Материалы для классного руководителя по работе с трудными подростками

  • Памятки
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 20.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной публикации представлен ряд материалов (памятка, примерная программа индивидуальной работы, способы реагирования на нарушение дисциплины) в помощь классному руководителю при работе с трудными детьми/подростками.
Иконка файла материала Материалы для классного руководителя.docx

Приложение 1.

Дифференцировка способов реагирования на нарушение дисциплины.

Типы поведения обучающихся,

его характеристика

Психологические причины поведения

Возможные пути педагогического воздействия

 

Поведение, направленное на привлечение внимания

Активное: отвлекает внимание преподавателя и группы

Пассивное: чрезмерно медленный темп работы, демонстративная медлительность

Неумение просить внимания при переживании дефицита внимания к себе.

Минимизация внимания (игнорирование демонстративного поведения).

Разрешающее поведение (к выходке может присоединиться вся группа в пределах «разрешённой квоты»).

Подчёркивание успехов, внимание за хорошее поведение.

Отвлечение обучающегося (смена вида деятельности).

Властолюбивое поведение

Активное: вспышки негодования, конфронтация, нагнетание напряжённости

 

 

 

Эмансипация, мода на «сильную личность» в неадекватных проявлениях

Акцентирование на поступках, а не на личности обучающихся.

Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости (не повышать голос, не высмеивать подростка, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах).

Отсроченное обсуждение проступков.

Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Пассивное:

Тихое непослушание

Мстительное поведение

Активное: физические или психологические акты насилия (порча мебели, оскорбления) Пассивное:

Стереотип силового разрешения конфликтов

Акцентирование внимания на поступках, а не на личности обучающихся.

Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости (не повышать голос, не высмеивать обучающегося, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах).

Отсроченное обсуждение поступков.

Демонстрация модели неагрессивного поведния.

Поведение, направленное на избегание неудач

Активное: вспышки негодования в ситуации реальной или потенциальной неудачи

Необоснованные ожидания взрослых, конкурирующий стиль взаимодействия

Представление дополнительной помощи в обучении (обучающиеся-репетиторы, игровые методы обучения, дополнительные занятия).

Предоставление возможности позитивно рассказать о себе.

Подчёркивание достижений, напоминания о прошлых успехах.

Материализация достижений (аплодисментами, условными знаками и т.д.).

 

ПАМЯТКА

классному руководителю по работе с проблемными детьми

v Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми подростками.

v Совместно с преподавателями  постоянно держать на контроле  вопрос успеваемости данных подростков. Строго следить за успеваемостью.

v Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

v Ежедневно встречаться с подростками.

v Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.

v Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является  личный пример преподавателя, внимание к подростку, умение радоваться  успехам ребенка.

v Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, исполнение  общественных поручений.

v Предупредить возможность неправильных действий подростков.

v Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится  «трудный».

v Обучить подростков  методам самовоспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Модель работы классного руководителя с трудными учащимися

Название этапа

Цель этапа

Основные направления в работе

Методы изучения и перевоспитания

1 этап –   начальный (диагностический)

Вскрыть причины трудновоспитуемости. Поставить психолого-педагогический диагноз.

1.Изучить положение ребёнка в окружающей социальной микросреде (семья, класс, уличная группа).

2. Выявить положительные качества личности обучающегося, его склонности и способности.

3.Выявить негативные стороны личности ученика.

4. Выявить способности ребёнка к обучению.

5. Изучить результаты комплексного медицинского обследования (мед. карта).

6. Изучить динамику реализации социальных потребностей учащегося: а) потребность в человеческих связях; б) потребность в самоутверждении; в) потребность в эмоциональной привязанности и т.д.

1.Метод изучения документальных данных на ребёнка.

2. Метод беседы с учителями, родителями, сверстниками, самим ребёнком).

3. Метод наблюдения.

4. Метод опроса.

5. Метод независимых характеристик.

6. Метод социометрии.

