Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Оценка 4.8
Игры
doc
русский язык
1 кл—5 кл
01.09.2019
Методическая разработка "Дидактические игры на уроках русского языка разработаны для учащихся первых, вторых, третьих, четвертых классов. Можно использовать и в пятом классе. Данные игры помогут младшим школьникам лучше понять материал на уроках. А в старших классах разнообразят уроки русского языка.
Дидактические игры на уроках русского языка word2003.doc
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
§ 1. Теоретические основы игровой деятельности…………………………………...6
§2. Особенности применения игр в педагогическом процессе......................................12
§3. Значение дидактических игр и заданий…………………………………………19
§4. Пакет методик по развитию младшего школьника на русском языке........23
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиографический список……………………………………………………..29 ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей
деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей
и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных
инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода
к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об
особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не
случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в
профессиональной подготовке педагогических кадров.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени
определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на
психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это
предполагает психологопедагогическое изучение школьников на протяжении
всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов
развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его
собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его
своевременной помощи при отставании в учебе или
личности,
неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах
школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда
учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются
психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные
процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы,
самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
В современной школе возникает насущная потребность в расширении
методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в
частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в
методике преподавания русского языка, относятся игровые технологии. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.
Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно
дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Объектом
исследования является познавательная деятельность
школьников при изучении нового материала на уроке русского языка.
Предмет исследования – игровые технологии как одна из форм
организации познавательной деятельности при изучении нового материала на
уроках русского языка.
Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение
нового материала на уроках русского языка диктует целесообразность
использования игровых технологий при изучении нового материала,
способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и
ведущих к более осмысленному усвоению знаний. Применение последних
повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если:
игры: отбираются и конструируются в соответствии с содержанием
изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с
другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении
нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и
познавательным возможностям учащихся;
уровень познавательной деятельности учащихся достигает
преобразующего (для игр с правилами) и творческопоискового (для ролевых
и комплексных игр).
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и
апробации методики использования игровых технологий как одной из форм
организации познавательной деятельности школьников при изучении нового
материала на уроке русского языка. Достижение этой цели требовало решения
следующих задач:
1. Провести теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности игры. Определить
подходы к проблеме исследования.
2. Изучить состояние практики использования игровых технологий при
изучении нового материала на уроках русского языка в современной школе.
3. Выявить педагогические и методические основы конструирования и
использования игровых технологий.
4. Разработать игровые технологии, которые могут успешно
использоваться при изучении нового материала на уроках русского языка. § 1. Теоретические основы игровой деятельности.
Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми, Газман и
Харитонова[5; 65] выделяют:
^ сюжетноролевые игры
> игрыдраматизации
> игрутруд
> дидактические игры
> подвижные игры
> игрызабавы и развлечения
> комплексные игровые праздники.
> Режиссерские игры
Игры, в которых на основе жизненных или художественных
впечатлений, самостоятельно или с помощью взрослых творчески
воспроизводятся детьми социальные отношения или материальные объекты, мы
называем сюжетноролевыми. Особенно большое значение они имеют в
нравственном воспитании, в развитии фантазии, воображения и речи. Учитель
может учить детей самостоятельно придумывать сюжеты, точно
согласовывать ролевые действия внутри сюжета. Целесообразно постепенно
увеличивать длительность таких игр и осуществлять постоянную смену ролей.
Игры драматизации представляют собой исполнение детьми какоголибо
сюжета. Сценарий служит лишь канвой для импровизации. Игрыдраматизации
могут исполняться без зрителей (все участники), а могут носить характер
концертного исполнения. Если они разыгрываются в классической театральной
форме (сцена, занавес, декорации, костюмы, грим) или в форме массового
сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
Игратруд. Детский труд и игра на определенном этапе представляют
нерасторжимое единство. Игратруд — это работа, сопровождаемая игрой
воображения, выполняемая с удовольствием.
Разновидностью игрытруда являются строительные сюжетные игры, в которых закрепляются знания об окружающем мире, дети осваивают самые
общие действия и процессы труда.
Режиссерские игры. Игра с мелкими предметами. Ребенок исполняет
несколько ролей. В такой игре нужно участие взрослого, который, наблюдая за
игрой, своими вопросами стимулирует развитие сюжетного действия.
Подвижные игры — важнейшее средство физического воспитания.
Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий,
направленных на достижение условной цели. Особенность подвижных игр
младших школьников их соревновательный, творческий, коллективный
характер.
