Объединяющим эти исследования является положение о том, что
для эффективного обучения учитель должен знать "строение мотива-
ции учения и ее развитие в школьном возрасте, психологические ха-
рактеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения, динами-
ку мотивации учения в ходе индивидуального и возрастного развития
школьников, методику выявления мотивов учения, пути их формирова-
ния на каждом возрастном периоде развития школьников"
Разработка и апробирование опросника для выявления мотивации на оценку и на получение знаний
Вопросы, связанные с психодиагностикой мотивации учебной дея
тельности рассматриваются в экспериментальных исследованиях по
изучению познавательных интересов учащихся (Л.И.Божович, Н.Г.Мо
розова,Л.С.Славина,1951; Г.И.Щукина,1977), особенностей моти
вации личности школьника (Л.А.Елфимова,1985;А.К.Марко
ва,1992;Л.М.Фридман,1973), проблемного обучения школьников
(А.И.Матюшкин,1972), проблемы неуспеваемости школьников (М.В.Ма
тюхина,1976; Н.А.Менчинская, 1971), мотивации учения в высшей
школе (Л.А.Елфимова, 1985) и др.
Объединяющим эти исследования является положение о том, что
для эффективного обучения учитель должен знать "строение мотива
ции учения и ее развитие в школьном возрасте, психологические ха
рактеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения, динами
ку мотивации учения в ходе индивидуального и возрастного развития
школьников, методику выявления мотивов учения, пути их формирова
ния на каждом возрастном периоде развития школьников"
[100,с.117].
Однако отсутствие в педагогической психологии единой теории
мотива и учебной мотивации усложняет решение вышеперечисленных
практических задач. Поэтому проблема разработки методик по изуче
нию учебных мотивов является актуальной и в ряде аспектов новой.
Анализ существующих психодиагностических методик учебной моти
вации выявил их немногочисленность. Основными методами изучения
мотивационной сферы школьника являются проективные тесты, такие
как методика "Неоконченные предложения" Ж.Нюттена в модификации
А.Б.Орлова [118], опросники типа "Лесенки побуждений" А.К.Марко
вой [1993], косвенные методы диагностики, построенные на наблюде
нии по схеме Г.И.Щукиной [1977].
В соответствии с задачами исследования нам необходимо было вы
явить взаимосвязь школьной успеваемости с такими мотивами учебной
деятельности школьника как мотив на получение отметки и мотив на
приобретение знаний. Анализ соответствующей литературы показал
отсутствие готовой методики, способной диагностировать степень
развития этих мотивов у школьников. В этой связи мы предприняли
попытку разработать опросник, позволяющий выявить наличие у уча
щихся этих учебных мотивов.
Составляя вопросы, мы исходили из приведенных в психологичес
ких исследованиях показателей мотивов.
. Так, по А.К.Марковой [1993], учебнопознавательный мотив при
обретения знаний проявляет себя в следующем: "умение активно ра
ботать с материалом, различным образом преобразовывать его, выч
ленять способ работы; желание возвратиться к анализу способа ра
боты даже в том случае, если это не требует учитель и даже после
получения правильного результата; умение сопоставлять несколько
возможных способов получения результата" [А.К.Маркова,с.72], др.
Дж.Брунер [1962], П.Я.Гальперин [1985] к внешнему проявлению
данного мотива относят активный интерес учащегося к изучаемому
материалу.
В.Ф.Моргун [1984] с мотивом приобретения знаний связывает пот
ребность учащегося в самосовершенствовании и самообразовании.
М.В.Матюхина [1976] выделяет: интересзанимательность, интерес
к фактам; интерес к сути явлений, их происхождению; самостоятель
ное составление учебных задач; поиск оптимальных способов учения.
О.А.Чувакова [1984] в качестве таких показателей рассматривает:
многообразные формы учебного поведения школьников;
реальное состояние структуры учебной деятельности, разверну
тость ее компонентов;
состояние учебных умений и навыков; качество знаний и успеваемость;
временные затраты учащегося на учение;
зрелость учебного поведения в целом, и др.
По П.М.Якобсону [1961] одним из основных показателей учебного
мотива является его осмысленность для учащегося, представленность
в сознании.
