Программа психологической подготовки к обучению "На пороге школы"
Оценка 4.6

Программа психологической подготовки к обучению "На пороге школы"

Оценка 4.6
docx
09.01.2024
Программа психологической подготовки к обучению "На пороге школы"
Программа психолога.docx

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «КЛИНСКИЙ»

 

 

 

Программа психологической подготовки к обучению

«На пороге школы».

 

 

https://xn--90aennigc8b.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/09/kartinki-pro-shkolu-17.jpg

 

Материал подготовила

психолог высшей категории Е.А.Новоторцева

 

Клин, 2024 год

Быть готовым к школе –

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе –

значит быть готовым всему этому научиться.

(Л.А.Венгер)

           К старшему дошкольному возрасту дети приобретают  определенный кругозор, запас конкретных умений, овладевают способами обследования внешних свойств предметов. В процессе приобретения  этих знаний формируется  необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается  радость познания. Готовность ребенка к школьному обучению предполагает наличие у него следующих качеств:

 - организованность, аккуратность;

 - волевые качества;

 - внимание, способность к длительному сосредоточению;

 - сообразительность, любознательность, творческие способности;  

 - развитая речь и воображение;

 - хорошая  память;

 - моторная ловкость;

- дружелюбие, умение общаться с детьми и взрослыми;

 - начальные навыки чтения, счета и письма.

             Однако когда мы  говорим о готовности ребенка к обучению в  школе, необходимо учитывать не только и не столько стартовые познавательные навыки ребенка, но и психологический компонент.  Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных мнениях: чтении, письме, счете — забывая, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с другими ребятами  и учителем; помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. Тогда ребенок будет познавать в школе не только внешний мир, но  и самого себя, и в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.

              Психологическая  готовность к школе – необходимый и достаточный уровень психологического развития  ребенка для  усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Основным критерием психологической готовности к обучению является способность ребенка успешно учиться в школе.  Психологическая готовность ребенка к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать, считать, писать, а состоит из следующих компонентов:

- Личностная  готовность – это самостоятельность, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учебе, формирование у него новой социальной позиции школьника. Включает в себя:

1. социальную готовность (коммуникативные навыки ребенка, т.е. умение устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми);

2. мотивационную готовность (наличие учебной мотивации);

3. эмоциональную готовность (позитивное отношение к себе, другим детям, педагогам, достаточная  эмоциональная  зрелость, умение чувствовать и понимать настроение другого, сотрудничать).

 - Волевая готовность к школе – заключается в способности ребенка целенаправленно трудиться, делать то, что от него требует учитель, соблюдать режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью, быть способным длительному сосредоточению и преодолению желания  отвлекаться. Начинает формироваться  так называемое произвольное поведение – это сознательно контролируемое поведение, у которого есть намерение и цель.

 - Интеллектуальная готовность к школе – речь идет об интеллектуальном развитии ребенка, сформированности основных психических функций – внимания, памяти, мышления.

           Программа «На пороге школы» направлена на формирование психологического компонента готовности к обучению, развитие так называемой, внутренней позиции школьника, при надлежащей сформированности которой ребенок хочет и умеет учиться, уверен в себе и своих силах, имеет устойчивую учебную позицию.

           Программа адресована детям 6-7 лет, находящихся на этапе подготовки к школе. Занятия по программе проводятся в групповом либо подгрупповом формате, с периодичностью 1 раз в неделю, продолжительность каждого – 45 минут.

           Структура занятия:

 - Приветствие, разминка;

 - Основная  часть (выполнение заданий в соответствии с темой занятия, динамическая пауза, работа с терапевтической сказкой);

 - Игровая часть (игры и задания на готовность к школе);

 - Рефлексия, ритуал прощания.

