Разработка интегрированного урока по географии на тему: " Водные ресурсы. Охрана вод." (8 класс)
Оценка 4.8

Разработка интегрированного урока по географии на тему: " Водные ресурсы. Охрана вод." (8 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
география
8 кл
01.06.2017
Разработка интегрированного урока по  географии на тему: " Водные ресурсы. Охрана вод." (8 класс)
Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями. Расширить знания о водах России и свойствах вод. Уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом.Интегрированные уроки преследуют цель развития образного мышления ученика. Представляю вашему вниманию интегрированный урок географии и физики в 8 классе по теме: "Водные ресурсы. Охрана вод."Интегрированный урок география+физика на тему: " Водные ресурсы. Охрана вод"
конспект.doc
Интегрированный урок физики и географии – 8 класс        Тема. Водные ресурсы. Охрана вод.                                   Серова Людмила Леонтьевна – учитель географии. Кулинская Екатерина Вячеславовна– учитель физики Санкт­Петербург 2013г “Вода: нельзя сказать, что ты необходима для жизни:  ты сама жизнь”.  Антуан де Сент­Экзюпери  Цели и задачи урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ : 1.Рассмотреть значение воды в жизни человека, оценить водные ресурсы  России и их распределение во времени и пространстве.  2.Формировать знания об основных источниках загрязнения вод;  3.Закрепить знания о внутренних водах России.  4.Повторить  физическое явление диффузии и агрегатные состояния вещества.  5.Изучить физические приборы используемые при исследовании  водных  ресурсов.  6.Показать связь географии с физикой.  7.Продолжить формирование экологической культуры. РАЗВИВАЮЩИЕ: – создать условия для: ­развития мышления ( учить анализировать, выделять главное, сравнивать,  строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и решать  проблемы); ­развития элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного  воображения, смекалки); ­развития логического мышления ­продолжать формирование умения самостоятельной работы с атласом,  извлекать нужную информацию и делать выводы, умение анализировать  полученную информацию, развивать информационную культуру учащихся,  умение вести диалог. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: ­ развитие у школьников коммуникативной культуры;  развитие познавательной активности; расширение кругозора и воспитание  интереса к предмету. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, желание сохранить её. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: ­ объяснительно­иллюстративный; ­ репродуктивный; ­ частично­поисковый. ТИП УРОКА:интегрированный урок изучения нового материала с  использованием мультимедийной презентации. ФОРМА УРОКА: лекция ОБОРУДОВАНИЕ (ОФОРМЛЕНИЕ): наглядное пособие, атлас, компьютер,  мультимедийный проектор. Ход урока: I. Организационный момент Приветствие. Проверка готовности класса к работе на уроке. II. Изучение нового материала: а) Определение темы урока: Показ фрагмента мультфильма «Чебурашка» (слайд №2) Учитель: ­ Как вы думаете, какая экологическая проблема заложена в отрывке  этого мультфильма? (загрязнение воды и водных ресурсов) Учитель: ­Попытайтесь сформулировать тему нашего урока. Ученики: Водные ресурсы и охрана вод (слайд №3)  Учитель:­Молодцы! А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Антуана  де Сент­Экзюпери “Вода: нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама  жизнь”.  Учитель. ­ Мы продолжаем изучение темы «Внутренние воды России». Сегодня  наш урок посвящен вопросам водных ресурсов и их охране. Предметом нашего  изучения является вода. Сегодня наш урок необычный, а интегрированный.  Вместе со мной его будет вести  учитель физики. И говорить мы будем не  только о водных ресурсах и их охране, но и о том, как физика помогает нам в  исследовании водных ресурсов. Итак, прочитайте план нашего урока. План изучения темы (на доске): 1.Влияние человека на качество воды 2.Охрана вод 3. Использование водных ресурсов 4. Оценка водных ресурсов и размещение их по территории страны 5. Исследования водных ресурсов. 6. Водный кадастр 7. Значение воды б) Материал урока Учитель: Посмотрите на фотографии и запишите какие виды загрязнений здесь  изображены?(Слайд №4) Ученики: Загрязнение бытовыми отходами, нарушение экосистемы, загрязнение  вод химического производства Учитель физики: ­ Вспомните из курса физики, какой  процесс объясняет  загрязнение воды промышленными  отходами?  Ученики: Диффузия. Учитель: Кто скажет, что  такое диффузия?  Ученики: Взаимное проникновение одного вещества в другое.  Учитель: К сожалению, в нашей стране пока еще большинство людей живут в  соответствии со словами монгольской пословицы: «Человек не ценит воду,  пока не иссякнет источник»  Вопрос к ученикам: Предположим крайнюю ситуацию, вода исчезнет, к чему это приведет? Предполагаемые ответы учеников (исчезнет все живое). в) Работа в парах: А сейчас поработаем в парах. Вопрос к ученикам: Что необходимо предпринять, чтобы не допустить такой  ситуации? Подумайте какие мероприятия по охране вод, Вы можете  предложить? Обсудите с соседом и запишите в тетрадь. Давайте проверим ваши  записи. Предполагаемые ответы учеников: Бережное и экономное использование воды,  создание очистных сооружений и т.д. (слайд №5.) Учитель: Вернемся к теме сегодняшнего урока. Вспомните что называется  водными ресурсами?  Ученики: Водные ресурсы­это воды (подземные и поверхностные), которые  человек использует в быту, промышленности и сельском хозяйстве. ( Слайд №6) Учитель:­Приведем пример. В 1990 году человек расходовал 1 ведро воды, а  сегодня он использует 70 вёдер. (слайд №7) Учитель: Мы с вами тоже являемся водопотребителями и водопользователями.  А какое количество воды мы тратим в домашних условиях ? Учитель физики: Вычислите сколько воды приходится на вашу семью в сутки?  