Крымоведение в 1-Б классе Крымоведение в 1-А классе
Дата: 21.10.2019г Дата:25.10.2019
Тема: Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод.
Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения; активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.
Цели по содержанию.
Образовательные: расширить знания обучающихся о воде, водоемах Крыма и понимания бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы Крыма.
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, географической картой, создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала;
делать обобщения и выводы.
Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, чувства ответственности, бережного отношения к водным запасам, общей экологической культуры обучающихся, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты.
Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.
Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.
Универсальные учебные действия (УУД).
Личностные: осознавать необходимость изучения темы.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.
Учитель. Все встали. Здравствуйте. Садитесь.
Настройтесь и раскрепоститесь.
Урок начнем мы, как всегда,
С вопроса: Все готовы?
Ученики. Да!
Учитель. Я рада видеть вас на нашем уроке крымоведения, но на урок вы пришли с разным настроением - отразите его, подняв «Смайлик - настроения» ( красный-хорошее настроение, зелёный- не очень хорошее, а может даже грустное). Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успехов на уроке.
II. Мотивация учебной деятельности
Для того чтобы определить тему урока отгадайте загадку
Загадка: Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу и стеклянной быть могу! (вода)
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? (о воде)
Тема урока: «Вода. Свойства воды. Значение воды в природе и жизни населения. Водоемы Крыма. Реки.»
Учитель. Сегодня мы поговорим с вами о её величестве ВОДЕ.
Как Вы думаете, какие цели и задачи урока мы должны решить, исходя из темы урока?
Сегодня на уроке мы должны:
• Вспомнить, какими свойствами обладает вода.
• Рассмотреть состояния воды.
• Уметь описывать мировой круговорот воды.
• Приводить примеры значения воды для жизни на Земле и для человека.
• Рассмотреть реки Крыма.
• Воспитывать бережное отношение к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы Крыма.
IV. Изучение нового материала
Учитель. Вода - самый удивительный и важнейший минерал на Земле. Известно, что из всех планет Солнечной системы вода имеется только на нашей планете. Благодаря воде и в воде возникла жизнь на Земле. Нет живого существа, если нет воды…
Рабочая тетрадь стр. 36 задание №1
Проблемный вопрос урока. Сколько воды на Земле?
А много ли воды на нашей планете? (Поднимите руку, кто считает – Мало, опустите, а теперь - кто считает - Много. И Вы – правы!)
Вода занимает 71% всей поверхности нашей земли. Вода бывает пресная (подземная, речная, родниковая, лечебная в источниках) и солёная (в морях и океанах).
Где присутствует вода на земном шаре?
Кто знает, откуда берется вода?
Мы – исследователи и мы постараемся открыть тайны Воды.
Правильно ребята. Сегодня мы с вами поговорим о воде.
Дети, а для чего нужна вода?Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода – это жизнь, и воду надо беречь.
Как вы думаете, много ли воды на Земле? Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? (Синим). Покажите на глобусе воду.
- Ребята, воду нужно беречь? Почему? (ответы детей)
Вывод по занятию: Для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много трудов и сил. Вот почему нужно беречь воду, плотно закрывать кран.
У воды великая забота – поить всех обитателей. А для чего человеку нужна вода?
“Как человек использует воду?” (Поливает растения, готовит пищу, пьет, моется, стирает и т.д.).
РЕБЯТА А ВЫ ЗНАЕТЕ КАК ВОДА ПОПАДАЕТ К НАМ В ДОМ?
ПОКАЗ РИСУНКА И РАССКАЗ.
Из реки насосы перекачивают воду в резервуары – отстойники, где ее тщательно очищают и фильтруют. После фильтрования по трубе вода попадает в резервуар для чистой воды, и лишь отсюда насосы перекачивают чистую воду по водопроводным трубам в наши квартиры. Вот так долго вода из реки добирается к нам. Много людей трудятся, чтобы помочь воде пройти этот путь.
Вы уже знаете, чтобы вода из реки попала к нам в дом, ей надо пройти длинный путь. А как вы думаете, вода из реки сразу попадает к нам в дом? (Нет). А что нужно сделать? (Профильтровать). А что такое – фильтр? (Это приспособление для отчистки воды).
А СЕЙЧАС ДАВАЙТЕ ПОВТОРИМ НОВЫЕ СЛОВА – ПРОФИЛЬТРОВАТЬ, ФИЛЬТР.
