Разработка занятия внеурочной деятельности "Казачий быт" 2 класс

  • docx
  • 02.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Занятие 11- 2 класс.docx

Казаки (быт)

Цель:  Знакомство с бытом, с обстановкой донского куреня. Посещение музея, рассматривание иллюстраций по данной теме.

Материал и оборудование: иллюстрации, компьютер, проектор.

 

Ход занятия:

Учитель и дети одеты в казачьи костюмы (звучит казачья песня, входят гости)

Учитель с детьми встречают гостей.

Учитель: Здравствуйте, пожалуйте, гости дорогие, будьте как дома!

Веселья вам да радости!

Проходите в нашу светлицу!

Посмотреть да повеселится!

 

Учитель: Давным-давно поселились на берегах Тихого Дона вольные люди – казаки. Стали они собираться в станицы да жить - поживать. И весь этот край с тех пор называется знакомыми и родными нам словами – Донская земля. И на этой земле казаки строили свои дома.

Учитель: Ребята, а как вы думаете называли свой дом казаки?

Дети: Курень.

Учитель: А что означает слово курень?

Дети: Комнаты по кругу. Можно было легко перейти из одной комнаты в другую.

Учитель: Правильно, казаки строили свой курень так, что можно было перейти из одной комнаты в другую.

Учитель: А из чего строили курень?

Дети: Из глины, соломы, дерева.

Учитель: Молодцы, т. е. то, что давала природа, а сколько этажей имел курень?

Дети: 2 этажа. 1 этаж – низы (холодная, 2 этаж – сам дом.

Учитель: Правильно, как вы думаете, почему низы и что там находилось?

Дети: Эта комната низы, холодная, там хранили овощи, фрукты, оружие.

Учитель: 1 этаж куреня традиционно называется низы. В центре низов находилась комната без окон, но с небольшими отверстиями в стене. Донские казаки называли эту комнату - «холодной». В ней всегда был сквозняк, и там хранили овощи, фрукты.

Ребята, вы говорили, что в этой комнате хранилось оружие, а для чего?

ДетиКазаки защищали свой дом от врагов, которые часто нападали.

Учитель: Какую поговорку при этом говорили?

Дети«Мой дом-моя крепость»

Учитель: Молодцы. Гости, обычно приходя в дом казака, поднимались по широким ступеням, казаки их называли?

Дети: Порожки.

Учитель: На 2 этаж и проходили по балкону, который назывался?

Дети: Балясы.

Учитель: Заходили в маленький коридор, его название вспомните?

Дети: Сени.

Учитель: А вот ребята вам загадка, которая поможет отгадать, что находилось в сенях.

Три братца пошли купаться

Два купаются, третий на берегу валяется,

Искупавшись, вышли, на третьем повисли

(Ведро и коромысло)

 

Учитель: Правильно, в сенях стояли коромысло и ведра, так казачки ходили за водой, а может из вас кто покажет, как носили воду? Молодцы!

Учитель: Из сеней попадаем на кухню. Здесь стоит печь. А как вы думаете, для чего нужна печь?

Дети: Здесь готовили еду, пекли хлеб.

Учитель: А возле печи?

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает

Что схватит, отдает

Сам в угол идет.

(Ухват)

Учитель: А что хватал ухват, как вы думаете? Что это за посуда?

     

Дети: Чугунок, казан, глечик, кувшин.

Учитель: А как вы думаете, из чего делали посуду?

Дети: Глина, металл, дерево.

Учитель показывает кувшин глечик. Знают, ли дети как называется эта посуда и что в ней хранили, из чего делали, чем отличается кувшин и глечик.

Учитель: Посуду хранили в шкафу, может, кто из вас знает, как он называется?

Дети: Постав.

 

Выполняют задания 1 и 2.

 

Учитель: Ребята, а что еще делали на кухне, нам поможет игра.

Пальчиковая разминка.

Учитель: Молодцы, а теперь проходим в залу, которая всегда готова к приему гостей. В переднем углу комнаты располагался красный угол, как вы думаете, почему так называли?

Дети: Красный – значит красивый.

Учитель: А что здесь находится?

Дети: Божница, покрытая рушником, рядом висят пучки травы, украшения из цветной бумаги и ярких ленточек.

 

Учитель: Ребята, чем украшали стены казаки и почему?

Дети: Стены украшены оружием, саблями, рисунками, фотографиями казаков. Добывали оружие в сражениях.

  

Учитель: Молодцы, а какие вы знаете пословицы и поговорки связанные с казачьей храбростью?

Дети: Гриб белый, а казак умелый.

Кто пули боится, тот в казаки не годится.

Казак - донец, в бою молодец, и в хоре певец.

