Классный час на тему «Мы за чаем не скучаем».
Цель классного часа: показать ученикам, что и в 21 веке можно приятно общаться за чашкой чая.
Задачи классного часа:
1 Узнать, как чай пришел в Россию, что это за напиток, чем полезен, каковы традиции чаепития на
Руси.
2 Развивать коммуникативные навыки, расширять кругозор учащихся.
3 Прививать интерес к традициям русского народа.
4 Формировать навыки культурного поведения во время чаепития.
Доска украшена надписями пословиц и поговорок о чае. Картинка самовара и чайных
Оформление:
принадлежностей. Сладости и выпечка приготовленная детьми.
Поговорки.
1. Чай пить приятно жить.
2. Выпей чайку позабудешь тоску.
3. С чая лиха не бывает.
4. Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай.
5. Если чай не пьешь, где силы берешь?
6. Пей чай, не вдавайся в печаль.
Ход классного часа
Учитель: Дорогие друзья! Сегодня мы собрались вместе, чтобы узнать о целебных свойствах
прекрасного напитка – чая, узнать его историю, поиграть в игры, ну и конечно же отведать этот
прекрасный напиток со сладостями которые вы приготовили дома. Кстати Всемирный День чая
отмечается 15 декабря.
И так начнем. Чай – это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость,
придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим,
как и хлеб. Чай не просто напиток, он еще и традиционный элемент общения, дружеской встречи.
Русский чай – основа русского гостеприимства.
Ведущий:
Чай горячий, ароматный.
И на вкус весьма приятный,
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо – эликсир.
Учитель: Вы хотите узнать о происхождении чая? Тогда слушайте, мы вам расскажем, а вы тем
временем не зевайте, а основную и важную информацию запоминайте, она вам непременно пригодится в
первом конкурсе.
Одна из старинных китайских легенд гласит: «Давнымдавно пастухи заметили, что стоит их овцам
пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко
взбираются на кручи. Пастухи решили попробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они
высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить
ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил». Действительно, впервые чай стали пить в
Китае, где он известен с древнейших времен. Это было давно, за много лет до нашей эры. В одной
древней китайской книге дается такое описание свойств чая: «Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость…»Выращивание и изготовление чая в Китае стало таким же секретным, как и
производство шелка, фарфора, бумаги и других китайских изобретений. Чайные плантации строго
охраняли от чужеземцев.
Ведущий: В Россию чай был впервые завезен в 1638 году для царя Михаила Фёдоровича. Сначала
подарок не произвёл впечатления на царя, но потом напиток распробовали во время торжественной
дегустации. Как и во Франции, чай стал популярен, прежде всего, как лечебный напиток. Но до середины
XIX века чай мог позволить себе не каждый. Для крестьян чай был почти недоступен, и они пили его
лишь в особых случаях. Поэтомуто и возникло выражение « чайком побаловаться». Многие бедняки
даже не знали, как заваривать чай.
Чай в Россию доставлялся сухопутно через Сибирь, доставка чая занимала много времени. Чай
тщательно упаковывали, его качество было высоко, и цена была доступна не всем.
Заваривали чай в знаменитых самоварах, которые делали из бронзы и меди. Наиболее
распространенным в России во все времена являлся черный чай. Чай пьют с сахаром, лимоном, медом
или вареньем. На Руси вошло в привычку пить чай после приема пищи со сдобными булочками и
сладостями. Многие любители чая добавляют в полюбившийся напиток имбирь, специи или дольки
апельсина.
Ученые установили, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества: кофеин,
минеральные соли, почти все витамины, эфирные масла и т.д. Он укрепляет сосуды мозга, улучшает
работу сердца, обмен веществ, повышает умственную и физическую работоспособность человека.
Учитель: Ну а теперь пришло время поиграть и послушать насколько вы были внимательны, и что
смогли запомнить.
Конкурсная программа: класс делится на две команды.
Конкурс №1: “Вопрос – ответ”
Участвуют две команды.
Задание: команды отвечают на вопросы учителя по услышанной теме “История чая”. Побеждает та
команда, которая даст больше правильных ответов.
Вопросы:
1. Какая страна впервые употребила как напиток чайный куст? (Китай)
2. Назовите напиток, который получается в результате заваривания или настаивания чайного куста?