Функции игры.
Игра — это одно из важнейших средств умственного и нравственного
воспитания детей. Огромное значение игре как воспитательному
средству придавал А. С. Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков во
многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего
деятеля происходит, прежде всего, в игре».[7;20]
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью и имеет
важнейшее значение в жизни маленького человека. В ней происходит развитие
важнейших психических новообразований ребенка: усвоение мотивов
общественно значимой деятельности, развитие умственных действий с
символами и значениями, становление элементов произвольного поведения,
формирование воображения. Потребность в игре у детей сохраняется и
занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе.[12;23].
Давайте рассмотрим, что же даёт игра детям:
свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя,
только добровольно.
перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью,
с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.
выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и
прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в
котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет
его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических
сил.
порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна.
Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество
порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном
мире.
возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность
игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь
полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают
способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
Игра также формирует:
понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым
интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно,
чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе
были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум,
честность и благородство.
понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу
коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется
успеха и совершенства в игре. Игра дает компенсацию,
нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет
жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир антипод.
Игра дает романтизм.
физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах
она предполагает обучение и применение в деле игрового
фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной
местности, причем в доспехах и с игровым оружием [2; 17].
возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи,
одежда, различные амулеты, обереги и прочее.
Игра развивает:
воображение, поскольку оно необходимо для создания новых
миров, мифов, ситуаций, правил игры.
ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.
остроумие, поскольку процесс и пространство игры обязательно
предполагают возникновение комичных ситуаций.
воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров,
мифов, ситуаций, правил игры.
стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра
создается методом литературного моделирования. Чтобы создать
свой мир нужно прочитать предварительно о других.
психологическую пластичность. Игра далеко не одно только состязание, но
и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до
конца.
радость общения с единомышленниками.
умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях,
проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем
вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает
уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и
передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и
целеустремленность в выполнении поставленной цели [19;34].
Важная функция игры — организаторская. Игровая форма организации
урока (воображаемое путешествие, разгадывание загадок, шарад, наблюдение за
действиями любимого героя мультфильма, придумывание сказок и др.) помогает
детям легко включиться в познавательную деятельность. Игровые формы
организации перемены и внеурочного урочного времени дают возможность
многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплачивают
детей на основе общих замыслов и интересов. Большое значение в игре приобретают правила. Взрослый должен играть с
ребёнком на правах равного партнера и показывать образцы взаимодействия.
Вводить в игру болельщиков, которые помогут установить соревновательные
отношения между играющими, Вводить в коллективною игру управляющего
(одного из детей), который руководил бы игрой и учился одновременно
учитывать позиции всех играющих, Предлагать ребенку игру в другие,
логически связанные с ними. Например, игра «Числаперебежчики»,
«Составь круговые примеры».
> Игры, включающие элементы поисковой деятельности и творчества, где
целью игры является формулирование учащимися по рисунку, схеме и опорным
словам математического правила («Угадай загадки веселого Карандаша»,
«Определи курс движения самолета»).
По структуре, [9;41] дидактические игры делятся на:
> Сюжетноролевые игры, дидактическая задача которых скрыта
сюжетом, ролью, действием, правилом
> Игрыупражнения, включающие только отдельные элементы игры. В
играхупражнениях она выражена явно.
В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них
умственная задача представляют собой единую систему формирующих
воздействий.
Значение игры в жизни младшего школьника.
Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной
жизни, где основное — учеба, должен быть педагогически продуманным.
Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в
других видах деятельности, развиваются все психические процессы.
Обусловленные игрой, изменения в психике ребенка настолько существенны, что
в советской психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонгьев, Д. Б. Эльконин, А. В.
Запорожец, В. С. Мухина) утвердился взгляд на игру, как на ведущую
деятельность в период дошкольного детства. Ведущей является деятельность, всвязи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике
ребенка, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития,
[8; 18].
Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии
ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает,
но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. «В школьном
возрасте, — говорил он, — игра, не умирает, а проникает в отношение к
действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и
труде...» [7; 27].
Игра — наиболее освоенная деятельность младшего школьника. В ней
они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в
познании, в труде, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру
(игровую деятельность, игровые формы, приемы) это важнейший путь
включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального
отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий
жизнедеятельности. §2. Особенности применения игр в педагогическом процессе.
