Разработка занятия литературно-творческого кружка «Лукоморье» по рассказу О.Генри «Дары волхвов» с применением игровых технологий.
Оценка 4.6

Разработка занятия литературно-творческого кружка «Лукоморье» по рассказу О.Генри «Дары волхвов» с применением игровых технологий.

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
6 кл—7 кл
16.01.2023
Разработка занятия литературно-творческого  кружка «Лукоморье» по рассказу  О.Генри  «Дары волхвов»  с применением игровых  технологий.
Претворяя в жизнь одну из пяти важных инициатив нашего Президента о системной организации работы по повышению духовности молодёжи, широкой пропаганде чтения книг, в школах действуют предметные кружки, организующие досуг подростков. Литературно-творческий кружок «также помогает семье и школе осуществлять гармоничное развитие личности учащихся с учётом их способностей и дарований. Игровые технологии, применяемые на занятиях кружка, обязательны, так как обладают средствами, активизирующими деятельность учащихся и составляют главную идею и основу эффективности результатов. Очень важно, чтобы ребята не только приобрели новые знания в области литературы, но и могли самовыразиться, самоутвердиться, познать себя и других.
Рассказ О.Генри «Дары волхвов».docx

Разработка занятия литературно-творческого  кружка «Лукоморье» по рассказу  О.Генри  «Дары волхвов»

 с применением игровых  технологий.

 

Тема занятия:Рождественская  новелла О.Генри «Дары волхвов»

Эпиграф (записан  на  доске):

«Любить  глубоко – это значит  забыть  о  себе».

Ж.Ж. Руссо.

Цели  занятия:

§  познакомить  ребят  с личностью  американского писателя  О.Генри, с  понятием  «новелла»;

§  рассказать  об  отголосках  евангельской легенды в новелле «Дары волхвов»;

§  развивать  устную  речь  и творческую  фантазию детей;

§  формировать  читательский  интерес  к  творчеству  О.Генри;

§  воспитывать любовь и  внимательное  отношение  к  близким.

Предварительная подготовка:

§  ребята внимательно  прочитали «Дары  волхвов»,

§  группа  художников-оформителей  подготовила реквизит из цветной  бумаги, 

§  несколько  учащихся готовят  пересказы истории (от лица Деллы  и от  лица Джима) и сообщение  о  волхвах.

Оборудование:

§  портрет О.Генри,

§  мультимедийная  презентация о  жизни  и  творчестве   писателя,

§  тексты  рассказа,  иллюстрации  к тексту, 

§  бумажная ёлка  с шарами,  на которых записаны  вопросы,

§  реквизит  для  «живых  картин»,  карточки  с текстами,

§  запись  рождественской  песни «JingleBells»,

§  конверты  с текстами для живых  картин  и  др.

Ход  занятия.

1.     Звучит  запись  рождественской  песни «JingleBells». Ребята занимают  места,  поудобнее  устраиваясь в  импровизированных  креслах  в  кабинете  литературы.

Учитель:  Ребята, я  рада  приветствовать  вас  в  праздник  светлого  Рождества в нашем  литературно-творческом  кружке.  Занятие  сегодня посвящено  замечательному  американскому писателю О.Генри   и  его рождественскому  рассказу «Дары  волхвов»,  который  вы  все прочитали  самостоятельно.

На  самом  деле  жанр  произведения  «Дары  волхвов» - новелла.

Новелла – это  малый повествовательный жанр, по  объёму близкий  к  рассказу.  Для  него  характерна  остросюжетность, неожиданный  финал и отсутствие  чёткой  авторской  позиции. Также  в  новеллах  редко  бывает  более  трёх  действующих  лиц.

Авторы  новелл, как  правило,  не раскрывают  внутренний  мир героев, мотивы их  поступков.  Такие  произведения  рассказывают небольшие  истории, которые  развиваются   вокруг  одного  необычного  события.

2.Предлагаю  посмотретьмультимедийную  презентациюо  личности, жизни и  творчестве О.Генри (Уильяма Сидни Портера).

                                         (Просмотр  материала)

 

Учитель:

Хочу  добавить  интересную  информацию о  том,  что  в городе Гринсборо (Северная Каролина, США)  установлен бронзовый памятник  в честь  родившегося  здесь     О.Генри. Этот  памятник состоит из  трёх  частей: статуи  самого  О.Генри  в  натуральную  величину, статуи  его  любимой  собачки Lovey и  скульптурное  изображение  огромной  раскрытой  книги, где слевана  странице  изображена  иллюстрация к рассказу  «Дары  волхвов» и  выдержка  из  него,  а справа  -  начало рассказа «Вождь краснокожих» с главным  героем, выглядывающим из-за страницы. На переплёте  обложки  книги  выгравировано имя   писателя.

3.     Давайте  вместе  вспомним   содержание  новеллы  «Дары  волхвов».  В этом нам  поможет  наша  рождественская  ёлка и  шары,  на  обратной стороне  которых – вопросы  к  произведению.

(Один  за другим ребята снимают с ёлки  шары,  читают вслух вопросы и  отвечают  на  них).

