Разработка учебного занятия и презентация по окружающему миру на тему "Права человека в обществе", 4 класс

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Слайдовая презентация является сопровождением к занятию и содержит все основные этапы данного занятия.
Иконка файла материала Окружающий мир_Права человека в обществе_4класс_Медведко Н.Ф..docx

Конспект учебного занятия по предмету «Окружающий мир»

4 класс «Школа 2100»

Тема: «Права человека в обществе»

Медведко Нина Фёдоровна,

учитель начальных классов МБоу «Школа №1 им.В.И.Муравленко»

 

Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности,

обобщение знаний о личных правах человека; знакомство с основными правовыми документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка.

Тип урока: получение  новых знаний.

Задачи:

Образовательные задачи:

-познакомить детей с международными правовыми документами «Всеобщей декларацией прав человека» и «Конвенцией о правах ребенка»;

- через проведение ситуационного тренинга научить детей узнавать свои права и права другого члена общества.

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению

энциклопедической литературы;

- развивать умение работать с учебным и научным текстом;

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

- способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и

отстаивать свое мнение);

- прививать уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле;

- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

 

 

Метапредметные

Личностные

Предметные

 

Регулятивные УУД:

-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

-прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы,  составление плана;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний;

-извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

-извлекать информацию, представленную в разных формах

(текст, таблица, карта, иллюстрация);

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы.

Коммуникативные УУД:

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы;

-оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения,

быть готовым изменить свою точку зрения;

 -совместно договариваться о правилах  общения и  поведения в группе и следовать им;

-осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;

-уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

-формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-воспринимать одноклассников

как членов своей команды группы);

-вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

-быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению, проявлять готовность к их обсуждению.

- расширить знания о правах детей в современном обществе

-уметь объяснять значение терминов «общество», «права»; «человек», «декларация», «конвенция»;

- работать с правовыми документами

(Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка);

- применять на практике знание прав человека.

 

 

Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.

 

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

учебник: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В., Окружающий мир 4 класс. «Человек и человечество» часть 2. М.: Баласс, 2012; компьютер, нетбуки, проектор, мультимедийная презентация; инструкция для  работы в группах; правовые документы «Всеобщая декларация прав человека»  и «Конвенция о правах ребенка»; детский микрофон; оценочные листы, листы для проверочных тестов.

 

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология

проведения

(этап урока, цель)

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Результат

Организационный

момент   1 мин

Цель: формирование

самооценки

готовности к урок

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

Самоорганизация, оценивают свою

готовность и настрой на работу.

Самооценка

готовности к уроку.

Учебно-познавательный

интерес к данному

уроку.

Психологический

настрой   3 мин

с применением

мотивирующего

приѐма «Яркое

пятно»

Цель: создание

положительного

эмоционального фон

 - Сегодня  замечательный день.

У вас хорошее настроение?

Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним.

Я рада видеть ваши улыбки, и думаю,

что этот день принесет вам радость общения

друг с другом.

  Позвольте начать наш урок с притчи. На уроке

«Основы православной культуры»  мы знакомились с притчей. Напомните, пожалуйста, что такое «притча»?

  Итак, восточная притча.

  Давным-давно в старинном городе жил Мастер,

окружѐнный учениками. Самый способный из них

однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?»

 Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.

 Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или

мёртвая?

 Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

 Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

  Ребята, вы поняли, к чему я это сказала?

На уроке вы получите новые знания, какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас. У каждого из вас они будут свои, всё в ваших руках.

 

 

Улыбаются и прикасаются ладошками

друг с другом

 

 

 

 

 

 

 

Притча- короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение.

Включение детей в

активную

познавательную

деятельность,

создание ситуации

успеха и доверия.

Актуализация

Знаний   5 мин

(подводящий

диалог)

Цель:

актуализировать

знания обучающихся,

необходимые для

открытия новых

знаний

 Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

-Напомните, что такое общество?

-Да, общество состоит из людей.

-Как определить, что такое человек?

-А как даёт определение автор толкового словаря…

Интересно, вопрос был один, а вы ответили на него по-разному. Почему?

- Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть своё отличающее его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Что это?

-Что такое право?

 

 

 

 

 

 

 

 

-Творческая группа детей, которая выбрала домашнее задание в виде подготовки плаката на тему «Права человека в моей стране» готова  продемонстрировать его нам.

