Разработка литературной гостиной "Я родом отсюда..." (8 класс внеклассное мероприятие)
Оценка 4.7
Мероприятия
docx
русская литература
8 кл
29.04.2018
Наследие Василия Фёдорова воспринимается как сопереживание участи родной земли: многие беды страны увидены поэтом на местах его детства и юности. Наследие поэта нужно его землякам, то есть нам, живущим в Кемеровской области. Познакомившись с произведениями В.Фёдорова, ребята прочувствовали злободневность поднятых поэтом проблем, они стали им понятнее и ближе. В.Фёдоров не боится говорить о человеческом бескультурье как источнике экологических безобразий: «Природа взывает о помощи, но эта помощь часто оказывается предательской. В минувшее лето мне самому, жившему в Марьевке, пришлось быть свидетелем такого обмана… Виновата низкая культура наших строек. Если строим дом, то на километры вокруг всё захламлено и растоптано бульдозерами».
Стихотворения В.Фёдорова дают благодатный материал для нравственного воспитания ребят. Читатели высказывают свои точки зрения на поднятые вопросы.
фёдоров.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Специальная школа – интернат № 66»
Новокузнецк 2018 Я родом отсюда ….
(литературная гостиная о творчестве В.Д.Фёдорова).
Цель:
Кузбасса.
формирование интереса к творчеству поэтов и писателей
Достижение цели реализуется путём решения следующих задач:
познакомить обучающихся с некоторыми страницами биографии
поэта для того, чтобы осмыслить творчество В.Д.Фёдорова, пробудить
интерес к творчеству кузбасского поэта;
развивать умение понимать связь событий,
строить
последовательные умозаключения, выразительность речи;
воспитывать умение руководствоваться не только близкими, но и
дальними мотивами.
Подготовительная работа:
необходимо подобрать такие факты
биографии поэта, которые могли бы раскрыть творческий путь В.Д.Фёдорова.
Это можно сделать путём просмотра небольшого количества имеющихся и
библиотеке сборников и газетных статей. Следующим этапом являлась
подборка стихотворений, иллюстрирующих события биографии поэта. Для
того чтобы участники литературной гостиной не были только пассивными
слушателями, им раздаются стихотворения, которые ребята должны
выразительно прочесть наизусть в ходе литературной гостиной.
Оформление: необходимо подготовить книжную выставку имеющихся
в библиотеке книг поэта и о поэте. Обязательно нужен портрет В.Д.Фёдорова,
так как лицо очень многое может сказать о человеке. А эпиграфом к выставке
можно взять слова из стихотворения В.Фёдорова:
Берегите меня
До последнего дня.
Берегите меня
До последнего часа,
Берегите меня,
Как цыгане коня,
Чтобы гикнуть потом и умчаться! Ход мероприятия
Вступительное слово учителя о том, для чего проводится
литературная гостиная
Мы собрались на литературной гостиной для того, чтобы поговорить о
поэзии Василия Дмитриевича Фёдорова. Это не случайно, так как в этом году
Кемеровской области исполнилось 65 лет. К этой дате мы проводим беседы,
классные часы, много разных мероприятий. Вот и сегодня мы поговорим о
творчестве нашего земляка поэта В.Фёдорова. Поэзия его обладает
свойством какойто спокойной и ненавязчивой доверительности. С нами
говорит не пророк, не учитель, а простой человек. И у этого человека такие
же заботы, надежды, проблемы. Поэзия В.Фёдорова – это поэзия итоговых
дум о жизни, о бедах и победах нашего времени. Он умеет выразить всё то,
что у всех на уме, да не нашло дорогу к языку!
Сколько в своё время спорили о традициях и новаторстве, о старом и
новом в искусстве. Сколько было сломано в этих баталиях копий! Но кто
помнит этих спорщиков! А крылатая строка поэта живёт.
Мы спорили о смысле красоты. И он сказал с наивностью младенца:
Я за искусство левое. А ты?