Опыт «Вода бесцветная»
На столе у воспитателя стакан с водой, стакан с молоком, ложечка.
опускает ложечку в молоко) Ребята, видно ложечку? ( нет ) . ( опускает ложечку в воду) А теперь видно ложечку? (да).
Молоко какого цвета? (белого) А вода какого цвета? ( вода не имеет цвета, вода бесцветная).
Проведем опыт. Возьмем стакан. Нальем в него воды и поставим на несколько часов в морозильник. (Выполнить заранее) Что произойдет с водой? ( замерзнет.)
При охлаждении вода становится твердой, то есть превращается в лед.
СЛЕДУЮЩЕЙ ОПЫТ.
Возьмем стакан с водой и насыплем в него чайную ложку сахара и размешаем его. Что происходит с крупинками песка? (Сахар растворяется.)
Можно ли сказать, что сахарный песок исчез? Попробуйте воду на вкус. (Вода сладкая.)
Изменился ли цвет воды, в которой вы размешивали сахарный песок? Потеряла ли она прозрачность?
-Вывод: Вода растворяет сахар и соль, не изменяя цвета и прозрачности.
СЛЕДУЮЩЕЙ ОПЫТ.
Давайте возьмем три стакана воды и три баночки с красками - желтой, синей и красной. Испачкаем кисточку в желтой краске и опустим ее в стакан с водой. Что произошло с водой? (Она стала желтого цвета.)
Что стало с кисточкой? (Она стала чистой.)
Проделаем то же с синей и красной краской. Что произошло? (Вода окрасилась, а кисточки стали чистыми.)
-Вывод: Вода окрашивается.
Физминутка
А СЕЙЧАС ПОИГРАЕМ В ИГРУ « ВОДА- НЕ ВОДА»
Я вам называть слова . Если вы услышите слово которое обозначает то что содержит воду вы прыгаете. Если слово обозначает другой обьект то приседаете.
СТАКАН ЧАЙ МОРЕ РУЧЕЙ ВАННА ДОЖДЬ КОРАБЛЬ БОЛОТО ПЕСОК ОЗЕРО ЗОНТИК ЛУЖА ФОНТАН СОЛЬ СУП ТАРЕЛКА
Свойства воды.
- Какими свойствами обладает вода?
Опыт 1. Налейте воду в стакан, попробуйте, понюхайте. Что вы заметили? (Вода без вкуса и запаха.)
Опыт
2.
В одном стакане вода, в другом - молоко. Какого цвета вода? (вода
бесцветная)
Опыт 3. Опустим стеклянную палочку в стакан с водой и с молоком.
Какое свойство воды вы наблюдаете? (вода прозрачная)
Опыт 4. Переливаем воду из одного стакана в другой. Каким свойством обладает вода? (текучестью) Вода принимает форму той ёмкости, в которую её наливают.
Опыт 5. В пробирку с водой насыпать измельчённый мел. Почему вода стала мутной (потому, что часть мела растворилась в воде.)
Вы налили чай, положили сахар, размешали его. Теперь чай сладкий. Благодаря какому свойству? (Вода растворитель.)
Опыт 6. Такое явление, как превращение жидкой воды в невидимый пар, мы наблюдаем при кипении воды в чайнике…. .. Что происходит с водой в жаркий день? При нагревании вода испаряется и превращается в пар. Этот процесс называется испарением. Вода закипает при температуре 100 градусов. При 100 градусах и выше вода превращается в пар. При охлаждении пар превращается в воду. Этот процесс называется конденсацией.
- И так, какими же свойствами обладает вода?
Свойства воды:
–
без вкуса
– без запаха
– прозрачность
– бесцветность
– текучесть
– растворитель
– испаряемость
В каких трёх агрегатных состояниях бывает вода в природе? (В жидком, в твёрдом, в газообразном.)
В природе
Задание.1
Мальчик решил приготовить чай для трех человек. Он налил в чайник три чашки холодной воды и поставил на огонь. Через полчаса снял чайник с плиты и начал разливать чай. Воды не хватило, чтобы наполнить третью чашку. Объясните, куда девалась вода? Посоветуйте мальчику, как поступать в следующий раз.
Вода в природе постоянно переходит из одного состояния в другое. А как это происходит послушайте сказочную историю.