 

 

 

 

Что такое общество

Общество – группа людей которую объединяют общие интересы.

Ответы детей…

Человек – это прямоходящее, общественное животное.

 

Ответы детей.

 

 

 

Мы живём в одной стране и пользуемся одинаковыми правами

Право- это часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой.

 

 

Презентация творческого домашнего задания в виде плаката и сообщения.

 

Актуализируются

знания,

необходимые для

понимания новой

темы.

Введение в тему

урока   3 мин

 

Цель: организация

коммуникативного

взаимодействия, в

ходе которого

происходит

определение темы

урока и

формулирование цели

урока

-Давайте кратко подытожим, что  мы уже знаем по данной теме. Зафиксируем в таблице.

 

Знаем

Не знаем

Человек – личность с неповторимым сочетанием черт, богатым внутренним  миром.

Права и обязанности есть у граждан, они записаны в Конституции.

В истории были времена, когда люди имели разные права и обязанности, например, в период крепостного права.

     Какие права существуют у человека в любом современном обществе?

     Какие международные правовые документы  существуют?

 

-Наши знания по данной теме охватывают Россию.

-А знаем ли мы, какими правами обладает человек в любом современном обществе?

Зафиксируем в таблице, что мы не знаем.

-Кто уже определил тему нашего урока?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

«Права человека в современном обществе»

Самоопределение к

деятельности:

создаются условия

для возникновения

внутренней

потребности

включения в

деятельность

(«хочу»); выделяется

содержательная

область («могу»

Постановка учебной

проблемы   3 мин

 

Цель: организация

коммуникативного

взаимодействия, в

ходе которого

происходит

постановка проблемы

       -Представьте, что вы стали свидетелями такой  сцены. Подумайте, какое противоречие есть в разговоре героев?

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какое противоречие вы заметили?

 

- Какой возникает вопрос? 

- Что для этого надо знать?

-Давайте сформулируем себе учебную задачу на урок.

         Разыгрывается сценка

-          Если не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим!

-          Не имеете права! Что я вам – крепостной, что ли?! Хочу – играю, хочу – нет.

-          Да, Илюша прав, вот если бы вы жили 200 лет назад и ты, Анюта была бы дворянкой – хозяйкой  крестьян, то могла бы приказать своим крепостным играть с тобой тогда, когда тебе захочется. А в современном обществе всё не так.

-          Разве я не могу поиграть с Илюшей?

-          Можешь, но только если он сам тоже этого хочет. Он имеет право отказаться.

-  А у меня что же, нет никаких прав?

 

-   И мальчик, и девочка защищают свои права.

 

-   Как  рассудить кто из них прав?

-  Какие права есть у каждого человека.

Познакомиться с правами каждого человека. Узнать,  какими документами подтверждены эти права.

Обозначается

проблема урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначаются

учебные задачи урока.

Поиск решения

проблемы  12 мин

 

(открытие нового знания)

Цель:

-развитие умения

извлекать

информацию,

необходимую для

открытия новых

знаний;

- организация

диалога,

позволяющего

выявить связи между

изученными и

новыми знаниями,

открытие новых

граней в уже

известном.

-Сейчас вы будете самостоятельно работать с учебником. Ваша задача узнать как можно больше о правах человека в обществе и рассказать своим одноклассникам. А потом мы вернёмся к  сценке и попробуем решить, кто из детей прав. Капитаны, распределите задания.

-Напомним правила работы в группе.

 

- На партах у каждой группы есть инструкция по изучению нового материала. Вам необходимо ознакомиться с ней.

 Капитаны, распределите задания. Готовьтесь представить свой материал другим группам, т.е. выступить в роли учителя.

Инструкция для группы №1

1.      Прочитать текст учебника на с.40-42 «Ты имеешь право»

2.      Рассказать о понятии личные права человека. Привести примеры. (Стр. 40)

3.      Рассказать о главном праве человека – на жизнь. Его соблюдение и нарушение. Привести примеры. ( Стр.41)

4.      Рассказать о праве на свободу и личную неприкосновенность. Его соблюдение  и нарушение. Привести примеры. (Стр.41)

 

 

 

 

Инструкция для группы №2

1.     Прочитать текст учебника на с.40-42 «Ты имеешь право»

2.     Рассказать о праве на защиту чести и достоинства, на достойную жизнь, право на образование, право на медицинское обслуживание. Привести примеры. (Стр.41, 42)

 

Инструкция для группы №3

1.     Прочитать текст учебника на с.42-43 «Права детей - особые»

2.     Рассказать о правах детей. Их соблюдение и нарушение. Привести примеры.( Стр. 42, 43)

3.     Какие обязанности  есть у тебя перед обществом?

