Разработка занятия для детей старшего школьного и подросткового возраста на тему "Печальная сторона жизни"
Оценка 4.9

Разработка занятия для детей старшего школьного и подросткового возраста на тему "Печальная сторона жизни"

Оценка 4.9
docx
03.10.2024
Разработка занятия  для  детей старшего школьного и подросткового возраста на тему "Печальная сторона жизни"
КРЗ Печальная сторона жизни.docx

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «КЛИНСКИЙ»

 

КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 

Разработка занятия для детей старшего школьного и подросткового возраста

«Печальная сторона жизни»

Picture background

 

Материал разработала

психолог высшей категории  Е.А.Новоторцева

 

 

 

г.о. Клин, 2024 год

Упражнение – разминка «Спасибо тебе, что ты есть!» Ведущий говорит участникам занятия: «Сейчас мы будем перебрасывать друг другу маленький мяч, и тот, кому я его дам, должен будет выбрать другого участника, перебросить мяч ему и сказать «Спасибо тебе, что ты есть». Потом он кидает мяч любому другому участнику, и игра повторяется.

Упражнение - рассуждение «Печальная история». Участникам занятия предлагается вспомнить какую-либо историю из жизни, связанную с расставанием или утратой. Участников просят вспомнить, что они чувствовали в тот момент и нарисовать свои чувства. Можно придумать какие-то символы, знаки или создать сюжетный рисунок. А можно изобразить отдельные фразы по примеру комиксов. Основная задача – ощутить и отреагировать свои чувства.

Работа с терапевтической историей «Как расстаются люди» (отрывок из романа В.П.Крапивина «Журавленок и молнии». Люди расстаются  по-разному. Мы заканчиваем читать книгу и расстаемся с ее героями, мы прощаемся с другом, уезжая отдыхать, каждый день говорим «До свидания» учителям и одноклассникам, прощаемся с животными, которые умерли, прощаемся с ушедшими от нас людьми.

«… Мальчик Юра переехал с родителями в другой город в квартиру деда, которого он почти не знал и видел всего два раза, когда был совсем маленьким. У дедушки было больное сердце, он умер. Юра мало знал деда и думал, что не очень переживает его уход. Гораздо больше его интересовал новый город, новая квартира и оставленные дедом старинные книги. И вот в одной из них Юра находит письмо. Тем же прямым почерком, каким раньше писал дед короткие поздравления на открытках, на конвертах было выведено: ЮРИКУ.

Юра сперва сам не знал, чего испугался…  Или нет, не испугался, а задрожал от непонятной тревоги. Оглянулся на прикрытую дверь, подошел к окну. Суетливо дергая пальцами, оторвал у конверта край, развернул большой тонкий лист. Дед писал четкими, почти печатными буквами:

«Журавлик!

Книги на этих полках – тебе.

Это старые, мудрые книги, в них есть душа. Я их очень любил. Ты сбереги их, родной мой, и придет время, когда они станут твоими друзьями. Я это знаю, потому что помню, как ты слушал истории о плаваниях Беринга и Крузенштерна и как однажды пытался сочинить стихи про Галактику (помнишь?). Ты их еще сочинишь.

Малыш мой крылатый, ты не знаешь, как я люблю тебя. Жаль, что из-за разных нелепостей мы виделись так редко. В эти дни я все время  вспоминаю тебя. Чаще всего, как мы идем по берегу Каменки, и я рассказываю тебе про свое детство и большого змея. Это летучий змей почему-то снится мне каждую ночь. Будто я опять маленький, и он тащит меня в легкой тележке сквозь  луговую траву, и я вот-вот взлечу за ним.

Жаль, что так быстро оборвалась бечева…

В детстве я утешал себя, что змей не упал за лесом, а улетел в далекие края и когда-нибудь вернется. И его бумага будет пахнуть брызгами моря и соком тропических растений. Наверно, потому я к старости и стал собирать эти книги: мне казалось, что они пахнут так же.

