Разработка и апробирование опросника для изучения отношения учащихся к оценочной деятельности

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Анализ психолого-педагогической литературы не выявил психодиагностической методики, позволяющей установить характер отношения учащихся к оценочной деятельности учителей в ситуации опроса. С этой целью был создан опросник для учащихся старших классов. Содержание вопросов отбиралось нами на основе теоретических положений и экспериментальных данных, имеющихся в литературе, о специфике индивидуального стиля руководства учителей , а также, исходя из собственного эмпирического материала на основе шкалы "Анализ оценочной деятельности учи- теля в ситуации опроса".
Иконка файла материала Разработка и апробирование опросника.doc
Разработка и апробирование опросника    для изучения отношения учащихся         к оценочной деятельности учителя в ситуации опроса    Анализ психолого­педагогической  литературы не выявил психоди­ агностической методики, позволяющей установить характер отношения учащихся  к оценочной деятельности учителей в ситуации опроса.  С этой целью был создан опросник для учащихся старших классов.    Содержание вопросов  отбиралось  нами  на основе теоретических положений и экспериментальных данных,  имеющихся в литературе,  о специфике индивидуального стиля руководства учителей (13, 39, 70, 102, 103, 138, 146), а также, исходя из собственного эмпирическо­ го материала на основе шкалы "Анализ оценочной деятельности  учи­ теля в  ситуации  опроса".  При  этом мы учитывали наиболее часто встречающиеся методические недоработки учителей  попустительского и авторитарного стиля, снижающих объективность отметок.    Исследование проводилось  непосредственно  в тех классах,  где работают учителя­предметники, участвующие в эксперименте. Всего в исследовании приняли  участие  168  учащихся 9­11 классов средней школы № 553 г.Санкт­Петербурга.    Опросник состоит из вопросов закрытого типа, следующего содер­ жания.               Инструкция и опросный лист методики                        Уважаемые учащиеся!    Мы просим вас принять участие в научном психологическом иссле­ довании и ответить на вопросы,  касающиеся учебного процесса.  На тетрадном листе подпишите:  дату, возраст, пол. Вам нужно выбрать один из трех вариантов ответа на каждый вопрос.  При этом необхо­ димо помнить,  что все вопросы касаются уроков только  одного  из ваших учителей.  Пусть это будет учитель.... Результаты опросника будут использованы только в научных целях и оглашаться не  будут. Отвечайте искренне, т.к. это имеет для нас большое значение. .   1. Считаешь ли ты, что твои одноклассники больше напряжены при ответе на вопросы этого учителя, чем на других уроках?    а) да;    б) иногда;    в) нет.    2. Правда ли, что этот учитель использует интересные и нестан­ дартные вопросы, на которые любопытно искать ответ?    а) да;    б) такие вопросы бывают редко;    в) нет.    3. Можешь ли ты сказать, что учитель ­ человек настроения, по­ этому трудно предположить какую отметку он  поставит  за  ту  или иную работу на уроке.    а) да;    б) иногда;    в) нет, обычно требования учителя не зависят от его настроения.    4. Часто  ли  тебе бывает трудно сосредоточиться при ответе на вопрос учителя из­за шума в классе?    а) да;    б) иногда;    в) нет.    5. Обычно учитель выстраивает знания и вопросы в понятной  ло­ гической форме?    а) да;    б) иногда я не понимаю формулировок учителя;    в) нет, мне трудно понять смысл вопросов. .   6. Принято  ли  в вашем классе внимательно следить за ответамиодноклассников на уроках этого учителя?    а) всегда;    б) это зависит от требовательности учителя на этом уроке;    в) нет.    7. Считаешь ли ты, что учитель учитывает особенности твоих од­ ноклассников (повышенная тревога при ответе,  застенчивость,  де­ фекты внешности или речи) и подбирает им для ответа тот вид рабо­ ты, с которым они справятся лучше всего (например, работа по кар­ точкам вместо ответа у доски; работа в группе учащихся вместо ин­ дивидуальной работы и др.)?    а) да;    б) только тех учащихся, к которым расположен;    в) нет.    8. Правда ли,  что оценки этого учителя для тебя более значимы по сравнению с оценками других учителей?    а) да;    б) оценки этого учителя важны для меня  также,  как  и  оценки других учителей;    в) я не придаю им большого значения.    9. Бывает ли так,  что учитель не успевает изложить новую тему урока, т.к. долго опрашивал учеников по материалу прошлого урока?    а) да, часто;    б) иногда;    в) нет.    10. Считаешь ли ты,  что учитель заинтересован в твоем хорошем ответе?    а) да, всегда;   б) иногда он огорчается, если я не готов(а) к уроку;    в) нет.    11. Предоставляет  ли учитель возможность использовать нагляд­ ные пособия (таблицы,  схемы,  рисунки, муляжи, карты) при ответе на отметку?    а) да;    б) иногда;    в) нет.    12. Обычно учитель поддерживает отвечающего при затруднениях в ответе на отметку?    