Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мценска
«Средняя общеобразовательная школа№2»
Задания на формирование функциональной грамотности по немецкому языку
Составитель:
учитель немецкого языка,
Селезнёва И.В.
2022-2023 уч.год
Развитие функциональной грамотности школьников на уроках немецкого языка.
В нашем современном мире иностранный язык, и в частности, немецкий язык, стал средством взаимодействия общества, роль которого возрастает в связи с развитием международных экономических, научных, социальных и культурных связей. Мы все чаще сталкиваемся с необходимостью использования его в повседневной жизни. Кроме того, в современном мире люди стали больше путешествовать, а это прекрасная возможность осваивать другую культуру и чужую страну.
Основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому можно смело утверждать, что на уроках немецкого языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день. Функционально грамотная личность – способна использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого спектра жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Следовательно, можно обозначить следующую проблему: как организовать работу на уроке немецкого языка, чтобы в процессе обучения была сформирована функциональная грамотная личность ученика.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения можно различными способами, однако одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся.
Задания для формирования функциональной грамотности:
· задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;
· в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;
· контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
· ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
· вопросы изложены простым и ясным языком;
· используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.
Функциональная грамотность включает в себя:
· математическая грамотность;
· финансовая грамотность;
· естественнонаучная грамотность;
· глобальные компетенции;
· креативное мышление;
· читательская грамотность.
Проанализировав различные задания из разных источников, я нашла примеры, как можно сформировать все направления функциональной грамотности на уроках немецкого языка.
Цель занятия : формирование навыков свободного общения и их практического применения на немецком языке.
Задачи:
1.стимулировать речемыслительную активность учащихся,
2. создать ситуативность обучения, смоделировать учебную ситуацию, которая спровоцирует учащихся на спонтанную речь.
3. развивать способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
4. осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей;
5. вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Математическая грамотность.
Формирование математической грамотности начинается, когда обучающиеся работают с числительными на разных этапах обучения. Обратите внимание на пример заданий, где ученикам предлагают произвести простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.
Задание 1. Заполните пропуски числительными по образцу:
drei + acht = elf
1. zweiundzwanzig +_________ = dreiβig
2. dreizehn - elf = ________
3. vierundachtzig ÷ zwei =________
4. sechs ˟ _________ = achtzehn
5. ______ + zwölf = neunundzwanzig
Финансовая грамотность.
Финансовая грамотность – способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств. Прошу обратить внимание на задания, где может быть реализована задача на формирование финансовой грамотности.
Задание 2. Прочитайте и переведите диалог. Выполните необходимые вычисления и заполните пропуски:
Verkauferin: Guten Tag! Sie wünschen?
Kunde: Bitte, drei Fruchtjoghurt zu 99 Cent, Frichmilch eine Packung zu 2 Euro 20 Cent , zwei Stück Butter zu 2 Euro, fünf Süßigkeiten zu 15 Cent . Es wäre alles. Was macht das?
Verkauferin: ____ Euro ____ Сent
Kunde: Bitte 10 Euro
Verkauferin: Bitte den Rest ____Euro____ Cent. Danke. Kommen Sie noch vorbei!
Kunde: Danke. Auf Wiedersehen!
Естественнонаучная грамотность.
При формировании естественнонаучной грамотности следует рассмотреть три уровня ситуации:
- Личностная (связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями)
- Местная/национальная (связанная с проблемами данной местности или страны).
- Глобальная (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).
Можно выделить следующие тематические области, в контексте которых реализуется естественнонаучная грамотность:
- здоровье;
- природные ресурсы;
- окружающая среда;
- опасности и риски;
- связь науки и технологий.
При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней.
Задание 3. Прочитайте и переведите текст о Германии. Допишите слова, пропущенные автором:
Die Bundesrepublik Deutschland liegt in Mitteleuropa und grenzt an D_________ im Norden, an P_____ und die T______________ im Osten, an Ö___________ und die S_________ im Süden, an F_________, L__________, B________ und die N_________ im Westen. Die Nord- und die Ostsee bilden eine natürliche Grenze im Norden.
Der größte Fluss Deutschlands ist der R_____. Er entspringt in den Alpen und mündet in die Nordsee. Die anderen großen Flüsse sind die E____, die W_____, die D______. Der größte Binnensee ist der B_________. Er liegt im Süden des Landes.
Deutschland ist ein Bundesstaat, der aus ___ Bundesländern besteht. Jedes Bundesland hat sein Parlament, seine Regierung und Ministerien.
Die Hauptstadt Deutschlands ist B_______. Es ist die größte Stadt des Landes. Die weiteren Großstädte sind H________ und M__________.
Глобальные компетенции.
Глобальные компетенции — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Одну из глобальных проблем – проблему экологии часто обсуждают на уроках немецкого языка.
Задание 4. Прочитайте и переведите текст:
Sprechende Mülleimer
In Berlin kann man in diesem Jahr ungewöhnliche Müllbehälter sehen und ... hören! Die Berliner Stadtreinigung (BSR) hat sie aufgestellt. Wer etwas in den Müllbehälter wirft, hört ein höfliches „Dankeschön“. Auf dem Deckel sind Solarzellen angebracht, aber der Behälter funktioniert auch bei schlechtem Wetter. Er kann verschieden programmiert werden und nicht nur „Danke“ sagen, sondern auch „Gut gemacht“. Er kann ein Liedchen singen oder einen guten Ratschlag geben, zum Beispiel: „Besuchen Sie meinen Artgenossen auf dem Alexanderplatz!“ Der neue Müllbehälter kann Fremdsprachen und begrüßt die Touristen auf Französisch, Englisch und Japanisch!
