Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики
«Чебоксарское музыкальное училище (техникум) им. Ф.П. Павлова»
Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики
________________________________________________________________________________
Отделение народных инструментов
САМОАНАЛИЗ
открытого урока, проведенного студентом-практикантом
дата |
30.04.2020. |
Наименование практики |
УП.03 «Педагогическая работа» в рамках профессионального модуля ПМ.02 «Педагогическая деятельность» |
ФИО студентапрактиканта |
Ненюков Илья Владимирович |
курс |
III |
специальность |
53.02.03 «Инструментальное исполнительство. Инструменты народного оркестра» (струнные инструменты) / углубленная подготовка |
ФИ ученика практики |
Ульянов Тимур |
Год обучения / класс |
1 класс |
музыкальный инструмент |
гитара |
Преподавательконсультант |
Киселева Галина Викторовна, председатель предметноцикловой комиссии «Народные инструменты» |
Учебная практика (УП.03) «Педагогическая работа» студентов, обучающихся по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство. Инструменты народного оркестра» / углубленная подготовка», проводится в рамках профессионального модуля (ПМ.02) «Педагогическая деятельность». 30 апреля 2020 года мною был проведен открытый урок с учащимся сектора педагогической практики первого года обучения по классу гитары Ульяновым Тимуром (13 лет).
Обучающийся Ульянов Тимур, 13 лет с хорошими музыкальными данными (несколько хуже обстоит дело с ритмическим чувством), воспитанный, деликатный, общее развитие в пределах нормы. Он добросовестно относится к делу, с удовольствием занимается на гитаре, регулярно посещает занятия, выполняет домашние задания. Ученик серьезный, вдумчивый, интересующийся, увлеченный. Физические данные: Тимур пропорционально сложен, пальцы длинные, кисть широкая, недостаточная растяжка и гибкость. В целом развивается заметно, приобретает инструментальные навыки, осваивает знания по музыкально-теоретическим дисциплинам.
Тип урока, структура, этапы, их логическая последовательность и темп переходов между элементами урока были тщательно продуманы и отражены в плане-конспекте. Урок формирования умений и навыков на тему «Работа над аппликатурой на этапе разбора музыкального произведения» ставил целью формирование навыка выбора аппликатуры, способствующей выявлению характера музыкального произведения.
В качестве смысловой опоры (для воспитания музыкального мышления) рассматривалась зависимость выбора аппликатуры от элементов музыкальной речи, средств музыкальной выразительности. Ученик мотивированный на музыкальное обучение, был ознакомлен с целью урока. Главное внимание на уроке уделялось работе над аппликатурой: логике выбора, обоснованию применения того или иного вида движений, исполнительского приема для осуществления аппликатурного варианта (например, в пьесе Чезара Негри «Испанец»).
Мы сознательно отказались при планировании урока от работы по заранее поставленной аппликатуре в нотах, которую можно было просто заучить обучающемуся, и выбрали путь совместного решения (частично-поисковый метод). Таким образом планировалось развивать музыкальное мышление ученика, вырабатывать навык слуходвигательной связи аппликатуры со средствами музыкальной выразительности (т.е. осознанного выбора аппликатурных элементов в зависимости от фразировки, штриха и т.п.). Подобная работа требует значительно больших затрат времени, однако позволяет создавать ситуации успеха на уроке и имеет хороший обучающий и развивающий потенциал, что и доказывал Тимур своими заинтересованными вопросами и исполнительскими достижениями в ходе проведенного урока.
Урок проведён с соблюдением всех санитарно-гигиенических норм и выполнением требований техники безопасности. Например, в ходе урока менялись виды деятельности, в т.ч., отвлекающие обучающегося от монитора компьютера (ноты).
Индивидуальная форма взаимодействия с учеником позволила учитывать возрастные, психологические особенности ученика, уровень его общего и музыкального развития.
При проведении урока я опирался на общие дидактические принципы: наглядности (ч/з наглядно-зрительный и наглядно-слуховой методы), доступности (при подаче материала «от простого к сложному»), последовательности (следуя структуре плана урока), связи теории с практикой (от метода словесного переход к практическому, частичнопоисковому).
Среди недостатков проведенного урока отмечу недостаточное время на проведение физкультурные минутки. Мне пока трудно «не затягивать» решение отдельных задач на уроке, не хватает точности в формулировках требований (объяснений), что приводит к лишним повторам действий с учеником. Иногда нарушается логичность переходов между элементами урока, так как я понимаю, что затянул время на одном этапе и в спешке комкается переход. Например, я несколько затянул этап актуализации. Мне приходится следить за своей речью, так как появляются слова-паразиты (повторяющиеся) или бытовые речевые обороты. Технологический аспект в подготовке урока вызывал у меня сложности для самостоятельного выбора методов обучения, оптимальных для данного типа урока.
Из положительных черт урока могу отметить следующие аспекты:
Организационный и коммуникативный — хорошая организация совместных действий на протяжении урока, готовность обучающегося к уроку, свободная деловая коммуникация, порядок, дисциплина, постепенная реализация цели и учебных задач. На уроке охвачены все задачи, использованы запланированные методы обучения и воспитания.
Мотивационный и целевой аспекты. Ученик органично воспринял значимость изучаемого материала для данного урока и для последующей музыкальной деятельности. Цель урока была интересна обучающемуся и достигнута. Он внимательно воспринимал информацию и выполнял необходимые движения после объяснений, осмысленно повторял исполнительские действия и закреплял навыки работы над аппликатурой.
Содержательный аспект — удачный подбор материала для работы в соответствии требованиям программы и индивидуальными особенностями обучающегося (ему все пьесы и упражнения нравятся, вызывают интерес, он задаёт уточняющие, умные вопросы). Параллельно с основной линией урока, работали над ритмическим недостатком ученика — «недослушивание» (сокращение времени) некоторых ритмических долей. Для выравнивания чувства ритма мы использовали соответствующие методы и приемы. Использование ИКТ-технологий позволило разнообразить не только содержание, но и виды деятельности на уроке.
Контрольно-оценочный аспект – оценка деятельности обучающегося на уроке – использован для стимулирования активности и развития его познавательного интереса. На завершающем этапе дана оценка домашней и классной работы учащегося, выбраны способы последующей домашней работы.
Аналитический аспект – подведение итогов урока и анализ деятельности обучающегося на уроке проведены в хорошем темпе, четко, конкретно. Время каждого этапа урока соответствовало запланированному. Домашнее задание дано в достаточном объеме и в связи с темой и результатами работы на уроке.
Самооценивание педагогических действий позволяет мне анализировать недочеты, выявлять удачные приемы работы на конкретном уроке, корректировать дальнейшее взаимодействие, ощущать профессиональный рост. Однако я ощущаю недостаточность педагогических техник и навыков в работе, считаю, что мне необходимо совершенствоваться, посещать уроки педагогов-практиков, посещать семинары на педагогические темы и мастер-классы известных музыкантов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.