Рекомендации по профилактике различных видов буллинга.
Проблема буллинга является достаточно распространенной во всем мире, что отражено в докладах на конференции ведущих ученых и практиков разных стран (Норвегия, Австрия, Швеция, Россия, Латвия, Украина и др.).
Буллинг, или травля (иногда также используется термин «моббинг»), это сложный социальный феномен, имевший место, вероятно, на протяжении –всего периода существования человека, его жизни в коллективе. Этот термин образован от английского слова bully – «хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник» и обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. В научный обиход его ввел норвежский психолог Дан Ольвеус в 1993 году.
Первые публикации на тему травли в образовательной среде появились в 1905 году. Феномен травли как предмет психологической науки располагается на стыке психологии личности, социальной и клинической психологии.
Характерные признаки буллинга:
Виды буллинга:
Буллинг бывает прямым и косвенным.
Прямая травля, когда бьют, обзывают, дразнят, портят вещи или отбирают деньги, и косвенная травля: распространение слухов и сплетен, бойкотирование, избегание, манипуляция дружбой, использование сексуально окрашенные комментариев и жестов, угроз, расистских прозвищ.
По специфике содержания можно выделить:
Физический буллинг: избиение, толчки, плевки, захват вещей. Это самый распространенный и заметный тип буллинга.
Вербальная травля: прозвища, угрозы, оскорбления, насмешки, принуждения, унижение. Чаще встречается в студенческой молодежной среде.
Социально-психологический буллинг: сплетни и слухи, игнорирование, исключение из группы и общих дел, выставление на посмешище, бойкот и изоляции, манипуляции. Этот тип актуален для всех возрастов, но чаще других остается незамеченным. Вызывает самый сильный эмоциональный дистресс у жертвы.
Электронный (виртуальный) буллинг. Предполагает травлю через телефон и компьютер, электронную почту, интернет. Виртуальный буллинг не зависит от возраста, подразумевает распространение слухов и ложной информации, взлом страниц, отправку негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных.
Причины буллинга.
Российский психолог А. А. Реан разработал следующую классификацию мотивов (причин) буллинга:
1. Стремление к индивидуализированной власти. Некоторые индивиды испытывают потребность в доминировании, при неудовлетворении которой страдают от чувства проигрыша.
2. Агрессия. Самый популярный тип зачинщиков – агрессивные булли. Это жестокие люди, как правило, с высоким социальным статусом и высокой самооценкой.
3. Тревожность. При этом типе булль сам боится оказаться на месте жертвы, отчего защищается нападением. Альтернативное название данного типа – хамелеоны. Их особенность заключается в том, что они при определенном стечении обстоятельств могут быть как агрессорами, так и жертвами.
4. Пассивные булли. Они похожи на предыдущий тип, но не боятся оказаться в роли жертвы, а хотят заслужить авторитет и признание в коллективе. Им не доступны другие способы самоутверждения.
Помимо индивидуально-личностных предпосылок участников возникновению буллинга способствуют такие особенности социального контекста, как, например, наличие в семье жертв травли, домашнего насилия, гиперопеки. Риск буллинга возрастает в социально дезорганизованной среде, с высоким уровнем перенаселенности, алкоголизации и наркомании.
Есть три основные роли участников ситуации буллинга –
это жертва, преследователь, свидетель. Они в целом не жестко закреплены и могут меняться от ситуации к ситуации и от группы к группе. Участники буллинга обладают определенными личностными и поведенческими чертами и имеют ряд сопряженных с ролями социальных рисков.
Жертвами чаще становятся чувствительные, тревожные, подозрительные, обидчивые, неуверенные в себе личности. Жертвы склонны к самоуничижению, у них низкий уровень самоуважения.
Преследователя можно описать как человека импульсивного и готового применить насилие для самоутверждения. Преследователи обладают высоким эмоциональным интеллектом, они хорошо распознают чужие эмоции и психические состояния и успешно манипулируют.
Третья группа участников буллинга, ключевая с точки зрения профилактики, – это свидетели, именно в нее входит большинство участников. Реакция свидетелей чрезвычайно важна для происходящего: присоединение к травле и даже малейшее ее одобрение (улыбка, смех и тому подобное) свидетелей служит вознаграждением для преследователей, а сопротивление и попытки поддержать жертву удерживают преследователя от дальнейшего насилия.
Последствия буллинга.
Буллинг порождает стресс. Стресс возникает тогда, когда человек думает, что не в состоянии справится с происходящими событиями. Чаще всего при этом возникает три наиболее примитивных вида поведения: бегство, вовлечение в бой или замирание. Дети, подверженные буллингу, имеют высокую частоту встречаемости головных болей, нарушения сна, болей в животе, тревожности, чувства печали, плохого аппетита и ночного недержание мочи, депрессии. Взрослые – проявляют высокий уровень депрессии и низкий уровень самооценки, имеют больше проблем из-за социальной изоляции, страдают от социальной тревожности, одиночества и беспокойства, у них достаточно часто наблюдается антисоциальное поведение.
«БУЛЛИНГ. ЕСТЬ ВЫХОД?».
Материал подготовлен педагогом- психологом Борисовой Е. А. на основе публикации Мордовского отделения Российского психологического общества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.