Казаки (быт)
Цель: Знакомство с бытом, с обстановкой донского куреня. Посещение музея, рассматривание иллюстраций по данной теме.
Материал и оборудование: иллюстрации, компьютер, проектор.
Ход занятия:
Учитель и дети одеты в казачьи костюмы (звучит казачья песня, входят гости)
Учитель с детьми встречают гостей.
Учитель: Здравствуйте, пожалуйте, гости дорогие, будьте как дома!
Веселья вам да радости!
Проходите в нашу светлицу!
Посмотреть да повеселится!
Учитель: Давным-давно поселились на берегах Тихого Дона вольные люди – казаки. Стали они собираться в станицы да жить - поживать. И весь этот край с тех пор называется знакомыми и родными нам словами – Донская земля. И на этой земле казаки строили свои дома.
Учитель: Ребята, а как вы думаете называли свой дом казаки?
Дети: Курень.
Учитель: А что означает слово курень?
Дети: Комнаты по кругу. Можно было легко перейти из одной комнаты в другую.
Учитель: Правильно, казаки строили свой курень так, что можно было перейти из одной комнаты в другую.
Учитель: А из чего строили курень?
Дети: Из глины, соломы, дерева.
Учитель: Молодцы, т. е. то, что давала природа, а сколько этажей имел курень?
Дети: 2 этажа. 1 этаж – низы (холодная, 2 этаж – сам дом.
Учитель: Правильно, как вы думаете, почему низы и что там находилось?
Дети: Эта комната низы, холодная, там хранили овощи, фрукты, оружие.
Учитель: 1 этаж куреня традиционно называется низы. В центре низов находилась комната без окон, но с небольшими отверстиями в стене. Донские казаки называли эту комнату - «холодной». В ней всегда был сквозняк, и там хранили овощи, фрукты.
Ребята, вы говорили, что в этой комнате хранилось оружие, а для чего?
Дети: Казаки защищали свой дом от врагов, которые часто нападали.
Учитель: Какую поговорку при этом говорили?
Дети: «Мой дом-моя крепость»
Учитель: Молодцы. Гости, обычно приходя в дом казака, поднимались по широким ступеням, казаки их называли?
Дети: Порожки.
Учитель: На 2 этаж и проходили по балкону, который назывался?
Дети: Балясы.
Учитель: Заходили в маленький коридор, его название вспомните?
Дети: Сени.
Учитель: А вот ребята вам загадка, которая поможет отгадать, что находилось в сенях.
Три братца пошли купаться
Два купаются, третий на берегу валяется,
Искупавшись, вышли, на третьем повисли
(Ведро и коромысло)
Учитель: Правильно, в сенях стояли коромысло и ведра, так казачки ходили за водой, а может из вас кто покажет, как носили воду? Молодцы!
Учитель: Из сеней попадаем на кухню. Здесь стоит печь. А как вы думаете, для чего нужна печь?
Дети: Здесь готовили еду, пекли хлеб.
Учитель: А возле печи?
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает
Что схватит, отдает
Сам в угол идет.
(Ухват)
Учитель: А что хватал ухват, как вы думаете? Что это за посуда?
Дети: Чугунок, казан, глечик, кувшин.
Учитель: А как вы думаете, из чего делали посуду?
Дети: Глина, металл, дерево.
Учитель показывает кувшин глечик. Знают, ли дети как называется эта посуда и что в ней хранили, из чего делали, чем отличается кувшин и глечик.
Учитель: Посуду хранили в шкафу, может, кто из вас знает, как он называется?
Дети: Постав.
Выполняют задания 1 и 2.
Учитель: Ребята, а что еще делали на кухне, нам поможет игра.
Пальчиковая разминка.
Учитель: Молодцы, а теперь проходим в залу, которая всегда готова к приему гостей. В переднем углу комнаты располагался красный угол, как вы думаете, почему так называли?
Дети: Красный – значит красивый.
Учитель: А что здесь находится?
Дети: Божница, покрытая рушником, рядом висят пучки травы, украшения из цветной бумаги и ярких ленточек.
Учитель: Ребята, чем украшали стены казаки и почему?
Дети: Стены украшены оружием, саблями, рисунками, фотографиями казаков. Добывали оружие в сражениях.
Учитель: Молодцы, а какие вы знаете пословицы и поговорки связанные с казачьей храбростью?
Дети: Гриб белый, а казак умелый.
Кто пули боится, тот в казаки не годится.
Казак - донец, в бою молодец, и в хоре певец.
Казачьи песни слушать, что мед кушать.
Учитель: Предлагаю вам ребята и наших гостей повеселить казачьими частушками.
Дети:
Ой, ты, чубик мой смолистый,
Голосок ты мой басистый,
Собирайся, казаки,
Грянем песню у реки.
Дон – великая река,
Дон - отец для казака,
Дон-кормилец и буян,
Славься, Дон - наш атаман.
Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона,
Здесь повсюду нас встречает,
Эх, донская старина.
Старину мы уважаем,
Старину мы бережем,
О старинном донском крае
Песни звонкие поем.
Учитель: Молодцы!
Дети: А мы не только петь умеем, и плясать умеем. (Танец детей)
Учитель: Молодцы ребята! А что еще находилось в курене?
Дети: На стене весело большое зеркало, покрытое рушником, стоял постав, где находилась посуда для гостей, лавки вдоль стен, сундук - скрытня.
Учитель: А для чего нужен сундук и что там хранилось?
Дети: В сундуке хранили одежду.
Учитель: Ребята, посмотрите, в углу дома располагалась кровать, чем она покрыта?
Дети: Лоскутным одеялом.
Учитель: Рядом стояло, что это такое как вы думаете и для чего нужна?
Дети: Прялка, на ней пряли пряжу.
Учитель: Долгими зимними вечерами казачка пряла пряжу.
Ребята, как вы думаете, что же в центре нашего куреня?
Дети: В центре всегда стоял стол покрытый скатертью и готов к приходу гостей.
Давайте угостим гостей. Выполнение заданий 3 и 4.
(Звучит музыка)
Учитель: Молодцы ребята, все рассказали гостям, где жили казаки, что находилось в их доме, как встречали гостей.
Учитель: Берет пирог и обращается к гостям.
Мир вам, гости дорогие
Вы явились в добрый час
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас
Хлебосольством да радушьем
Знаменит родной наш край
Здесь для вас и сказки русские
И медовый каравай
И места гостям приметные
За обеденным столом
Ведь сегодня радость светлая
Вместе с вами входит в дом.
(Учитель дарит каравай)
Умел народ трудиться – умел и веселиться
А ну, народ, становись в хоровод!
(Дети и гости танцуют)
Учитель: Вот настал момент прощанья. Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья, до счастливых новых встреч».
Задание 1. Найди лишнюю картинку и обведи её.
Задание 2. А можете назвать какая посуда для чего предназначалась? Соедини стрелками.
В кувшине варили картошку, кашу, щи.
В макитре набирали и пили воду, молоко, мёд.
В чугунке держали сметану, варенье, молоко.
В глэчике замешивали тесто, хранили крупы.
Задание 3. Приготовь борщ. Соедини линиями те продукты, которые необходимы для приготовления казачьего борща.
Задание 4.
Какое у тебя любимое блюда? Напиши рецепт и рядом сделай рисунок своего блюда.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.