Впрочем, ерунда, старости  не бывает, если человек ее не хочет. Просто приходит время, когда лопается  нить, которая связывает тебя с крылатым змеем. Но змей вернулся, и я оставлю его тебе. Может быть, он поможет тебе взлететь.

Журка, вспоминай меня, ладно? Меня и другие будут вспоминать, но многие, даже твоя мама, скажут, наверное: жизнь у него не удалась. Это неправда! И ты про это не думай. Ты вспоминай, как мы  расклеивали в твоем альбоме марки, говорили о кораблях и созвездиях, а вечерами смотрели на поезда.

И учись летать высоко и смело.

Ты сумеешь. Если тяжело будет – выдержишь, если больно – вытерпишь, если страшно – преодолеешь. Самое трудное знаешь что? Когда ты считаешь, что надо делать одно, а тебе говорят: делай другое. И говорят хором, говорят самые справедливые слова, и ты сам начинаешь думать: а ведь, наверно, они и в самом деле правы. Может случиться, что правы. Но если будет в тебе хоть капелька сомнения, если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности, что ты прав, а не они, - делай  по-своему. Не оправдывай себя  чужими правильными словами.

Прости меня, я, наверно, длинно и непонятно пишу… Нет, ты  поймешь. Ты у меня славный, умница. Жаль, что я тебя, кажется, больше никогда не увижу.

Никогда не писал длинных писем. Никому. А теперь не хочется  кончать. Будто рвется нить. Ну, ничего…

Видишь, какое длинное письмо написал тебе твой дед Юрий Савельев, который тоже когда-то был журавленком».

Юрка дочитал письмо и сразу, не сдерживаясь, заплакал. Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма. И любовь к нему, к Юрке, о которой он не знал. И ничего нельзя было сделать – ни ответить лаской, ни разбить одиночество. Напрасно дед боялся, что Юрка ничего не поймет в письме. Он понял все. В дедушкиных словах (будто не написанных, а сказанных негромким хрипловатым голосом) были не только печаль и любовь, была еще и гордость. И поэтому в Юркиных слезах, несмотря  ни на что, тоже была гордость…

Он спрятал шелестящий лист в конверт, а конверт под рубашку. Письмо было только ему. Он не хотел сказать о нем даже маме. Не потому, что здесь какая-то тайна, а просто они с дедом всегда говорили один на один, и сейчас был последний разговор…»

Вопросы к отрывку:

 - Что ты сейчас чувствуешь?

 - Что бы тебе хотелось сказать Юрке? Как поддержать его?

 - Напиши письмо Юрке.

Упражнение с использованием метафорических карт (колода «Цвета и чувства». Участникам занятия предлагается выбрать карту, символизирующую для  них грусть, печать, опыт расставания  с кем-то или состояние утраты. Требуется  рассказать, что ты при этом чувствуешь. Затем необходимо выбрать еще одну карту – альтернативу предыдущей, т.е. ту, которой можно заменить печальные переживания, и пояснить, почему выбор пал именно на нее.

Арттерапевтическое упражнение «Когда мне грустно…» Участникам занятия предлагается выбрать (сделать своими руками) какой-либо символ печали. Это может быть открытка, чье-то письмо, фотография, засушенный цветок или любой другой предмет, связанный с воспоминанием о печальном событии.

Японские поэты пишут трехстишия. Они называются хокку (или хайку). Участникам занятия предлагается прочесть хокку известного японского поэта Мацуо Басе:

Взмах весла, ветер

И брызги холодных волн.

Слезы на щеках.

 

Светлый день, но вдруг

Маленькая тучка, и

Дождь заморосил.

 

Веселье кругом,

Вишни со склона горы,

Вас не позвали?

 

Новый год, а мне

Только осенняя грусть

Приходит на ум.

 

Приготовьте свои символы печали. Вспомните, какие события и чувства связаны у вас с этими предметами. Сочините по следующей схеме свое хокку и запишите его.

Схема:

1-я строка – описание природы

2-я строка – описание предмета или события

3-я строка – чувства.

