Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Алыгджерская средняя общеобразовательная школа-интернат»
Принято на заседании Утверждено Педагогического совета Директор МКОУ Протокол № 5 от 26.11.2016 «Алыгджерская школа – интернат» Болюх Л.В. ______
Разработка родительского собрания на тему:
|
«Взаимодействие семьи и школы, как наиболее эффективный способ организации медиабезопасности детей».
Разработала учитель химии и географии
Буракова Ирина Прокопьевна
Алыгджер. 2016 год
Аннотация:
Целью родительского собрания является:
· ознакомить родителей с положительным и отрицательны влиянием медиа на детей,
· показать какие опасности несет в себе каждый вид медиа,
· разъяснить необходимость критического подхода к медиаинформации,
· необходимость и важность медиобезопасности детей через их медиаобразование и медиообразование родителей
Особенностью современного этапа развития общества является стремительное увеличение потоков информации, совершенствование информационных технологий и компьютерной техники. Совершенствование информационных технологий создаёт условия для эффективного развития современного общества. Коммуникационные средства, став неотъемлемой частью жизни людей, проникли во все сферы деятельности нашего общества. Мобильные телефоны, коммуникаторы, компьютеры и Глобальная Сеть Интернет, расширив коммуникационные, пространственные и временные границы, открыла новые возможности для общения, образования, работы, отдыха и творческой самореализации личности. Число пользователей мобильных телефонов и Интернета с каждым днём неуклонно увеличивается. Большую их часть составляют подростки и молодежь.
Несмотря на положительную роль, которую оказывают современные коммуникационные средства и Интернет на человека, существуют определённые риски использования информационных технологий. Особой опасности в незащищённом информационном пространстве подвергаются дети. Они, как наиболее активная и любопытная аудитория, часто первыми знакомятся с информационными технологиями, опережая в технической грамотности родителей и педагогов. В этом есть как плюсы: повышение уровня эрудированности, навыки общения с разными людьми, так и минусы: отсутствие жизненного опыта нередко повышает риск стать жертвой онлайн-угроз, таких как: онлайн-насилие, мошенничество, порнография, получение личной информации с целью ее преступного использования в реальной жизни.
Предпочтение виртуального мира реальности способно оказать негативное влияние на психику и здоровье ребёнка и вызвать не только ухудшение зрения, повышенную тревожность, раздражительность, социальную дезадаптацию, но и развитие зависимого поведения.
В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и использования информационных ресурсов возникает потребность в медиаобразовании детей и родителей.
Медиаграмотность в международном праве определяется как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет и обеспечивает главным образом медиабезопасность детей.
Нормативно-правовая база медиабезопасности в России
Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации и развитию, регулируется нормами международного права:
- ст. 13, 17, 34 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.;
- Европейской декларацией о свободе обмена информацией в Интернете 2003 г.;
- Европейской конвенцией о совместном кинопроизводстве 1992 г., Европейской конвенцией о трансграничном телевидении 1989 г. (Россия не участвует);
- Европейской конвенцией о правонарушениях в сфере электронной информации 2001 г. (Россия не участвует - Распоряжение Президента Российской Федерации «О признании утратившим силу распоряжения Президента Российской Федерации от 15.11.2005 № 557-рп “О подписании Конвенции о киберпреступности”» от 22.03.2008 № 144-рп);
- Европейской рамочной конвенцией о безопасном использовании мобильных телефонов маленькими детьми и подростками (06.02.2007);
- Рекомендациями Комитета Министров государств-членов Совета Европы: относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание (22.04.1989), о демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации (30.10.1997), в сфере регулирования в отношении кибер-контента (саморегулирования и защиты пользователей от незаконного или вредного содержания новых коммуникаций и информационных услуг), о мерах поддержки демократического и социального распространения цифрового вещания (28.05.2003), по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде (27.09.2006), о поощрении свободы выражения мнений и информации в новой информационной и коммуникационной среде, о мерах по развитию уважения к свободе слова и информации в связи с интернет-фильтрами;
- Рекомендациями Европейского парламента и Совета ЕС о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства и права на ответ в отношении конкурентоспособности индустрии европейских аудиовизуальных и информационных онлайн услуг (20.12.2006);
- Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств — участников СНГ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (28.10.2010).
Для урегулирования отношений вокруг информации сомнительного содержания в России был принят Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который устанавливает правила медиабезопасности детей при обороте на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.
Согласно закону, доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, может предоставляться операторами связи в Интернет-кафе, образовательных и других учреждениях, в пунктах коллективного доступа только при условии применения ими технических, программно-аппаратных средств защиты детей.
В информационной продукции для детей, в том числе размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет) и сетях радиотелефонной связи, не допускается размещать объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью или развитию.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
· побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни или здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
· способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
· обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия или жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
· отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям или другим членам семьи;
· оправдывающая противоправное поведение;
· содержащая нецензурную брань;
· содержащая информацию порнографического характера.