Вся детская деятельность синкретична, т. е. слитна, неразделима. И это
единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой
происходит процесс детского творчества. Игра как бы синтезирует
познавательную, трудовую и творческую активность [5; 164].
Игра побуждает учащихся к игровым действиям, дает возможность
каждому ребенку лучше представить разыгрываемую ситуацию, полученные роли,
определить необходимые для игры атрибуты. В игре дети учатся
концентрировать свое внимание на игровых правилах и следить за их
выполнением. Игра позволяет ребенку заново пережить яркие впечатления и
события, однако "игра не есть простое воспоминание о пережитом", считал Л. С.
Выготский,
это "творческая переработка пережитых впечатлений,
комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей
запросам и влечениям самого ребенка",[7;21]. Играя, дети накапливают знания об
окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют
оригинальность мысли и т.д. В игре удается привлечь внимание детей к таким
предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удается.
Игра является ценным средством воспитания умственной активности
детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой
интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные
трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она
помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у
учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение,
облегчает процесс усвоения знаний.
Игра дает возможность решать различные педагогические задачи в
игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.
Дидактические игры позволяют установить преемственность между
воспитанием ребенка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где
преобладающее место в его деятельности занимала игра, и воспитанием и
обучением ребенка в школе. Основной формой обучения становится урок.
Включение в урок дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям,
вытекающим из задач обучения и воспитания, и носит обучающий характер,
сближает новую деятельность ребенка с привычной и делает менее заметным для
ребенка переход к серьезной учебной работе,[6;26].
Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо
использовать и направлять в целях решения определенных учебных и
воспитательных задач. Игнорирование этих потребностей в учебно
воспитательной работе означало бы игнорирование особенностей развития
ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
Наиболее трудным, а для некоторых детей на первых годах обучения
нелюбимым предметом становится математика и русский язык. Это
объясняется тем, что овладение этими знаниями связано с достаточно
развитыми способностями к отвлечению, анализу, синтезу, обобщениям, умению
сравнивать, классифицировать, дифференцировать. В то время как будет
успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием,
когда он умеет, не нарушая их, замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные
черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности
дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, потрогают
найти правильный подход к каждому ребенку.
Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность
детей, необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игры, почему
подражают именно данному герою, изображают данное событие.
Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется
силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и
повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к
близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.
Задача педагога — помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений
самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт
лучших педагогов убеждает том, что единственно правильный путь управления
игрой — придание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на
воображение и чувство детей.
Для того чтобы получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети
только увидели, как строят дом, перевозят грузы, шьют одежду и т.д. Если
ограничиться этим, ребята будут подражать только действиям взрослых, не
осознавая значения их труда. В результате игра будет бедной,
малосодержательной. Надо глубоко взволновать детей событиями жизни.
Выполнить эту задачу помогает книга, картина, кинофильм, кукольный театр.
Влияние искусства и художественной литературы на формирование
личности ребенка чрезвычайно велико. Книга открывает перед детьми новый мир,
впервые заставляет задуматься над тем, «что такое хорошо и что такое плохо».
Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо
широко использовали игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании и
обучении детей, особенно таких, которые испытывают трудности в обучении. Они
смотрели на игру не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд
детей, требующий напряжения всех духовных и физических сил. Игру они считали самым точным показателем проявления детских способностей,
возможностей.
Эти педагоги видели в игре источник физического и психического
развития ребенка, могущественный фактор, способствующий развитию и
упражнению всех детских способностей. Они считали, что игра оказывает
благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения,
мышечного чувства, слуха, моторики. В игре все внешние чувства упражняются,
а, следовательно, игра действует на них развитие. В игре получают развитие
такие интеллектуальные процессы, как память, мышление, воображение. Все
высшие чувства находят в играх благодатную почву для своего развития,[20;41].
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей
младшего школьного возраста. В ней удается сконцентрировать внимание даже
самых инертных маленьких школьников. Вначале они проявляют интерес только к
игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна.
Постепенно у детей пробуждается интерес и к учебному предмету. Как
показывает опыт, шестилетние дети в неигровых условиях обучаются с большим
трудом.
В ролевой игре осуществляется ориентация детей в смыслах и мотивах
деятельности взрослых и первичное овладение нравственными нормами,[6;28].
