диагноз. |
1.Изучить положение ребёнка в окружающей социальной микросреде (семья, класс, уличная группа). 2. Выявить положительные качества личности обучающегося, его склонности и способности. 3.Выявить негативные стороны личности ученика. 4. Выявить способности ребёнка к обучению. 5. Изучить результаты комплексного медицинского обследования (мед. карта). 6. Изучить динамику реализации социальных потребностей учащегося: а) потребность в человеческих связях; б) потребность в самоутверждении; в) потребность в эмоциональной привязанности и т.д. |
1.Метод изучения документальных данных на ребёнка. 2. Метод беседы с учителями, родителями, сверстниками, самим ребёнком). 3. Метод наблюдения. 4. Метод опроса. 5. Метод независимых характеристик. 6. Метод социометрии. 7. Метод незаконченного предложения. 8. Комплекс экспериментальных методик, связанных с изучением личности |
2 этап – промежуточный (переориентационный) |
Подвергнуть ломке нежелательный стереотип поведения учащегося. Формировать положительные черты и качества личности ребёнка.
|
1. Формирование положительных личных и деловых взаимоотношений с ребёнком. 2. Рациональное построение социальнозначимых видов деятельности ребёнка. 3. Оказание конкретной помощи в реализации социальных потребностей обучающихся. 4. Привлечение их к участию в различных формах коллективной творческой деятельности (КТД). 5. Создание ситуации успеха в учебной деятельности. 6. Приложить усилия к разрыву нежелательных социальных связей ребёнка. 7. Привлечение учащихся к занятиям физкультурой и спортом. 8. Остаются в силе основные направления первого этапа перевоспитания. |
1. Метод «педагогического взрыва». 2. Метод личного примера. 3. Метод убеждения. 4. Метод поощрения и наказания. 5. Методика организации КТД. 6. Метод беседы. 7. Методы самовоспитания. 8. Остаются в силе основные методы первого этапа изучения и перевоспитания. |
3 этап – заключительный (закрепительный) |
Формирование положительного стереотипа поведения подростка |
1. Формирование доверительных взаимоотношений с ребёнком. 2. Постоянное привлечение подростка к анализу, подготовке и проведению КТД. 3. Достижение устойчивых результатов в учёбе. 4. Оказание систематической помощи в самовоспитании. 5. Остаются в силе основные направления первого этапа перевоспитания. |
Сохраняются основные методы изучения и перевоспитания первого и второго этапов. Методы самовоспитания: А) самоанализ, Б) самоприказ, В) самовнушение. Методы аутогенной тренировки. |
Приложение 3
Примерная программа индивидуального подхода к трудному ребёнку
Ведущие недостатки личности |
Преобладающие признаки аномального поведения |
Содержание деятельности |
Грубость |
А) невыдержанность, недостатки нервной системы; Б) самоуверенность, заносчивость; В) несправедливо обиженные переняли опыт общения с плохими людьми. |
Главное – создание спокойной обстановки, помощь врача. Необходим постоянный анализ поведения, включение в коллективную деятельность, воспитание умения подчинять Я. Чуткий подход к учащимся, убеждение их на конкретных примерах в том, что плохие люди составляют ничтожно малую долю; обучение подростков умению понимать людей. |
Лень |
А) безвольны, не приучены к преодолению трудностей; Б) полное безразличие к труду, к профессии; В) самоуверенны, высокомерны. |
Требуется создать условия, в которых будет нарастать напряжённость, требующая волевых усилий, доказать и показать радость преодоления трудностей. Использование всего арсенала педагогических средств по формированию трудолюбия, познавательных и профессиональных интересов. |
Замкнутость |
А) самоуверенность, противопоставление себя коллективу; Б) кем-то несправедливо обижены или кем-то в классе третируемые; В) какие-то физические недостатки (маленький рост, хромота, заикание, особенности внешности). |
Чуткий подход к учащимся, убеждение их на конкретных примерах в том, что плохие люди составляют ничтожно малую долю; обучение подростков умению понимать людей. Выявление причин и лиц, плохо относящихся к учащемуся. Тактичные беседы с одноклассниками учащегося, убеждение его и категоричное требование к детям, не обращать внимание на его недостатки. |
Склонность к правонарушениям |
1 группа - инициаторы, организаторы, руководители неблаговидных поступков; 2 группа - исполнители, легко поддающиеся дурному влиянию; 3 группа - действующие в одиночку. |
Для учащихся 1 группы необходима их нейтрализация в коллективе и раскрытие перед другими ребятами их недостатков. Учащиеся 2 группы должны быть изолированы от отрицательного влияния, у них необходимо воспитывать уверенность в себе, чувство собственного достоинства, смелость. Требуют пристального наблюдения и длительной систематической воспитательной работы, как и с другими учащимися. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.