Разработка рабочей программы учебной дисциплины

  • Образовательные программы
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Р а з р а б о т к а р а б о ч е й п р о г р а м м ы у ч е б н о й дисциплины программы подготовки специалистов среднего звена (методические рекомендации)
Иконка файла материала Разработка рабочей программы учебной дисциплины .docx
Разработка рабочей программы учебной дисциплины программы подготовки специалистов среднего звена (методические рекомендации) 1. Область применения Настоящие   методические   рекомендации   призваны   оказать   помощь преподавателям   при   разработке   рабочих   программ   учебных   дисциплин   по специальностям   среднего   профессионального   образования   (СПО)   с   учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов СПО (ФГОС СПО).  В основе ФГОС СПО лежит компетентностный подход, определяющий, прежде всего, требования к результатам образования, что ведет к системным изменениям программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) и ее   основных   документов,   регламентирующих   содержание   и   организацию образовательного   процесса:  учебного   плана,   рабочих   программ   учебных дисциплин, рабочих программ профессиональных модулей.  Учебная дисциплина как часть ППССЗ имеет определенную логическую завершенность по отношению к результатам образования, предусмотренным ФГОС   СПО,   и   предназначена   для   освоения   профессиональных   и   общих компетенций.  Основные   подходы,   изложенные   в   настоящих   методических рекомендациях,   взяты   из   разъяснений   Департамента   государственной политики   и   нормативно­правового   регулирования   в   сфере   образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года   по   формированию   примерных   программ   учебных   дисциплин   среднего профессионального   образования   на   основе   Федеральных   государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.2. Алгоритм действий при разработке рабочей программы учебной дисциплины ППССЗ Методические рекомендации содержат полный алгоритм действий по разработке  рабочей программы учебной  дисциплины, устанавливают  общие требования   к   структуре,   содержанию   и   оформлению   рабочей   программы, порядок ее разработки, утверждения и согласования.  2.1.   Анализ   федерального   компонента   среднего   общего   образования, ФГОС СПО, примерной программы учебной дисциплины и учебного плана по специальности СПО. 2.1.1.   Анализ   ФГОС   по   специальности   СПО   с   целью   конкретизации дидактических единиц «уметь» и «знать».  2.1.2.   Анализ   федерального   компонента   среднего   (полного)   общего образования,   содержания   примерной   программы   учебной   дисциплины   (при наличии) с целью конкретизации дидактических единиц «уметь» и «знать».  2.1.3. Работа с учебным планом специальности СПО с целью получения информации об объеме времени (в часах) всего, объеме времени (в часах) на лабораторные   и   практические   занятия,   курсовое   проектирование   (при наличии), самостоятельную работу; о видах промежуточной, государственной (итоговой) аттестации по учебной дисциплине.  2.1.4.   Конкретизация   образовательных   результатов   освоения   учебной дисциплины   с   целью   правильной   разработки   рабочей   программы   учебной дисциплины:  1). Из текста ФГОС СПО выписываются умения. Умение как единица содержания, практических/лабораторных   занятиях.   доведенная   до   применения,   формируется   на   Конкретизируя   формулировки образовательных результатов на уровне «уметь», преподаватель определяет тематику практических/лабораторных занятий.  2).   Из   текста   ФГОС   СПО   в   соответствии   с   каждым   конкретным умением   выписываются   знания,   которые   необходимы   для   формированияданного   умения.   Знание   как   единица   содержания   образования,   освоенная обучающимися   на   одном   из   уровней,   позволяющих   выполнять   над   ней мыслительные   операции,   формируется   на   теоретических   занятиях. Конкретизируя   формулировки   образовательных   результатов   на   уровне «знать», преподаватель определяет тематику теоретических занятий.  3).   Разрабатывается   тематика   самостоятельной   работы.   Тематика самостоятельной   работы   должна   отражать   вид   и   содержание   деятельности обучающегося, иметь дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, содержание учебной дисциплины.  2.1.5. Конкретизация форм и методов контроля и оценки результатов обучения.  В левую графу таблицы № 5 «Контроль и оценка результатов освоения учебной   дисциплины»  рабочей   программы   учебной   дисциплины   результаты обучения   переносятся   из   паспорта   рабочей   программы.   В   правой   графе таблицы  формулируются формы и  методы контроля и оценки результатов обучения.  Контроль  и   оценка   результатов   освоения   учебной   дисциплины осуществляются   преподавателем   в   процессе   проведения   теоретических занятий,   практических   и   лабораторных   занятий,   тестирования,   а   также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Для оценки знаний наиболее распространенными формами контроля и оценки результатов обучения   являются: устный опрос, контрольная работа, контрольное   тестирование,   отчеты   по   самостоятельной   работе,   защита реферата, решение тестовых заданий, составление схемы, и др.  