С приходом ребенка в школу изменяется его социальная позиция,
ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом
его деятельности должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо
заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс
осложняется возрастными особенностями младших школьников:
слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью
памяти и мышления. Для преодоления этого и в учении должны широко
использоваться игровые формы активности детей — учебная деятельность
младшего школьника должна быть пронизана игровыми моментами,[ 15; 120].
Также игра является еще и средством, снимающим неприятные или
запретные для личности школьника переживания. Для младших школьников учение — новое и непривычное дело.
Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию
барьера между «внешним миром знания» и психикой ребенка. Игровое
действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника
страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к школьной премудрости,
установка на
что мешает свободному освоению знаний. Кроме того,
Поэтому
выполнение учебной работы у детей еще не сформирована.
основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах,
являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие
напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному
режиму.
Игра является одним из средств формирования психологических
образований, крайне необходимых для учебного процесса мышления,
внимания, памяти и т. д.
Так как ведущий тип деятельности младших школьников — учебная
деятельность, игры должны обеспечивать формирование навыков учебной
работы и формирование собственно учебной деятельности.
В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и
той среды, в которой происходит обучение ребенка (роль учителя, роль
контролера, роль оценщика результатов учебной работы и т. д.).
Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого
круга задач, причем ведущая функция игры определяется ее дидактическими
целями.
Дидактические игры должны быть построены таким образом, чтобы
незавершенность сюжета обеспечивала бы легкий переход от
заинтересованности в игре к заинтересованности в выполнении собственно
учебных заданий. Одно из условий этого — простота и емкость наглядности и
редуцированный сюжет игровой ситуации. Формирование в процессе игры
общеучебных умений и навыков самостоятельной работы, также является
функцией дидактической игры,[13;39]. Организуя и проводя различные игры, перед педагогом открываются
масса возможностей. Прежде всего, это накопление нового дидактического
опыта, в том числе и принципиально отличающегося от того, что был в
профессиональном арсенале учителя. Систематическое использование игры
расширяет набор методических приемов, которые могут быть использованы в
другом контексте,[26;50].
Подготовка и проведение игры ведет к более глубокому пониманию педагогом
своих профессиональных возможностей и, как следствие, изменение методики
преподавания, повышение ее эффективности в силу того, что учитель в
большей мере опирается на свои природные способности,
стремится
максимально выразить свою личность, в ходе общения с учащимися. В процессе
использования игры осуществляется более глубокая и разносторонняя
диагностика учащихся и, следовательно, возможность реальной реализации
принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников,
переход от декларирования этого педагогического постулата к его воплощению
в повседневную школьную практику. Игра направлена на то, чтобы научить
школьника осознавать мотивы своего учения, поведения в игре и в жизни, то
есть формировать цели и программы самостоятельной деятельности и
предвидеть ее ближайшие результаты.
В исследованиях отечественных педагогов подчёркивается, что воспитание
моральных чувств является составной частью общевоспитательного процесса и
пронизывает все стороны работы с детьми.
Изучение трудов Н.К. Крупской и А.С. Макаренко позволило выделить
некоторые положения, имеющие важное значение для нашего исследования:
1. Исходя из цели воспитания, необходимо тщательно продумать и
представить те моральные качества, какие мы хотели воспитать у детей.
2. Если в практике встречается трудный ребёнок, то не следует его
считать неисправимым, а нужно выяснить, какие у него сложились отношения с
окружающими людьми и изменить эти отношения.
3. Чтобы оказать эффективное воздействие на ребёнка, необходимо развивать у него знания и умения, воспитывать привычку поступать правильно, что
осуществляется путём накопления морального опыта,
которым должны
руководить педагоги.
Специфическое влияние игровых приемов и игровых элементов позволяет
преодолеть у одних учеников отставание в темпе работы на уроке, у других
замкнутость и отчужденность в коллективе сверстников. Вместе с тем опыт
показывает, что задача педагога при применении игровых приемов заключается,
прежде всего, в том, чтобы, выбрав тот или иной прием, адекватно определить
его место в сочетании с прямыми приемами обучения. Игровой прием должен
не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему
еще большее внимание. При выборе игрового приема следует стремиться к
естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой
детской игры, а с другой задачами, которые стремится решить педагог,
применяя этот прием. Ярким примером рационального использования игровых
приемов в современной педагогической практике является так называемый
социоигровой стиль обучения, активная разработка'которого проводится в
последние годы В.М. Букатовым и А.ГТ. Ершовой[16;394].