Жила – была Капелька со своими подружками в облаке. Однажды натолкнулось облако на холодный воздух. Капелька со своими подружками разошлись, кто, куда и соединились в более крупные капли. Облако не смогло их удержать. Летели к земле дождевыми каплями. Они только что расстались с тучей и были полны планов на будущее.
1-я капля: Как только приземлюсь, сразу же найду ручей. Вместе с ним побегу к реке. Вместе с рекой отправлюсь в море. И буду гулять на просторе с морской водой, а надоест – опять испарюсь в тучку. Как это грустно звучит – капля в море…
2-я капля: Ничего хорошего в этой судьбе нет. Капля в море вовсе незаметна. Море огромное и капель в нем тьма – тьмущая. То ли дело отправиться в путешествие по подземным лабиринтам и пещерам, вместе с горным ключом пробить скалу и низвергнуться с высоты, став разноцветными солнечными брызгами.
3-я капля: Смотрите, не сядьте в лужу. Ишь размечтались, бездельники. Поля и сады сохнут, ждут нас – не дождутся, а вы? Моря, реки, вулканы. Ерунда! Мы должны напоить жаждущие корни, стать сладким соком спелых плодов.
4-я капля: Нет! Нет! Нет! Водяной пылью повиснуть над землей, отразить солнечные лучи и стать разноцветной радугой – вот настоящая судьба. А если земля примет холодно, то разлиться туманами над заливными лугами, выпасть на траву серебристой росой и испариться обратно в тучу с первыми лучами солнца.
Капелька не сказала ни чего. Она упала на землю и стала пробираться сквозь землю. Капелька пробиралась и пробиралась пока не дошла до подземной речки. Она очень обрадовалась. Эта речка вывела её к озеру. Солнышко припекло, и вода из озера начала испаряться и Капелька тоже. Она поднималась, пока не поднялась до своих подружек, которые тоже совершили такое – же уникальное путешествие.
Обсуждение 1) Как же называется путешествие капельки?
2) О каких превращениях капельки рассказывается в сказке?
3) Как попадает вода в облака? Как она оказывается в реках, в озерах?
4) В каком виде и где можно найти воду?
А
теперь я предлагаю вам подумать над вопросом: Почему реки не
иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?
О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь? Подскажите, как он называется? (Круговорот воды в природе)
В природе постоянно совершается круговорот воды. С поверхности океанов, морей, рек и суши вода под действием лучей солнца испаряется и поднимается вверх в виде пара. В воздухе пар охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды и льдинки. Образуются облака. Из облаков вода в виде снега или дождя выпадает на землю. На суше эта вода пополняет водоёмы. Реки несут воду в моря и океаны. Так происходит круговорот воды.
Виды круговорота воды в природе: малый и большой.
- Какое значение имеет вода?
-Какой вывод можно сделать?
Вода есть в камнях, есть она и в твердой и жидкой пище – овощах, хлебе, молоке, крупе, мысе, сыре.
На нашей планете Земля нет ни одного предмета, который не содержал бы воду. Все живое и неживое содержит ее. Без воды невозможно существование живых организмов.
Вода – это источник жизни на земле.
Прочитайте пословицу
«Капля воды дороже золота»
- Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды.)
Медленно движется караван верблюдов по пустыне. Всюду сухой, раскаленный солнцем песок. Ни деревьев, ни травинки кругом. Уже вторую неделю караван в пути. Вчера кончился запас воды. Колодцы на пути высохли. Один за другим падают люди и верблюды. Наконец остается один тощий верблюд с седоком. Вот и все, что уцелело от каравана.
- От чего погибли люди и верблюды в пустыне? (не было воды.)
Где нет воды, там нет жизни.
Если сможете, представьте себе на мгновение, что вода на Земле вдруг исчезла…
Поникли пожелтевшие от жажды деревья, травы, тусклые смерчи пыли закружились в воздухе, закрывая от глаз людских солнце, на зубах скрипит песок, из водопроводного крана слышится голодное урчание. Тебе нечего пить, ты страдаешь от голода, словно затерялся в бездонной, палящей пустыне. Да и в самом деле Земля стала пустыней, потому что моря и реки мгновенно испарились или ушли в глубь планеты, в ее недра. Обитатели водного мира гибнут. Жизнь остановилась, всему и всем грозит гибель.
Вывод: вода нужна всем – и растениям, и животным, и людям.
