Рабочая программа курса
«Школа эмоционального интеллекта»
Учитель |
Новиченко М.В. |
Класс |
11 |
Кол-во часов |
1 час в неделю |
Пояснительная записка
В конце 20 века оформилось предположение, что существует некоторая совокупность способностей, которые позволяют человеку продуктивно взаимодействовать с другими людьми, на основе понимания, интерпретации и контроля собственных эмоций и эмоций других людей. Система таких способностей получила название «эмоциональный интеллект».
Российский исследователь Д.В. Люсин, отталкиваясь от существующих концепций, предлагает собственную модель ЭИ. Эмоциональный интеллект понимается им как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.
Способность к пониманию эмоций означает, что человек: может распознать эмоцию, т.е. установить факт наличия эмоционального переживания у себя или другого человека; может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.
Способность к управлению эмоциями означает, что человек: может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать довольно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости вызвать ту или иную эмоцию.
Таким образом, хотя и мнения исследователей рознятся в отношении понимания структуры эмоционального интеллекта, сходятся они в одном – ЭИ представляет собой сложный психологический феномен, развитие которого является необходимым для:
- для людей профессий «человек-человек», в первую очередь для педагогов, воспитателей и психологов;
- для подростков, эмоциональная жизнь которых нуждается в упорядочивании на основе установления взаимодействия аффекта и интеллекта,
- для детей и родителей;
- для любого человека, как фактор саморазвития и гармонизации взаимодействия с окружающими.
В связи с вышеизложенным данная тема является достаточно актуальной в современном мире.
Целью программы является : формирование доверительного и аутентичного отношения к миру на основании развития способностей понимания собственных эмоций и эмоций других людей, формирования навыков контроля собственных эмоций и развития эмоционального взаимодействия с окружающими.
Задачи:
- способствовать самораскрытию и развитию способностей учащихся;
- развить компетенции рефлексии и самоанализа своих чувств, желаний, поступков;
- развить способность понимания чувств и мотивов поведения других людей;
- обучить приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях; - обучить приемам творческого преодоления конфликтов.
В данной программе представлен минимальный объем занятий необходимый для получения базовых знаний, умений и навыков в области эмоционального интеллекта. Знания занятий могут способствовать:
- гармонизации взаимоотношений личности в семье и коллективе;
- развитию способностей личности к межкультурному диалогу и взаимодействию;
- развитию лидерских качеств;
- развитию гуманных чувств;
- формированию позитивного отношения к миру;
- снижению уровня агрессивности личности и актов проявления агрессии;
- появлению стойкого интереса к собственному эмоциональному миру и к другому человеку, как к носителю эмоциональной энергии.
Личностные результаты:
· умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
· умение различать и описывать свои эмоциональные состояния;
· способность контролировать эмоции, управлять ими;
· умение отстаивать свою позицию в коллективе;
· стремление к изучению своих возможностей и способностей;
· успешная адаптация в социуме.
Метапредметные результаты:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
· формулировать задачу занятия после предварительного обсуждения;
· анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в работе;
· строить поведение с учётом своей ролевой позиции;
· формировать адекватную самооценку школьников;
· учиться договариваться о распределении в совместной деятельности;
· адекватно воспринимать предложения учителей, друзей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
· проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою;
· уметь задавать вопросы;
· излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· учится выражать свои мысли, чувства, понимать мысли и чувства другого человека.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Название занятия |
Содержание |
Количество часов |
1. |
Ознакомительное занятие |
Знакомство; Формирования представлений об ЭИ; |
1 |
2.
|
Диагностика эмоционального интеллекта |
Самоанализ эмоционального интеллекта участниками группы. |
1 |
3. |
«Я и мир вокруг» |
Развитие групповой перцепции; формирование умений слышать, понимать и передавать настроения, чувства, эмоции. |
1 |
4. |
Социальная ответственность |
Способность делать что-то ради других и вместе с другими, осознанно и в соответствии с социальными правилами |
1 |
5. |
«Я – эмоция» «Я– чувство» |
Знакомство с основными эмоциональными состояниями, эмоциями их виды. Чувства человека. |
2 |
6. |
«Я понимаю – я доверяю» |
Цель: развитие аутентичности участников, развитие навыков самопонимания и самоконтроля, развитие чувства доверия. |
1 |
7.
|
«Я – знаю» |
Цель: развитие эмоционального опыта и эмоциональной осведомленности. |
1 |
8. |
«Я – настоящий» |
Цель: раскрытие эмоционального потенциала участников; развитие эмоциональной креативности. |
1 |
9. |
Итоговое занятие |
|
1 |
Всего |
|
|
10 часов |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.