За левое… Но не левее сердца! А сколько споров прошло о гражданственности нашего искусства, о его
ответственности за формирование человека. Забылись споры, а слова
Фёдорова живы:
Всё испытав, мы знаем сами,
Что в дни психических атак
Сердца, не занятые нами,
Займёт, не мешкая, наш враг.
Займёт – разя сердца,
А это же высота,
Которую отдавать нельзя!
Василий Фёдоров не скрывает от читателей ни своих мук, ни ошибок,
ни промахов. Поэзия его созвучна сегодняшним дням, раздумьям о жизни:
Не удивляйся, что живёшь,
Дивись тому, что ты живёшь!
А как тонко чувствует людей:
И этих, что узнал поближе,
Я, приглядевшись, так делю:
Одних до радости люблю,
Других до боли ненавижу!
И как напутствие нам, живущим:
Не бойтесь гневных,
Бойтесь добреньких!
Не бойтесь скорбных,
Бойтесь скорбненьких!
А какая простая крепкая земная любовь к своему народу!
Отдам народу сердце, руки.
Но только пусть не говорят,
Что я слуга народа…
Слуги всегда с хозяином хитрят
И какое потрясающее чувство времени, проблем сегодняшних,
предостерегающие ноты:
Во имя всех живых –
В избытке ль силы,
В избытке гнева,
В простоте ль святой –
Не ворошите старые могилы,
Они чреваты новою бедой!
Как нужно это предостережение сейчас, когда идёт процесс
нравственного очищения.
И отдельной строкой стоит отношение В.Фёдорова к женщине.
Необыкновенно трепетное отношение, удивительное понимание женской
души, настоящая земная любовь и божественное чувство. Несколько слов учителя о биографии В.Д.Фёдорова.
Василий Дмитриевич Фёдоров родился 23 февраля 1918 года в
Кемерово, в семье рабочего – каменщика. Когда Василию было около года,
семья переехала в Марьевку, Яйского района, с её песнями, с её рекой и
озером, с её заливными лугами. Отец умер через четыре года после переезда
от возвратно тифа. Василий рос в обстановке, когда вокруг было много
поэзии. Прежде всего, песня. Она сопровождала поэта с раннего детства до
отъезда в город, где её характер изменился. В Марьевке песни пели при
всяком случае. Ехали с покоса – пели, возвращались с жатвы – с песней.
Ехали уставшие неторопливо, лошадка плетётся, телега поскрипывает, вроде
аккомпанирует. Песня организовывала и сплачивала семью. Когда ребятишки
ссорились изза очереди на валенки или не поделили цветного карандаша, а
мама затевает капустные пельмени и заводит песню – ссоры как не бывало. (Ученик читает стихотворение «Корни»)
В семье любили слово. Крылатые фразы, услышанные одним,
становились общим семейным достоянием. Был такой случай. В семью
Фёдоровых в 20е годы пришёл родственник, побывавший в Анжеро
Судженске. Рассказывая о своих покупках, он похвастался, что купил там
чашку за три рубля – сумма для тех времён невероятная.
Что же это за чашка такая? – удивилась мать.
Наш дед Якуша горделиво ответил:
Да уж видно – чашка!
С тех пор всякое сомнение в чёмто невероятном убивалось фразой деда
Якова.
Большое влияние на Василия оказывали старшие братья и сёстры.
Особенным авторитетом пользовался Пётр, часто приезжавший в деревню с
большими тюками литературы. Както Пётр привёз в подарок Василию
пилотский шлем, которым Василий воспользовался всерьёз, поступив через
несколько лет в Новосибирский авиационный техникум, а через два года – в
аэроклуб. Был комсомольским секретарём.
В 1938 году Василий едет в Иркутск на авиационный завод строить
самолёты. Жил в общежитии весело. Василий любил заниматься
физкультурой, много читал, с книгой ходил даже на Ангару. А ещё он любил
театр, а потому его тянуло в драмкружок Дома культуры.