           Программа является составительской. В основе ее лежит программа Ю.Куражевой «Цветик – Семицветик. Приключения  будущих первоклассников», О.В.Хухлаевой «Трудности первоклассника», а также отдельные авторские разработки занятий. Она содержит в себе элементы сказко-, рисуночной и игровой терапии, а также процедуру первичной, промежуточной и итоговой диагностики. Данная программа строится на следующих принципах:

 - единство диагностики и коррекции;

 - принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

 -  принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

 - принцип комплексности методов психологического воздействия;

 - принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе;

 - принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;

 - принцип постепенного усложнения изучаемого материала.

           Ожидаемыми результатами освоения программы являются быстрая, психологически комфортная адаптация  ребенка к школе, комфортная позиция в детском коллективе, достижение устойчиво успешных учебных результатов.

           Методической основой для разработки программы являются следующие источники:

1.     Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе. Конспекты занятий.

2.     Хухлаева О.В. Трудности первоклассника.

3.     Пилипко Н.В. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первокласниками.

4.     Куражева Н.Ю. Цветик – Семицветик. Приключения будущих первоклассников. Программа психологических занятий для  дошкольников.

5.     Моргулец Г.Г., Расулова О.В. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников.

6.     Соколова Ю.А. Игры и задания на готовность к школе ребенка шести – семи лет.

7.     Ананьева Т.В. Комплексная психологическая  поддержка детей старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий.

8.     Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению.

 

Календарно-тематическое планирование программы:

N п/п

Тема занятия

Количество занятий

Дата проведения

1

Вводное. Знакомство. Диагностика

1

 

2

Первичная диагностика психологической готовности детей к обучению в школе

1

 

3

«Что я жду от встречи со школой»

1

 

4

«Создание лесной школы»

1

 

5

«Правила школьной жизни»

 

 

6

«Школьные правила»

1

 

7

«Собирание портфеля»

1

 

8

«Что такое аккуратность?»

1

 

9

«Смешные страхи, или как не бояться  учиться»

1

 

10

«Трудности первоклассника в школе и дома»

1

 

11

«Существо по имени Лень»

1

 

12

«Я и мой учитель»

1

 

13

«Оценки и домашние задания»

1

 

14

Промежуточная диагностика психологической готовности детей к обучению в школе

1

 

15

«Я и мои одноклассники»

1

 

16

«Конфликты в классе: обидные слова и драки»

1

 

17

«Я учусь управлять собой!»

1

 

18

«Я умею преодолевать трудности»

1

 

19

«Как относиться к ошибкам»

1

 

20

«Плохое поведение в школе: жадность»

1

 

21

«Плохое поведение в школе: непослушание»

1

 

22

«Плохое поведение в школе: воровство, или почему нельзя брать чужое»

1

 

23

«Плохое поведение в школе: обманщики и ябеды»

1

 

24

«Если ты  заболел…»

1

 

25

«Разные чувства в школе»

1

 

26

«Самое важное качество будущего ученика»

1

 

27

«Предшкольная тревожность: если я снова чего-то боюсь…»

1

 

28

«Кто поможет мне учиться»

1

 

29

«Школьник и дошкольник: как мне больше нравится?»

1

 

30

«Верить и стараться!»

1

 

31

«Школа – это здорово: первый раз в первый класс!»

1

 

32

Итоговая диагностика психологической готовности детей к обучению в школе

1

 

 

 

 


 

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать

Психологическая готовность к школе – необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения

Психологическая готовность к школе – необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения

Основная часть (выполнение заданий в соответствии с темой занятия, динамическая пауза, работа с терапевтической сказкой); -

Основная часть (выполнение заданий в соответствии с темой занятия, динамическая пауза, работа с терапевтической сказкой); -

Моргулец Г.Г., Расулова О.В. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников

Моргулец Г.Г., Расулова О.В. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников

Плохое поведение в школе: воровство, или почему нельзя брать чужое» 1 23 «Плохое поведение в школе: обманщики и ябеды» 1 24 «Если ты заболел…» 1…

Плохое поведение в школе: воровство, или почему нельзя брать чужое» 1 23 «Плохое поведение в школе: обманщики и ябеды» 1 24 «Если ты заболел…» 1…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2024