Разработка "Примеры использования поэтических образов в процессе обучения химии"
Оценка 4.6

Разработка "Примеры использования поэтических образов в процессе обучения химии"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
химия
8 кл
07.03.2018
Разработка "Примеры использования поэтических образов в процессе обучения химии"
Великие русские ученые - химики М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев, А. П. Бородин через всю свою жизнь пронесли любовь к искусству, к литературе. В данной разработке представлены примеры, демонстрирующие межпредметную связь химии и литературы. Такая связь позволяет развить интерес к предмету, усилить восприятие химических процессов и явлений. Логика химии, ее законы и понятия гармонично сочетаются с лиричной поэзией.
Примеры использования поэтических образов в процессе обучения химии.doc
Примеры использования поэтических образов в процессе обучения химии                    Мы часто говорим о связи естественных наук: химии и физики, химии и биологии, химии и географии. А как же химия и литература? Обе науки важны в современном мире. Химию называют «индустрией чудесных превращений».   А книги с самого детства – наши друзья. Казалось бы, химия и литература — совершенно разные предметы, но между ними есть грани соприкосновения.   Конечно, нельзя не вспомнить о таких великих людях, как Дмитрий Иванович Менделеев и Михаил Васильевич Ломоносов, посвятивших себя науке – химии,   но   связанных   и   с   литературой.  Представление   химических   явлений,   состава   и свойств   веществ   посредством   литературных   произведений   позволяет   придать   им образность, лучше запомнить описанные процессы, факты, раскрыть их нравственный смысл.     Так, например, на первых уроках химии в 8 классе учащимся можно рассказать, что в XVII веке еще не существовало привычных нам химических формул и символов элементов. В   употреблении   были   странные   значки,   причем   почти   каждый   химик   пользовался   своей собственной системой изображений элементов, соединений и материалов. К этому времени считалось,   что   в   природе   существует   только   семь   элементов­металлов   (золото,   серебро, железо, медь, олово, свинец, ртуть) и два элемента­неметалла (углерод и сера), из которых состоят   все   остальные   вещества.   Это   отражено   в   занятном   стихотворении   народовольца Николая Морозова, увлекавшегося химией: Семь металлов создал свет, По числу семи планет:    Дал нам Космос на добро, Медь, железо, серебро, Злато, олово, свинец… Сын мой! Сера их отец! И спеши, мой сын, узнать: Всем им ртуть родная мать!            К убеждению, что металлов и не может быть больше семи, привело алхимиков совпадение   количества   металлов   и   планет,   которые   астрономы   тех   времён   признавали: Солнце – Золото;  Венера – Медь; Луна – Серебро; Юпитер – Олово; Марс – Железо; Сатурн­ Свинец; Меркурий – Ртуть:    Алхимики первого периода – это чаще всего добросовестные труженики, удалившиеся от мира. Они годами работали в своих лабораториях. При   изучении   типов   химических   реакций   можно   привести   следующий   факт: немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте в трагедии «Фауст», над   которой   работал   в   течение   всей   жизни   (почти   60   лет,   1774   ­1832),   так   описал алхимический процесс:                     Являлся красный лев – и был он женихом,                                                  И в теплой жидкости они его венчали                                                  С прекрасной лилией, и грели их огнем,                                                  И из сосуда их в сосуд перемещали… Этот процесс химики позже назвали реакцией оксида ртути (вещества красного цвета) с соляной  кислотой:  HgO + 2HCl = HgCl2 + H2O         Мы любим стихи А. С. Пушкина. С особым чувством читаем описание природы, например: Унылая пора! Очей очарованье!              Приятна мне твоя прощальная краса —       Люблю я пышное природы увяданье,                        В багрец и  золото одетые леса...                 На самом деле в листьях деревьев осенью происходит химическое явление, когда они меняют зелёный цвет на багряный, бурый и желтый – в представлении поэта – золотой. Говоря научным языком, этим процессом руководит хлорофилл, вещество, содержащееся в листве дерева (физические и химические явления).        Великий русский химик Д. И.Менделеев увлекался и литературой, и музыкой, и живописью. Ещё в последние годы учёбы в Тобольской гимназии Д. И. Менделеев подружился с учителем русской литературы и словесности Петром Павловичем Ершовым, который в 1831 году поступил на философский факультет Петербургского университета, где началась его поэтическая  деятельность,  венцом которой стал «Конёк – Горбунок». В этой сказке есть такие строчки:    А на той ли на поляне,           Словно вал на океане,     Возвышается гора            Вся из чистого сребра.              Солнце летними лучами            Красит всю её зарями, В сгибах золотом бежит,                                                          На верхах свечой горит.       Действительно,  процесс   горения,   как   химическое   явление,   сопровождается выделением   не   только   новых   веществ,   но   и   света,   что   в   данном   случае   усиливает эффективность явления. описываемого     восприятия             В истории человечества существовал бронзовый век.  Бронза – сплав меди с другими металлами. В зависимости от состава различают: оловянную бронзу (состоит из меди и олова), алюминиевую   бронзу   (содержит   до   5–11%   алюминия),   свинцовую   (до   33%   свинца), кремниевую   (до   4%   кремния).   Бронза   вошла   в   историю   как   материал,   из   которого изготавливали   боевые   доспехи   и   украшения,   колокола   церквей, пушки,   канделябры,   отливали   памятники.   Вспомним   хотя   бы знаменитого   «Медного Всадника» – памятник Петру I.                 А.С. Пушкин писал: Кумир с простертою рукою    Сидел на бронзовом коне. Весь   образ   «Медного   всадника»   внушает   спокойную, радостную веру в будущее Петербурга…  В стихотворении «Читая Менделеева», написанном в 1948 году, поэт Степан Щипачёв так поэтично представил процесс синтеза воды 2Н2 + О2 = 2Н2О   из водорода и кислорода: Есть просто газ легчайший — водород, есть просто кислород, а вместе это — июньский дождь от всех своих щедрот, сентябрьские туманы на рассветах. А как завораживающе звучат строчки, символизирующие единство мира, в которых используется   одно   из   основных   понятий   химии   –  «химический элемент»:                    Другого ничего в природе нет                ни здесь, ни там, в космических глубинах:           все — от песчинок малых до планет — из элементов состоит единых… Будь то вода, что поле оросила,                                                будь то железо, медь или гранит —                                            всё страшную космическую силу, закованную в атомы,                                                                                                                хранит. Как   видим,       в   поэзии     авторы   используют   химические   термины   для   усиления образности выражений.

Разработка "Примеры использования поэтических образов в процессе обучения химии"

Разработка "Примеры использования поэтических образов в процессе обучения химии"

Разработка "Примеры использования поэтических образов в процессе обучения химии"

Разработка "Примеры использования поэтических образов в процессе обучения химии"

Разработка "Примеры использования поэтических образов в процессе обучения химии"

Разработка "Примеры использования поэтических образов в процессе обучения химии"

Разработка "Примеры использования поэтических образов в процессе обучения химии"

Разработка "Примеры использования поэтических образов в процессе обучения химии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2018