Высокий, в простом дешёвом костюме, зелёном осеннем драповом
пальто, перешитом ещё в Марьевке из пальто матери, в простых рабочих
сапогах, в которых ходил даже на танцы. Правда, в первый же полученный Василием отпуск, он уехал к родным в Новосибирск, откуда вернулся почти
франтом: новый костюм, новое пальто.
Ну, всё, с нищетой покончено! – торжественно заявил он своим
друзьям. – Все мои старые одежды сегодня вечером будут преданы огню!
И правда: за Домом культуры развели костёр и с шутками сожгли всё,
что было забраковано поэтом.
(Ученики читает стихотворение «Друзьям»)
«Работал Василий Фёдоров в мастерской, которая находилась в стороне
от цеховых корпусов. Он как–то выгодно отличался от других мастеров
завода, зачуханных в конце месяца; особенно если горел план и директор
завода лютовал. Конечно, дёргали и Фёдорова, но он с достоинством
парировал наскоки. Рабочие любили своего мастера. И пожилые, вдвое
старше, относились к нему уважительно.
Каждая деталь, а их было много, сотни – имела свой номер. То и дело
звенел телефон на столе мастера. Просили посмотреть по документам
Скоро ли будут готовы детали?
Какие?
Диспетчер называл десятка два номеров, и Василий сразу же отвечал
ему, даже не тронув папку с записями.
Да ты не заливай! Лень что ли заглянуть в накладные?
Не веришь, зайди проверь!
Он помнил: ночью разбуди и спроси – сразу же ответит.
На кой леший запоминать эти номера? – спрашивали друзья.
Для работы.
(Ученик читает стихотворение «Мастер») Василий любил настоящую, красивую музыку. Для заводской газеты
Василий писал заметки и очерк. Писал стихи, но не показывал друзьям.
Когда началась война, Василий Фёдоров переводится в Новосибирск на
родственный завод.
В 1947 году Василий Фёдоров поступает заочно в литературный
институт в Москву. Мечта его сбылась. Он стал поэтом. Василий Фёдоров
пишет много стихов. Выходят сборники «Лесные родники», «Книга любви».
В 1947 году, почти в 30летнем возрасте, поэт выпускает свою первую
небольшую книжечку стихов «Лирическая трилогия». После выхода, он
переедет в Москву, чтобы учиться уже на очном отделении в литературном
институте.
На удивление трудно складывалась поначалу творческая судьба поэта.
Вторую книгу стихов «Марьевские звёзды» он смог выпустить в свет только в
1955 году, через 8 лет после первой. Хотя в годы учёбы Василий Дмитриевич
активно работает, пишет такие стихи, как «Скульптор», «Корни», «Слепой» и
другие, которые и по сей день достойно представляют его поэзию. Стихи эти
увидят свет несколько позже. А пока Фёдоров выступает в печати с очерками,
небольшими прозаическими произведениями. К двум уже вышедшим в
Новосибирске очерковым книгам прибавились изданные в Москве
документальная повесть «Зрелость» и повесть о жизни молодых целинников
«Добровольцы» и, как это ни удивительно, именно по этим двум книжечкам
будущий крупнейший поэт современности был принят в Союз писателей.
Василий Дмитриевич Фёдоров за свою не очень долгую творческую
жизнь напишет много прекрасных книг. Их трудно перечислить. Самые
важные «Дикий мёд», «Третьи петухи», «По главной сути», «Как цветы на заре», «Женитьба Дон Жуана». И в каждой из этих книг – великолепные
творения о Родине, о земле, о величии и красоте души человеческой. За
широкомасштабную эпическую поэму «Женитьба Дон Жуана» и стихи
последних лет Василию Фёдорову присуждена Государственная премия
СССР.
Последние годы Василий Фёдорович часто побаливал, перенёс
несколько тяжёлых операций.
Умер Василий Дмитриевич Фёдоров 19 февраля 1984 года. Но в сердце
людей жива память о прекрасном поэте и удивительном человеке Василии
Фёдорове.
