Разработка и апробирование опросника для выявления мотивации на оценку и на получение знаний

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Объединяющим эти исследования является положение о том, что для эффективного обучения учитель должен знать "строение мотива- ции учения и ее развитие в школьном возрасте, психологические ха- рактеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения, динами- ку мотивации учения в ходе индивидуального и возрастного развития школьников, методику выявления мотивов учения, пути их формирова- ния на каждом возрастном периоде развития школьников"
Иконка файла материала Разработка и апробирование опросника для выявления.doc
Разработка и апробирование опросника для выявления  мотивации на оценку и на получение знаний    Вопросы, связанные с психодиагностикой мотивации учебной  дея­ тельности рассматриваются  в  экспериментальных  исследованиях по изучению познавательных интересов учащихся (Л.И.Божович, Н.Г.Мо­ розова,Л.С.Славина,1951; Г.И.Щукина,1977),  особенностей моти­ вации    личности    школьника    (Л.А.Елфимова,1985;А.К.Марко­ ва,1992;Л.М.Фридман,1973),  проблемного  обучения   школьников (А.И.Матюшкин,1972), проблемы неуспеваемости школьников (М.В.Ма­ тюхина,1976;  Н.А.Менчинская,  1971),  мотивации учения в высшей школе (Л.А.Елфимова, 1985) и др.    Объединяющим эти исследования является положение  о  том,  что для  эффективного обучения учитель должен знать "строение мотива­ ции учения и ее развитие в школьном возрасте, психологические ха­ рактеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения, динами­ ку мотивации учения в ходе индивидуального и возрастного развития школьников, методику выявления мотивов учения, пути их формирова­ ния   на   каждом   возрастном   периоде   развития   школьников" [100,с.117].    Однако отсутствие в педагогической  психологии  единой  теории мотива и  учебной  мотивации  усложняет решение вышеперечисленных практических задач. Поэтому проблема разработки методик по изуче­ нию учебных мотивов является актуальной и в ряде аспектов новой.    Анализ существующих психодиагностических методик учебной моти­ вации  выявил их немногочисленность.  Основными методами изучения мотивационной сферы школьника являются проективные  тесты,  такие как  методика  "Неоконченные предложения" Ж.Нюттена в модификации А.Б.Орлова [118],  опросники типа "Лесенки побуждений" А.К.Марко­ вой [1993], косвенные методы диагностики, построенные на наблюде­ нии по схеме Г.И.Щукиной [1977].    В соответствии с задачами исследования нам необходимо было вы­ явить взаимосвязь школьной успеваемости с такими мотивами учебной деятельности школьника  как мотив на получение отметки и мотив на приобретение знаний.  Анализ соответствующей  литературы  показал отсутствие  готовой  методики,  способной диагностировать степень развития этих мотивов у школьников.  В этой связи мы  предприняли попытку разработать опросник,  позволяющий выявить наличие у уча­ щихся этих учебных мотивов.    Составляя вопросы,  мы исходили из приведенных в психологичес­ ких исследованиях показателей мотивов. .  Так, по А.К.Марковой [1993],  учебно­познавательный мотив при­ обретения знаний проявляет себя в следующем:  "умение активно ра­ ботать с материалом,  различным образом преобразовывать его, выч­ ленять способ работы;  желание возвратиться к анализу способа ра­ боты даже в том случае,  если это не требует учитель и даже после получения правильного  результата;  умение сопоставлять несколько возможных способов получения результата" [А.К.Маркова,с.72], др.    Дж.Брунер [1962],  П.Я.Гальперин [1985] к внешнему  проявлению данного мотива  относят  активный  интерес учащегося к изучаемому материалу.    В.Ф.Моргун [1984] с мотивом приобретения знаний связывает пот­ ребность учащегося в самосовершенствовании и самообразовании.    М.В.Матюхина [1976] выделяет: интерес­занимательность, интерес к фактам; интерес к сути явлений, их происхождению; самостоятель­ ное составление учебных задач; поиск оптимальных способов учения.    О.А.