Конспект учебного занятия по предмету «Окружающий мир»
4 класс «Школа 2100»
Тема: «Права человека в обществе»
Медведко Нина Фёдоровна,
учитель начальных классов МБоу «Школа №1 им.В.И.Муравленко»
Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности,
обобщение знаний о личных правах человека; знакомство с основными правовыми документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка.
Тип урока: получение новых знаний.
Задачи:
Образовательные задачи:
-познакомить детей с международными правовыми документами «Всеобщей декларацией прав человека» и «Конвенцией о правах ребенка»;
- через проведение ситуационного тренинга научить детей узнавать свои права и права другого члена общества.
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению
энциклопедической литературы;
- развивать умение работать с учебным и научным текстом;
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
- способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и
отстаивать свое мнение);
- прививать уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Метапредметные |
Личностные |
Предметные
|
Регулятивные УУД: -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; -прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана; -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности. Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний; -извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; -извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта, иллюстрация); -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы. Коммуникативные УУД: -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы; -оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; -слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; -совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; -осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы. |
-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве; -уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; -формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; -воспринимать одноклассников как членов своей команды группы); -вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; -быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению, проявлять готовность к их обсуждению. |
- расширить знания о правах детей в современном обществе -уметь объяснять значение терминов «общество», «права»; «человек», «декларация», «конвенция»; - работать с правовыми документами (Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка); - применять на практике знание прав человека.
|
Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
учебник: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В., Окружающий мир 4 класс. «Человек и человечество» часть 2. М.: Баласс, 2012; компьютер, нетбуки, проектор, мультимедийная презентация; инструкция для работы в группах; правовые документы «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка»; детский микрофон; оценочные листы, листы для проверочных тестов.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технология проведения (этап урока, цель) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент 1 мин Цель: формирование самооценки готовности к урок |
Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться. |
Самоорганизация, оценивают свою готовность и настрой на работу. |
Самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психологический настрой 3 мин с применением мотивирующего приѐма «Яркое пятно» Цель: создание положительного эмоционального фон |
- Сегодня замечательный день. У вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним. Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом. Позвольте начать наш урок с притчи. На уроке «Основы православной культуры» мы знакомились с притчей. Напомните, пожалуйста, что такое «притча»? Итак, восточная притча. Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружѐнный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках. Ребята, вы поняли, к чему я это сказала? На уроке вы получите новые знания, какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас. У каждого из вас они будут свои, всё в ваших руках. |
Улыбаются и прикасаются ладошками друг с другом
Притча- короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. |
Включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация Знаний 5 мин (подводящий диалог) Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний |
Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. -Напомните, что такое общество? -Да, общество состоит из людей. -Как определить, что такое человек? -А как даёт определение автор толкового словаря… Интересно, вопрос был один, а вы ответили на него по-разному. Почему? - Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть своё отличающее его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Что это? -Что такое право?
-Творческая группа детей, которая выбрала домашнее задание в виде подготовки плаката на тему «Права человека в моей стране» готова продемонстрировать его нам.
|
Что такое общество Общество – группа людей которую объединяют общие интересы. Ответы детей… Человек – это прямоходящее, общественное животное.
Ответы детей.
Мы живём в одной стране и пользуемся одинаковыми правами Право- это часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой.
Презентация творческого домашнего задания в виде плаката и сообщения.
|
Актуализируются знания, необходимые для понимания новой темы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение в тему урока 3 мин
Цель: организация коммуникативного взаимодействия, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование цели урока |
-Давайте кратко подытожим, что мы уже знаем по данной теме. Зафиксируем в таблице.
-Наши знания по данной теме охватывают Россию. -А знаем ли мы, какими правами обладает человек в любом современном обществе? Зафиксируем в таблице, что мы не знаем. -Кто уже определил тему нашего урока?
|
Ответы детей.
«Права человека в современном обществе» |
Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); выделяется содержательная область («могу» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка учебной проблемы 3 мин
Цель: организация коммуникативного взаимодействия, в ходе которого происходит постановка проблемы |
-Представьте, что вы стали свидетелями такой сцены. Подумайте, какое противоречие есть в разговоре героев?
- Какое противоречие вы заметили?
- Какой возникает вопрос? - Что для этого надо знать? -Давайте сформулируем себе учебную задачу на урок. |
Разыгрывается сценка - Если не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим! - Не имеете права! Что я вам – крепостной, что ли?! Хочу – играю, хочу – нет. - Да, Илюша прав, вот если бы вы жили 200 лет назад и ты, Анюта была бы дворянкой – хозяйкой крестьян, то могла бы приказать своим крепостным играть с тобой тогда, когда тебе захочется. А в современном обществе всё не так. - Разве я не могу поиграть с Илюшей? - Можешь, но только если он сам тоже этого хочет. Он имеет право отказаться. - А у меня что же, нет никаких прав?