Арртерапевтическое упражнение «Памятные вещи». Участникам занятия дается  следующая  инструкция: «Перед тобой коробка (изображение прилагается). Это не обычная коробка, а памятная. Разместите в ней то, что вы хотели бы оставить в памяти. Нарисуйте эти предметы или чувства либо напишите их названия». (Желающие могут рассказать о своих коробках).

Работа с терапевтической сказкой «О том, как пастух смерть обманул» (применяется в работе с детьми, испытывающими страх смерти близких им людей, либо находящимся  в неизвестности, живы ли они).

Все знают, что со смертью шутки плохи. Но одному пастуху удалось ее обмануть.

Однажды, когда он мирно пас на лужайке свое стадо, из-за куста на окраине лужайки вдруг выглянула смерть. Она долго глядела на пастуха, с удовольствием пасшего своих овечек и громко распевавшего песни, и решила, что раз пастух так доволен своей работой, то  эти овечки должны быть какие-то особенные.

Смерть подошла к пастуху и потребовала отдать ей одну из овец.

 - Зачем она тебе? – удивился  пастух.

 - Затем, зачем же и тебе, - ответила смерть. – Я хочу радоваться, глядя на нее. Здесь, на земле, люди всегда так пасмурно и печально смотрят, когда видят меня, что мне хочется порадоваться хотя бы виду твоей славной овечки.

 - Понимаешь, - сказал пастух, - я бы с удовольствием отдал тебе одну из овец, но у меня строгий  хозяин. Если я вернусь без овцы, меня ждет суровое наказание.

Смерть рассердилась:

 - Если ты  откажешь мне в моем желании, то я заберу вместо овцы тебя, - пригрозила она.

Пастух испугался:

 - Нет, дай мне еще пожить. Возьми лучше одну из овечек, а я перетерплю наказание.

И он выбрал для смерти самую большую и красивую овцу из своего стада.

 - Хорошо, хорошо, давно бы так, - проворчала смерть и приказала пастуху отнести овечку к ней домой.

Пастух взвалил овцу на плечи и пошел за смертью, до самого домика, в котором она жила. Там он аккуратно опустил овцу на пол и стал с любопытством оглядываться по сторонам. За печкой он увидел множество мотков пряжи и спросил смерть, зачем они ей.

 - Каждый моток – это человеческая  жизнь, - ответила смерть.  – Пряжа потихоньку разматывается, и, когда она заканчивается, человеку приходит время  умирать.

 - А ты можешь показать мне мой моток? – спросил хитрый пастух.

 - Конечно, могу, - хвастливо ответила смерть и вытащила из-за печки толстый моток с большим количеством пряжи на нем.

 - Увидев его, пастух хитро улыбнулся, снова взвалил на плечи овцу и пустился бежать со всех ног. Он знал теперь, что долго не умрет и что ему нечего бояться пустых угроз. Смерть же поняла, что зря  показала пастуху его моток пряжи, и злобно размахивала руками его вслед.

А что же пастух? Он жив до сиз пор и по-прежнему с радостью пасет своих овец – если, конечно, моток его пряжи еще не размотался.

(Далее следует обсуждение сказки).

Завершение занятия, рефлексия. Кричалка «Мы –молодцы». Ритуал прощания.

 

 


 

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Упражнение – разминка «Спасибо тебе, что ты есть!»

Упражнение – разминка «Спасибо тебе, что ты есть!»

В детстве я утешал себя, что змей не упал за лесом, а улетел в далекие края и когда-нибудь вернется

В детстве я утешал себя, что змей не упал за лесом, а улетел в далекие края и когда-нибудь вернется

Что бы тебе хотелось сказать Юрке?

Что бы тебе хотелось сказать Юрке?

Арртерапевтическое упражнение «Памятные вещи»

Арртерапевтическое упражнение «Памятные вещи»

Каждый моток – это человеческая жизнь, - ответила смерть

Каждый моток – это человеческая жизнь, - ответила смерть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2024