К информации, ограниченной для распространения среди детей определенных возрастных категорий, относится информация:
· представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического или психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
· вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы или их последствий;
· представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
· содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
3. Медиаобразовательная деятельность в системе образования
В результате эволюции теории медиаобразования в педагогической среде России сформировались модели медиаобразования:
· образовательно-информационная модель - изучение теории и истории, языка медиакультуры;
· воспитательно-этическая модель - рассмотрение моральных, религиозных, философских проблем на материале медиа;
· практико-утилитарная модель - практическое изучение и применение медиатехник;
· эстетическая модель - ориентирована прежде всего на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиакультуры;
· социокультурная модель - социокультурное развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, самостоятельного, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров.
Целью современного медиаобразования является помощь людям всех возрастов в развитии способностей поиска информации и выражения собственной позиции, формировании навыков критического мышления, эффективных коммуникационных способностей, а также выработка активной гражданской позиции.
В России по целям все концепции медиаобразования делятся на три группы.
1. Всякого рода грамотности – медиаграмотность, информационная грамотность, цифровая грамотность и т.д.
2. Оценочные – формирование критического мышления.
3. Коммуникативные – не только изучение самой области массовой коммуникации, но и освоение разнообразных процессов социального взаимодействия и передачи смысла. Главное состоит не в том, чтобы дать учащимся комплекс знаний о массовой коммуникации, а в том, чтобы развивать саму способность к общению.
4. Роль семьи и образовательного учреждения в формировании медиаграмотности и медиакультуры детей и подростков
По данным социологических исследований последних лет среди источников получения и каналов передачи информации, которые выбирают дети, безусловным лидером являются средства массовой информации и коммуникации, в том числе электронные. Свой досуг подростки всё чаще организуют с помощью тех или иных медиа, а информацию, получаемую таким образом, включают в общение со сверстниками, родителями, педагогами.
Являясь активными пользователями различных медиа, дети и подростки не всегда понимают истинный смысл сообщений, мотивы и механизмы их создания. Одновременно стоит отметить, что информация, передаваемая по медиаканалам, направлена на манипулирование сознанием потребителя.
Полномочия по надзору за сферой медиаобразования распределены по различным министерствам и ведомствам и вписаны в различные программы, близкие по содержанию, в частности, Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и т.д. Однако российское медиаобразование постепенно начинает приобретать признаки социального института.
Тем не менее начальные уроки медиаобразования ребенок получает в семье: первая книга, которую держит в руках мама; первые, пока еще непонятные, изображения на экране телевизора; первый опыт работы и общения в Интернете. Информация, которая окружает маленького человека в период освоения им жизненного пространства, входит в него легко, естественно, без существенных помех. За первые три года жизни ребенок осваивает столько информации, сколько некоторые индивиды не успевают переработать за годы учебы в вузе. Восприятие подрастающего человека открыто для любой информации, разного свойства и качества.
По мнению исследователей ресурсного потенциала семьи В.М. Жеребина, О.А. Алексеевой, О.А. Белоусова, Н.А. Ермаковой, её информационный потенциал состоит из двух блоков:
1) информационного фонда семьи (совокупности профессиональной информации, массивов общеобразовательных и культурных знаний, житейской, справочной, развлекательной информации);
2) информационно-технологических возможностей семьи (компьютеры и другие средства электронной, цифровой обработки информации, Интернет, электронная почта, мобильные телефоны, другое информационное оборудование, технологии, программные продукты).
Значимым блоком информационного потенциала семьи следует считать медиаинформационную грамотность детей и взрослых, которая позволяет им эффективно использовать информационный фонд и информационные возможности. Причем данная грамотность возникает не в результате организованного научения, а в процессе естественного семейного воспитания, постоянного взаимодействия детей и родителей на основе их общих интересов и информационных потребностей.
Плотность семейного информационного пространства проявляется и во внутренних коммуникациях, которые обнаруживаются по поводу домашних обязанностей, внутрисемейного уклада, использования информационно-коммуникационных технологий. Некоторые семьи отличаются высокой информационной культурой ведения домашней бухгалтерии, сохранности счетов, ценных бумаг, квитанций, наличия списков адресов нужных людей, баз деловых контактов. Однако в большинстве российских семей подобная информационная культура отсутствует.
О качестве информационного пространства семьи говорят такие факты, как наличие домашней библиотеки, домашних архивов, фонотеки, коллекции картин, марок, монет и других предметов культуры. Особую ценность в системе семейного медиаобразования представляют домашние библиотеки. Исследователи Университета Невады выяснили, что наличие хорошей библиотеки в доме напрямую связано с будущим уровнем образования ребенка, причем вне зависимости от уровня образования родителей. Этот фактор является общим для жителей разных стран и для семей с разных уровнем достатка и образования родителей.