- И мальчик, и девочка защищают свои права.
- Как рассудить кто из них прав? - Какие права есть у каждого человека. Познакомиться с правами каждого человека. Узнать, какими документами подтверждены эти права. |
Обозначается проблема урока.
Обозначаются учебные задачи урока. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поиск решения проблемы 12 мин
(открытие нового знания) Цель: -развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний; - организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном. |
-Сейчас вы будете самостоятельно работать с учебником. Ваша задача узнать как можно больше о правах человека в обществе и рассказать своим одноклассникам. А потом мы вернёмся к сценке и попробуем решить, кто из детей прав. Капитаны, распределите задания. -Напомним правила работы в группе.
- На партах у каждой группы есть инструкция по изучению нового материала. Вам необходимо ознакомиться с ней. Капитаны, распределите задания. Готовьтесь представить свой материал другим группам, т.е. выступить в роли учителя. Инструкция для группы №1 1. Прочитать текст учебника на с.40-42 «Ты имеешь право» 2. Рассказать о понятии личные права человека. Привести примеры. (Стр. 40) 3. Рассказать о главном праве человека – на жизнь. Его соблюдение и нарушение. Привести примеры. ( Стр.41) 4. Рассказать о праве на свободу и личную неприкосновенность. Его соблюдение и нарушение. Привести примеры. (Стр.41)
Инструкция для группы №2 1. Прочитать текст учебника на с.40-42 «Ты имеешь право» 2. Рассказать о праве на защиту чести и достоинства, на достойную жизнь, право на образование, право на медицинское обслуживание. Привести примеры. (Стр.41, 42)
Инструкция для группы №3 1. Прочитать текст учебника на с.42-43 «Права детей - особые» 2. Рассказать о правах детей. Их соблюдение и нарушение. Привести примеры.( Стр. 42, 43) 3. Какие обязанности есть у тебя перед обществом? 4. Какие обязанности есть у тебя перед семьёй?
Инструкция для группы №4 1.Прочитать текст учебника на с.42-43 «Права детей - особые» 2.Составить список своих прав и обязанностей.
(Учитель подходит к каждой группе, помогает ответить на возникшие вопросы, задаёт вопросы по содержанию материала, чтоб определить, как идёт усвоение.) -Теперь каждый из вас выступает в роли учителя, постарайтесь ребятам из других групп объяснить ваш материал. Капитаны, руководите работой группы. |
Правила общения в группе · доброжелательность · помощь друг другу · один говорит – все молчат · использовать фразы: «Ты согласен? Не возражаешь?»
Работа идёт в 4 группах. У группы на столе лежит задание для каждого члена группы. Капитан распределяет задание, учитывая возможности и пожелания детей. После распределения заданий идёт самостоятельная работа с книгой. Каждый ученик изучает свой вопрос. (5 мин.)
Капитаны организуют обсуждение материала в группах по плану, который находится у детей на столах.
Выступление групп согласно полученному заданию. |
Умение выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать и слышать других. Осознание ценности совместной деятельности.
Формирование умения публичного выступления. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка для глаз 2 мин Цель: предупреждение утомляемости глаз, профилактика нарушений зрения |
|
Выполняются упражнения для снятия утомляемости глаз. |
Повышение активности, внимания, интереса к дальнейшему усвоению знаний. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расширение нового знания 5 мин Цель: расширение знаний учащихся, знакомство с международными правовыми документами |
- Что вы думаете о правах и обязанностях граждан других государств? - В современном мире около 200 государств. И в каждом государстве свои законы, у граждан свои права и обязанности. Но, кроме того, есть международные правовые документы, которые гарантируют всем жителям Земли права и свободы. «Всеобщая декларация прав человека»- это международный документ о правах человека. Приняли её в 10 декабря 1948 года в протест против ужасов Второй Мировой войны. Чтобы предотвратить третью мировую войну, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН (Организацию Объединённых Наций), которая главной задачей поставила обеспечение прав человека во всём мире. Декларация разделена на части, разделы которые называются – Статьи. Всего в декларации 30 статей. В этом документе говорится о том, что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола. Это значит, где бы человек ни жил, на каком языке ни говорил, был мужчиной или женщиной, он должен быть свободным и обладать всеми правами. - Что вы думаете о том, как распространяются все перечисленные права на ребенка? -Именно дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых, так как они – будущее нашего общества. У детей свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены, и 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция (договор, соглашение) о правах ребёнка. Она была разработана на основе Всеобщей декларации прав человека В ней говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всеобщем развитии. В Конвенции 54 статьи. Однако детям не стоит забывать, что родители подарили им жизнь и дети должны слушаться и уважать родителей Наверняка, именно родители первыми познакомили вас с любимыми сказками, мудрыми, поучительными. |
Ответы детей.
