Рабочая программа курса «Школа эмоционального интеллекта»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 09.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа 11 класс.docx

 

Рабочая программа курса

«Школа эмоционального интеллекта»

 

Учитель

Новиченко М.В.

Класс

11

Кол-во часов

1 час в неделю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

В конце 20 века оформилось предположение, что существует некоторая совокупность способностей, которые позволяют человеку продуктивно взаимодействовать с другими людьми, на основе понимания, интерпретации и контроля собственных эмоций и эмоций других людей. Система таких способностей получила название «эмоциональный интеллект».

Российский исследователь Д.В. Люсин, отталкиваясь от существующих концепций, предлагает собственную модель ЭИ. Эмоциональный интеллект понимается им как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.

Способность к пониманию эмоций означает, что человек: может распознать эмоцию, т.е. установить факт наличия эмоционального переживания у себя или другого человека; может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек: может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать довольно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости вызвать ту или иную эмоцию.

Таким образом, хотя и мнения исследователей рознятся в отношении понимания структуры эмоционального интеллекта, сходятся они в одном – ЭИ представляет собой сложный психологический феномен, развитие которого является необходимым для:

- для людей профессий «человек-человек», в первую очередь для педагогов, воспитателей и психологов;

- для подростков, эмоциональная жизнь которых нуждается в упорядочивании на основе установления взаимодействия аффекта и интеллекта,

- для детей и родителей;                                                                                

- для любого человека, как фактор саморазвития и гармонизации взаимодействия с окружающими.

В связи с вышеизложенным данная тема является достаточно актуальной в современном мире.

Целью программы является  : формирование доверительного и аутентичного отношения к миру на основании развития способностей понимания собственных эмоций и эмоций других людей, формирования навыков контроля собственных эмоций и развития эмоционального взаимодействия с окружающими.

Задачи:

 - способствовать самораскрытию и развитию способностей учащихся;

- развить компетенции рефлексии и самоанализа своих чувств, желаний, поступков;

- развить способность понимания чувств и мотивов поведения других людей;

- обучить приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях; - обучить приемам творческого преодоления конфликтов.

В данной программе представлен минимальный объем занятий необходимый для получения базовых знаний, умений и навыков в области эмоционального интеллекта. Знания занятий могут способствовать:

- гармонизации взаимоотношений личности в семье и коллективе;

- развитию способностей личности к межкультурному диалогу и взаимодействию;

- развитию лидерских качеств;

- развитию гуманных чувств;

- формированию позитивного отношения к миру;

- снижению уровня агрессивности личности и актов проявления агрессии;

- появлению стойкого интереса к собственному эмоциональному миру и к другому человеку, как к носителю эмоциональной энергии.

 

Личностные результаты:

·        умение адекватно вести себя в различных ситуациях;

·        умение различать и описывать свои эмоциональные состояния;

·        способность контролировать эмоции, управлять ими;

·        умение отстаивать свою позицию в коллективе;

·        стремление к изучению своих возможностей и способностей;

·        успешная адаптация в социуме.

 

Метапредметные результаты:

·     умение самостоятельно определять цели своего обучения;

·     умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

·     умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,

·     владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

·          формулировать задачу занятия после предварительного обсуждения;

·          анализировать и оценивать свои и чужие успехи   и неуспехи в работе;

·          строить поведение с учётом своей ролевой позиции;

·          формировать адекватную самооценку школьников;

·          учиться договариваться о распределении в совместной деятельности;

·          адекватно воспринимать предложения учителей, друзей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

·        проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования

различных точек зрения и права каждого иметь свою;

·        уметь задавать вопросы;

·        излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·        учится выражать свои мысли, чувства, понимать мысли и чувства другого человека.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Название занятия

Содержание

Количество часов

 1.

Ознакомительное занятие

 Знакомство;

Формирования представлений об ЭИ;

1

 2.

 

Диагностика эмоционального интеллекта

Самоанализ эмоционального интеллекта участниками группы.

1

3.

«Я и мир вокруг»

Развитие групповой перцепции; формирование умений слышать, понимать и передавать настроения, чувства, эмоции.

1

4.

Социальная ответственность

Способность делать что-то ради других и вместе с другими, осознанно и в соответствии с социальными правилами

1

5.

«Я – эмоция» «Я– чувство»

Знакомство с основными эмоциональными состояниями, эмоциями их виды. Чувства человека.

2

6.

«Я понимаю – я доверяю»

Цель: развитие аутентичности участников, развитие навыков самопонимания и самоконтроля, развитие чувства доверия.

1

7.

 

«Я – знаю»

Цель: развитие эмоционального опыта и эмоциональной осведомленности.

1

8.

«Я – настоящий»

Цель: раскрытие эмоционального потенциала участников; развитие эмоциональной креативности.

1

9.

Итоговое занятие

 

1

Всего

 

 

10 часов