Разработка урока " Созвездия и звезды " 11 класс
Оценка 4.9

Разработка урока " Созвездия и звезды " 11 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
астрономия
11 кл
09.04.2018
Разработка урока " Созвездия и звезды " 11 класс
Построение самостоятельного процесса поиска информации, изучение звездного неба, с помощью подвижной карты звездного неба, получение обучающимися информации о созвездиях, зодиакальных созвездиях, о происхождении их названий,формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; формирование умений управлять своей учебной деятельностью, сотрудничества в группах, положительной мотивации к обучению, формирование коммуникативных способностей, развитие внимания, памяти, творческого мышления.
звезды и созвездия.docx
(учителя физики МОУ « Средняя школа №4» г.Кимры учитель физики МВ Петракова.) Конспект урока   Предмет: астрономия Уровень образования: общеобразовательный  11 класс Тема: « Звезды и созвездия.» Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.   Формы работы:  индивидуальная, парная,  групповая  и  фронтальная работа Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, текст по теме, таблицы. Участники: учащиеся 11 класса Цель : создать условия для   творческого переосмысления  уже известной информации о  звездном небе и созвездиях, и критическому восприятию новой информации по теме. Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:  Познавательные   УУД:  построение   самостоятельного   процесса   поиска   информации, изучение   звездного   неба,   с   помощью   подвижной   карты   звездного   неба,   получение обучающимися информации о созвездиях, зодиакальных созвездиях, о происхождении их названий.   планирование   учебного   сотрудничества   с   учителем   и Коммуникативные   УУД: сверстниками; умения переформулировать полученную информацию, разбивать ее на  смысловые блоки и оформлять в виде схем и таблиц;  формирование умений устанавливать причинно­следственные связи между фактами,  явлениями и причинами; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с  задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД:  целеполагание как постановка учебной задачи; оценка    осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.   Личностные   УУД:  формирование   умений   управлять   своей   учебной   деятельностью, сотрудничества   в   группах,   положительной   мотивации   к   обучению,   формирование коммуникативных способностей, развитие внимания, памяти, творческого мышления. Ход урока: 1. Организационный момент .     Проверка готовности учащихся к урок;   Проверка присутствующих;   Запись темы урока в тетрадях и на доске. 2. Проверка домашнего задания. 1) Работа по карточкам ( 2 человека) 1. Карточка:  Каково   увеличение   телескопа,   если   в   качестве   его   объектива используется   линза,   оптическая   сила   которой   равна   0,6   дптр,   а   в   качестве окуляра линза с оптической силой 10дптр? 2. Карточка: а) В каком телескопе ход луча имеет вид:                     б) В чем отличие астрофизики от небесной механики? 2) Работа с классом по вопросам: 1.   Какие   сведения   из   астрономии   вы   получили   в   курсах   природоведения, естествознания, физики, истории? 2.   В   чем   специфика   астрономии   (по   объектам   и   методам   исследования)   по сравнению с другими науками о природе. 3. Какие типы небесных тел вам известны? 4. Какова роль наблюдений в астрономии? С помощью каких инструментов они выполняются? 5. Какова роль космонавтики в исследовании Вселенной? 6.Чем отличаются оптические системы рефрактора и рефлектора? 7. Решение каких задач занимается небесная механика? 8. Какие отечественные и зарубежные орбитальные обсерватории вы знаете? 9. Почему современная астрономия является всеволновой? 10. Зачем нужен телескоп при наблюдении Луны?     3. Изучение нового материала. 1. Нарисуйте на листах ( у каждого на парте) звездное небо так, как вы его представляете.  2. Вспомните и запишите на обратной стороне этого листа то, что вы уже знаете о звездном небе. 3. Обсуждение записей. Обучающиеся по очереди называют известную им информацию   по теме «Звездное небо».        