Разработка "Примеры использования поэтических образов в процессе обучения химии"

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 07.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Великие русские ученые - химики М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев, А. П. Бородин через всю свою жизнь пронесли любовь к искусству, к литературе. В данной разработке представлены примеры, демонстрирующие межпредметную связь химии и литературы. Такая связь позволяет развить интерес к предмету, усилить восприятие химических процессов и явлений. Логика химии, ее законы и понятия гармонично сочетаются с лиричной поэзией.
Иконка файла материала Примеры использования поэтических образов в процессе обучения химии.doc
Примеры использования поэтических образов в процессе обучения химии                    Мы часто говорим о связи естественных наук: химии и физики, химии и биологии, химии и географии. А как же химия и литература? Обе науки важны в современном мире. Химию называют «индустрией чудесных превращений».   А книги с самого детства – наши друзья. Казалось бы, химия и литература — совершенно разные предметы, но между ними есть грани соприкосновения.   Конечно, нельзя не вспомнить о таких великих людях, как Дмитрий Иванович Менделеев и Михаил Васильевич Ломоносов, посвятивших себя науке – химии,   но   связанных   и   с   литературой.  Представление   химических   явлений,   состава   и свойств   веществ   посредством   литературных   произведений   позволяет   придать   им образность, лучше запомнить описанные процессы, факты, раскрыть их нравственный смысл.     Так, например, на первых уроках химии в 8 классе учащимся можно рассказать, что в XVII веке еще не существовало привычных нам химических формул и символов элементов. В   употреблении   были   странные   значки,   причем   почти   каждый   химик   пользовался   своей собственной системой изображений элементов, соединений и материалов. К этому времени считалось,   что   в   природе   существует   только   семь   элементов­металлов   (золото,   серебро, железо, медь, олово, свинец, ртуть) и два элемента­неметалла (углерод и сера), из которых состоят   все   остальные   вещества.   Это   отражено   в   занятном   стихотворении   народовольца Николая Морозова, увлекавшегося химией: Семь металлов создал свет, По числу семи планет:    Дал нам Космос на добро, Медь, железо, серебро, Злато, олово, свинец… Сын мой! Сера их отец! И спеши, мой сын, узнать: Всем им ртуть родная мать!            К убеждению, что металлов и не может быть больше семи, привело алхимиков совпадение   количества   металлов   и   планет,   которые   астрономы   тех   времён   признавали: Солнце – Золото;  Венера – Медь; Луна – Серебро; Юпитер – Олово; Марс – Железо; Сатурн­ Свинец; Меркурий – Ртуть:    Алхимики первого периода – это чаще всего добросовестные труженики, удалившиеся от мира. Они годами работали в своих лабораториях.При   изучении   типов   химических   реакций   можно   привести   следующий   факт: немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте в трагедии «Фауст», над   которой   работал   в   течение   всей   жизни   (почти   60   лет,   1774   ­1832),   так   описал алхимический процесс:                     Являлся красный лев – и был он женихом,                                                  И в теплой жидкости они его венчали                                                  С прекрасной лилией, и грели их огнем,                                                  И из сосуда их в сосуд перемещали… Этот процесс химики позже назвали реакцией оксида ртути (вещества красного цвета) с соляной  кислотой:  HgO + 2HCl = HgCl2 + H2O         Мы любим стихи А. С. Пушкина. С особым чувством читаем описание природы, например: Унылая пора! Очей очарованье!              Приятна мне твоя прощальная краса —       Люблю я пышное природы увяданье,                        В багрец и  золото одетые леса...                 На самом деле в листьях деревьев осенью происходит химическое явление, когда они меняют зелёный цвет на багряный, бурый и желтый – в представлении поэта – золотой. Говоря научным языком, этим процессом руководит хлорофилл, вещество, содержащееся в листве дерева (физические и химические явления).        Великий русский химик Д. И.Менделеев увлекался и литературой, и музыкой, и живописью. Ещё в последние годы учёбы в Тобольской гимназии Д. И. Менделеев подружился с учителем русской литературы и словесности Петром Павловичем Ершовым, который в 1831 году поступил на философский факультет Петербургского университета, где началась его поэтическая  деятельность,  венцом которой стал «Конёк – Горбунок». В этой сказке есть такие строчки:    А на той ли на поляне,           Словно вал на океане,     Возвышается гора            Вся из чистого сребра.              Солнце летними лучами            Красит всю её зарями,В сгибах золотом бежит,                                                          На верхах свечой горит.       Действительно,  процесс   горения,   как   химическое   явление,   сопровождается выделением   не   только   новых   веществ,   но   и   света,   что   в   данном   случае   усиливает эффективность явления. описываемого     восприятия             В истории человечества существовал бронзовый век.  Бронза – сплав меди с другими металлами. В зависимости от состава различают: оловянную бронзу (состоит из меди и олова), алюминиевую   бронзу   (содержит   до   5–11%   алюминия),   свинцовую   (до   33%   свинца), кремниевую   (до   4%   кремния).   Бронза   вошла   в   историю   как   материал,   из   которого изготавливали   боевые   доспехи   и   украшения,   колокола   церквей, пушки,   канделябры,   отливали   памятники.   Вспомним   хотя   бы знаменитого   «Медного Всадника» – памятник Петру I.                 А.С. Пушкин писал: Кумир с простертою рукою    Сидел на бронзовом коне. Весь   образ   «Медного   всадника»   внушает   спокойную, радостную веру в будущее Петербурга…  В стихотворении «Читая Менделеева», написанном в 1948 году, поэт Степан Щипачёв так поэтично представил процесс синтеза воды 2Н2 + О2 = 2Н2О   из водорода и кислорода: Есть просто газ легчайший — водород, есть просто кислород, а вместе это — июньский дождь от всех своих щедрот, сентябрьские туманы на рассветах. А как завораживающе звучат строчки, символизирующие единство мира, в которых используется   одно   из   основных   понятий   химии   –  «химический элемент»:                    Другого ничего в природе нет                ни здесь, ни там, в космических глубинах:           все — от песчинок малых до планет — из элементов состоит единых… Будь то вода, что поле оросила,                                                будь то железо, медь или гранит —                                            всё страшную космическую силу,закованную в атомы,                                                                                                                хранит. Как   видим,       в   поэзии     авторы   используют   химические   термины   для   усиления образности выражений.