(Ученики читают стихотворения В.Фёдорова из лирики разных лет)
Ежегодно в его родном селе Марьевка проходят, ставшие уже
традиционными, Федоровские чтения. На этом празднике звучат стихи не
только В.Фёдорова, но и стихи поэтов, живущих в Кузбассе и иных местах
нашей Родины, которые помнят и знают творчество нашего великого земляка.
На третьем съезде писателей России В.Фёдоров сказал: «Общее
состояние мира и наше положение в нём такое, что ни утишаться, ни
успокаиваться поэт сегодня не имеет права».
А в стихах В.Фёдоров об этом сказал ещё ярче, точнее, пронзительнее.
Сказал высоко, ответственно, гордо!
А сейчас проверим вашу внимательность и предлагаем стать
участниками звёздного мини часа по творчеству В.Фёдорова.
Звёздный мини – час по творчеству В.Фёдорова.
«Моё имя с Россией хорошо рифмовать»
I
«…марьевский и поступью и родом».
1. Василий … Фёдоров. Его отчество…
(1 – Иванович; 2 – Петрович; 3 – Дмитриевич)
2. Год рождения В.Фёдорова
(1 – 1919; 2 – 1918; 3 – 1920)
3. Место рождения поэта
(1 – Кемерово; 2 – Киселёвск; 3 – Марьевка)
4. Село Марьевка расположено в районе (1 – Яйский; 2 – Чебулинский; 3 – Тяжинский)
5. Был ли В.Фёдоров в молодости
(1 – рядовым жителем; 2 – профоргом; 3 – комсомольским секретарём)
6. По окончании школы где продолжил своё обучение В.Фёдоров
(1 – авиатехникум в Новосибирске;
2 – горный техникум в Новокузнецке;
3 – сельхозтехникум в Кемерово)
7. Он начал писать стихи ещё учась в авиатехникуме. По совету старших
товарищей он поступает куда
(1 – политехнический институт;
2 – литературный институт;
3 – сельскохозяйственный институт)
8. Его первая книга стихов вышла
(1 – 1936; 2 – 1947; 3 – 1980)
9. Его творческая судьба складывалась трудно. Вторую книгу стихов
«Марьевские звёзды» он смог выпустить лишь через 8 лет после первой. Она
вышла в
(1 – 1944; 2 – 1955; 3 – 1988)
10. В.Д.Фёдоров за свою недолгую творческую жизнь напишет много
прекрасных книг. За какую из них ему была присуждена
Государственная премия СССР?
1 – «Женидьба Дон – Жуана» 2 – «Третьи петухи» 3 – «Дикий мёд»
11. В.Д.Фёдоров умер в
1 – 1984; 2 – 1990; 3 – 1995)
II. Я не поэт, но всё – таки попробую сказать.
1. Поэт не может быть счастливым
В тревожные для мира …
(1 – ночи; 2 – дни; 3 – годы)
2.Земля моя,
Тревожно мне порой,
Как будто в тесном доме
Без привычки
Детей своих оставил за игрой И не прибрал, и не припрятал…
(1 – мины; 2 – гвозди; 3 – спички)
3. На родине моей
Повыпали снега,
Бушует ветер в рощах голых.
На родине моей должно шумит…
(1 – пурга; 2 – тайга; 3 – война)
4. …дорогая,
Как же я узнаю,
Что в мире нет прекраснее…
(1 – меня; 2 – тебя; 3 – соседа)
5. Посмотрят люди,
Спросят мимоходом:
Откуда он? –
И скажут им в ответ:
Он – марьевский
И поступью и …
(1 – годом; 2 – родом; 3 – силой)
6. Молодая берёза совсем не белая
Белой бывает берёза зрелая.
То не рябина, что днями поздними
Птиц не поманит красными гроздьями.
То не девушка, не красавица,
Если никто на неё не …
(1 – глянется; 2 – зарится; 3 – смотрится)
7. Говорят, моя страна
Про любовь,
Что так горька,
Детям хуже яда.
Дайте детям Маршака,
А меня ….
(1 – не надо; 2 – не знают; 3 – не вправе) III. Его ль перу принадлежит те строки?