Казачьи песни слушать, что мед кушать.

УчительПредлагаю вам ребята и наших гостей повеселить казачьими частушками.

Дети:

Ой, ты, чубик мой смолистый,

Голосок ты мой басистый,

Собирайся, казаки,

Грянем песню у реки.

Дон – великая река,

Дон - отец для казака,

Дон-кормилец и буян,

Славься, Дон - наш атаман.

Эх, сторонушка родная,

Дорогая сторона,

Здесь повсюду нас встречает,

Эх, донская старина.

Старину мы уважаем,

Старину мы бережем,

О старинном донском крае

Песни звонкие поем.

   

Учитель: Молодцы!

Дети: А мы не только петь умеем, и плясать умеем. (Танец детей)

Учитель: Молодцы ребята! А что еще находилось в курене?

Дети: На стене весело большое зеркало, покрытое рушником, стоял постав, где находилась посуда для гостей, лавки вдоль стен, сундук - скрытня.

 

Учитель: А для чего нужен сундук и что там хранилось?

Дети: В сундуке хранили одежду.

Учитель: Ребята, посмотрите, в углу дома располагалась кровать, чем она покрыта?

Дети: Лоскутным одеялом.

Учитель: Рядом стояло, что это такое как вы думаете и для чего нужна?

Дети: Прялка, на ней пряли пряжу.

 

Учитель: Долгими зимними вечерами казачка пряла пряжу.

Ребята, как вы думаете, что же в центре нашего куреня?

Дети: В центре всегда стоял стол покрытый скатертью и готов к приходу гостей.

 

Давайте угостим гостей. Выполнение заданий 3 и 4.

 

(Звучит музыка)

Учитель: Молодцы ребята, все рассказали гостям, где жили казаки, что находилось в их доме, как встречали гостей.

Учитель: Берет пирог и обращается к гостям.

 

Мир вам, гости дорогие

Вы явились в добрый час

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас

Хлебосольством да радушьем

Знаменит родной наш край

Здесь для вас и сказки русские

И медовый каравай

И места гостям приметные

За обеденным столом

Ведь сегодня радость светлая

Вместе с вами входит в дом.

(Учитель дарит каравай)

 

    Умел народ трудиться – умел и веселиться

А ну, народ, становись в хоровод!

(Дети и гости танцуют)

 

Учитель: Вот настал момент прощанья. Будет краткой наша речь.

Говорим мы «До свиданья, до счастливых новых встреч».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Найди лишнюю картинку и обведи её.

                     http://www.media50.ru/images/cms/data/goods/1993/398645_1.jpg                                                                                                                                                                                                         

Задание 2. А можете назвать какая посуда для чего предназначалась?                  Соедини стрелками.

 

В кувшине                    варили картошку, кашу, щи.

В макитре                     набирали и пили воду, молоко, мёд.

В чугунке                     держали сметану, варенье, молоко.

В глэчике                      замешивали тесто, хранили крупы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Приготовь борщ. Соедини линиями те продукты, которые необходимы для приготовления казачьего борща.

http://glendalecreditrepair.onlinecreditstrategies.com/facebox/a-pot-878.jpg

http://graphage.ru/images/158961_myasnye-produkty-kartinki-dlya-detei.jpg       http://plant-s.ru/wp-content/uploads/2017/02/39e22c.jpg        https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0fb4/0002461b-284310ae/hello_html_m1fbd0c4c.jpg           https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=926d3e23d68cddc657e5d9d62e4fa400-l&n=13          http://rivne1.tv/pics2/1607/ui14682425652.jpg https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=83f7df40ba64ec00eb824f1a3b10c80b-l&n=13        http://picsshare.ru/images/1449434_gallery-62134.jpg                       https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1e45ec805ce4bc604ec51ff5c4c4b55a-l&n=13                           http://bioferma.su/wp-content/uploads/2014/11/%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B01.jpg                  http://sunfruitasia.ru/d/1270790/d/7.jpg          http://kartik.ru/img/kartinki-dlya-detey/kolbasa-kartinki-dlya-detey/small/kolbasa-kartinki-dlya-detey-75515.jpg                   https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=06f86e374b1f2d17c68411219fa39424&n=33&h=215&w=252                            http://yarnovosti.com/gallery/news/48856/n120914_ico.jpg                    

http://prozhelezu.ru/wp-content/uploads/svezhest-yaic.jpg                                         http://www.novamagazine.com.ua/wp-content/uploads/Depositphotos_12612910_original.jpg                                       https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5ca9304f268ac0f84f675228ccf5aeff&n=33&h=215&w=215

Задание 4.

Какое у тебя любимое блюда? Напиши рецепт и рядом сделай рисунок своего блюда.

____________________________________          

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________