Все большее распространение в начальной школе получает и исполь
зование на уроках игровых форм или игрового оформления любого вида
деятельности учебной, трудовой, художественной и т.д. Игровая «оболочка»
урока обычно создается, при помощи игровых приемов и ситуаций, которые
выступают как средство побуждения и стимулирования деятельности
школьников. При этом дидактическая цель ставится перед учениками в форме
игровой задачи, их учебная деятельность подчиняется общим игровым правилам,
введение элементов состязательности и соревнования способствует более
успешному переходу дидактических задач в разряд игровых, а учебный
материал используется в качестве игрового средства. Наконец, игровым
результатом выступает успешное выполнение дидактического задания
(заданий). §3. Значение дидактических игр и заданий
при обучении грамоте.
Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук буква,
чтение письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре
группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие
связную устную речь.
Учебной задачей проведения игр в первом классе в период обучения
грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его
проявлениях:
Установление изучаемого звука в словах (“Чей голосок”), определение места
звука (“Где спрятался звук ?”).
Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.
Ра ма По
Ра на Ко ра
ра
Составление схем слогов слияний с использованием цвета: синего(твердый
согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное
задание: по данной схеме назвать слог.
Игра “Живые буквы”. Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем
так, что бы получился слог( по опорной согласной или гласной).
Составление слогам по картинкам с выделением первых звуков, последних,
вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр,
олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т),(О), придумывают слова с
данным слогом топор, то варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют,
какой теперь получился слог (слог от).
Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых в начале слова, кот,
пот в конце. Далее проводится работа со словом. Детей знакомят с понятием
“слово”. Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие союзы и предлоги,
состоящие из одной буквы У,И,К,В,С. Для уяснения лексического значения слова
даются разные задания. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам пушистая,
рыжая, хитрая... (лиса).
Обобщение понятия: какое слово лишние и почему ? (лето, осень, неделя).
Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф...).
Называние общего слова.(стол, стул, шкаф...).
Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове выделение
ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким
стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на
том же слоге: весна, зима, лето, осень.
Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:
а
о
о
а
а
а
рак ра ма мо ло ко о са
о
о
Составление слова из данных слогов (слоги даны в рассыпную) .
Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница.
Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная,
снеговик, снегоход, снегозадержание.
Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора,
кора, нора, гора.
Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.
Игра “Кто быстрее, кто больше ?”. Из каждой буквы данного слова
придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.
Игра “Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти
буквы ?”. Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).
Подбор синонимов, антонимов, анонимов.
Труд, работа;
Деньночь, высокий низкий, далеко близко, бежать ходить.
Лисичка гриб, лисичка животное.
Игра “Сложи словечко”. Какие два слова спрятались в одном ? Самолет
(сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет).
Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для
себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения,
навыки.
Чтобы дети лучше запоминали букву можно предложить им по
фантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, выщипать из
бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы
(например, ж(жук) получается из к, ф из р, т из г),найти букву в кассе букв, а
затем и среди других, разбросанных или перевернутых на фланелографе или
написанных несколько иным шрифтом. Ученики дописывают недостающие
элементы букв, играя в “Поставь буквы правильно”. “Полубуковка”. Можно
напечатанные на доске буквы закрыть полоской бумаги. Для лучшего
запоминания буквы полезно дать каждому ребенку карточку с наклейной буквой,
вырезанной из наждачной бумаги (черной обозначающей гласный звук, серый
согласный). Дети водят по ней пальчиком в направлении письма. Этот метод
предложенный М. Монтессори, применялся уже много десятков лет тому назад.
Перед работой в “Прописи”, разобрав все элементы изучаемой буквы дети пишут
ее “в полный рост” на листе бумаги, потом складывают лист пополам пишут на
половине, затем на четверти листа, на восьмой его части и так далее, пока размер
ее не приблизиться к требуемому. Это дает возможность учителю увидеть все
недочеты и ошибки в написании особо трудных букв.
“Звуковые” игры (“Кто внимательнее?”на выделение и определение звука,
“Кто больше?”на составление слова с изученным звуком и так далее) развивают
фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять
звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность. В играх
типа “Доскажите словечко” малыши не только интересуются звуковой стороной
слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его
смыслом, выразительностью. В играх “Том Тим” (или “КаменьВата”) дети
стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого
согласного. Можно провести игру “Перекличка”, предлагая вставать только тем
детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это будет одновременно и маленькой физкультминуткой.