Используется  метод «Тонкие  вопросы».

v В какое  время происходят описываемые в новелле   события? (в канун Рождества,  в Сочельник)

v Как  звали героев рассказа  «Дары  волхвов»? (Делла  и  Джим  )

v Сколько  платили   молодые люди  за съёмную  квартиру? (8 долларов  )

v Что  сделала Делла, чтобы купить подарок  Джиму? (Продала свои  роскошные  длинные  волосы)

v Какие два сокровища были  у молодожёнов? (золотые  часы Джима  и прекрасные  волосы Деллы)

v Сколько  денег  получила  Делла  за  свои роскошные  волосы? ( 20 долларов)

v Что  купила Делла в  подарок  любимому  мужу? ( цепочку для  карманных  часов)

v Какиекачества  характера  были  присущи  молодым  героям новеллы О,Генри? (скромность и  достоинство)

v Как  Делла исправила то, что осталось от  длинных  волос? (Завила щипцами  кудряшки)

v О чём шептала Делла, услышав шаги  Джима за дверью? («Господи,сделай  так,  чтобы  я  ему  не  разонравилась».)

v Из  какого  материала  была сделана цепочка для  часов? (из платины)

v Что  купил Джим  в  подарок  Делле?(набор  черепаховых  гребней для  волос)

v Сколько гребней  было  в подарочном  наборе? (Три. Один  задний и два боковых)

v «Следующие два  часа  пролетели на  розовых  крыльях»,- написал  автор  о  Делле.  Что  означает  эта  метафора?  (находиться   в отличном  настроении)

v Почему  Джиму  были так дороги  его  часы? ( Это   были  часы его  отца)

4.     После того, как на  все  вопросы  даны  ответы, учитель  предлагает  пересказать данную  историю от  лица героев  новеллы: одной из  девочек  - от лица  Деллы, 

5.     а затем  одному из  мальчиков -  от  лица  Джима.

 

 

 

 

 

 

 

 

Используется  метод  «Толстые  вопросы».

Вопросы  учителя   ребятам:

Ø Почему  эта  история  проникнута  авторской  иронией?

Ø Как вы думаете,  случаются ли  подобные  ситуации  в реальной  жизни? (Если  случаются,  приведите  примеры.)

Ø На что  надеялись  герои,  выбирая  друг другу  подарки?

Ø Давайте  перечитаем  последний  абзац  этого  рассказа. (Читает  учитель)

Ø Кто  такие  волхвы? В  каком  уже  изученном  произведении  мы  встречаем  упоминание  о  волхвах? (Дети  вспоминают  о  волхвах  в  «Песне о вещем Олеге» А.С.Пушкина.  Волхвы-  мудрецы, прорицатели)

Ø О каких  волхвах здесь идёт речь? «Те,  что  принесли  дары младенцу в  яслях»?

6.     Слушаем  сообщение   подготовленного  ученика.

Волхвы- это цари, жрецы, маги,  в восточно-христианских  преданиях – мудрецы-звездочёты. Ведомые рождественской  звездой, которая  загорелась на небе, как  только Христос  появился  на  свет, они  идут поклониться  Божественному  младенцу и  везут  ему  чудесные  дары. В  разных  источниках  указывается  разное  количество  мудрецов – от трёх  до  двенадцати. Чаще  называют  трёх  волхвов – Каспар, Балтазар, Мельхиор,  которые принесли Иисусу  золото (как знак земного  владычества), ладан (как  знак  божественного происхождения и небесной  власти), мирру  (смолу, которой  умащали умерших, как  намёк  на будущее  распятие). В  те  времена  благовония  стоили так же  дорого,  как  и  золото.  Именно  от  волхвов  пошёл  прекрасный обычай дарить  подарки   в Рождество. А рождественская  звезда  стала  украшением  ёлки.

Учитель:

В  конце   рассказа  автор  пишет: «Но да  будет  сказано  в назидание  мудрецам наших  дней,  что из  всех дарителей эти  двое  были   мудрейшими. Из  всех,  кто подносит и принимает   дары, истинно  мудры лишь  подобные  им. Везде  и  всюду. Они  и  есть  волхвы».

Ø Кого О,Генри  называет  волхвами?

Ø Почему  он  называет  Джима и Деллу  мудрейшими  из  дарителей?

(Волхвы  не  подарили  младенцу любви,  а это  самое  главное. Наши же герои  любят друг друга  чистой  любовью,  поэтому  они  отдали  самое лучшее, что  у них было,  чтобы  приобрести  то  лучшее,  чего  достоин каждый  из  них).

Ø Теперь  вы сможете объяснить  смысл  рассказа. В  чём  он  заключается?

Ø Какие  нравственные проблемы  ставит  перед  читателями О,Генри  в  своем  произведении  «Дары волхвов»?