4.     Какие обязанности есть у тебя перед семьёй?

 

Инструкция для группы №4

1.Прочитать текст учебника на с.42-43 «Права детей - особые»

2.Составить список своих прав и обязанностей.

 

(Учитель подходит к каждой группе, помогает ответить на возникшие вопросы, задаёт вопросы по содержанию материала, чтоб определить, как идёт усвоение.)

            -Теперь каждый из вас выступает в роли учителя, постарайтесь ребятам из других групп объяснить ваш материал. Капитаны, руководите работой группы.

 

 

 

 

Правила общения в   группе

·               доброжелательность

·               помощь друг другу

·               один говорит – все молчат

·               использовать фразы: «Ты согласен? Не возражаешь?»

 

Работа  идёт в  4 группах.

У  группы на столе лежит задание для каждого члена группы.

Капитан распределяет задание, учитывая возможности и пожелания детей.

 После распределения заданий идёт самостоятельная работа с книгой. Каждый ученик изучает свой вопрос. (5 мин.)

 

Капитаны организуют обсуждение материала в группах по плану, который находится у детей на столах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление групп согласно полученному заданию.

Умение выражать

свои мысли,

вступать в диалог,

слушать и слышать

других.

Осознание ценности

совместной

деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умения публичного выступления.

Физминутка для

глаз  2 мин

Цель:

предупреждение

утомляемости глаз,

профилактика

нарушений зрения

 

Выполняются упражнения для снятия утомляемости глаз.

Повышение

активности,

внимания, интереса

к дальнейшему

усвоению знаний.

Расширение нового знания 5 мин

Цель: расширение  знаний учащихся, знакомство с международными правовыми документами

- Что вы думаете о  правах и обязанностях  граждан других государств?

- В современном мире около 200 государств. И в каждом государстве свои законы, у граждан свои права и обязанности. Но, кроме того, есть международные правовые документы, которые гарантируют всем жителям Земли права и свободы.

«Всеобщая декларация прав человека»- это международный документ о правах человека. Приняли её в 10 декабря 1948 года в  протест против ужасов Второй Мировой войны.

Чтобы предотвратить третью мировую войну, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН (Организацию Объединённых Наций), которая главной задачей поставила обеспечение прав человека во всём мире.

 Декларация разделена на части, разделы которые называются – Статьи. Всего в декларации 30 статей.

  В этом документе говорится о том, что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола. Это значит, где бы человек ни жил, на каком языке ни говорил, был мужчиной или женщиной, он должен быть свободным и обладать всеми правами.

- Что  вы думаете о том, как распространяются все перечисленные права на ребенка?

  -Именно дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых, так как они – будущее нашего общества. У детей свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены, и 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция (договор, соглашение) о правах ребёнка. Она была разработана на основе Всеобщей декларации прав человека В ней говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всеобщем развитии. В Конвенции 54 статьи.

Однако детям не стоит забывать, что родители подарили им жизнь и дети должны слушаться и уважать родителей

Наверняка, именно родители первыми познакомили вас с любимыми сказками, мудрыми, поучительными.

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

Умение слушать, сравнивать,

делать выводы.

Получение новых знаний.

Самостоятельное

применение знаний

 10 мин

 

(работа в группах).

Цель: подготовка аргументированного выступления;

развитие

умения работать в

группе по заданным критериям

  -Познакомить с декларацией  и узнать, какие права человека она защищает, нам поможет народная мудрость - сказки.

 Мы рассмотрим сказки, в которых затрагивается проблема прав человека.

   Герою сказки нужна помощь, совет, защита.

Фрагменты сказок  вы найдёте на рабочем столе  нетбуков  в папке под названием «Сказочный калейдоскоп».

Группа должна ответить на вопросы:

 

1.Какие права нарушены?

      2.Что вы можете посоветовать герою?

 

Аргументируйте свой выбор, опираясь на правовые документы. Они находятся   в файлах на ваших партах.

 Можете приступать к работе.

-Какая группа готова выступить в роли защитника прав человека?