(Чай)
3. Чай это куст или лист? (Куст и лист)
4. В какой стране научились высушивать, молоть и смешивать с кипятком листки чая? (В Китае)
5. В каком году впервые был завезен в Россию чай? (В 1638 году)
6. В середине 19го века кто в России мог позволить купить чай? (Буржуи и купцы)
7. Через какие территории привозили первый чай в России? (Через Сибирь)
8. Какой вид чая стал основным в Европейской России? (Чёрный)
9. Какие биологически активные вещества содержатся в чае? (кофеин, минеральные соли, витамины,
эфирные масла)
10. Чем полезен чай? (Он укрепляет сосуды мозга, улучшает работу сердца, обмен веществ, повышает
умственную и физическую работоспособность человека.)
УчительМолодцы ребята, историю происхождения чая вы хорошо запомнили. А теперь проверим,
сможете ли вы отгадать загадки, которые для вас приготовили_______ и __________. УчительА на мои загадки вы тоже сможете найти отгадки? ( резервные загадки)
1. В брюхе баня,
В носу решето,
На голове пупок,
Всего одна рука,
И та на спине. (Чайник)
3. По цвету снег .
По вкусу мёд,
Во рту он тает.
Будто лёд. (Сахар)
5 . Носит воду
Хозяину в угоду!
При нем живёт,
Пока не упадёт. (Чашка)
2. Никогда не ест.
А только пьёт.
А как зашумит
Всех приманит. (Самовар)
4. Большая голова
И стройный стан.
У той,
Что любит головой
Нырнуть в стакан. (Чайная ложка.)
6. Маленькое сдобное,
Колесо съедобное,
Я одна тебя не съем
Разделю ребятам всем. (Бублик) Конкурс « чайных» слов.
Учитель: Две команды должны поочереди называть слова, в которых встречается сочетание «чай».
Побеждает команда которая, последней назовет последнее слово. ( чайник, чайка, Чайковский,
чайнворд, чайная ложка, высочайший, глубочайший, величайший, крепчайший, почайничать…)
Конкурс “Принеси бублик”
Участвуют по 5 человек от каждой команды.
Реквизит: 2 фартука, 2 косынки, 4 корзины (две с равным количеством бубликов, две пустые)
Задание: на двух стульях, стоящих напротив, стоят две корзины с бубликами. Участники стоят по 5
человек на противоположной стороне класса. Необходимо одеть фартук, косынку, взять в руки пустую
корзину, добежать до стула с бубликами, положить бублик в корзину, вернуться обратно, передать
корзину другому, снять фартук и косынку. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.
Учитель: Молодцы! Оказывается вы не только умные и сообразительные, но еще и быстрые, очень
ловкие.
Ну а сейчас давайте послушаем наших девочек, они споют нам зажигательную песню, которая будет,
конечно же, про чай.(Выступают _____________ и ____________)
Зеленый чай.
Наступает утром жара,
И приходит к нам белый день.
Из далёка дуют ветра,
И устало ты ищешь тень.
Припев:
Мается, мается, мается душа,
В пиале зеленый чай,
Пейте не спеша.
Чай, чай, чай
Я люблю зеленый чай
Вай , вай, вай
Если хочешь наливай,
Чай, чай, чай
Я люблю зеленый чай
Вай , вай, вай
Если хочешь наливай.
Пусть танцуют девушки нам,
Красота рождает любовь,
Пусть танцуют по вечерам,
Сказка продолжается вновь.
Припев.
Учитель: Аплодисменты девочкам! Ну а теперь давайте отдохнем и получим удовольствие от чашки
ароматного чая. Я хочу открыть секрет и полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится, чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней, помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает, а в морозы согревает,
И сонливость переборет, и с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг, чай здоровью – лучший друг!
Все присутствующие приглашаются за чайный стол, пьют чай с вареньем, медом, пирожными.
Разработка классного часа в 5 классе по теме "Мы за чаем не скучаем"
Разработка классного часа в 5 классе по теме "Мы за чаем не скучаем"
Разработка классного часа в 5 классе по теме "Мы за чаем не скучаем"
Разработка классного часа в 5 классе по теме "Мы за чаем не скучаем"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.