Вода – составная часть всех живых организмов. В организме человека 65% воды, рыбы – 80 %. Известно, что состав плазмы крови очень близок к составу воды морей и океанов. Человек умирает, если потеряет всего 12% влаги своего организма. Наша кровь содержит 83% воды, сердце и мзг – около 80% и даже в костях – 15-20%. Есть живые организмы, содержащие еще больше количества воды, например картофель – 77%, огурцы – 99%, медузы – 99%. Вода – среда обитания многих тысяч видов растений и животных. Жизнь каждой клетки, как растений, так и животных – зависит от наличия этой жидкости.
Мы переходим ко второй части нашего занятия и поговорим о водоемах Крыма.
Вопрос. Сколько в Крыму насчитывается рек? (раб тетрадь стр.39)
В Крыму насчитывают 1657 рек и временных водотоков общей длиной 5996 км. Постоянных рек около 150 рек. Это главным образом реки-карлики до 10 км длины.
Вопрос. Назовите самую главную реку Крыма
Ученик зачитывает характеристику реки.
Река Салгир имеет длину 204 км
Учитель. Речная сеть развита на полуострове крайне неравномерно.
В зависимости от направления стока поверхностных вод принято деление рек Крыма на три группы: реки северо-западных склонов Крымских гор, реки Южного берега Крыма, реки северных склонов Крымских гор.
Все реки северо-западных склонов Крымских гор текут почти параллельно друг другу. Примерно до середины своего течения они имеют вид типичных горных потоков. В местах прорыва известняковых пород Внутренней и Внешней куэстовых гряд предгорья они образуют каньоноподобные ущелья. Основная территория их питания находится на известняковых склонах Главной гряды гор на высотах 1300 — 1400м. Самые крупные реки этой группы — Альма, Кача, Бельбек и Черная.
Альма — самая протяженная после Салгира крымская река. Долина реки в среднем, нижнем течении издавна славилась своими фруктовыми садами. Исток реки находится в Центральной котловине на территории Крымского горного заповедника. На Альме созданы Партизанское и Альминское водохранилища.
Кача короче, но полноводнее Альмы. Она образуется от слияния речек — Биюк-Узеня и Писары. Залесенные водосборы этих речек — один из красивейших уголков горного Крыма. На Каче построены Загорское и Бахчисарайское водохранилища.
Бельбек — наиболее многоводная река Крыма. Она образуется от слияния двух речек — Биюк-Узень-Баша и Манаготра. Ниже в Бельбек впадает слева приток Коккозка, который в свою очередь образуется от слияния речек — Сары-Узень и Аузун-Узень, берущей начало в живописном Большом каньоне Крыма. В верховьях Бельбека создано крупное гидротехническое сооружение. На притоке Манаготра сооружено Счастливенское водохранилище, вода которого вместе с перехваченными специальными сооружениями водами Кучук-Узень-Баша и Биюк-Узеньбаша направляются к тоннелю (длиной более семи километров), пробитому на ЮБК в основании Ялтинского горного массива.
Черная — по расходу воды вторая после Бельбека река в Крыму. Начинается она в Байдарской долине, куда с окружающих гор сбегают многие бурные речушки. В центре Байдарской долины находится крупное Чернореченское водохранилище. Ниже р.Черная течет в изумительном по красоте каньоне длиной около 16 км. Вырвавшись из него, река образует широкую Инкерманскую долину, низовье которой затоплено морем. Здесь в Черную впадают два крупных притока — Ай-Тодорка и Сухая речка.
Реки Южного берега Крыма короткие, имеют очень крутые уклоны русел, бурный нрав в паводки при сравнительно небольших расходах воды. На западе кроме обычно сухих оврагов и ручья Хастабаш наиболее крупной является река Учан-Су.
У ч а н - С у (Водопадная), стремительно сбегая к морю, в четырех местах образует водопады. Самый верхний и наиболее крупный из них Учан-Су (Летучая вода). Вода реки, направленная по трубам, питает Могабинское водохранилище (объем 300 тыс.м ).
Дерекойка (Быстрая) — это самая многоводная река Южнобережья. Она прорезает в яйлинских известняках видимое из Ялты живописное ущелье Уч-Кош. В пределах города она называется Дерекойкой.
