МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «КЛИНСКИЙ»
КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Разработка занятия для детей старшего школьного и подросткового возраста
«Печальная сторона жизни»
Материал разработала
психолог высшей категории Е.А.Новоторцева
г.о. Клин, 2024 год
Упражнение – разминка «Спасибо тебе, что ты есть!» Ведущий говорит участникам занятия: «Сейчас мы будем перебрасывать друг другу маленький мяч, и тот, кому я его дам, должен будет выбрать другого участника, перебросить мяч ему и сказать «Спасибо тебе, что ты есть». Потом он кидает мяч любому другому участнику, и игра повторяется.
Упражнение - рассуждение «Печальная история». Участникам занятия предлагается вспомнить какую-либо историю из жизни, связанную с расставанием или утратой. Участников просят вспомнить, что они чувствовали в тот момент и нарисовать свои чувства. Можно придумать какие-то символы, знаки или создать сюжетный рисунок. А можно изобразить отдельные фразы по примеру комиксов. Основная задача – ощутить и отреагировать свои чувства.
Работа с терапевтической историей «Как расстаются люди» (отрывок из романа В.П.Крапивина «Журавленок и молнии». Люди расстаются по-разному. Мы заканчиваем читать книгу и расстаемся с ее героями, мы прощаемся с другом, уезжая отдыхать, каждый день говорим «До свидания» учителям и одноклассникам, прощаемся с животными, которые умерли, прощаемся с ушедшими от нас людьми.
«… Мальчик Юра переехал с родителями в другой город в квартиру деда, которого он почти не знал и видел всего два раза, когда был совсем маленьким. У дедушки было больное сердце, он умер. Юра мало знал деда и думал, что не очень переживает его уход. Гораздо больше его интересовал новый город, новая квартира и оставленные дедом старинные книги. И вот в одной из них Юра находит письмо. Тем же прямым почерком, каким раньше писал дед короткие поздравления на открытках, на конвертах было выведено: ЮРИКУ.
Юра сперва сам не знал, чего испугался… Или нет, не испугался, а задрожал от непонятной тревоги. Оглянулся на прикрытую дверь, подошел к окну. Суетливо дергая пальцами, оторвал у конверта край, развернул большой тонкий лист. Дед писал четкими, почти печатными буквами:
«Журавлик!
Книги на этих полках – тебе.
Это старые, мудрые книги, в них есть душа. Я их очень любил. Ты сбереги их, родной мой, и придет время, когда они станут твоими друзьями. Я это знаю, потому что помню, как ты слушал истории о плаваниях Беринга и Крузенштерна и как однажды пытался сочинить стихи про Галактику (помнишь?). Ты их еще сочинишь.
Малыш мой крылатый, ты не знаешь, как я люблю тебя. Жаль, что из-за разных нелепостей мы виделись так редко. В эти дни я все время вспоминаю тебя. Чаще всего, как мы идем по берегу Каменки, и я рассказываю тебе про свое детство и большого змея. Это летучий змей почему-то снится мне каждую ночь. Будто я опять маленький, и он тащит меня в легкой тележке сквозь луговую траву, и я вот-вот взлечу за ним.
Жаль, что так быстро оборвалась бечева…
В детстве я утешал себя, что змей не упал за лесом, а улетел в далекие края и когда-нибудь вернется. И его бумага будет пахнуть брызгами моря и соком тропических растений. Наверно, потому я к старости и стал собирать эти книги: мне казалось, что они пахнут так же.
Впрочем, ерунда, старости не бывает, если человек ее не хочет. Просто приходит время, когда лопается нить, которая связывает тебя с крылатым змеем. Но змей вернулся, и я оставлю его тебе. Может быть, он поможет тебе взлететь.
Журка, вспоминай меня, ладно? Меня и другие будут вспоминать, но многие, даже твоя мама, скажут, наверное: жизнь у него не удалась. Это неправда! И ты про это не думай. Ты вспоминай, как мы расклеивали в твоем альбоме марки, говорили о кораблях и созвездиях, а вечерами смотрели на поезда.
И учись летать высоко и смело.
Ты сумеешь. Если тяжело будет – выдержишь, если больно – вытерпишь, если страшно – преодолеешь. Самое трудное знаешь что? Когда ты считаешь, что надо делать одно, а тебе говорят: делай другое. И говорят хором, говорят самые справедливые слова, и ты сам начинаешь думать: а ведь, наверно, они и в самом деле правы. Может случиться, что правы. Но если будет в тебе хоть капелька сомнения, если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности, что ты прав, а не они, - делай по-своему. Не оправдывай себя чужими правильными словами.
Прости меня, я, наверно, длинно и непонятно пишу… Нет, ты поймешь. Ты у меня славный, умница. Жаль, что я тебя, кажется, больше никогда не увижу.
Никогда не писал длинных писем. Никому. А теперь не хочется кончать. Будто рвется нить. Ну, ничего…
Видишь, какое длинное письмо написал тебе твой дед Юрий Савельев, который тоже когда-то был журавленком».
