Разработка "Примеры использования поэтических образов в процессе обучения химии"
Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
химия
8 кл
07.03.2018
Великие русские ученые - химики М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев, А. П. Бородин через всю свою жизнь пронесли любовь к искусству, к литературе. В данной разработке представлены примеры, демонстрирующие межпредметную связь химии и литературы. Такая связь позволяет развить интерес к предмету, усилить восприятие химических процессов и явлений. Логика химии, ее законы и понятия гармонично сочетаются с лиричной поэзией.
Примеры использования поэтических образов в процессе обучения химии.doc
Примеры использования поэтических образов в процессе обучения химии
Мы часто говорим о связи естественных наук: химии и физики, химии и
биологии, химии и географии. А как же химия и литература? Обе науки важны в современном
мире. Химию называют «индустрией чудесных превращений». А книги с самого детства –
наши друзья. Казалось бы, химия и литература — совершенно разные предметы, но между
ними есть грани соприкосновения. Конечно, нельзя не вспомнить о таких великих людях, как
Дмитрий Иванович Менделеев и Михаил Васильевич Ломоносов, посвятивших себя науке –
химии, но связанных и с литературой. Представление химических явлений, состава и
свойств веществ посредством литературных произведений позволяет придать им
образность, лучше запомнить описанные процессы, факты, раскрыть их нравственный
смысл.
Так, например, на первых уроках химии в 8 классе учащимся можно рассказать, что
в XVII веке еще не существовало привычных нам химических формул и символов элементов.
В употреблении были странные значки, причем почти каждый химик пользовался своей
собственной системой изображений элементов, соединений и материалов. К этому времени
считалось, что в природе существует только семь элементовметаллов (золото, серебро,
железо, медь, олово, свинец, ртуть) и два элементанеметалла (углерод и сера), из которых
состоят все остальные вещества. Это отражено в занятном стихотворении народовольца
Николая Морозова, увлекавшегося химией:
Семь металлов создал свет,
По числу семи планет:
Дал нам Космос на добро,
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец…
Сын мой! Сера их отец!
И спеши, мой сын, узнать:
Всем им ртуть родная мать!
К убеждению, что металлов и не может быть больше семи, привело алхимиков
совпадение количества металлов и планет, которые астрономы тех времён признавали:
Солнце – Золото; Венера – Медь; Луна – Серебро; Юпитер – Олово; Марс – Железо; Сатурн
Свинец; Меркурий – Ртуть: Алхимики первого периода – это чаще всего добросовестные
труженики, удалившиеся от мира. Они годами работали в своих лабораториях. При изучении типов химических реакций можно привести следующий факт:
немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте в трагедии «Фауст»,
над которой работал в течение всей жизни (почти 60 лет, 1774 1832), так описал
алхимический процесс: Являлся красный лев – и был он женихом,
И в теплой жидкости они его венчали
С прекрасной лилией, и грели их огнем,
И из сосуда их в сосуд перемещали…
Этот процесс химики позже назвали реакцией оксида ртути (вещества красного цвета)
с соляной кислотой: HgO + 2HCl = HgCl2 + H2O
Мы любим стихи А. С. Пушкина. С особым чувством читаем описание природы,
например:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...
На самом деле в листьях деревьев осенью происходит
химическое явление, когда они меняют зелёный цвет на багряный,
бурый и желтый – в представлении поэта – золотой. Говоря научным
языком, этим процессом руководит хлорофилл, вещество, содержащееся в листве дерева
(физические и химические явления).
Великий русский химик Д. И.Менделеев увлекался и литературой, и музыкой, и
живописью. Ещё в последние годы учёбы в Тобольской гимназии Д. И. Менделеев подружился
с учителем русской литературы и словесности Петром Павловичем Ершовым, который в 1831
году поступил на философский факультет Петербургского университета, где началась его
поэтическая деятельность, венцом которой стал «Конёк – Горбунок». В этой сказке есть
такие строчки:
А на той ли на поляне,
Словно вал на океане,
Возвышается гора
Вся из чистого сребра.
Солнце летними лучами
Красит всю её зарями, В сгибах золотом бежит,
На верхах свечой горит.
Действительно,
процесс горения, как химическое явление, сопровождается
выделением не только новых веществ, но и света, что в данном случае усиливает
эффективность
явления.
описываемого
восприятия
В истории человечества существовал бронзовый век. Бронза – сплав меди с другими
металлами. В зависимости от состава различают: оловянную бронзу (состоит из меди и олова),
алюминиевую бронзу (содержит до 5–11% алюминия), свинцовую (до 33% свинца),
кремниевую (до 4% кремния). Бронза вошла в историю как материал, из которого
изготавливали боевые доспехи и украшения, колокола церквей,
пушки, канделябры, отливали памятники. Вспомним хотя бы
знаменитого «Медного Всадника» – памятник Петру I.
А.С. Пушкин писал:
Кумир с простертою рукою
Сидел на бронзовом коне.
Весь образ «Медного всадника» внушает спокойную,
радостную веру в будущее Петербурга…
В стихотворении «Читая Менделеева», написанном в 1948 году, поэт Степан Щипачёв
так поэтично представил процесс синтеза воды 2Н2 + О2 = 2Н2О из водорода и кислорода:
Есть просто газ легчайший — водород,
есть просто кислород, а вместе это —
июньский дождь от всех своих щедрот,
сентябрьские туманы на рассветах.
А как завораживающе звучат строчки, символизирующие единство мира, в которых
используется одно из основных понятий химии – «химический
элемент»: Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
все — от песчинок малых до планет —
из элементов состоит единых…
Будь то вода, что поле оросила,
будь то железо, медь или гранит —
всё страшную космическую силу, закованную в атомы,
хранит.
Как видим, в поэзии авторы используют химические термины для усиления
образности выражений.
Разработка "Примеры использования поэтических образов в процессе обучения химии"
Разработка "Примеры использования поэтических образов в процессе обучения химии"
Разработка "Примеры использования поэтических образов в процессе обучения химии"
Разработка "Примеры использования поэтических образов в процессе обучения химии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.