Известно, что информационная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение, ценности, приоритеты детей и молодежи. Кроме того, современные медиа оказывают существенное воздействие на здоровье, развитие и эмоциональное состояние современных детей. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что чрезмерное увлечение общением со средствами массовой коммуникации крайне негативно сказывается на зрении, психологическом и физическом состоянии школьников.
В связи с этим значительно актуализируется проблема развития медиаграмотности детей с раннего возраста. Идеальный случай, если ребенок растет в семье, в которой родители педагогически грамотны и правильно выстраивают воспитательный процесс. Но далеко не все семьи обладают багажом необходимых педагогических знаний, в этом случае высока роль образовательного учреждения в формировании медиаграмотности детей и в повышении педагогической грамотности их родителей.
Педагоги должны помогать родителям ориентироваться в потоке информации, ведь от того, как современная российская семья будет относиться к получаемой информации, которую предлагают многочисленные средства массовой коммуникации, каким образом эта информация воспринимается, оценивается и интерпретируется родителями детей, во многом будет зависеть и отношение к информационному потоку подрастающего поколения. Ведь именно родители являются первыми проводниками ребенка в мир медиа, и могут оказать ему действенную помощь в отборе, полноценном восприятии медиаинформации, использовании развивающего и образовательного потенциала средств массовой коммуникации.
Медиакультура младших школьников - это одна из сторон художественного, эмоционально-интеллектуального развития ребенка, регулирующая его взаимодействие со средствами массовой информации и коммуникации. Формирование медиакультуры предполагает развитие вкусов, интересов и потребностей детей в области кино, телевидения, видео, фотографии и других медиатекстов.
В среднем звене школы для формирования медиаграмотности можно предложить два направления работы:
1) работа с экранными медиа для формирования зрительской культуры, когда приобретение теоретических знаний сочетается с практическими творческими занятиями;
2) курс телевизионной журналистики, с созданием
школьной телестудии.
Для старшего школьного возраста можно
рассмотреть вариант профессиональной специализации – организация профильных
курсов журналистики, дизайна и рекламы, режиссуры мультимедиа, компьютерной анимации, медиапсихологии.
Выполняя творческие задания (работая над мультимедийными проектами и т.п.), обучающиеся осваивают важнейшие понятия медиаязыка, комплексно, неразрывно объединяя теорию и практику. На базе практической деятельности постигаются азы построения медиатекстов, развиваются творческие способности, фантазия, воображение. В целом варианты освоения медиакультуры в современной школе должны способствовать:
· реализации художественно-творческого потенциала подростков в формах, нацеленных на профессиональную ориентацию;
· формированию равновесия в эмоциональном и интеллектуальном освоении мира;
· формированию личной и активизации общественной позиции школьника;
· освоению ряда умений и навыков, необходимых для полноценного понимания информации и создания собственных медиатекстов;
· возникновению реальной, действенной системы межпредметной интеграции через работу над творческими проектами;
· интенсификации освоения знаний и умений, формированию целостной, единой картины мира.
Роль школы в обеспечении информационной безопасности обучающихся.
Защищенность ребенка от угроз в сети Интернет должна быть обеспечена при взаимодействии семьи и школы. В образовательных учреждениях целесообразно проводить уроки по медиабезопасности. Цель таких уроков – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
В процессе уроков необходимо решить следующие задачи:
· информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации;
· информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);
· ознакомление учащихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних;
обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях.
Какими внутрисемейными правилами следует руководствоваться при использовании Интернета?
Выработайте вместе с детьми соглашение по использованию Интернета. В нем должны быть описаны права и обязанности для каждого члена семьи, четко сформулированы следующие пункты:
· Какие сайты могут посещать дети и что им разрешается там делать.
· Сколько времени дети могут проводить в Интернете.
· Что делать, если что-либо вызывает у ваших детей ощущение дискомфорта.
· Как защитить личные данные.
· Как следить за безопасностью.
· Как вести себя при общении.
· Как пользоваться службами чатов, группами новостей и мгновенными сообщениями.
Для эффективности такого соглашения крайне важно участие детей в его составлении. Распечатайте соглашение и держите рядом с компьютером для напоминания всем членам семьи, регулярно просматривайте, вносите изменения по мере того, как дети взрослеют.
Использованная литература:
Михайлова Марина Александровна «Взаимодействие семьи и школы, как наиболее эффективный способ организации медиабезопасности детей».(материалы лекций0
Челышева И.В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности. Научно-популярное издание. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. 184 c. ISBN 978-5-8327-0258-2
Максименко И.В., Литовченко С.Д. и др. Детив Интернете: Как научить безопасности в виртуальном мире. Киев.,Издательство ООО «Издательский Дом“ Аванпост-Прим”, 2010 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.