а) да;    б) только к тем ученикам, к которым расположен;    в) нет.    13. Бывали ли случаи,  когда ты не  смог  ответить  на  вопрос из­за того,  что учитель перебил тебя, стал торопить или недослу­ шав тебя, вызвал другого ученика?    а) да, часто;    б) иногда;    в) нет.    14. Обычно,  если класс неготов к уроку, учитель делает резкие замечания, угрожает плохими отметками?    а) да;    б) иногда;    в) нет.    15. Обычно,  ты знаешь, почему тебе поставлена та или иная от­ метка, т.к. знаком с нормами отметок по данному предмету?    а) да;    б) иногда мне не понятны мои отметки;    в) нет.   16. Правда ли,  что учитель склонен ставить троечникам ­ трой­ ки, хорошистам ­ четверки,  отличникам ­ пятерки,  даже, если от­ дельные ответы учащихся не соответствуют этим отметкам?    а) да;б) чаще всего;    в) нет,  учитель  может  поставить  двойку отличнику и пятерку троечнику, если они это заслужили.    17. По  поведению  учителя трудно понять,  к какому ученику он относится лучше, к какому хуже?    а) да, отношение, учителя ко всем учащимся ровное;    б) иногда учитель открыто проявляет  свои  личные  симпатии  к ученикам;    в) нет,  иногда ему бывает трудно сдерживать себя с учениками, которые ему не приятны.    18. Оспариваешь ли ты с учителем отметку, которая тебе кажется несправедливой?    а) да, часто;    б) иногда;    в) нет, обычно отметки учителя объективны.    19. Существует  ли у данного учителя определенная система про­ верки учебного материала:  зачеты,  семинары, творческие задания, исследовательские работы и др.?    а) да;    б) такие  виды проверки учебного материала носят периодический характер;    в) нет. .  20. Позволяет ли тебе существующая система  проверки  особенно хорошо усвоить учебный материал?    а) да;    б) обычно я учу отдельные вопросы или учебные темы;    в) нет.    21. Верно ли, что неуспевающие и плохоуспевающие учащиеся час­ то бывают объектами насмешек учителя?    а) да;    б) иногда;    в) нет.    22. Волнуешься ли ты перед ответом на вопрос учителя так,  что тебе бывает трудно сосредоточиться?    а) да, всегда;    б) иногда;    в) нет.    23. Организована  ли  учителем  послеурочная система работы по исправлению текущих неудовлетворительных отметок?    а) да;    б) обычно, после уроков отметки исправляются в конце четверти;    в) нет.    24. Многие одноклассники лучше  бы  учились,  если  требования учителя были бы:    а) более строгими;    б) оставались бы неизменными;    в) более мягкими.    25. Какая  из  предложенных реакций более свойственная учителю при оспаривании учеником своей отметки?    а) реплика типа "лучше надо учиться" и,  что "она (он) не обя­ зан давать отчет об отметках";    б) проявление неуверенности и исправление отметки в журнале;    в) деловой разговор о причинах той или иной отметки, с ссылка­ ми на нормы отметок по предмету.    26. Переходит ли учитель при оценивании  ответов  учащихся  на оценку его личности (например: лентяй, бездельник, глупый и др.)?    а) да;    б) иногда;    в) нет.    27. Требует  ли учитель,  чтобы отметка за ответ на уроке былавыставлена в дневнике?    а) да;    б) иногда;    в) нет.    28. Может ли учитель забыть поставить тебе отметку в журнал?    а) да, это бывает часто;    б) иногда;    в) нет.    29. У этого учителя можно быть не готовым к уроку?    а) нет,  т.к. лучше выучить, чем получить неприятности, в виде резких замечаний и плохой отметки;    б) нет,  т.к. у этого учителя тщательная система проверки зна­ ний учащихся в виде зачетов, индивидуальных заданий и др.;    в) да  ,для  получения  хорошей отметки можно выучить лишь от­ дельные вопросы темы.     2Ключ.    I ­ ситуация опроса и оценивания имеет положительно­устойчивый характер: 1в, 2а, 3в, 4в, 5а, 6а, 7а, 8а, 9в, 10а, 11а, 12а, 13в, 14в, 15а,  16в, 17а, 18в, 19а, 20а, 21в, 22в, 23а, 24а, 25а, 26в, 27а, 28в, 29б.    II ­ ситуация опроса и оценивания имеет нестабильный ситуатив­ ный характер:  1б, 2б, 3б, 4б, 5б, 6б, 7б, 8б, 9б, 10б, 11б, 12б, 13б,  14б, 15б, 16б, 17б, 18б, 19б, 20б, 21б, 22б, 23б, 24б, 25б, 26б, 27б, 28б, 29в.    III ­  ситуация опроса и оценивания имеет негативно­устойчивый характер: 1а, 2в, 3а, 4а, 5в, 6в, 7в, 8в, 9а, 10в, 11в, 12в, 13а, 14а, 15в,  16а, 17в, 18а, 19в, 20в, 21а, 22а, 23в, 24в, 25в, 26а, 27в, 28а, 29а.     2Интерпретация. 0 Для  определения отношения учащихся к оценочной деятельности учителя в ситуации опроса  высчитывается  процентное соотношение представленности  в  ответах  всех  трех возможных по ключу оценок. Характер оценки учащимся ситуации опроса и оценива­ ния устанавливается по наибольшей величине.    Проверка ретестовой  надежности данного опросника устанавлива­ лась с помощью коэффициента ранговой корреляции между результата­ ми двух  тестирований  с интервалами 5 недель,  в группе учащихся 11­х классов, количеством 32 человека. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице   .    Рассчитанные коэффициенты  корреляции  являются   показателями стабильности данных, полученных с помощью опросника.    Подробный анализ и интерпретация  эмпирического  материала  по опроснику на выявление отношения учащихся к оценочной деятельнос­ ти учителя в ситуации опроса отражены в третьей главе.