Разработка занятия для детей старшего школьного и подросткового возраста на тему "Печальная сторона жизни"

  • docx
  • 03.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КРЗ Печальная сторона жизни.docx

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «КЛИНСКИЙ»

 

КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 

Разработка занятия для детей старшего школьного и подросткового возраста

«Печальная сторона жизни»

Picture background

 

Материал разработала

психолог высшей категории  Е.А.Новоторцева

 

 

 

г.о. Клин, 2024 год

Упражнение – разминка «Спасибо тебе, что ты есть!» Ведущий говорит участникам занятия: «Сейчас мы будем перебрасывать друг другу маленький мяч, и тот, кому я его дам, должен будет выбрать другого участника, перебросить мяч ему и сказать «Спасибо тебе, что ты есть». Потом он кидает мяч любому другому участнику, и игра повторяется.

Упражнение - рассуждение «Печальная история». Участникам занятия предлагается вспомнить какую-либо историю из жизни, связанную с расставанием или утратой. Участников просят вспомнить, что они чувствовали в тот момент и нарисовать свои чувства. Можно придумать какие-то символы, знаки или создать сюжетный рисунок. А можно изобразить отдельные фразы по примеру комиксов. Основная задача – ощутить и отреагировать свои чувства.

Работа с терапевтической историей «Как расстаются люди» (отрывок из романа В.П.Крапивина «Журавленок и молнии». Люди расстаются  по-разному. Мы заканчиваем читать книгу и расстаемся с ее героями, мы прощаемся с другом, уезжая отдыхать, каждый день говорим «До свидания» учителям и одноклассникам, прощаемся с животными, которые умерли, прощаемся с ушедшими от нас людьми.

«… Мальчик Юра переехал с родителями в другой город в квартиру деда, которого он почти не знал и видел всего два раза, когда был совсем маленьким. У дедушки было больное сердце, он умер. Юра мало знал деда и думал, что не очень переживает его уход. Гораздо больше его интересовал новый город, новая квартира и оставленные дедом старинные книги. И вот в одной из них Юра находит письмо. Тем же прямым почерком, каким раньше писал дед короткие поздравления на открытках, на конвертах было выведено: ЮРИКУ.

Юра сперва сам не знал, чего испугался…  Или нет, не испугался, а задрожал от непонятной тревоги. Оглянулся на прикрытую дверь, подошел к окну. Суетливо дергая пальцами, оторвал у конверта край, развернул большой тонкий лист. Дед писал четкими, почти печатными буквами:

«Журавлик!

Книги на этих полках – тебе.

Это старые, мудрые книги, в них есть душа. Я их очень любил. Ты сбереги их, родной мой, и придет время, когда они станут твоими друзьями. Я это знаю, потому что помню, как ты слушал истории о плаваниях Беринга и Крузенштерна и как однажды пытался сочинить стихи про Галактику (помнишь?). Ты их еще сочинишь.

Малыш мой крылатый, ты не знаешь, как я люблю тебя. Жаль, что из-за разных нелепостей мы виделись так редко. В эти дни я все время  вспоминаю тебя. Чаще всего, как мы идем по берегу Каменки, и я рассказываю тебе про свое детство и большого змея. Это летучий змей почему-то снится мне каждую ночь. Будто я опять маленький, и он тащит меня в легкой тележке сквозь  луговую траву, и я вот-вот взлечу за ним.

Жаль, что так быстро оборвалась бечева…

В детстве я утешал себя, что змей не упал за лесом, а улетел в далекие края и когда-нибудь вернется. И его бумага будет пахнуть брызгами моря и соком тропических растений. Наверно, потому я к старости и стал собирать эти книги: мне казалось, что они пахнут так же.

Впрочем, ерунда, старости  не бывает, если человек ее не хочет. Просто приходит время, когда лопается  нить, которая связывает тебя с крылатым змеем. Но змей вернулся, и я оставлю его тебе. Может быть, он поможет тебе взлететь.

Журка, вспоминай меня, ладно? Меня и другие будут вспоминать, но многие, даже твоя мама, скажут, наверное: жизнь у него не удалась. Это неправда! И ты про это не думай. Ты вспоминай, как мы  расклеивали в твоем альбоме марки, говорили о кораблях и созвездиях, а вечерами смотрели на поезда.

И учись летать высоко и смело.

Ты сумеешь. Если тяжело будет – выдержишь, если больно – вытерпишь, если страшно – преодолеешь. Самое трудное знаешь что? Когда ты считаешь, что надо делать одно, а тебе говорят: делай другое. И говорят хором, говорят самые справедливые слова, и ты сам начинаешь думать: а ведь, наверно, они и в самом деле правы. Может случиться, что правы. Но если будет в тебе хоть капелька сомнения, если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности, что ты прав, а не они, - делай  по-своему. Не оправдывай себя  чужими правильными словами.

Прости меня, я, наверно, длинно и непонятно пишу… Нет, ты  поймешь. Ты у меня славный, умница. Жаль, что я тебя, кажется, больше никогда не увижу.

Никогда не писал длинных писем. Никому. А теперь не хочется  кончать. Будто рвется нить. Ну, ничего…

Видишь, какое длинное письмо написал тебе твой дед Юрий Савельев, который тоже когда-то был журавленком».