Чувакова [1984] в качестве таких показателей рассматривает:    ­ многообразные формы учебного поведения школьников;    ­ реальное состояние структуры учебной деятельности, разверну­      тость ее компонентов;    ­ состояние учебных умений и навыков;­ качество знаний и успеваемость;    ­ временные затраты учащегося на учение;    ­ зрелость учебного поведения в целом, и др.    По П.М.Якобсону [1961] одним из основных показателей  учебного мотива является его осмысленность для учащегося, представленность в сознании.    По Ю.Б.Гатанову  [1990]  ­ потребность в ощущении собственного роста и значимости, достижение определенных эмоциональных отноше­ ний.    Л.И.Божович, Н.Г.Морозова,  Л.С.Славина  [1951]  указывают  на потребность  в  интеллектуальной  активности и в овладении новыми умениями, навыками, знаниями.    Среди показателей мотива на получение хорошей отметки исследо­ ватели выделяют:  желание быть среди первых учеников [М.В.Матюхи­ на,1976];  преобладание внешних стимулов в виде вознаграждения и наказания со стороны родителей  и  учителей  [Ю.Б.Гатанов,1990]; резкое  повышение успеваемости в конце четверти,  потребность ре­ бенка в оценке и одобрении со стороны окружающих, стремление уча­ щихся найти свое место в классной группе,  стремление поступить в высшее учебное заведение [Л.И.Божович, Н.Г.Морозова, Л.С.Славина, 1951];  отсутствие интереса к заданиям повышенной трудности,  не­ систематичность  в  подготовке  домашнего  задания   [Г.И.Щукина, 1977]; осознание учащимися неудобств и неприятностей, которые мо­ гут возникнут, если он не будет учиться [П.М.Якобсон,1961] и др.    Первым этапом  создания  опросника для выявления мотива на от­ метку и на получение знаний было составление 32 вопросов 5* 0. Нечет­ ные вопросы направлены на выявление мотива отметки,  четные ­ мо­ тива приобретения знаний.                              2Опросник      2для выявления мотивации на отметку и на получение знаний                            Инструкция                        Уважаемые учащиеся!    Вам будет представлен перечень вопросов, характеризующих отно­ шение к различным сторонам учебного процесса в школе. Ваши данные ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­     5* 0 Опросник  разработан  при  непосредственном  участии доктора психологических наук, профессора Е.П.Ильина.  будут использоваться только в научных целях и оглашению не подле­ жат.    Возьмите чистый лист бумаги и подпишите:  дату, возраст, пол и успеваемость. Сейчас я буду зачитывать вопросы.  Ваша задача пос­ тавить номер вопроса и указать из двух вариантов ответа на каждый вопрос тот, с которым согласны вы.    1. Помнишь ли ты, когда получил первую двойку или тройку?    а) да;    б) нет.    2. Является ли для тебя необходимым разбираться во всех вопро­ сах, изучаемых на каждом уроке, независимо от учебного предмета?    а) да;    б) нет, обычно достаточно знать основные вопросы.    3. Беспокоит ли тебя,  что твои отметки хуже, чем у однокласс­ ников?    а) да;    б) нет.    4. Как ты относишься к одноклассникам, которые часто списывают у других домашние задания и контрольные работы?    а) осуждаешь таких ребят,  за то,  что они не учатся самостоя­ тельно;б) понимаешь их.    5. Считаешь ли ты,  что одноклассники преувеличивают  значение отметок?    а) да;    б) нет. .               6. После получения отметки на уроке ты:    а) продолжаешь активно участвовать в рассмотрении учебных воп­ росов;    б) позволяешь себе расслабиться и отдохнуть.    7. Если кто­то из одноклассников  очень  расстраивается  из­за отметки, то ты:    а) понимаешь его, т.к. это большая неприятность;    б) не понимаешь его, как можно так сильно огорчаться из­за от­ метки.    8. Верно  ли,  что тебе хочется как можно больше узнать по от­ дельным предметам?    а) да;    б) нет.    9.Думаешь ли ты в начале учебного года,  какими будут твои го­ довые отметки (или отметки за четверть)?    а) да;    б) нет.    10. Бывает ли,  что получив хорошую отметку, ты не доволен ка­ чеством своего ответа?    а) да;    б) нет.    11. Верно ли, что большинство ребят, получив отметку, несколь­ ко дней не готовятся по этому предмету, т.к. их не спросят?    а) да;    б) нет.    12. Интересно ли тебе,  когда учитель сообщает научные данные, которых нет в учебнике?    