7. Метод незаконченного предложения.

8. Комплекс экспериментальных методик, связанных с изучением личности

2 этап – промежуточный (переориентационный)

Подвергнуть ломке нежелательный стереотип поведения учащегося. Формировать положительные черты и качества личности ребёнка.

 

1. Формирование положительных личных и деловых взаимоотношений с ребёнком.

2. Рациональное построение социальнозначимых видов деятельности ребёнка.

3. Оказание конкретной помощи в реализации социальных потребностей обучающихся.

4. Привлечение их к участию в различных формах коллективной творческой деятельности (КТД).

5. Создание ситуации успеха в учебной деятельности.

6. Приложить усилия к разрыву нежелательных социальных связей ребёнка.

7. Привлечение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

8. Остаются в силе основные направления первого этапа перевоспитания.

1. Метод «педагогического взрыва».

2. Метод личного примера.

3. Метод убеждения.

4. Метод поощрения и наказания.

5. Методика организации КТД.

6. Метод беседы.

7. Методы самовоспитания.

8. Остаются в силе основные методы первого этапа изучения и перевоспитания.

3 этап – заключительный (закрепительный)

Формирование положительного стереотипа поведения подростка

1. Формирование доверительных взаимоотношений с ребёнком.

2. Постоянное привлечение подростка к анализу, подготовке и проведению КТД.

3. Достижение устойчивых результатов в учёбе.

4. Оказание систематической помощи в самовоспитании.

5. Остаются в силе основные направления первого этапа перевоспитания.

Сохраняются основные методы изучения и перевоспитания первого и второго этапов.

Методы самовоспитания:

А) самоанализ,

Б) самоприказ,

В) самовнушение. Методы аутогенной тренировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Примерная программа индивидуального подхода к трудному ребёнку

Ведущие недостатки личности

Преобладающие признаки аномального поведения

 

Содержание деятельности

Грубость

А) невыдержанность, недостатки нервной системы;

Б) самоуверенность, заносчивость;

В) несправедливо обиженные переняли опыт общения с плохими людьми.

Главное – создание спокойной обстановки, помощь врача.

Необходим постоянный анализ поведения, включение в коллективную деятельность, воспитание умения подчинять Я.

Чуткий подход к учащимся, убеждение их на конкретных примерах в том, что плохие люди составляют ничтожно малую долю; обучение подростков умению понимать людей.

Лень

А) безвольны, не приучены к преодолению трудностей;

Б) полное безразличие к труду, к профессии;

В) самоуверенны, высокомерны.

Требуется создать условия, в которых будет нарастать напряжённость, требующая волевых усилий, доказать и показать радость преодоления трудностей.

Использование всего арсенала педагогических средств по формированию трудолюбия, познавательных и профессиональных интересов.

Замкнутость

А) самоуверенность, противопоставление себя коллективу;

Б) кем-то несправедливо обижены или кем-то в классе третируемые;

В) какие-то физические недостатки (маленький рост, хромота, заикание, особенности внешности).

Чуткий подход к учащимся, убеждение их на конкретных примерах в том, что плохие люди составляют ничтожно малую долю; обучение подростков умению понимать людей.

Выявление причин и лиц, плохо относящихся к учащемуся.

Тактичные беседы с одноклассниками учащегося, убеждение его и категоричное требование к детям, не обращать внимание на его недостатки.

Склонность к правонарушениям

1 группа - инициаторы, организаторы, руководители неблаговидных поступков;

2 группа -  исполнители, легко поддающиеся дурному влиянию;

3 группа - действующие в одиночку.

Для учащихся 1 группы необходима их нейтрализация в коллективе и раскрытие перед другими ребятами их недостатков.

Учащиеся 2 группы должны быть изолированы от отрицательного влияния, у них необходимо воспитывать уверенность в себе, чувство собственного достоинства, смелость.

Требуют пристального наблюдения и длительной систематической воспитательной работы, как и с другими учащимися.