Анализ психолого-педагогической литературы не выявил психодиагностической методики, позволяющей установить характер отношения учащихся к оценочной деятельности учителей в ситуации опроса. С этой целью был создан опросник для учащихся старших классов.
Содержание вопросов отбиралось нами на основе теоретических
положений и экспериментальных данных, имеющихся в литературе, о
специфике индивидуального стиля руководства учителей , а также, исходя из собственного эмпирического материала на основе шкалы "Анализ оценочной деятельности учи-
теля в ситуации опроса".
Разработка и апробирование опросника для изучения отношения учащихся
к оценочной деятельности учителя в ситуации опроса
Анализ психологопедагогической литературы не выявил психоди
агностической методики, позволяющей установить характер отношения
учащихся к оценочной деятельности учителей в ситуации опроса. С
этой целью был создан опросник для учащихся старших классов.
Содержание вопросов отбиралось нами на основе теоретических
положений и экспериментальных данных, имеющихся в литературе, о
специфике индивидуального стиля руководства учителей (13, 39, 70,
102, 103, 138, 146), а также, исходя из собственного эмпирическо
го материала на основе шкалы "Анализ оценочной деятельности учи
теля в ситуации опроса". При этом мы учитывали наиболее часто
встречающиеся методические недоработки учителей попустительского
и авторитарного стиля, снижающих объективность отметок.
Исследование проводилось непосредственно в тех классах, где
работают учителяпредметники, участвующие в эксперименте. Всего в
исследовании приняли участие 168 учащихся 911 классов средней
школы № 553 г.СанктПетербурга.
Опросник состоит из вопросов закрытого типа, следующего содер
жания.
Инструкция и опросный лист методики
Уважаемые учащиеся!
Мы просим вас принять участие в научном психологическом иссле
довании и ответить на вопросы, касающиеся учебного процесса. На
тетрадном листе подпишите: дату, возраст, пол. Вам нужно выбрать
один из трех вариантов ответа на каждый вопрос. При этом необхо
димо помнить, что все вопросы касаются уроков только одного из
ваших учителей. Пусть это будет учитель.... Результаты опросника
будут использованы только в научных целях и оглашаться не будут.
Отвечайте искренне, т.к. это имеет для нас большое значение.
. 1. Считаешь ли ты, что твои одноклассники больше напряжены при
ответе на вопросы этого учителя, чем на других уроках?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
2. Правда ли, что этот учитель использует интересные и нестан
дартные вопросы, на которые любопытно искать ответ?
а) да;
б) такие вопросы бывают редко;
в) нет.
3. Можешь ли ты сказать, что учитель человек настроения, по
этому трудно предположить какую отметку он поставит за ту или
иную работу на уроке.
а) да;
б) иногда;
в) нет, обычно требования учителя не зависят от его настроения.
4. Часто ли тебе бывает трудно сосредоточиться при ответе на
вопрос учителя изза шума в классе?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
5. Обычно учитель выстраивает знания и вопросы в понятной ло
гической форме?
а) да;
б) иногда я не понимаю формулировок учителя;
в) нет, мне трудно понять смысл вопросов.
. 6. Принято ли в вашем классе внимательно следить за ответамиодноклассников на уроках этого учителя?
а) всегда;
б) это зависит от требовательности учителя на этом уроке;
в) нет.
7. Считаешь ли ты, что учитель учитывает особенности твоих од
ноклассников (повышенная тревога при ответе, застенчивость, де
фекты внешности или речи) и подбирает им для ответа тот вид рабо
ты, с которым они справятся лучше всего (например, работа по кар
точкам вместо ответа у доски; работа в группе учащихся вместо ин
дивидуальной работы и др.)?
а) да;
б) только тех учащихся, к которым расположен;
в) нет.
8. Правда ли, что оценки этого учителя для тебя более значимы
по сравнению с оценками других учителей?
а) да;
б) оценки этого учителя важны для меня также, как и оценки
других учителей;
в) я не придаю им большого значения.
9. Бывает ли так, что учитель не успевает изложить новую тему
урока, т.к. долго опрашивал учеников по материалу прошлого урока?
а) да, часто;
б) иногда;
в) нет.
10. Считаешь ли ты, что учитель заинтересован в твоем хорошем
ответе?
а) да, всегда;
б) иногда он огорчается, если я не готов(а) к уроку;
в) нет.
11. Предоставляет ли учитель возможность использовать нагляд
ные пособия (таблицы, схемы, рисунки, муляжи, карты) при ответе
на отметку?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
12. Обычно учитель поддерживает отвечающего при затруднениях в
ответе на отметку?
а) да;
б) только к тем ученикам, к которым расположен;
в) нет.
13. Бывали ли случаи, когда ты не смог ответить на вопрос
изза того, что учитель перебил тебя, стал торопить или недослу
шав тебя, вызвал другого ученика?
а) да, часто;
б) иногда;
в) нет.
14. Обычно, если класс неготов к уроку, учитель делает резкие
замечания, угрожает плохими отметками?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
15. Обычно, ты знаешь, почему тебе поставлена та или иная от
метка, т.к. знаком с нормами отметок по данному предмету?