Для оценки умений  наиболее распространенными формами контроля и оценки   результатов   обучения   являются:   выполнение   практических   и лабораторных работ, защита реферата, оценка ситуационной задачи, и др. Например,   для   оценки   умения   –   «планировать   деятельность организации»  в правой графе возможны формулировки: «формализованноенаблюдение   и   оценка   результатов   практических   работ   №_,   №_»,   «оценка отчета по выполнению лабораторной работы №_», «оценка защиты реферата по теме____», «оценка ситуационной задачи ____».  2.2. Оформление рабочей программы учебной дисциплины  2.2.1.   Оформление   титульного   листа   рабочей   программы   учебной дисциплины.   Для   структурных   подразделений   –   см.   приложение   А;   для филиалов – см. приложение Б.  2.2.2.   Оформление   оборотной   стороны   титульного   листа   рабочей программы учебной дисциплины (приложение В). 2.2.3.   «Содержание»   рабочей   программы   включает   наименование разделов программы и нумерацию страниц.  2.2.4. Разделы рабочей программы:  – «ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ»  В пункте 1.1 указывается область применения рабочей программы.   В   пункте   1.2   указывается   место   дисциплины   в   структуре   основной профессиональной образовательной программы. Пункт 1.3 содержит  цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины. В   пункте   1.4   указывается   рекомендованное   количество   часов   на освоение   программы   учебной   дисциплины   (максимальной,   обязательной аудиторной   учебной   нагрузки   обучающегося,     самостоятельной   работы обучающегося). – «СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ» В   таблице   «Объем   учебной   дисциплины   и   виды   учебной   работы» указывается   объем   часов   максимальной,   обязательной   аудиторной   учебной нагрузки,   самостоятельной   работы   обучающихся,   конкретизируются   виды обязательной аудиторной учебной нагрузки, самостоятельной работы и форма итоговой аттестации.В таблице «Тематический   план   и содержание учебной дисциплины» указываются: – наименование разделов и тем учебной дисциплины; –   содержание   учебного   материала,   практические   и   лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающихся; – объем часов на теоретические, практические, лабораторные занятия, самостоятельную работу обучающихся; – уровень, на котором планируется освоение данной темы. Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств), – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством), –   продуктивный   (планирование   и   самостоятельное   выполнение деятельности,  решение проблемных задач). – «УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ» Данный   раздел   включает     требования   к   минимальному   материально­ техническому   обеспечению   реализации   учебной   дисциплины, информационному обеспечению обучения по программе. При   определении   требований   к   минимальному   материально­ техническому   обеспечению   учебные   кабинеты,   мастерские,   лаборатории, необходимые   для   реализации   программы,     определяются   в  соответствии   с ФГОС   СПО.   Образовательное   учреждение   имеет   право   этот   перечень расширять и дополнять.  Информационное   обеспечение   обучения   содержит   перечень рекомендуемых   учебно­методических пособий, учебных изданий, интернет­ ресурсов, дополнительной литературы.–  «КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ» Раздел   оформляется   в   соответствии   с   разъяснениями   Департамента государственной  политики  и  нормативно­правового  регулирования  в  сфере образования   Министерства   образования   и   науки   РФ   по   формированию примерных программ учебных дисциплин СПО от 27.08.2009 г. 3.   Требования   к   оформлению   рабочей   программы   учебной дисциплины  3.1.   При   оформлении   рабочей   программы   учебной   дисциплины необходимо соблюдать следующие требования:  – рабочая программа печатается на одной стороне листа;  – текст рабочей программы набирается в текстовом редакторе Word;  –  шрифт Times New Roman,  кегль 12,  полуторный  интервал;   размер полей – 15 мм;  –  для   нумерации   страниц   используется   положение   внизу   страницы справа;  –  нумерация   текста   начинается   от   титульного   листа,   не   проставляя номер на первой странице;  –  для выравнивания правого края страницы текст разверстывается по ширине печатного поля;  – страницы текста рабочей программы соответствуют формату А4 (210x 297 мм);  – заголовки пишутся заглавными буквами, полужирным шрифтом.  3.2.   Рабочая   программа   учебной   дисциплины   рассматривается   на заседании   соответствующей   цикловой   комиссии,   утверждается   директором (заместителем   директора   по   учебной   работе)   образовательной   организации СПО.3.3.   На   рабочую   программу   общепрофессиональной   учебной дисциплины оформляется рецензия – от базового предприятия/организации.