По Ю.Б.Гатанову [1990] потребность в ощущении собственного
роста и значимости, достижение определенных эмоциональных отноше
ний.
Л.И.Божович, Н.Г.Морозова, Л.С.Славина [1951] указывают на
потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми
умениями, навыками, знаниями.
Среди показателей мотива на получение хорошей отметки исследо
ватели выделяют: желание быть среди первых учеников [М.В.Матюхи
на,1976]; преобладание внешних стимулов в виде вознаграждения и
наказания со стороны родителей и учителей [Ю.Б.Гатанов,1990];
резкое повышение успеваемости в конце четверти, потребность ре
бенка в оценке и одобрении со стороны окружающих, стремление уча
щихся найти свое место в классной группе, стремление поступить в
высшее учебное заведение [Л.И.Божович, Н.Г.Морозова, Л.С.Славина,
1951]; отсутствие интереса к заданиям повышенной трудности, не
систематичность в подготовке домашнего задания [Г.И.Щукина,
1977]; осознание учащимися неудобств и неприятностей, которые мо
гут возникнут, если он не будет учиться [П.М.Якобсон,1961] и др.
Первым этапом создания опросника для выявления мотива на от
метку и на получение знаний было составление 32 вопросов 5* 0. Нечет
ные вопросы направлены на выявление мотива отметки, четные мо
тива приобретения знаний.
2Опросник
2для выявления мотивации на отметку и на получение знаний
Инструкция
Уважаемые учащиеся!
Вам будет представлен перечень вопросов, характеризующих отно
шение к различным сторонам учебного процесса в школе. Ваши данные
5* 0 Опросник разработан при непосредственном участии доктора
психологических наук, профессора Е.П.Ильина.
будут использоваться только в научных целях и оглашению не подле
жат.
Возьмите чистый лист бумаги и подпишите: дату, возраст, пол и
успеваемость. Сейчас я буду зачитывать вопросы. Ваша задача пос
тавить номер вопроса и указать из двух вариантов ответа на каждый
вопрос тот, с которым согласны вы.
1. Помнишь ли ты, когда получил первую двойку или тройку?
а) да;
б) нет.
2. Является ли для тебя необходимым разбираться во всех вопро
сах, изучаемых на каждом уроке, независимо от учебного предмета?
а) да;
б) нет, обычно достаточно знать основные вопросы.
3. Беспокоит ли тебя, что твои отметки хуже, чем у однокласс
ников?
а) да;
б) нет.
4. Как ты относишься к одноклассникам, которые часто списывают
у других домашние задания и контрольные работы?
а) осуждаешь таких ребят, за то, что они не учатся самостоя
тельно;б) понимаешь их.
5. Считаешь ли ты, что одноклассники преувеличивают значение
отметок?
а) да;
б) нет.
. 6. После получения отметки на уроке ты:
а) продолжаешь активно участвовать в рассмотрении учебных воп
росов;
б) позволяешь себе расслабиться и отдохнуть.
7. Если ктото из одноклассников очень расстраивается изза
отметки, то ты:
а) понимаешь его, т.к. это большая неприятность;
б) не понимаешь его, как можно так сильно огорчаться изза от
метки.
8. Верно ли, что тебе хочется как можно больше узнать по от
дельным предметам?
а) да;
б) нет.
9.Думаешь ли ты в начале учебного года, какими будут твои го
довые отметки (или отметки за четверть)?
а) да;
б) нет.
10. Бывает ли, что получив хорошую отметку, ты не доволен ка
чеством своего ответа?
а) да;
б) нет.
11. Верно ли, что большинство ребят, получив отметку, несколь
ко дней не готовятся по этому предмету, т.к. их не спросят?
а) да;
б) нет.
12. Интересно ли тебе, когда учитель сообщает научные данные,
которых нет в учебнике?
а) да;
б) нет, т.к. при ответе на отметку их можно не использовать.
13. Верно ли, что отметки часто являются главной причиной тво
его хорошего или плохого настроения?
а) да;
б) нет.
14. Ты бы хотел, чтобы на классном собрании или в школьной га
зете отметили твои хорошие знания?
а) да;
б) нет.
15. Что ты испытываешь ,когда тебя долго не спрашивают на от
метку?
а) тебя это радует;
б) держит тебя в состоянии напряжения.