Но сначала вспомним из курса физики, сколько воды содержится в 1м3? (слайд  № 8) Ученики: 70 ведер — это примерно 700 литров, т.к. в одном ведре ­10л воды. Значит, для определения количества воды в сутки на семью, нужно 700*а*365,  где а­количество человек в семье. (а=4, ответ 1022000л=1022м3) Учитель: Молодцы! Приведем наглядный пример. Скажите, сколько  вагонов­ цистерн необходимо в год вашей семье, если один вагон вмещает примерно 100  м3? Ученики: Примерно 10 вагонов.  (слайд №9) Учитель: Как вы думаете почему со временем увеличился расход воды? Ученики: Потому что, расход воды рассчитывается не только исходя из бытовых нужд на человека, но из его потребностей, которые удовлетворяются с помощью промышленности. Учитель: Действительно. Приведу еще один пример. Для производства 1т сахара необходимо 5000л. Воды, а для производства 1т риса­7000т воды г) Работа в группах: Учитель: Разделитесь на группы и подумайте: только ли в быту и  промышленности, используется вода? Как еще человек использует водные  ресурсы? Составьте и самостоятельно запишите в тетрадь опорную схему:  «Использование водных ресурсов» Учитель: Давайте проверим, все ли вы записали?  Ученики: Рыбное хозяйство, сельское хозяйство, гидроэнергетика, водные пути.  (слайд №10) Учитель: Как вы думаете в промышленности и для питья используют  одинаковую или разную воду?  Ученики: Разную. Учитель: Почему?   Ученики: Питьевую воду в промышленности использовать экономически  не  целесообразно, её надо подвергать очистке. Учитель: Верно! И сегодня можно очистить воду, используя современные  методы различных наук. И современный уровень технологии очистки сточных  вод позволяет получить воду практически любой степени чистоты.  (Слайд № 11) Учитель: Чтобы сохранить воду чистой для будущих поколений, мы должны  проводить охранные мероприятия, а для этого необходимо проводить  исследования водных ресурсов. Учитель физики: Рассмотрим, некоторые физические приборы, которые  используются анализе водных объектов и выясним для чего они нужны. (Слайды №  12­15) Учитель физики:  Данный прибор позволяет определить гидрофизические  параметры воды­ плотность, солёность, распределение температур, оптические и акустические характеристики; (слайд №12) Как этот прибор может помочь при использовании водных ресурсов? Ученики: Например, можно определить пригодна ли эта вода для питья. Учитель физики: Хорошо. Этим прибором измеряется скорость течения реки.  Для чего нужно знать почему меняется скорость течения воды? Ученики: Если изменяется скорость течения реки, то можно сделать вывод, что  происходит заиливание. И если не принимать меры, то может произойти  заболачивание реки, в результате чего изменится прибрежный ландшафт. Учитель физики: Молодцы! Этот прибор необходим для определения рельефа  дна океана. Кто знает, как он называется? (слайд№14) Ученики: Эхолот. Учитель физики: Правильно. А в каких отраслях нужны эти знания? Ученики: Рыболовство, судоходство Учитель физики: Следующий прибор широко используется в гидрологии и  инженерных геофизических разведках. (Слайд №15) Для чего необходимо  проводить геофизические разведки?  Ученики: Для обнаружения подземных вод. Учитель физики:  Зачем людям эти знания?  Ученики: Подземные воды чистые, их можно использовать как питьевую воду. Учитель: Все материалы гидрологических наблюдений и исследований  фиксируются в водном кадастре. (Слайд № 16.) Учитель: водный кадастр – свод сведений о водных ресурсах России. Он необходим для оценки водных ресурсов. Например: На каждого жителя  Европейской части приходится 8500 куб.м.воды в год, а в Сибири –  100000куб.м. в год, т.е. в 12 раз больше.  Наша страна обладает огромными в абсолютном исчислении водными  ресурсами, но в расчете на единицу площади мы обеспечены в 2 раза ниже  среднемирового показателя. В кадастре также указано распределение вод на  территории нашей страны и сезонное распределение многоводных рек.  Возникает закономерный вопрос: богата ли наша страна водными ресурсами?  Какие виды водных ресурсов имеются на территории России? Чтобы ответить на эти вопросы поработайте с физической картой России в атласе. д) Работа с атласом. Учитель: Представьте что мы с вами учёные. Проанализируем карту Восточно­ Европейской равнины и Уральских гор на предмет обеспеченности водными  ресурсами. (Слайд№17) Учитель: Покажите на карте Восточно­Европейскую равнину и Уральские горы.  Перед вами таблица. (Слайд № 18) Заполните ее и сделайте вывод.  Учитель: Проверим таблицу.  (Слайд № 19)  Какой вывод мы можем сделать? Вывод: наша страна богата водными ресурсами, особенно поверхностными  водами. Постановка проблемного вопроса учащимся: как вы считаете, может ли  страна богатая поверхностными водами страдать от недостатка пресной воды и  почему? Задание учащимся . Обсуждение высказываний учащихся, в ходе которого  делается вывод по данному заданию  И так, мы рассмотрели с вами все вопросы плана урока. Мне хотелось бы  закончить его рассказом одного поучительного предания, которое напомнит нам  о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими. На острове Шри – Ланка в 5 веке н.э. правил царь Дхатусен. Его государство  захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с  царскими сокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру,  созданному им. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь  зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство».  Давайте будем беречь богатство, данное нам природой – пресную воду! III. Закрепление. Учитель: Мы с вами сегодня хорошо поработали. Давайте проверим ваши  знания, полученные на уроке и выполним тест. ( Слайд № 20)  Выполнение теста Взаимопроверка. IV. Рефлексия.  В заключении нашего урока, я попрошу вас закончить фразу. (Слайд 21) V. Домашнее задание.  Практическая часть: узнать у родителей сколько стоит холодная и горячая вода, установлены ли в их квартирах счетчики на воду? В какую сумму обходиться  оплата воды? Как вы экономите воду?

