МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «КЛИНСКИЙ»
КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Разработка занятия для детей старшего школьного и подросткового возраста
«Мир моих эмоций и чувств»
(с использованием метафорических карт)
Материал разработала
психолог высшей категории Е.А.Новоторцева
г.о. Клин, 2024 год
Приветствие. Упражнение – разминка «Салфетки». Участникам занятия предлагается, не считая, взять из пачки некоторое количество салфеток, а затем назвать столько своих значимых качеств, сколько салфеток окажется.
Упражнение с использованием метафорических карт «Моя эмоциональная палитра». (Колода «Цвета и чувства», «Персонита). Участникам занятия предлагается выбрать из колоды те карты, которые больше всего отражают испытываемые им эмоции. Раскладывать карты можно так, как захочется. Ведущий обращает внимание на расположение карт и задает вопросы:
- Что это за эмоция? Какова она для тебя? Она положительная или отрицательная?
- Как бы ты ее еще охарактеризовал?
- Что эта эмоция дает тебе?
- Что она у тебя забирает?
Далее психолог делает акцент на том, какие эмоции дети испытывают чаще, какие – реже, есть ли «запретные» эмоции и почему они являются таковыми.
Упражнение «Звериные эмоции». Для его выполнения требуются фигурки животных либо мелкие игрушки, а также мини-таблички с названиями основных эмоций. Ведущий предлагает участникам занятия представить важные (базовые) эмоции в виде животных, например, «Если бы грусть была животным, то каким?» Далее, после того, как для каждой эмоции будет выбрано свое животное, требуется ответить на вопросы:
- как ты относишься к этому животному?
- как оно относится к тебе?
Упражнение «Волшебная страна чувств». Цель: выявление отношений детей к близким для них людям событиям, происходящим в их повседневной жизни; исследование психоэмоционального состояния.
Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами. Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось. И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда — всю краску унес ветер. У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики». Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики.
Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика». (Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств. В результате мы узнаём, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство).
Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена. Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».
Обработка результатов.
При обработке результатов важно обращать внимание на следующее:
1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.
2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики.
3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:
— голова и шея (символизируют ментальную деятельность);
— туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);
— руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);
— тазобедренная область (символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний);
— ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «заземления» негативных переживаний).
Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.
Упражнение на преодоление негативных эмоций «Мусорное ведро». Ведущий показывает участникам занятия мусорное ведро (предварительно нужно приготовить заготовку их бумаги) и объяснить, что оно символизирует. Ребятам предлагается написать на заготовке мусорного ведра все свои отрицательные эмоции либо неприятные ситуации из жизни. После того, как они будут записаны, участникам в символической форме предлагается избавиться от них: выбросить в настоящее мусорное ведро, смять, порезать или порвать на мелкие части, растоптать и пр. Главное, избавляться от негатива нужно как можно активнее.
Памятка «Полезные советы тому, кто хочет совладать со вспыхнувшим чувством и успокоиться»:
- сделай несколько глубоких вдохов и выдохов; медленно вдохни воздух носом, задержи дыхание, затем медленно через нос выдохни, сосредоточив внимание на своих ощущениях;
- медленно сосчитай до 10-ти и обратно;
- медленно осмотрись по сторонам, посмотри в окно, мысленно описывая то, что попадается на глаза, например, «Я вижу здание аптеки, а мимо проезжает черный автомобиль, на светофоре переходит дорогу мамочка с коляской и т.д.);
- выпей маленькими глотками стакан воды или теплого чая;
- смочи лоб холодной водой, побрызгай себе в лицо;
- если есть возможность, прими прохладный душ;
- попробуй отвлечься: поговори с кем-нибудь на другую тему, почитай книгу, послушай музыку;
- сделай несколько простых физических упражнений, чтобы сбросить внутреннее напряжение;
- побей подушку или диван, покричи, если никому не помешает;
- порви на мелкие кусочки бумагу (только потом собери все и выброси).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.