16. Получив в начале года новый учебник, интересуешься ли ты,
что в нем изложено?
а) да;
б) нет.
17. Было ли тебе интереснее учиться, если бы учителя не стави
ли отметок?
а) да;
б) нет.
18. Верно ли, что твои отметки больше всего зависят от:
а) твоих знаний по предмету;
б) от разных факторов: отношений с учителем, от его настроения
и др.
19. Знаешь ли ты, какие отметки стоят в аттестате твоих роди
телей?а) да;
б) нет.
20. Как ты считаешь, что важнее для большинства одноклассников?
а) знания;
б) отметки.
21. Верно ли, что твои отметки хуже, чем бы ты хотел?
а) да;
б) нет.
22. Будешь ли ты учить учебный материал, если знаешь, что от
метку за него не поставят?
а) да;
б) нет.
23. Верно ли, что большинство одноклассников стремятся полу
чить хорошие отметки, чтобы избежать неприятностей в школе и дома?
а) да;
б) нет, т.к. по отметкам также можно узнать насколько хорошо
знаешь учебный материал по сравнению с одноклассниками.
24. Бывает ли, что ответ на заинтересовавший тебя вопрос ты
ищешь в дополнительной литературе, или изучаешь учебник, забегая
на несколько параграфов в перед?
а) да;
б) нет.
25. Часто ли ты получаешь отметки по собственной инициативе?
а) да;
б) нет.
26. Беспокоит ли тебя, что твои знания не соответствуют отлич
ным отметкам?
а) да;
б) нет.
. 27. Приятно, когда:
а) много знаешь;
б) имеешь отличные отметки.
28. Охотно ли ты выполняешь задания повышенной трудности?
а) да;
б) нет.
29. Верно, что если бы не было отметок, большинство однокласс
ников тратили бы на учебу гораздо меньше времени и сил?
а) да;
б) нет.
30. Считаешь ли ты, что знания, приобретенные в школе опреде
лят в будущем твою жизнь?
а) да;
б) нет.
31. В конечном итоге обучение в школе сводится к:
а) получению аттестата с отметками;
б) определенным знаниям, которые необходимы в жизни.
32. Спорил ли ты с учителем о несправедливо поставленной тебе
отметке?
а) да;
б) нет.
2Ключ 1. 0
Начисляется по одному баллу за ответы: 1б, 3б, 5а, 7б, 9б,
11б, 13б, 15а, 17а, 19б, 21б, 23б, 25б, 27а, 29б, 31б.
Начисляется по два балла за ответы: 1а, 3а, 5б, 7а, 9а, 11а,
13а, 15б, 17б, 19а, 21а, 23а, 25а, 27б, 29а, 31а.
. Подсчитывается общая сумма баллов. Опрашиваемый может получить
от 16 до 32 баллов.
от 12 до 25 баллов низкая мотивация на отметку.
от 25 до 32 баллов высокая мотивация на отметку.2Ключ 2. 0
Начисляется по одному баллу за ответы: 2б, 4б, 6б, 8б, 10б,
12б, 14б, 16б, 18б, 20б, 22б, 24б, 26б, 28а, 30б, 32б.
Начисляется по два балла за ответы: 2а, 4а, 6а, 8а, 10а, 12а,
14а, 16а, 18а, 20а, 22а, 24а, 26а, 28а, 30а, 32а.
Подсчитывается общая сумма баллов.
от 12 до 25 баллов низкая мотивация на получение знаний.
от 25 до 32 баллов высокая мотивация на получение знаний.
Пилотажное исследование опросника для выявления мотивации на
отметку и на получение знаний проводилось на учащихся 56, 1011
классов сш. №6 г.Липецка общей численностью 117 человек.
Вторым этапом создания опросника явилась оценка его содержа
тельной валидности. Для этого устанавливалась корреляционная
связь нечетных вопросов опросника с базисным вопросом: "В конеч
ном итоге обучение в школе сводится к получению аттестата с от
метками?" Данные корреляционного анализа представлены в таблице 3.
Данные корреляционного анализа четных вопросов опросника с ба
зисным вопросом: "В конечном итоге обучение в школе сводится к
определенным знаниям, которые будут необходимы в жизни?" предс
тавлены в таблице 4.
.