Рабочий лист заданий в форме «веб-квеста» в рамках дистанционного обучения.
Автор-составитель:
Куксина Александра Владимировна, учитель музыки МБОУ «СОШ №17», г. Усть-Илимск, Иркутской области.
Тема: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»
Занятие имеет место в разделе «Музыка и изобразительное искусство» (I полугодие, 5 класс, по программе авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой).
Пояснение: данный рабочий лист заданий с активными ссылками прикрепляется в электронном дневнике для самостоятельного изучения материала обучающимися. Данное занятие было апробировано и имело хорошие результаты познания и изучения темы детьми.
Цель занятия: Познакомить ребят с выразительными и изобразительными средствами музыки через изучение духовных ценностей наследия славянских композиторов.
Рабочий лист.
Добрый день, дорогие ребята! Я приветствую вас в рамках дистанционного обучении. Сегодня я предлагаю вам поговорить не только о способности музыки передавать настроение, но и о её изобразительной функции. Подобно тому, как художник рисует линиями и цветом, композитор это делает мелодией, подбирая ей тембровую окраску музыкальных инструментов или голоса. Музыкальный материал предлагаю скачать на рабочий стол для формирования своей фонотеки.
Для начала, предлагаю разгадать загадку. Язык есть, речей нет, а вести подает. О чём идёт речь? Дополните свои предположения и варианты ответов музыкой русского композитора, который тоже имел в виду этот образ, сочиняя свою сиюту "Фантазия". Прослушайте 4-ю часть этой сюиты, которая называется "Светлый праздник". Что же изобразил средствами музыки композитор и какой "Светлый" праздник он имел в виду?
https://drive.google.com/file/d/1iHTNTwNWWU4_886WrwPN9cEDW35T1u-h/view?usp=sharing
Из всего выше сказанного, предположи, какова тема занятия? Проверь правильность твоего предположения по ссылке ниже и запиши тему в тетрадь.
Колокольность – это важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола не могла не отразиться в музыкальных произведениях отечественных композиторов. Исключительное место занимает колокольность в творчестве С. Рахманинова, музыку, которого мы только, что прослушали. Музыка этого композитора, как его жизнь очень интересна. Во время октябрьской революции 1918 года для продолжения своей творческой деятельности он был вынужден покинуть родную страну, переехав в США, о чём всю оставшуюся жизнь сомневался в выборе своего решения. Выросший на русских традиция, обычаях и музыке, том за границей он продолжал поддерживать тесную связь с Россией, читая русскую прессу, слушая музыку русских композиторов и русские народные песни.
Софийский Собор в г. Новгород. Сюда Серёжа вместе со своей бабушкой приезжал в церковные праздники, и здесь Сергей мог слышать колокольный звон. Музыка этого композитора не только выразительна, но и ярко изобразительна. Звуками он как будто рисовал музыкальные картины и сам говорил об этом так: «Мои помыслы – краски, мои краски – напевы».
А сейчас мы еще раз обратимся к музыкальному фрагменту из сюиты – фантазии С. Рахманинова «Светлый праздник» и назовём музыкальный инструмент, так мощно изображающий колокола. Запиши в тетрадь правильный ответ: скрипка, фортепиано, кларнет, виолончель, труба.
Сформулируй ответ на вопрос: почему автор написал это произведение для двух одинаковых инструментов и какая в том была необходимость? (развлечься, чтоб усложнить работу музыкантам, показать своё мастерство, предать более яркую изобразительность образу).
Определи, каким настроением наполнена эта часть произведения? (радость, уныние, горем, восторгом, ликованием)
Вспомни по ссылке, какие типы колокольного звона существуют и запиши их в тетрадь, с коротким описанием.
Типы колокол. звонов: https://drive.google.com/file/d/1TMMFrr_OjhW8_vXsQGNTU-H443h3JHrw/view?usp=sharing
Какой тип звона слышен в части "Светлы праздник" С.Рахманинова? Выбери правильный ответ: перебор, перезвон, набат, трезвон, благовест.
С каким православным праздником у тебя ассоциируется это фрагмент? (рождество, прощённое воскресенье, пасха, масленица,троица)
Еще один композитор, деятель искусств России и Украины Валерий Григорьевич Кикта также обращался в своём творчестве к церковным мотивам. Свою концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» он посвятил 1500-летию Киева. Несколько веков назад на Руси был возведен собор Святой Софии, украшенный мозаикой, фресками, орнаментом. Симфония состоит из 9 частей. Каждая часть – это образ новой фрески, возникающей перед взором композитора. Автор идет вдоль многовековых стен храма, он рассматривает возникающие передним живописные образы, и в его творческом воображении, они превращаются в образы музыкальные. Фрески живописные становятся фресками музыкальными.
Орнамент (от лат - "украшение") - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Прослушай заключительную часть концертной симфонии Валерия Кикты "Фрески Софии Киевской", называемой "Орнамент", представь и нарисуй в тетради свой вариант орнамента, рисуемый мелодией.
"Орнамент" из концертной симфонии "Фрески Софии Киевской" - В. Кикта: https://drive.google.com/file/d/1QHI_Ngo7uXjugb-dDv130risMXlIt5Up/view?usp=sharing
Звучание какого музыкального инструмента имитирует композитор? (балалайка, гитара, гусли, скрипка)
Итак, вы заслушали отрывок из произведения В.Кикты и отрывок из произведения С.Рахманинова. Что их объединяет? Запиши в тетрадь предполагаемый ответ: обращаются к народным источникам, используют прием имитации, обращаются к духовным ценностям.
Работа над песней. Необходимо скачать песню на рабочий стол, прослушать и начать учить её наизусть.
1."Ты человек" из к/фильма "Приключение электроника" (текст): https://drive.google.com/file/d/1OH0UAR7OX94fuhFHo8NHVJAHOUb304iT/view?usp=sharing
2.Плюс: https://drive.google.com/file/d/1pi_zIzD5hv-KtyjjddQ7bz2Zmw7P4lI3/view?usp=sharing
3.Минус: https://drive.google.com/file/d/1Yk-8j8rW7hQGH_xnbMaqZJkvx2KgNV6K/view?usp=sharing
P.S. Правильность ответов на вопросы проверяются при ближайшей встречи на уроках в школе или решением теста через электронный дневник.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.