7.     Используется метод «Живые  картины»

Ребята  делятся  на  несколько малых  групп. Каждая  вытягивает  карточку  с текстом из  рассказа, внимательно  читает эпизод, обсуждает  свою  постановку,  выбирает из  заранее  приготовленного  реквизита  детали, продумывает   аксессуары  и  элементы  костюмов  того  времени.  Затем   группы,  воспроизводя  эпизоды произведения,   создают  живые  картины: ребята принимают  соответствующие  позы,  придают  лицам необходимые выражения, акцентируя  внимание зрителей на значащие  детали  быта и  одежды.

( Живая  картина даёт  возможность исполнителям продумать  мизансцену, позы  действующих  лиц,  которые  выражают   определённое   состояние  каждого  героя.

Зрителям  предлагается оценить качество мизансцен и их  соответствие  текстам  новеллы.

Примерные  тексты для  мизансцен.

1.     «…Вывеска, у которой она остановилась, гласила: «M-meSophronie. Всевозможные изделия из волос».

Делла  взбежала  на  второй этаж и   остановилась,  с трудом  переводя  дух.

- Не купите ли вы  мои  волосы? – спросила  она  у  мадам.

- Я покупаю волосы, - ответила  мадам. – Снимите  шляпу, надо  посмотреть  товар…»

2.     «…Она  вдруг  отскочила  от  окна и  бросилась  к зеркалу. Глаза её  сверкали, но  с лица за  двадцать  секунд сбежали  краски. Быстрым  движением она  вытащила шпильки  и  распустила  волосы…»

3.     «…– Ах, боже мой!

Ведь  Джим ещё  не  видел её замечательного  подарка.  Она  поспешно  протянула ему цепочку на  раскрытой ладони.  Матовый  драгоценный  металл, казалось, заиграл в  лучах её бурной и  искренней  радости.

- Я весь город обегала, покуда нашла  это…»

4.«…Джим достал  из  кармана  пальто  свёрток и бросил его на  стол.

- Не пойми  меня  ложно, Делл, - сказал он. – Но разверни  свёрток , и  тогда  ты  поймёшь, почему  я  в  первую  минуту  немножко  оторопел.

Белые  проворные  пальчики рванули  бечёвку  и  бумагу. Последовал  крик  восторга…»

 

Учитель:

8.     А  сейчас  я хочу  взять  у  вас  интервью.

Используется  метод «Микрофон».

Каждый  ученик  высказывает в импровизированный  микрофон  свои  мысли  или  позицию по  поводу  занятия литературного   кружка,  отвечая  на примерные   вопросы:

ü Что  запомнилось?

ü Что  понравилось?

ü Что  было  самым  интересным?

ü Что  теперь  стало  понятным?

ü Какие нравственные  уроки вы   получили  сегодня,  участвуя в нашем  занятии литературного  кружка?

ü Как  эпиграф,  записанный  на  доске,  помог  вам понять  идею данного  произведения?

8. Домашнее задание:

О.Генри писал: «Вы  ждёте сокровищ, которые,  как  манна  небесная, упадут  к вам   в виде  золотых  долларов или  хрустящих  кредиток, а между  тем у  каждого  из  вас есть  огромные  сокровища, которые  вы мало  цените».

-  Я прошу  вас  хорошо  подумать, что вы  могли бы  подарить своим  близким,  не  имея ни  копейки  денег.  Ведь  не дороговизна  в прямом  значении  этого  слова определяет  ценность  подарка.

Напишите эссена  тему«Мой  самый  лучший  подарок  тебе»

Прочитайте рассказы О, Генри:  «День  благодарения»,  «Чародейные  хлебцы»,  «Вождь  краснокожих».

Нурманова Замира  Аблокуловна, учитель русского языка и литературы  высшей категории средней общеобразовательной  школы  21 города Ангрена Ташкентской  области.


 

Разработка занятия литературно-творческого кружка «Лукоморье» по рассказу

Разработка занятия литературно-творческого кружка «Лукоморье» по рассказу

Учитель: Ребята, я рада приветствовать вас в праздник светлого

Учитель: Ребята, я рада приветствовать вас в праздник светлого

Хочу добавить интересную информацию о том, что в городе

Хочу добавить интересную информацию о том, что в городе

Делла и Джим ) v Сколько платили молодые люди за съёмную квартиру? (8 долларов ) v

Делла и Джим ) v Сколько платили молодые люди за съёмную квартиру? (8 долларов ) v

После того, как на все вопросы даны ответы, учитель предлагает пересказать данную историю от лица героев новеллы: одной из девочек - от лица

После того, как на все вопросы даны ответы, учитель предлагает пересказать данную историю от лица героев новеллы: одной из девочек - от лица

О каких волхвах здесь идёт речь? «Те, что принесли дары младенцу в яслях»? 3

О каких волхвах здесь идёт речь? «Те, что принесли дары младенцу в яслях»? 3

Какие нравственные проблемы ставит перед читателями

Какие нравственные проблемы ставит перед читателями

Она вдруг отскочила от окна и бросилась к зеркалу

Она вдруг отскочила от окна и бросилась к зеркалу

Какие нравственные уроки вы получили сегодня, участвуя в нашем занятии литературного кружка? ü

Какие нравственные уроки вы получили сегодня, участвуя в нашем занятии литературного кружка? ü
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2023