Разработка интегрированного урока по географии на тему: " Водные ресурсы. Охрана вод." (8 класс)

Разработка интегрированного урока по  географии на тему: " Водные ресурсы. Охрана вод." (8 класс)

Разработка интегрированного урока по географии на тему: " Водные ресурсы. Охрана вод." (8 класс)

Разработка интегрированного урока по  географии на тему: " Водные ресурсы. Охрана вод." (8 класс)

Разработка интегрированного урока по географии на тему: " Водные ресурсы. Охрана вод." (8 класс)

Разработка интегрированного урока по  географии на тему: " Водные ресурсы. Охрана вод." (8 класс)

Разработка интегрированного урока по географии на тему: " Водные ресурсы. Охрана вод." (8 класс)

Разработка интегрированного урока по  географии на тему: " Водные ресурсы. Охрана вод." (8 класс)

Разработка интегрированного урока по географии на тему: " Водные ресурсы. Охрана вод." (8 класс)

Разработка интегрированного урока по  географии на тему: " Водные ресурсы. Охрана вод." (8 класс)

Разработка интегрированного урока по географии на тему: " Водные ресурсы. Охрана вод." (8 класс)

Разработка интегрированного урока по  географии на тему: " Водные ресурсы. Охрана вод." (8 класс)

Разработка интегрированного урока по географии на тему: " Водные ресурсы. Охрана вод." (8 класс)

Разработка интегрированного урока по  географии на тему: " Водные ресурсы. Охрана вод." (8 класс)

Разработка интегрированного урока по географии на тему: " Водные ресурсы. Охрана вод." (8 класс)

Разработка интегрированного урока по  географии на тему: " Водные ресурсы. Охрана вод." (8 класс)

Разработка интегрированного урока по географии на тему: " Водные ресурсы. Охрана вод." (8 класс)

Разработка интегрированного урока по  географии на тему: " Водные ресурсы. Охрана вод." (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017