Юрка дочитал письмо и сразу, не сдерживаясь, заплакал. Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма. И любовь к нему, к Юрке, о которой он не знал. И ничего нельзя было сделать – ни ответить лаской, ни разбить одиночество. Напрасно дед боялся, что Юрка ничего не поймет в письме. Он понял все. В дедушкиных словах (будто не написанных, а сказанных негромким хрипловатым голосом) были не только печаль и любовь, была еще и гордость. И поэтому в Юркиных слезах, несмотря  ни на что, тоже была гордость…

Он спрятал шелестящий лист в конверт, а конверт под рубашку. Письмо было только ему. Он не хотел сказать о нем даже маме. Не потому, что здесь какая-то тайна, а просто они с дедом всегда говорили один на один, и сейчас был последний разговор…»

Вопросы к отрывку:

 - Что ты сейчас чувствуешь?

 - Что бы тебе хотелось сказать Юрке? Как поддержать его?

 - Напиши письмо Юрке.

Упражнение с использованием метафорических карт (колода «Цвета и чувства». Участникам занятия предлагается выбрать карту, символизирующую для  них грусть, печать, опыт расставания  с кем-то или состояние утраты. Требуется  рассказать, что ты при этом чувствуешь. Затем необходимо выбрать еще одну карту – альтернативу предыдущей, т.е. ту, которой можно заменить печальные переживания, и пояснить, почему выбор пал именно на нее.

Арттерапевтическое упражнение «Когда мне грустно…» Участникам занятия предлагается выбрать (сделать своими руками) какой-либо символ печали. Это может быть открытка, чье-то письмо, фотография, засушенный цветок или любой другой предмет, связанный с воспоминанием о печальном событии.

Японские поэты пишут трехстишия. Они называются хокку (или хайку). Участникам занятия предлагается прочесть хокку известного японского поэта Мацуо Басе:

Взмах весла, ветер

И брызги холодных волн.

Слезы на щеках.

 

Светлый день, но вдруг

Маленькая тучка, и

Дождь заморосил.

 

Веселье кругом,

Вишни со склона горы,

Вас не позвали?

 

Новый год, а мне

Только осенняя грусть

Приходит на ум.

 

Приготовьте свои символы печали. Вспомните, какие события и чувства связаны у вас с этими предметами. Сочините по следующей схеме свое хокку и запишите его.

Схема:

1-я строка – описание природы

2-я строка – описание предмета или события

3-я строка – чувства.

Арртерапевтическое упражнение «Памятные вещи». Участникам занятия дается  следующая  инструкция: «Перед тобой коробка (изображение прилагается). Это не обычная коробка, а памятная. Разместите в ней то, что вы хотели бы оставить в памяти. Нарисуйте эти предметы или чувства либо напишите их названия». (Желающие могут рассказать о своих коробках).

Работа с терапевтической сказкой «О том, как пастух смерть обманул» (применяется в работе с детьми, испытывающими страх смерти близких им людей, либо находящимся  в неизвестности, живы ли они).

Все знают, что со смертью шутки плохи. Но одному пастуху удалось ее обмануть.

Однажды, когда он мирно пас на лужайке свое стадо, из-за куста на окраине лужайки вдруг выглянула смерть. Она долго глядела на пастуха, с удовольствием пасшего своих овечек и громко распевавшего песни, и решила, что раз пастух так доволен своей работой, то  эти овечки должны быть какие-то особенные.

Смерть подошла к пастуху и потребовала отдать ей одну из овец.

 - Зачем она тебе? – удивился  пастух.

 - Затем, зачем же и тебе, - ответила смерть. – Я хочу радоваться, глядя на нее. Здесь, на земле, люди всегда так пасмурно и печально смотрят, когда видят меня, что мне хочется порадоваться хотя бы виду твоей славной овечки.

 - Понимаешь, - сказал пастух, - я бы с удовольствием отдал тебе одну из овец, но у меня строгий  хозяин. Если я вернусь без овцы, меня ждет суровое наказание.

Смерть рассердилась:

 - Если ты  откажешь мне в моем желании, то я заберу вместо овцы тебя, - пригрозила она.

Пастух испугался:

 - Нет, дай мне еще пожить. Возьми лучше одну из овечек, а я перетерплю наказание.

И он выбрал для смерти самую большую и красивую овцу из своего стада.

 - Хорошо, хорошо, давно бы так, - проворчала смерть и приказала пастуху отнести овечку к ней домой.

Пастух взвалил овцу на плечи и пошел за смертью, до самого домика, в котором она жила. Там он аккуратно опустил овцу на пол и стал с любопытством оглядываться по сторонам. За печкой он увидел множество мотков пряжи и спросил смерть, зачем они ей.

 - Каждый моток – это человеческая  жизнь, - ответила смерть.  – Пряжа потихоньку разматывается, и, когда она заканчивается, человеку приходит время  умирать.

 - А ты можешь показать мне мой моток? – спросил хитрый пастух.

 - Конечно, могу, - хвастливо ответила смерть и вытащила из-за печки толстый моток с большим количеством пряжи на нем.

 - Увидев его, пастух хитро улыбнулся, снова взвалил на плечи овцу и пустился бежать со всех ног. Он знал теперь, что долго не умрет и что ему нечего бояться пустых угроз. Смерть же поняла, что зря  показала пастуху его моток пряжи, и злобно размахивала руками его вслед.

А что же пастух? Он жив до сиз пор и по-прежнему с радостью пасет своих овец – если, конечно, моток его пряжи еще не размотался.

(Далее следует обсуждение сказки).

Завершение занятия, рефлексия. Кричалка «Мы –молодцы». Ритуал прощания.