Каждый учитель знает, что приходится иногда помногу раз повторять с
учащимися один и тот же материал по грамматике и все же он остается не
усвоенным.
Дети как будто знают правила, умеют их формулировать, приводят
примеры, но в диктантах ошибки, не говоря уже о том, что в самостоятельной
работе не умеют орфографически правильно и толково изложить свои мысли.
В чем же причина ? Почему дети так безграмотны?
Одна из причин просматривается особенно хорошо. Ребенка не научили
видеть опасность. Отправляя его в плавание по безбрежному океану слов, желая,
что бы он выжил в этой стихии, надежда по прежнему на авось. Почему не
использовать на уроках рифмованные упражнения, грамматические сказки ? Ведь
дети так чутки к слову, к образу, им все интересно. Почему бы не проводить
устной или наглядной этимологический анализ слов? Иногда сведения из истории
слова помогают учителю объяснить и лексическое значение изучаемых слов.
Вообще при изучении слова, правил хорошо использовать и слух, и зрение, и
руку(т.е. письмо).
Очень любят первоклассники слушать сказки приключения букв, сочинять
свои. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через
сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча
детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям
приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при
изучении буквы А Айболит, Б Белоснежка, В ВинниПух,Г Гномики и так
далее, или Веселые человечики: Петрушка умный и находчивый, замечательный
актер и весельчак; Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный
материал в виде ребусов, кроссвордов, шарад. Приходит в гости к ребятам и
веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки, которые оживают с
помощью детей. Кроме того, у него всегда много интересных историй, сказок про
буквы. Иногда приходит и Незнаяйка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не
хочет заниматься, делает ошибки. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной
ситуации все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает
интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность
к сопереживанию, образную память, чувство юмора, формирует умение
овладевать оценочной терминологией(хитрый, глупый, жадны и так далее),
рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное. §4. Пакет методик по развитию младшего школьника на русском языке.
Задания, упражнения и игры для развития речи
Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического
развития в детском возрасте. Речевая деятельность осуществляется
посредством языка, который усваивается ребенком в ходе общения с
окружающими людьми. Усваивая родной язык, ребенок овладевает его
фонетическим (звуковым), лексическим (словарным), грамматическим
строем.
Развитие речи как средства общения позволяет ребенку адекватно
пользоваться языком в различных социальных ситуациях, вступать в
эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Разучивание стихотворений
Разучивание стихов способствует развитию связной речи, ее
выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка,
помогает развивать произвольную словесную память.
Пересказ и рассказ
Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино и мультфильмов также
способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению
словаря и развитию произвольной словесной памяти.
Эффективным способом развития связной речи является и регулярно
провоцируемый взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые
произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома. Такого рода задания
помогают развивать у ребенка внимание, наблюдательность, память.
На развитие выразительной, грамматически правильно построенной речи
существенное влияние оказывает прослушивание ребенком аудиозаписей
детских сказок, спектаклей в исполнении актеров, владеющих мастерством художественного слова.
Игры «в слова». Игры «со словами»
Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро
находить нужные слова («не лезть за словом в карман»), актуализируют
пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с
ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3
—5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей
дополнительный азарт.
«Дополни слово»
Ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен
поймать мяч и дополнить слово (... га).
В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.
Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с,
о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, ρ
Назвать слова, противоположные по значению: Тонкий — Острый —
Чистый — Громкий — Низкий — Здоровый — Победа — и т.п.
«Кто больше сочинит»
Подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается
найти рифму к названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно
подбирать и к словам, не сопровождая их показом соответствующих
картинок.
Огурец — молодец. Заяц — палец. Очки — значки. Цветок — платок.
И т.д.
«Перевернутые слова»
Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами.
Необходимо восстановить нормальный порядок слов.
Пример: МАИЗ ЗИМА. В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются.
Пример: НЯНААВ — ВАННАЯ.
«Из слогов — слова»
Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков
слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество
слов, используя каждый слог только по одному разу.
Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих
слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: рама, комар, диван).
Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре.
Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих
слогов: ро, ло, мо, до, ко, га.
Соединить половинки слов
Это задание составляется следующим образом: слова делятся на две
части (ГАЗЕТА, ПЫЛЕСОС и т.д.). Затем первые половинки записываются
вразнобой в левый столбик, а вторые — в правый. Ребенку предлагается
соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.
Составить слова по конструкции
Предлагаются разные варианты конструкций, в соответствии с которыми
необходимо подобрать слова.