Улу-Узень образуется из рек Софу-Узень, берущей начало на южном склоне Чатырдага, и Узень-Баш, стекающей с Бабуган-яйлы. Узень-Баш в живописном ущелье Яман-Дере низвергается каскадом водопадов. Наиболее крупный из них называется водопадом Головкинского. На Улу-Узене в районе Алушты создано Изобильненское водохранилище.
Демерджи — одна из маловодных рек Южнобережья. Основное питание - от источников юго-восточной части Чатырдага и западной части массива Демерджи.
Восточный Улу-Узень начинается в глубоком ущелье Хапхал, врезанном в массив Тырке. Впадает река в Черное море у с.Солнечногорского. Русло реки в верховьях спускается вниз огромными ступенями, образованными крепкими карбонатными песчаниками, которые переслаиваются тонкими пластами глинистых сланцев. Особенно живописен здесь сравнительно мощный водопад
Д ж у р - Д ж у р (Шумный). Вода, низвергаясь струей с высоты почти 15 м, с гулом разбивается у подножия известнякового уступа.
Кроме перечисленных рек, в пределах Южнобережья имеется еще много более мелких речушек: Ат-Баш, Абунда, Ускут, Шелен, Ворон и др. Большинство их очень похожи на описанные выше. Главными особенностями рек Ускута, Шелена, Ворона и его притока Ай-Серез является то, что в прошлом на них сравнительно часто проходили селевые паводки, приносившие огромный вред хозяйству. Опасность их схода сохраняется и сейчас.
Реки северных склонов Крымских гор отличаются от рек других групп тем, что они за пределами гор отклоняются к востоку и впадают в Сиваш — лагуну Азовского моря. В верховьях реки постоянно с водой, а в пределах равнины летом русла часто бывают сухими.
Салгир — самая длинная река Крыма. Вместе с притоком Биюк-Карасу она представляет самую большую в Крыму водную систему. Верховья Салгира образуются из слияния рек Ангара и Кизил-Коба. Ангара берет начало на склонах Чатырдага у Ангарского перевала, а Кизил-Коба — у знаменитых Красных пещер (Кизил-Коба). У с.Заречное в Салгир впадает крупный приток Аян. Перед административным центром Крыма Салгир заполняет большое Симферопольское водохранилище, сооруженное в 1951-1955 гг. До его сооружения в городе по долине Салгира нередко проносились разрушительные паводки. В черте города в Салгир справа впадает Малый Салгир. Ниже Симферополя река принимает правые притоки-речки Бештерек, Зуя, Бурульча, а в 27 км от Сиваша — Биюк-Карасу. На Биюк-Карасу сооружены Тайганское и Белогорское водохранилища.
Мокрый Индол (Су-Индол) начинается в восточной части горного Крыма, где нет мощных карстовых источников. Справа у с.Грушевки в реку впадает приток Салы. Тем не менее Индол остается немноговодным.
Чорох-Су (Чурук-Су) — это уже почти полностью степная речка. Исток ее образуют балки Старокрымская и Монастырская. Реку отчасти питают и карстовые воды массива Агармыш. На ней построено Старо-Крымское водохранилище.
Учитель. В последние годы экологи всех стран бьют тревогу. Из-за небрежного отношения человека к водным ресурсам в жизни на Земле происходят большие изменения вредные для здоровья человека, приводящие к гибели животных и растений.
Наше государство старается охранять водные ресурсы. Часто встречаются случаи, когда большие заводы и фабрики выбрасывают свои отходы прямо в реку или озеро, когда в воду попадают различные продукты химии, яды, нефть, бытовой мусор. Берега рек часто превращаются в свалку. В загрязнённой воде погибает всё живое: рыба, раки, растения. Река болеет, и её воды не могут быть использованы человеком.
Необходимо каждому из нас – людей – изменить своё отношение к воде, иначе через несколько десятков лет мы можем остаться без чистой пресной воды. Надо бережно относиться к имеющимся водоёмам, охранять их, содержать в чистоте берега, сажать деревья для укрепления берегов, строить очистные станции. Ведь даже мы – школьники – можем участвовать в этом важном деле: принимать участие в субботниках по уборке, благоустройству берегов, пляжей, мест отдыха, бережно и экономно расходовать воду.
Это надо понять и запомнить каждому человеку. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Вода – добрый друг и помощник человека. Без воды немыслима жизнь на планете Земля, немыслима жизнь человека.
Итог занятия. Рефлексия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.