МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «КЛИНСКИЙ»
КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Разработка занятия для детей старшего школьного и подросткового возраста
«Что такое тревога»
Материал разработала
психолог высшей категории Е.А.Новоторцева
г.о. Клин, 2024 год
Упражнение – разминка «Атомы и молекулы». Ведущий занятий предлагает участникам в течение нескольких минут в хаотичном порядке побродить по помещению, где проводится тренинг. Далее, по команде, необходимо, не задумываясь и не выбирая партнеров, объединяться в группы (по 2, 4, 6, 8 и пр., исходя из количества игроков). То, что участники занятия ощущали в процессе объединения по группам, обсуждается, например,
- Что чувствовал ты, оказавшись в той или иной группе?
- Трудно ли (страшно ли) было присоединяться?
- Что чувствовала вся группа?
Мини-лекция «Что такое тревога». Тревога досталась нам, как и другие эмоции, в наследство от далеких предков. В древние времена человек ежедневно рисковал собой. Слишком много было опасностей в окружающей среде. Тогда еще никто не умел толком лечить от ран и болезней, отсутствовали законы для проживания людей в мире и согласии. Добыть себе пропитание – задача повышенной сложности. А уж построить безопасное жилище без технически продвинутых инструментов и специальных материалов…
Человеческий мозг устроен так, чтобы поскорее вычислить угрозу и успешно ей противостоять. Эмоции являются базовыми и необходимыми для выживания. В том числе - чтобы запустить реакцию «Бей – беги – замри», способную справиться с надвигающейся опасностью. Прежде чем мы разумом осознали угрозу, мозг успел на основе еле различимых сигналов собрать информацию, обработать ее и отреагировать в виде то или иной эмоции и соответствующей реакции. В ходе эволюции человечества структура мозга менялась. Но та его часть, которая отвечает за оценку степени риска различных ситуаций, осталась почти неизменной. Она сильно влияет на нас до сих пор.
Тревога возникает в ответ на будущую реальную или воображаемую угрозу. Это эмоция, при которой человеку сложно понять, то именно его беспокоит, чего он боится. У тревоги нет конкретного предмета, в отличие от страха. «У меня предчувствие, что будто что-то должно случиться» - это про тревогу. «Боюсь делать прививку», - это про страх. Таким образом, тревога – это беспредметный страх.
Когда есть понимание, в чем состоит опасность, легче предпринять целенаправленные действия. При тревоге активность хаотична, словно блуждание в темноте в поисках неведомого. Вот почему полезно «перевести» тревогу в страх, т.е. перейти из области неопределенности туда, где появляется определенность.
Выделяют здоровую тревогу (адаптивную) и нездоровую (патологическую). Здоровая тревога – нормальное явление, с ней сталкиваются все люди. Она помогает мобилизовать силы в организме, чтобы справиться с тем, что вызывает тревогу. На смену чувству беспомощности приходит уверенность в себе и своих силах. Приступы нездоровой тревоги более интенсивны и длительны. Она способна перерасти в паническую атаку. Патологическая тревога истощает организм, негативно влияет на качество жизни.
Арттерапевтическое упражнение «Посмотри своей тревоге в глаза». Участникам занятий предлагается представить свою тревогу в виде какого-то образа и изобразить ее различными способами на выбор – нарисовать, слепить из пластилина, представить в виде коллажа из вырезанных картинок. Затем необходимо рассказать о своей тревоге по следующей схеме:
- что за образ вы выбрали и почему?
- что вы чувствовали, когда работали над образом своей тревоги?
- сложно ли было подбирать образ, что было наиболее трудным в этом задании?
- стало ли вас легче, когда удалось визуализировать свою тревогу?
- что бы вы хотели сделать с этим образом?
Упражнение «Способы самопомощи». Участникам предлагается разделить лист бумаги на две колонки. В левой колонке нужно перечислить способы, которые вы уже используете при борьбе со своей тревогой. Например, поговорить с другом, принять ванну с ароматной пеной, прогуляться в парке и пр. Важно, чтобы варианты самопомощи были конструктивными, т.е. не причиняющими вреда себе и окружающим. В правой колонке нужно записать техники, которые пока не применяются, но участники могли слышать о них или видеть где-то, либо придумать новые, в том числе необычные (даже фантастические, волшебные).
Заполненную таблицу важно держать под рукой, периодически дополняя или изменяя ее. В нужный момент она позволит быстро помочь.
Мои способы самопомощи при тревоге (что я обычно использую) |
Новые способы борьбы с тревогой |
Например, поговорить с другом |
Например, наделить себя супергеройскими качествами |
Принять душ или поспать |
Научиться предвидеть будущее и отводить беду |
Прогуляться в парке и т.д. |
Дышать определенным образом и т.д. |
|
|
Завершение занятия, рефлексия. Кричалка «Мы – молодцы». Ритуал прощания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.