а) составить не меньше 10 слов по следующим конструкциям:
б) составить 6 слов, в которых первые две буквы СВ, а количество
остальных не ограничено. Например: СВОБОДА, СВИРЕЛЬ и т.д.
За 3 мин. написать как можно больше слов, состоящих из 3х букв Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв,
образующих какоелибо слово.
Например: ФОТОГРАФИЯ — риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т.д.
Добавлять другие буквы воспрещается!
Предлагается словокорень: стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно
короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов.
Например: ДОМ— домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний,
домовня, домовитый и др.
Задания, упражнения, игры для развития памяти
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические
процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что
память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь
сознательно регулируемой и опосредствованной. «Память в этом возрасте
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено
прежде всего приобретением в ходе учебной деятельности различных
способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой
запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на
формирование таких способов, они складываются у детей стихийно и нередко
существенно различаются у учащихся 1—2 и 3—4 классов. Для детей 7—8
лет типичны ситуации, когда ребенку гораздо легче запомнить чтото без
использования какихлибо средств, чем запомнить при помощи специальной
организации и осмысления материала. На вопрос: «Как ты запомнил?», —
ребенок этого возраста чаще всего отвечает: «Просто запомнил и все». Заключение
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей
деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей
и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных
инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода
к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об
особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не
случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в
профессиональной подготовке педагогических кадров.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени
определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на
психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это
предполагает психологопедагогическое изучение школьников на протяжении
всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов
развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его
собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его
личности, своевременной помощи при отставании в учебе или
неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах
школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда
учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются
психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные
процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы,
самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых
технологий для современной школы. В последнее время опубликовано
несколько пособий по игровым технологиям. Хочется отметить работу
А.Б.Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе»1,
А.В.Финогенова «Игровые технологии в школе»2 и О.А.Степановой
1
2. «Профилактика школьных трудностей у детей»3
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме
материалов дали автору возможность определить теоретические основы
конструирования и использования дидактических игр разных типов,
предназначенных для применения на уроке русского языка.
Анализ литературы и практики преподавания подвел автора к
необходимости разработки комплекса игр, направленных на активизацию
познавательной деятельности школьников при изучении нового материала.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается
учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении
которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в
игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания
доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря
участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более
качественным и прочным.
Исследование показало, что дидактические игры активизируют
познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала,
используя возможности методических приемов, направленных на изучение
русского языка.
3 Библиографический список
1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. М., 1998.
2. Азаров Ю. Л. Искусство воспитывать. М., 1985.
3. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993.
4. Андреева Г. Н. Социальная педагогика. М., 1996.
5. Аркин Е. А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры.
М., 1935.
6. Асеев В. Г. Возрастная психология. Иркутск, 1989.
7. Асмолов А. Г. Знаем ли мы себя? М., 1989.
8. Бабанский Ю.
Н.
Методы обучения в современной
общеобразовательной школе. М., 1985.
9. Бабанский Ю. Н. Оптимизация процесса обучения (общедидактический
аспект). М., 1977.
10.Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург, 1992.
11.Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди.
М., 1996.
12.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. —
М., 1995.
13.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.:
Педагогика, 1989.
14.Богусловская З.М. Развитие познавательной деятельности детей
дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры //
Известия АПН РСФСР. Вып. 64, М., 1955.
15.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,
1968.
16.Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997
17.Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.
18.Возникновение человеческого общества. Палеолит Африки. Спб., 1977.
19.Вуд Г. Ф. Морские млекопитающие и человек. Спб., 1979 20.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,
1991.
21.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //
Вопросы психологии, 1966. № 6.
22.Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 2.
М., 1982.
23.Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
24.Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1996.
25.Гарбузов В. И. От младенца до подростка. Спб., 1996.
26.Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. М., 1989.
27.Гросс К. Душевная жизнь ребенка. К., 1916.
28.Давыдов В. В. Виды общения в обучении. М., 1972.
29.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
30.Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992.
31.Кавтарадзе Д.Н. Учеб. пособие для учителей. М., 1998.
32.Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза,
1994.
33.Колоцця Д. А. Детские игры, их психологическое и педагогическое
значение. М., 1909.
34.Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.
35.Крутецкий В.А.Психология. М., 1986.
36.Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности.
М., 1977.
37.Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения
до 17 лет. М., 1996.
38.Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
39.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Разработка "Дидактические игры на уроках русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.