Die sprechenden Müllbehälter haben großen Erfolg bei den Kindern. So lernen sogar ganz kleine Kinder die Umwelt zu schützen. Sie heben den Müll gern auf und werfen ihn in die Behälter.
Слова к тексту:
· der Mülleimer – урна
· der Behälter – здесь: контейнер
· die Solarzelle – солнечная батарея
· sind ... angebracht – установлены
· der Artgenosse – сородич
· die Umwelt – окружающая среда
· schützen (te, hat t) – беречь, охранять
· hören – слушать, слышать
· der Ratschlag (die Ratschläge) – совет
Ответьте на вопросы к тексту:
1. Wo kann man in Deutschland ungewöhnliche Müllbehälter sehen?
2. Wer hat sie aufgestellt?
3. Wie funktioniert der Behälter?
4. Funktioniert er nur bei gutem Wetter?
5. Was können diese ungewöhnlichen Müllbehälter?
6. Können sie auch Fremdsprachen?Welche?
7. Warum haben diese Behälter Erfolg bei den Kindern?
8. Was lernen die Kinder auf solche Weise?
9. Gibt es solche Müllbehälter in Russland?
Вставьте слова, пропущенные автором:
1. In ... kann man jetzt ungewöhnliche ... sehen und ... .
2. Wenn man etwas in den ... wirft, hört man „ ... „.
3. Auf dem Deckel sind ... angebracht.
4. Diese ... können nicht nur bei sonnigem ... funktionieren.
5. Die neuen Müllbehälter können „ ... „ und „ ... „ sagen.
6. Sie können sogar ein Liedchen ... oder einen guten ... geben.
7. Die Behälter können sogar ... . Sie begrüßen die Touristen auf ..., ..., oder ... .
8. So lernen sogar kleine Kinder die ... zu schützen.
Креативное мышление.
Креативное мышление – это новый компонент функциональной грамотности. Привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося. Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования. Таким образом, нам важно сделать акцент на «малой» ежедневной, бытовой креативности, а не на ярко выраженном таланте. Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку креативно мыслить и отзываться на проблемы. Креативное мышление свойственно каждому ребенку. Важно его не заглушить, а поддерживать и развивать. Здесь учащимся предлагается создать презентации, доклады, постеры, ребусы, кроссворды, альбомы, коллажи.
Задание 5. Разгадайте ребусы:
Читательская грамотность.
Читательская грамотность – это одно из направлений функциональной грамотности и, по сути, базовое направление в обучении иностранным языкам. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать, это прочитать задание.
В своей практике учителя сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом. Зачастую учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, и, как следствие, подобрать к этому тексту заголовок, не умеют читать диаграммы и интерпретировать информацию, данную в таблицах, то есть они не в состоянии перенести знания и умения из одной области в другую.
Поскольку одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся, на уроках при работе с текстом можно использовать современную педагогическую технологию, которая сделает урок интересным – это технология развития критического мышления через чтение и письмо. Благодаря этой технологии, работа с текстом предполагает большой спектр заданий:
- Подобрать антонимы или синонимы к словам.
- Перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру.
- Прочитать заглавие и сказать, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте.
- Прочитать текст, разделить его на смысловые части, подобрать названия к каждой из них.
- Прочитать текст и выделить основные темы повествования.
- Прочитать текст, отметить (выписать) места, раскрывающие разные аспекты проблемы.
- Пересказать текст от лица различных персонажей.
- Написать свои вопросы к персонажам, если бы была возможность оказаться там.
- Дать совет герою (героине).
И это, безусловно, только малая часть заданий, с помощью которых можно развить читательскую грамотность.
Задание 6. Прочитайте тексты и установите соответствия между тематическими рубриками A-F и текстами 1-5. Каждая тематическая рубрика соответствует только одному тексту, при этом одна из них лишняя. Ответы занесите в таблицу:
A. Wetterbericht
B. Weihnachtsplätzchen
C. Der Ozean als Briefträger
D. Die deutsche Sprache
E. Das Silvester
F. Riesenblätter
1) Der letzte Tag des Jahres heißt in Deutschland Silvester. Punkt 24 Uhr in beglückwünschen alle einander zum Neujahr und wünschen Glück und Gesundheit. Dann beginnt im ganzen Land ein Feuerwerk. Silvesterraketen, Attraktionen machen dieses Fest besonders bunt und fröhlich. Es ist ein alter Brauch, sich an diesem Tag zu kostümieren. Man singt, man tanzt, man spielt. Es ist lustig. Silvester ist wirklich ein schönes, fröhliches Fest!
2) In Brasilien wachsen Palmen mit sehr großen Blättern. Diese Blätter sind manchmal 22 Meter lang und 12 Meter breit. Bei Regen können unter einem dieser Blätter zech Menschen Platz finden.
3) Wenn die Einwohner der Inseln Palar und Nadine einander schreiben wollen, legen sie ihre Briefe in eine Flasche. Die Flasche werfen sie in den Ozean. Nach 24 Stunden ist der Brief an Ort und Stelle.
4) Ihr braucht für die Weihnachtsplätzchen:
150 Gramm Mehl
50 Gramm Honig
1 Eigelb
75 Gramm Nüsse
80 Gramm Butter
1 Prise Zimt
5) In Europa ist Deutsch die verbreiteste Sprache. Man spricht diese Sprache außer in Deutschland, in Österreich, in der Schweiz, in Luxemburg und Liechtenstein. Es gibt eine deutsche Minderheit in Dänemark, Italien, Belgien. Unter den fast 92 Millionen deutschsprechenden Menschen gibt es auch Unterschiede, bestimmte Dialekte, die man selbst als Deutscher nicht gleich auch versteht.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
И в заключение хотелось бы сделать вывод. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.
Использованные ресурсы:
1. https://fg.resh.edu.ru/
2. https://edsoo.ru/
3. https://apkpro.ru
4. https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.