1. Дед Мороз вчера влюбился
Снежной Бабе объяснился.
А она его метлой
Прогоняет с глаз долой. Гольцман.
2. Когда ему ликуется,
Поэт похож на курицу.
Снесёт словцо как яйцо
И целый день кудахчет. Фёдоров.
3. Отдам народу сердце, руки,
Но только пусть не говорят,
Что я слуга народа…
Слуги всегда с хозяином хитрят. Фёдоров.
3. На лугу лежит лошадка,
Её кроватка не нужна.
Иго – го – го – поёт лошадка
Как не петь, когда весна. Гольцман.
4. Собака любит пост
С начальством любит встречи,
Но отрубили хвост,
Вильнуть собаке нечем. Фёдоров.
Подведение итогов литературного часа, награждение победителей.
Рефлексия:
что нового, ребята, вы узнали на сегодняшнем
мероприятии? Если у вас возникнет желание, можете проиллюстрировать
стихотворения В.Фёдорова Заключение
Наследие Василия Фёдорова воспринимается как сопереживание
участи родной земли: многие беды страны увидены поэтом на местах его
детства и юности. Наследие поэта нужно его землякам, то есть нам, живущим
в Кемеровской области. Познакомившись с произведениями В.Фёдорова,
ребята прочувствовали злободневность поднятых поэтом проблем, они стали
им понятнее и ближе. В.Фёдоров не боится говорить о человеческом
бескультурье как источнике экологических безобразий: «Природа взывает о
помощи, но эта помощь часто оказывается предательской. В минувшее лето
мне самому, жившему в Марьевке, пришлось быть свидетелем такого
обмана… Виновата низкая культура наших строек. Если строим дом, то на
километры вокруг всё захламлено и растоптано бульдозерами».
Стихотворения В.Фёдорова дают благодатный материал для
нравственного воспитания ребят. Читатели высказывают свои точки зрения
на поднятые вопросы.
Тезаурус
Биография – описание чьейто жизни
Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения
Дисгармония – отсутствие согласия, соответствия, разлад
Доброта отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление
делать добро другим людям
Зарисовки – сделать рисунок чегонибудь
Земляк – уроженец одной с кемнибудь местности
Источник – то, что даёт начало чемунибудь, откуда исходитчтонибудь
Родина – Отечество, место рождения
Смирение – отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле
Терпение – настойчивость, упорство и выдержка
Творчество – создание новых по замыслу культурных ценностей Литература
1
Казаркин, А.П. Литературное краеведение в Кузбассе [Текст]:
учебное пособие / А.П.Казаркин. Кемерово: Областной институт
усовершенствования учителей, 1993. – с. 32 – 40
2
Сибирская поэзия. На родине моей повыпали снега [Текст]:
сборник стихотворений поэтов Кузбасса / сост. В.М.Баянов. – Кемерово:
Сибирский писатель, 1998. – с. 432 – 445
3
Фёдоров, В.Д. Душа ещё полна заботы… [Текст]: стихотворения,
поэмы / В.Д.Фёдоров. – Кемерово: Книжное издательство, 1986. – 267 с. Приложение 1
Стихотворения В.Фёдорова
Корни.
Сибиряк,
Я рос в лесном краю,
Где текут Иртыш, и Обь, и Лена…
Знаю родословную свою
Только до четвёртого колена.
Что за ним –
Не слышал ничего я.
Прадед был,
И – помню из преданий –
Он ходил по волге с бечевою
От верховья
К Астрахани дальней.
В некий час
Не Волга ли внушила
Прадедовой силе богатырской,
Чтоб она, не мешкая, спешила
К вольным рекам
Стороны сибирской.
Он простился с лямкою тугою
И проехал пол земного шара…
По утрам над мрачною тайгою
Полыхали зори, как пожары.
Говорят,
В дороге лошадь пала.
И тогда, в тоске о горизонте,
Побурлацки сорок вёрст без мала
Вёз телегу
Прадед мой Левонтий.