Юрка дочитал письмо и сразу, не сдерживаясь, заплакал. Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма. И любовь к нему, к Юрке, о которой он не знал. И ничего нельзя было сделать – ни ответить лаской, ни разбить одиночество. Напрасно дед боялся, что Юрка ничего не поймет в письме. Он понял все. В дедушкиных словах (будто не написанных, а сказанных негромким хрипловатым голосом) были не только печаль и любовь, была еще и гордость. И поэтому в Юркиных слезах, несмотря ни на что, тоже была гордость…
Он спрятал шелестящий лист в конверт, а конверт под рубашку. Письмо было только ему. Он не хотел сказать о нем даже маме. Не потому, что здесь какая-то тайна, а просто они с дедом всегда говорили один на один, и сейчас был последний разговор…»
Вопросы к отрывку:
- Что ты сейчас чувствуешь?
- Что бы тебе хотелось сказать Юрке? Как поддержать его?
- Напиши письмо Юрке.
Упражнение с использованием метафорических карт (колода «Цвета и чувства». Участникам занятия предлагается выбрать карту, символизирующую для них грусть, печать, опыт расставания с кем-то или состояние утраты. Требуется рассказать, что ты при этом чувствуешь. Затем необходимо выбрать еще одну карту – альтернативу предыдущей, т.е. ту, которой можно заменить печальные переживания, и пояснить, почему выбор пал именно на нее.
Арттерапевтическое упражнение «Когда мне грустно…» Участникам занятия предлагается выбрать (сделать своими руками) какой-либо символ печали. Это может быть открытка, чье-то письмо, фотография, засушенный цветок или любой другой предмет, связанный с воспоминанием о печальном событии.
Японские поэты пишут трехстишия. Они называются хокку (или хайку). Участникам занятия предлагается прочесть хокку известного японского поэта Мацуо Басе:
Взмах весла, ветер
И брызги холодных волн.
Слезы на щеках.
Светлый день, но вдруг
Маленькая тучка, и
Дождь заморосил.
Веселье кругом,
Вишни со склона горы,
Вас не позвали?
Новый год, а мне
Только осенняя грусть
Приходит на ум.
Приготовьте свои символы печали. Вспомните, какие события и чувства связаны у вас с этими предметами. Сочините по следующей схеме свое хокку и запишите его.
Схема:
1-я строка – описание природы
2-я строка – описание предмета или события
3-я строка – чувства.
Арртерапевтическое упражнение «Памятные вещи». Участникам занятия дается следующая инструкция: «Перед тобой коробка (изображение прилагается). Это не обычная коробка, а памятная. Разместите в ней то, что вы хотели бы оставить в памяти. Нарисуйте эти предметы или чувства либо напишите их названия». (Желающие могут рассказать о своих коробках).
Работа с терапевтической сказкой «О том, как пастух смерть обманул» (применяется в работе с детьми, испытывающими страх смерти близких им людей, либо находящимся в неизвестности, живы ли они).
Все знают, что со смертью шутки плохи. Но одному пастуху удалось ее обмануть.
Однажды, когда он мирно пас на лужайке свое стадо, из-за куста на окраине лужайки вдруг выглянула смерть. Она долго глядела на пастуха, с удовольствием пасшего своих овечек и громко распевавшего песни, и решила, что раз пастух так доволен своей работой, то эти овечки должны быть какие-то особенные.
Смерть подошла к пастуху и потребовала отдать ей одну из овец.
- Зачем она тебе? – удивился пастух.
- Затем, зачем же и тебе, - ответила смерть. – Я хочу радоваться, глядя на нее. Здесь, на земле, люди всегда так пасмурно и печально смотрят, когда видят меня, что мне хочется порадоваться хотя бы виду твоей славной овечки.
- Понимаешь, - сказал пастух, - я бы с удовольствием отдал тебе одну из овец, но у меня строгий хозяин. Если я вернусь без овцы, меня ждет суровое наказание.
Смерть рассердилась:
- Если ты откажешь мне в моем желании, то я заберу вместо овцы тебя, - пригрозила она.
Пастух испугался:
- Нет, дай мне еще пожить. Возьми лучше одну из овечек, а я перетерплю наказание.
И он выбрал для смерти самую большую и красивую овцу из своего стада.
- Хорошо, хорошо, давно бы так, - проворчала смерть и приказала пастуху отнести овечку к ней домой.
Пастух взвалил овцу на плечи и пошел за смертью, до самого домика, в котором она жила. Там он аккуратно опустил овцу на пол и стал с любопытством оглядываться по сторонам. За печкой он увидел множество мотков пряжи и спросил смерть, зачем они ей.
- Каждый моток – это человеческая жизнь, - ответила смерть. – Пряжа потихоньку разматывается, и, когда она заканчивается, человеку приходит время умирать.
- А ты можешь показать мне мой моток? – спросил хитрый пастух.
- Конечно, могу, - хвастливо ответила смерть и вытащила из-за печки толстый моток с большим количеством пряжи на нем.
- Увидев его, пастух хитро улыбнулся, снова взвалил на плечи овцу и пустился бежать со всех ног. Он знал теперь, что долго не умрет и что ему нечего бояться пустых угроз. Смерть же поняла, что зря показала пастуху его моток пряжи, и злобно размахивала руками его вслед.
А что же пастух? Он жив до сиз пор и по-прежнему с радостью пасет своих овец – если, конечно, моток его пряжи еще не размотался.
(Далее следует обсуждение сказки).
Завершение занятия, рефлексия. Кричалка «Мы –молодцы». Ритуал прощания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.