Рекомендации по профилактике различных видов буллинга.
Оценка 5

Рекомендации по профилактике различных видов буллинга.

Оценка 5
Библиография +1
docx
28.01.2021
Рекомендации по профилактике различных видов буллинга.
Проблема буллинга является достаточно распространенной во всем мире, что отражено в докладах на конференции ведущих ученых и практиков разных стран (Норвегия, Австрия, Швеция, Россия, Латвия, Украина и др.). Буллинг, или травля (иногда также используется термин «моббинг»), это сложный социальный феномен, имевший место, вероятно, на протяжении –всего периода существования человека, его жизни в коллективе. Этот термин образован от английского слова bully – «хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник» и обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. В научный обиход его ввел норвежский психолог Дан Ольвеус в 1993 году. Первые публикации на тему травли в образовательной среде появились в 1905 году. Феномен травли как предмет психологической науки располагается на стыке психологии личности, социальной и клинической психологии.
Рекомендации по профилактике различных видов буллинга.docx

Рекомендации по профилактике различных видов буллинга.

Проблема буллинга является достаточно распространенной во всем мире, что отражено в докладах на конференции ведущих ученых и практиков разных стран (Норвегия, Австрия, Швеция, Россия, Латвия, Украина и др.).

Буллинг, или травля (иногда также используется термин «моббинг»), это сложный социальный феномен, имевший место, вероятно, на протяжении –всего периода существования человека, его жизни в коллективе. Этот термин образован от английского слова bully – «хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник» и обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. В научный обиход его ввел норвежский психолог Дан Ольвеус в 1993 году.

Первые публикации на тему травли в образовательной среде появились в 1905 году. Феномен травли как предмет психологической науки располагается на стыке психологии личности, социальной и клинической психологии.

Характерные признаки буллинга:

  1. Изначальный конфликт упрочивается. Буллинг обычно начинается с конфликта. Но этот конфликт не разрешается, как при обычной ссоре, а закрепляется, становится постоянным.
  2. Вредоносные действия. Группа людей намеренно совершает действия, причиняющие психологический и/или физический вред другому человеку.
  3. Повторение и длительность действий. Вредоносные действия постоянно повторяются и длятся долго: от одного до нескольких месяцев или больше.
  4. Перевес сил: человек, которого травят, оказывается в положении слабого: он один, против него действует группа буллеров, остальные не оказывают ему поддержки.
  5. Беспомощность: человек, которого травят, чувствует себя беспомощным, он не в силах самостоятельно справиться с данной ситуацией.

Виды буллинга:

Буллинг бывает прямым и косвенным.

Прямая травлякогда бьют, обзывают, дразнят, портят вещи или отбирают деньги, и косвенная травляраспространение слухов и сплетен, бойкотирование, избегание, манипуляция дружбой, использование сексуально окрашенные комментариев и жестов, угроз, расистских прозвищ.

По специфике содержания можно выделить:

Физический буллингизбиение, толчки, плевки, захват вещей. Это самый распространенный и заметный тип буллинга.

Вербальная травляпрозвища, угрозы, оскорбления, насмешки, принуждения, унижение. Чаще встречается в студенческой молодежной среде.

Социально-психологический буллинг: сплетни и слухи, игнорирование, исключение из группы и общих дел, выставление на посмешище, бойкот и изоляции, манипуляции. Этот тип актуален для всех возрастов, но чаще других остается незамеченным. Вызывает самый сильный эмоциональный дистресс у жертвы.

Электронный (виртуальный) буллингПредполагает травлю через телефон и компьютер, электронную почту, интернет. Виртуальный буллинг не зависит от возраста, подразумевает распространение слухов и ложной информации, взлом страниц, отправку негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных.

Причины буллинга.

Российский психолог А. А. Реан разработал следующую классификацию мотивов (причин) буллинга:

1. Стремление к индивидуализированной власти. Некоторые индивиды испытывают потребность в доминировании, при неудовлетворении которой страдают от чувства проигрыша.

2. Агрессия. Самый популярный тип зачинщиков – агрессивные булли. Это жестокие люди, как правило, с высоким социальным статусом и высокой самооценкой.

3. Тревожность. При этом типе булль сам боится оказаться на месте жертвы, отчего защищается нападением. Альтернативное название данного типа – хамелеоны. Их особенность заключается в том, что они при определенном стечении обстоятельств могут быть как агрессорами, так и жертвами.

4. Пассивные булли. Они похожи на предыдущий тип, но не боятся оказаться в роли жертвы, а хотят заслужить авторитет и признание в коллективе. Им не доступны другие способы самоутверждения.

Помимо индивидуально-личностных предпосылок участников возникновению буллинга способствуют такие особенности социального контекста, как, например, наличие в семье жертв травли, домашнего насилия, гиперопеки. Риск буллинга возрастает в социально дезорганизованной среде, с высоким уровнем перенаселенности, алкоголизации и наркомании.

              Есть три основные роли участников ситуации буллинга

это жертва, преследователь, свидетель. Они в целом не жестко закреплены и могут меняться от ситуации к ситуации и от группы к группе. Участники буллинга обладают определенными личностными и поведенческими чертами и имеют ряд сопряженных с ролями социальных рисков.

Жертвами чаще становятся чувствительные, тревожные, подозрительные, обидчивые, неуверенные в себе личности. Жертвы склонны к самоуничижению, у них низкий уровень самоуважения.

Преследователя можно описать как человека импульсивного и готового применить насилие для самоутверждения. Преследователи обладают высоким эмоциональным интеллектом, они хорошо распознают чужие эмоции и психические состояния и успешно манипулируют.

Третья группа участников буллинга, ключевая с точки зрения профилактики, – это свидетели, именно в нее входит большинство участников. Реакция свидетелей чрезвычайно важна для происходящего: присоединение к травле и даже малейшее ее одобрение (улыбка, смех и тому подобное) свидетелей служит вознаграждением для преследователей, а сопротивление и попытки поддержать жертву удерживают преследователя от дальнейшего насилия.

 

 

Последствия буллинга.

Буллинг порождает стресс. Стресс возникает тогда, когда человек думает, что не в состоянии справится с происходящими событиями. Чаще всего при этом возникает три наиболее примитивных вида поведения: бегство, вовлечение в бой или замирание. Дети, подверженные буллингу, имеют высокую частоту встречаемости головных болей, нарушения сна, болей в животе, тревожности, чувства печали, плохого аппетита и ночного недержание мочи, депрессии. Взрослые – проявляют высокий уровень депрессии и низкий уровень самооценки, имеют больше проблем из-за социальной изоляции, страдают от социальной тревожности, одиночества и беспокойства, у них достаточно часто наблюдается антисоциальное поведение.

 «БУЛЛИНГ. ЕСТЬ ВЫХОД?».

 

 

 

 

 

 

Материал подготовлен педагогом- психологом Борисовой Е. А.  на основе публикации Мордовского отделения Российского психологического общества.


 

Рекомендации по профилактике различных видов буллинга

Рекомендации по профилактике различных видов буллинга

Стремление к индивидуализированной власти

Стремление к индивидуализированной власти

Рекомендации по профилактике различных видов буллинга.

Рекомендации по профилактике различных видов буллинга.

Материал подготовлен педагогом- психологом

Материал подготовлен педагогом- психологом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2021