а) да;    б) нет, т.к. при ответе на отметку их можно не использовать.   13. Верно ли, что отметки часто являются главной причиной тво­ его хорошего или плохого настроения?    а) да;    б) нет.    14. Ты бы хотел, чтобы на классном собрании или в школьной га­ зете отметили твои хорошие знания?    а) да;    б) нет.    15. Что  ты испытываешь ,когда тебя долго не спрашивают на от­ метку?    а) тебя это радует;    б) держит тебя в состоянии напряжения.    16. Получив в начале года новый учебник,  интересуешься ли ты, что в нем изложено?    а) да;    б) нет.    17. Было ли тебе интереснее учиться, если бы учителя не стави­ ли отметок?    а) да;    б) нет.    18. Верно ли, что твои отметки больше всего зависят от:    а) твоих знаний по предмету;    б) от разных факторов: отношений с учителем, от его настроения и др.    19. Знаешь ли ты,  какие отметки стоят в аттестате твоих роди­ телей?а) да;    б) нет.    20. Как ты считаешь, что важнее для большинства одноклассников?    а) знания;    б) отметки.    21. Верно ли, что твои отметки хуже, чем бы ты хотел?    а) да;    б) нет.    22. Будешь ли ты учить учебный материал,  если знаешь, что от­ метку за него не поставят?    а) да;    б) нет.    23. Верно  ли,  что большинство одноклассников стремятся полу­ чить хорошие отметки, чтобы избежать неприятностей в школе и дома?    а) да;    б) нет,  т.к.  по отметкам также можно узнать насколько хорошо знаешь учебный материал по сравнению с одноклассниками.    24. Бывает ли,  что ответ на заинтересовавший тебя  вопрос  ты ищешь в дополнительной литературе,  или изучаешь учебник, забегая на несколько параграфов в перед?    а) да;    б) нет.    25. Часто ли ты получаешь отметки по собственной инициативе?    а) да;    б) нет.    26. Беспокоит ли тебя, что твои знания не соответствуют отлич­ ным отметкам?    а) да;    б) нет. .   27. Приятно, когда:    а) много знаешь;    б) имеешь отличные отметки.    28. Охотно ли ты выполняешь задания повышенной трудности?    а) да;    б) нет.    29. Верно, что если бы не было отметок, большинство однокласс­ ников тратили бы на учебу гораздо меньше времени и сил?    а) да;    б) нет.    30. Считаешь ли ты,  что знания, приобретенные в школе опреде­ лят в будущем твою жизнь?    а) да;    б) нет.    31. В конечном итоге обучение в школе сводится к:    а) получению аттестата с отметками;    б) определенным знаниям, которые необходимы в жизни.    32. Спорил  ли ты с учителем о несправедливо поставленной тебе отметке?    а) да;    б) нет.     2Ключ 1. 0    Начисляется по одному баллу за ответы:  1б,  3б,  5а,  7б, 9б, 11б, 13б, 15а, 17а, 19б, 21б, 23б, 25б, 27а, 29б, 31б.    Начисляется по два балла за ответы:  1а,  3а, 5б, 7а, 9а, 11а, 13а, 15б, 17б, 19а, 21а, 23а, 25а, 27б, 29а, 31а. .   Подсчитывается общая сумма баллов. Опрашиваемый может получить    от 16 до 32 баллов.    от 12 до 25 баллов ­ низкая мотивация на отметку.    от 25 до 32 баллов ­ высокая мотивация на отметку.2Ключ 2. 0    Начисляется по одному баллу за ответы:  2б,  4б,  6б, 8б, 10б, 12б, 14б, 16б, 18б, 20б, 22б, 24б, 26б, 28а, 30б, 32б.    Начисляется по два балла за ответы:  2а, 4а, 6а, 8а, 10а, 12а, 14а, 16а, 18а, 20а, 22а, 24а, 26а, 28а, 30а, 32а.    Подсчитывается общая сумма баллов.    от 12 до 25 баллов ­ низкая мотивация на получение знаний.    от 25 до 32 баллов ­ высокая мотивация на получение знаний.    Пилотажное исследование  опросника  для выявления мотивации на отметку и на получение знаний проводилось на учащихся 5­6,  10­11 классов сш. №6 г.Липецка общей численностью 117 человек.    Вторым этапом создания опросника явилась оценка  его  содержа­ тельной валидности.   Для  этого  устанавливалась  корреляционная связь нечетных вопросов опросника с базисным вопросом:  "В конеч­ ном итоге обучение в школе сводится к получению аттестата  с  от­ метками?" Данные корреляционного анализа представлены в таблице 3.    Данные корреляционного анализа четных вопросов опросника с ба­ зисным вопросом:  "В  конечном  итоге обучение в школе сводится к определенным знаниям,  которые будут необходимы в жизни?"  предс­ тавлены в таблице 4. .