А потом,
Суровый и могучий,
Горький пот смахнув с лица устало,
Он взошёл на марьевские кручи
И сказал: «Судьба!» Да так и стало. Род суровый!
Люди – непоседы,
По тайге любившие скитаться,
О, мои решительные деды,
Знатоки земли и рудознатцы!
Их нога ступала,
Где от века
Не вила гнезда себе орлица.
Говорят, во всех сибирских реках
Отражались их степные лица.
Жёны – горевухи голосили,
А они, прощаясь в поле с рожью,
Чтото про судьбу свою басили
И опять пускались в бездорожье…
Соки от корней
Идут к отросткам:
Выступая старшим на подмогу,
Мой отец совсем ещё подростком
Строить стал сибирскую дорогу.
Говорят,
Что строил образцово,
Строил так, что на дороге сына
До сих пор стоят мосты отцовы,
Презирая водные быстрины.
Сибиряк,
Я тоже с малолетства
Закалил себя в пути суровом,
Потому что получил в наследство
Страсть к труду
И страсть к дорогам новым. Мастер
Три года живу я в столице,
Люблю я столицу… и вот,
Когда она вся озарится,
То чемто напомнит завод.
Припомнится город мне близкий,
И тут же представится мне;
Летят автогенные брызги,
Скользят по кирпичной стене.
И вдруг с ничего затоскую,
Да так, что сдержаться нет сил,
Я вспомню тогда мастерскую
И цех, где я мастером был.
Представлю на миг лишь единый
Полёты больших корпусов,
Бульдозеров гнутые спины,
И вздохи чугунных прессов.
Рабочих – за именем имя
Проходят минутой такой,
И вот я представлю, что с ними
Работает мастер другой.
И, может быть, так, между прочим,
Хорошую память храня,
Какойнибудь старый рабочий
Ему говорит про меня:
Москва, мол, кому не приснится,
И онде, упрямый такой,
Уехал за песней в столицу,
А песня живёт в мастерской.
И скажет ещё, что теперь я
Решил поучиться и сам,
Охотно уйду в подмастерья
К московским большим мастерам.
Тогда неуёмным желаньем
И верой наполнится грудь,
Что я своё прежнее званье
Сумею обратно вернуть.
Разработка литературной гостиной "Я родом отсюда..." (8 класс внеклассное мероприятие)
Разработка литературной гостиной "Я родом отсюда..." (8 класс внеклассное мероприятие)
Разработка литературной гостиной "Я родом отсюда..." (8 класс внеклассное мероприятие)
Разработка литературной гостиной "Я родом отсюда..." (8 класс внеклассное мероприятие)
Разработка литературной гостиной "Я родом отсюда..." (8 класс внеклассное мероприятие)
Разработка литературной гостиной "Я родом отсюда..." (8 класс внеклассное мероприятие)
Разработка литературной гостиной "Я родом отсюда..." (8 класс внеклассное мероприятие)
Разработка литературной гостиной "Я родом отсюда..." (8 класс внеклассное мероприятие)
Разработка литературной гостиной "Я родом отсюда..." (8 класс внеклассное мероприятие)
Разработка литературной гостиной "Я родом отсюда..." (8 класс внеклассное мероприятие)
Разработка литературной гостиной "Я родом отсюда..." (8 класс внеклассное мероприятие)
Разработка литературной гостиной "Я родом отсюда..." (8 класс внеклассное мероприятие)
Разработка литературной гостиной "Я родом отсюда..." (8 класс внеклассное мероприятие)
Разработка литературной гостиной "Я родом отсюда..." (8 класс внеклассное мероприятие)
Разработка литературной гостиной "Я родом отсюда..." (8 класс внеклассное мероприятие)
Разработка литературной гостиной "Я родом отсюда..." (8 класс внеклассное мероприятие)
Разработка литературной гостиной "Я родом отсюда..." (8 класс внеклассное мероприятие)
Разработка литературной гостиной "Я родом отсюда..." (8 класс внеклассное мероприятие)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.