Ответы детей |
Умение слушать, сравнивать, делать выводы. Получение новых знаний. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельное применение знаний 10 мин
(работа в группах). Цель: подготовка аргументированного выступления; развитие умения работать в группе по заданным критериям |
-Познакомить с декларацией и узнать, какие права человека она защищает, нам поможет народная мудрость - сказки. Мы рассмотрим сказки, в которых затрагивается проблема прав человека. Герою сказки нужна помощь, совет, защита. Фрагменты сказок вы найдёте на рабочем столе нетбуков в папке под названием «Сказочный калейдоскоп». Группа должна ответить на вопросы:
1.Какие права нарушены? 2.Что вы можете посоветовать герою?
Аргументируйте свой выбор, опираясь на правовые документы. Они находятся в файлах на ваших партах. Можете приступать к работе. -Какая группа готова выступить в роли защитника прав человека? - Молодцы! Вы познакомились с правовыми вопросами и теперь, наверное, сможете прокомментировать сценку, которая была в начале урока. Какой совет вы можете дать Ане и Илюше? |
Умение работать в группе.
Слайдовое сопровождение.
Работа в группах
Выступление групп.
Комментарии детей |
Извлекать и перерабатывать информацию, договариваться о правилах поведения в группе и следовать им
Успешное применение новых знаний
Возможность рассуждать, высказывать свое мнение по поводу цивилизованной защиты прав других
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия 7 мин Цель: фиксирование новых умений, полученных на уроке; организация рефлексии и самооценки учениками собственной деятельности |
Самоанализ деятельности: В моих руках «волшебный микрофон». Каждый из вас имеет право сказать, что - Я узнал… Чему - Я научился… Что - Мне захотелось…
- У вас на столах лежат листы для теста, на них написаны цифры. Я буду читать вам высказывания, а вы ставите «+», если высказывание верное, и «-» , если неверное. 1 – Декларация написана для того чтобы люди лучше знали свои права (+) 2 – В старину считали, что ребёнок без битья не выучится. И били – тем самым нарушали обязанности ребёнка (-) 3 – Ребёнок имеет право не учиться (-) 4 – «Конвенция о правах ребёнка» принята в дополнение к декларации прав человека (+) 5 – Конституция – не основной закон нашей страны (-) 6 – При возникновении конфликтов, все проблемы надо решать кулаками (-) 7 – Декларация называется всеобщей, т.к. написана для всех (+) 8 – Когда ты ходишь в школу, ты помогаешь своей стране выполнять конвенцию (+)
- Как вы считаете, как мы справились с работой?
-В зачётных листах оцените свою работу на уроке и получите оценку группы, после урока я выставлю свою оценку и выведу итоговую. Критерии, по которым вы будите оценивать себя и друг друга, на доске:
Критерии оценки работы на уроке для самооценки и оценки товарищей · Ясность и чёткость изложения вопроса · Умение привести примеры по данному вопросу · Активная работа в группе
|
Ответы детей
Выполняют задание по предложенному алгоритму, организовывая рефлексию собственной деятельности.
Ответы детей.
|
Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание 1 мин Цель: закрепление изученного материала, развитие творческих способностей |
· Перечитать текст учебника стр.40-43 и подготовить ответ на вопросы №3,№4 · Выполнить творческое задание в рабочей тетради (с.25) · Написать синквейн по изученной теме ( по желанию) |
Работа с дневником |
Фиксация домашнего задания (по выбору) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итог урока Психологический настрой 1 мин с применением мотивирующего приѐма «Яркое пятно» Цель: создание положительного эмоционального настроя |
Я хочу рассказать вам притчу из книги еврейской мудрости
Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город, но город такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить семью. Но семья у него большая, а он такой маленький. Тогда Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя!
Каждый из нас может изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими. Но для этого нам всем нужно выполнять такие правила, чтобы всем нормально жилось и не случилось никакой беды. Поэтому хотя мы все очень разные, правила у всех должны быть одинаковые. Эти правила – это права. А если правила у всех одинаковые, то значит и права у всех одинаковые, значит равные.
|
|
Создание
доброжелательной атмосферы для последующей работы |
Приложение
Задание для группы №2
- Кто из персонажей этой сказки воспользовался своим правом на труд?
- За какое вознаграждение поп нанял работника?
- Получил ли работник вознаграждение, которое могло обеспечить достойное существование его самого и его семьи?
- Какое право было нарушено?
Задание для группы №3
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян —
Так велел-де царь Салтан.
-К какой сказке данная иллюстрация?
- Какое право было нарушено?
-Наказаны ли виновники нарушения прав? Как?
Задание для группы № 4
-К какой сказке данная иллюстрация?
- Какое право было нарушено?
-Куда могут обращаться дети, если нарушаются их права?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.