 - Молодцы!  Вы познакомились с правовыми вопросами и теперь, наверное, сможете прокомментировать сценку, которая была в начале урока. Какой совет вы можете дать Ане и Илюше?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение работать в группе.

 

 

Слайдовое сопровождение.

 

 

 

 

Работа в группах

 

Выступление групп.

 

Комментарии детей

Извлекать и

перерабатывать

информацию,

договариваться о

правилах поведения

в группе и следовать

им

 

 

 

 

Успешное

применение новых

знаний

 

 

 

Возможность рассуждать, высказывать свое мнение по поводу цивилизованной защиты прав других

 

Рефлексия 7 мин

Цель: фиксирование

новых умений,

полученных на уроке;

организация

рефлексии и

самооценки учениками

собственной

деятельности

Самоанализ деятельности:

В моих руках «волшебный микрофон».

Каждый из вас имеет право сказать, что

- Я узнал…

Чему

- Я научился…

Что

- Мне захотелось…

 

- У вас на столах лежат листы для теста, на них написаны цифры. Я буду читать вам высказывания, а вы ставите «+», если высказывание верное, и  «-» , если неверное.

1 – Декларация написана для того чтобы люди лучше знали свои права (+)

2 – В старину считали, что ребёнок без битья не выучится. И били – тем самым нарушали обязанности ребёнка (-)

3 – Ребёнок имеет право не учиться (-)

4 – «Конвенция о правах ребёнка» принята в дополнение к декларации прав человека (+)

5 – Конституция – не основной закон нашей страны (-)

6 – При возникновении конфликтов, все проблемы надо решать кулаками (-)

7 – Декларация называется всеобщей, т.к. написана для всех (+)

8 – Когда ты ходишь в школу, ты помогаешь своей стране выполнять конвенцию (+)

 

- Как вы считаете, как мы справились с работой?

 

-В зачётных листах  оцените свою работу на уроке и получите оценку группы, после урока я выставлю свою оценку и выведу итоговую. Критерии, по которым вы будите оценивать себя и друг друга,  на доске:

 

 

Критерии оценки работы на уроке для самооценки и оценки товарищей

·         Ясность и чёткость изложения вопроса

·         Умение привести примеры по данному вопросу

·         Активная работа в группе

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание по предложенному

алгоритму, организовывая рефлексию

собственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИО ученика

Самооценка

Оценка

товарищей

Оценка

учителя

Итоговая

оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознание

учащимися

практической и

личностной

значимости

результатов каждого

этапа урока

Домашнее задание

1 мин

Цель: закрепление изученного материала, развитие творческих способностей

·         Перечитать текст учебника стр.40-43  и подготовить ответ на вопросы №3,№4

·         Выполнить творческое задание в рабочей тетради (с.25)

·         Написать синквейн по изученной теме

( по желанию)

Работа с дневником

Фиксация домашнего задания (по выбору)

Итог урока

Психологический

настрой  1 мин

с

применением

мотивирующего

приѐма «Яркое

пятно»

Цель: создание

положительного

эмоционального настроя

Я хочу рассказать вам притчу из книги еврейской мудрости

 

        Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город, но город такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси  решил изменить семью. Но семья у него большая, а он такой маленький. Тогда Зуси добрался до того единственного, что  он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя!

 

        Каждый из нас может изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими. Но для этого нам всем нужно выполнять такие правила, чтобы всем нормально жилось и не случилось никакой беды. Поэтому хотя мы все очень разные, правила у всех должны быть одинаковые. Эти правила – это права. А если правила у всех одинаковые, то значит и права у всех одинаковые, значит равные.

 

 

Создание  доброжелательной атмосферы для последующей работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Задание для группы №2

- Кто из персонажей этой сказки воспользовался своим правом на труд?

- За какое вознаграждение поп нанял работника?

- Получил ли работник вознаграждение, которое могло обеспечить достойное существование его самого и его семьи?

- Какое право было нарушено?

сказка о попе

 

 

Задание для группы №3

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян —

Так велел-де царь Салтан.

-К какой сказке данная иллюстрация?

- Какое право было нарушено?

-Наказаны ли виновники нарушения прав? Как?

 

Задание для группы № 4

-К какой сказке данная иллюстрация?

- Какое право было нарушено?

-Куда могут обращаться дети, если нарушаются их права?