а) да;
б) иногда мне не понятны мои отметки;
в) нет.
16. Правда ли, что учитель склонен ставить троечникам трой
ки, хорошистам четверки, отличникам пятерки, даже, если от
дельные ответы учащихся не соответствуют этим отметкам?
а) да;б) чаще всего;
в) нет, учитель может поставить двойку отличнику и пятерку
троечнику, если они это заслужили.
17. По поведению учителя трудно понять, к какому ученику он
относится лучше, к какому хуже?
а) да, отношение, учителя ко всем учащимся ровное;
б) иногда учитель открыто проявляет свои личные симпатии к
ученикам;
в) нет, иногда ему бывает трудно сдерживать себя с учениками,
которые ему не приятны.
18. Оспариваешь ли ты с учителем отметку, которая тебе кажется
несправедливой?
а) да, часто;
б) иногда;
в) нет, обычно отметки учителя объективны.
19. Существует ли у данного учителя определенная система про
верки учебного материала: зачеты, семинары, творческие задания,
исследовательские работы и др.?
а) да;
б) такие виды проверки учебного материала носят периодический
характер;
в) нет.
. 20. Позволяет ли тебе существующая система проверки особенно
хорошо усвоить учебный материал?
а) да;
б) обычно я учу отдельные вопросы или учебные темы;
в) нет.
21. Верно ли, что неуспевающие и плохоуспевающие учащиеся час
то бывают объектами насмешек учителя?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
22. Волнуешься ли ты перед ответом на вопрос учителя так, что
тебе бывает трудно сосредоточиться?
а) да, всегда;
б) иногда;
в) нет.
23. Организована ли учителем послеурочная система работы по
исправлению текущих неудовлетворительных отметок?
а) да;
б) обычно, после уроков отметки исправляются в конце четверти;
в) нет.
24. Многие одноклассники лучше бы учились, если требования
учителя были бы:
а) более строгими;
б) оставались бы неизменными;
в) более мягкими.
25. Какая из предложенных реакций более свойственная учителю
при оспаривании учеником своей отметки?
а) реплика типа "лучше надо учиться" и, что "она (он) не обя
зан давать отчет об отметках";
б) проявление неуверенности и исправление отметки в журнале;
в) деловой разговор о причинах той или иной отметки, с ссылка
ми на нормы отметок по предмету.
26. Переходит ли учитель при оценивании ответов учащихся на
оценку его личности (например: лентяй, бездельник, глупый и др.)?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
27. Требует ли учитель, чтобы отметка за ответ на уроке былавыставлена в дневнике?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
28. Может ли учитель забыть поставить тебе отметку в журнал?
а) да, это бывает часто;
б) иногда;
в) нет.
29. У этого учителя можно быть не готовым к уроку?
а) нет, т.к. лучше выучить, чем получить неприятности, в виде
резких замечаний и плохой отметки;
б) нет, т.к. у этого учителя тщательная система проверки зна
ний учащихся в виде зачетов, индивидуальных заданий и др.;
в) да ,для получения хорошей отметки можно выучить лишь от
дельные вопросы темы.
2Ключ.
I ситуация опроса и оценивания имеет положительноустойчивый
характер: 1в, 2а, 3в, 4в, 5а, 6а, 7а, 8а, 9в, 10а, 11а, 12а, 13в,
14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19а, 20а, 21в, 22в, 23а, 24а, 25а, 26в,
27а, 28в, 29б.
II ситуация опроса и оценивания имеет нестабильный ситуатив
ный характер: 1б, 2б, 3б, 4б, 5б, 6б, 7б, 8б, 9б, 10б, 11б, 12б,
13б, 14б, 15б, 16б, 17б, 18б, 19б, 20б, 21б, 22б, 23б, 24б, 25б,
26б, 27б, 28б, 29в.
III ситуация опроса и оценивания имеет негативноустойчивый
характер: 1а, 2в, 3а, 4а, 5в, 6в, 7в, 8в, 9а, 10в, 11в, 12в, 13а,
14а, 15в, 16а, 17в, 18а, 19в, 20в, 21а, 22а, 23в, 24в, 25в, 26а,
27в, 28а, 29а.
2Интерпретация. 0 Для определения отношения учащихся к оценочной
деятельности учителя в ситуации опроса высчитывается процентное
соотношение представленности в ответах всех трех возможных по
ключу оценок. Характер оценки учащимся ситуации опроса и оценива
ния устанавливается по наибольшей величине.
Проверка ретестовой надежности данного опросника устанавлива
лась с помощью коэффициента ранговой корреляции между результата
ми двух тестирований с интервалами 5 недель, в группе учащихся
11х классов, количеством 32 человека. Результаты корреляционного
анализа представлены в таблице .
Рассчитанные коэффициенты корреляции являются показателями
стабильности данных, полученных с помощью опросника.
Подробный анализ и интерпретация эмпирического материала по
опроснику на выявление отношения учащихся к оценочной деятельнос
ти учителя в ситуации опроса отражены в третьей главе.