МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «КЛИНСКИЙ»
Программа психологической подготовки к обучению
«На пороге школы».
Материал подготовила
психолог высшей категории Е.А.Новоторцева
Клин, 2024 год
Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит быть готовым всему этому научиться.
(Л.А.Венгер)
К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений, овладевают способами обследования внешних свойств предметов. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания. Готовность ребенка к школьному обучению предполагает наличие у него следующих качеств:
- организованность, аккуратность;
- волевые качества;
- внимание, способность к длительному сосредоточению;
- сообразительность, любознательность, творческие способности;
- развитая речь и воображение;
- хорошая память;
- моторная ловкость;
- дружелюбие, умение общаться с детьми и взрослыми;
- начальные навыки чтения, счета и письма.
Однако когда мы говорим о готовности ребенка к обучению в школе, необходимо учитывать не только и не столько стартовые познавательные навыки ребенка, но и психологический компонент. Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных мнениях: чтении, письме, счете — забывая, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с другими ребятами и учителем; помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. Тогда ребенок будет познавать в школе не только внешний мир, но и самого себя, и в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.
Психологическая готовность к школе – необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Основным критерием психологической готовности к обучению является способность ребенка успешно учиться в школе. Психологическая готовность ребенка к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать, считать, писать, а состоит из следующих компонентов:
- Личностная готовность – это самостоятельность, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учебе, формирование у него новой социальной позиции школьника. Включает в себя:
1. социальную готовность (коммуникативные навыки ребенка, т.е. умение устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми);
2. мотивационную готовность (наличие учебной мотивации);
3. эмоциональную готовность (позитивное отношение к себе, другим детям, педагогам, достаточная эмоциональная зрелость, умение чувствовать и понимать настроение другого, сотрудничать).
- Волевая готовность к школе – заключается в способности ребенка целенаправленно трудиться, делать то, что от него требует учитель, соблюдать режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью, быть способным длительному сосредоточению и преодолению желания отвлекаться. Начинает формироваться так называемое произвольное поведение – это сознательно контролируемое поведение, у которого есть намерение и цель.
- Интеллектуальная готовность к школе – речь идет об интеллектуальном развитии ребенка, сформированности основных психических функций – внимания, памяти, мышления.
Программа «На пороге школы» направлена на формирование психологического компонента готовности к обучению, развитие так называемой, внутренней позиции школьника, при надлежащей сформированности которой ребенок хочет и умеет учиться, уверен в себе и своих силах, имеет устойчивую учебную позицию.
Программа адресована детям 6-7 лет, находящихся на этапе подготовки к школе. Занятия по программе проводятся в групповом либо подгрупповом формате, с периодичностью 1 раз в неделю, продолжительность каждого – 45 минут.
Структура занятия:
- Приветствие, разминка;
- Основная часть (выполнение заданий в соответствии с темой занятия, динамическая пауза, работа с терапевтической сказкой);
- Игровая часть (игры и задания на готовность к школе);
- Рефлексия, ритуал прощания.
Программа является составительской. В основе ее лежит программа Ю.Куражевой «Цветик – Семицветик. Приключения будущих первоклассников», О.В.Хухлаевой «Трудности первоклассника», а также отдельные авторские разработки занятий. Она содержит в себе элементы сказко-, рисуночной и игровой терапии, а также процедуру первичной, промежуточной и итоговой диагностики. Данная программа строится на следующих принципах:
- единство диагностики и коррекции;
- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
- принцип комплексности методов психологического воздействия;
- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе;
- принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;
- принцип постепенного усложнения изучаемого материала.
Ожидаемыми результатами освоения программы являются быстрая, психологически комфортная адаптация ребенка к школе, комфортная позиция в детском коллективе, достижение устойчиво успешных учебных результатов.
Методической основой для разработки программы являются следующие источники:
1. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе. Конспекты занятий.
2. Хухлаева О.В. Трудности первоклассника.
3. Пилипко Н.В. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первокласниками.
4. Куражева Н.Ю. Цветик – Семицветик. Приключения будущих первоклассников. Программа психологических занятий для дошкольников.
5. Моргулец Г.Г., Расулова О.В. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников.
6. Соколова Ю.А. Игры и задания на готовность к школе ребенка шести – семи лет.
7. Ананьева Т.В. Комплексная психологическая поддержка детей старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий.
8. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению.
Календарно-тематическое планирование программы:
N п/п |
Тема занятия |
Количество занятий |
Дата проведения |
1 |
Вводное. Знакомство. Диагностика |
1 |
|
2 |
Первичная диагностика психологической готовности детей к обучению в школе |
1 |
|
3 |
«Что я жду от встречи со школой» |
1 |
|
4 |
«Создание лесной школы» |
1 |
|
5 |
«Правила школьной жизни» |
|
|
6 |
«Школьные правила» |
1 |
|
7 |
«Собирание портфеля» |
1 |
|
8 |
«Что такое аккуратность?» |
1 |
|
9 |
«Смешные страхи, или как не бояться учиться» |
1 |
|
10 |
«Трудности первоклассника в школе и дома» |
1 |
|
11 |
«Существо по имени Лень» |
1 |
|
12 |
«Я и мой учитель» |
1 |
|
13 |
«Оценки и домашние задания» |
1 |
|
14 |
Промежуточная диагностика психологической готовности детей к обучению в школе |
1 |
|
15 |
«Я и мои одноклассники» |
1 |
|
16 |
«Конфликты в классе: обидные слова и драки» |
1 |
|
17 |
«Я учусь управлять собой!» |
1 |
|
18 |
«Я умею преодолевать трудности» |
1 |
|
19 |
«Как относиться к ошибкам» |
1 |
|
20 |
«Плохое поведение в школе: жадность» |
1 |
|
21 |
«Плохое поведение в школе: непослушание» |
1 |
|
22 |
«Плохое поведение в школе: воровство, или почему нельзя брать чужое» |
1 |
|
23 |
«Плохое поведение в школе: обманщики и ябеды» |
1 |
|
24 |
«Если ты заболел…» |
1 |
|
25 |
«Разные чувства в школе» |
1 |
|
26 |
«Самое важное качество будущего ученика» |
1 |
|
27 |
«Предшкольная тревожность: если я снова чего-то боюсь…» |
1 |
|
28 |
«Кто поможет мне учиться» |
1 |
|
29 |
«Школьник и дошкольник: как мне больше нравится?» |
1 |
|
30 |
«Верить и стараться!» |
1 |
|
31 |
«Школа – это здорово: первый раз в первый класс!» |
1 |
|
32 |
Итоговая диагностика психологической готовности детей к обучению в школе |
1 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.