В безоблачную и  безлунную ночь открывается  величественная   картина  звездного  неба. Россыпи звезд ­ в котором кажется, невозможно разобраться.         ЗВЕЗДНОЕ   НЕБО   ­   видимое   расположение   звезд   и   других   небесных   светил   на небесном   своде.   Тысячи   лет   назад   люди   глядели   на   небо,   считали   звезды   и   мысленно соединяли   их   в   разнообразные   фигуры   (созвездия),   называя   их   именами   персонажей древних мифов и легенд, животных и предметов.       У разных народов имелись свои мифы и легенды о созвездиях, свои названия, разное их количество.   Деления   были   чисто   условны,   рисунки   созвездия   редко   соответствовали названной   фигуре,   однако   это   существенно   облегчало   ориентирование   по   небу.   Даже босоногие мальчики в древней Халдее или Шумерах лучше знали небо любого из нас. В общем   случае   на   небе   можно   насчитать   до   2500­3000   звезд   (в   зависимости   от   вашего зрения) ­ а всего видимых звезд около 6000.        Итак, у разных народов и в разное время был разный принцип деления. Так: 4 век до н.э. был список 809 звезд входящих в 122 созвездия.   18 век ­ Монголия ­ было 237 созвездий.   2 век ­ Птолемей ("Альмагеста") ­ описано 48 созвездий. 15­16 век ­ период великих морских путешествий ­ описано 48 созвездий южного неба.   В Русском звездном атласе Корнелия Рейссига, изданном в 1829г содержались 102 созвездия.        Многие звездные карты (атласы) 17­19 века содержали названия созвездий и рисунки фигур.   Но   прижился   только   один   звездный   атлас   Яна   Гавелия   (1611­1687,   Польша) изданный   в   1690г   и   имеющий   не   только   точное   расположение   звезд   и   впервые экваториальных  координатах, но и прекрасные рисунки (лицевая обложка и  титульный лист).        Путаница с созвездиями прекращена в 1922г Международный астрономический союз разделил   все   небо   на   88   созвездий,   а   границы   окончательно   установлены   в   1928году (пример Ориона). Созвездия ­ область неба с характерной группой звезд и всеми звездами, находящимися внутри его границ.   Соседство звезд, кажущиеся, в проекции на небесную сферу. Самые яркие   звезды   имеют   собственные   имена   (более   300   звезд   имеют   имена,   большинство арабские). Среди "звездных команд" особо выделяли 13 созвездий Зодиака. Зодиакальные созвездия, зодиак, зодиакальный круг (от греч.  , «звериный»). Действительно, большинство там — небесные животные, немного людей и один предмет — весы.  Считается, что знаков Зодиака 12. Созвездие Змееносца — 13­е, тайное. Оно  накладывается на два соседних знака — Скорпиона и Стрельца. Одни думают, что 13 —  несчастливое число, другие полагают иначе. Но все сходятся в том, что 12 — магическое  число. В году 12 месяцев. За это время Луна 12 раз проходит полное изменение — от  новолуния до полнолуния. У нас молодую Луну именуют Месяцем. Поэтому и время  одного цикла изменений фаз ночного светила (оно длится от 28 до 31 дня) также называют  месяцем. Для того чтобы, совершить полный оборот вокруг центра нашей галактики  Млечный Путь, Земле необходимы миллионы лет. Вовремя передвижения нашей планеты в  космическом пространстве смещается и точка наблюдения за звездным небом. Около 100  000 лет назад созвездие Большой Медведицы Выглядело совершенно иначе.    ζωδιακός Задание 1. Прочитайте стихотворение и заполните таблицу вписав название созвездия  напротив его изображения. Взглянув на пояс зодиака Мы в январе увидим Рака,  А в феврале заметим Льва.  Зодиак  (1961 г Валишин Ю.И.) Хранителем его была  В холодном марте злая Дева,  Соседка Льва по небу слева. Весы купив себе в апреле,  Они спокойно жить хотели  Но в марте страшный Скорпион  У них отнял покой и сон.  Его убил Стрелец прекрасный,  Отца июня сын несчастный,  В июле ж братец Козерог  Сон Льва и Девы уберег,  Заполненная таблица: А в августе на много дней  Приехал дядя Водолей.  Из Рыб уху он в сентябре  Варил и кушал на дворе,  Зажарил Овна в октябре,  Тельца зарезал в ноябре  А в декабре, в конце концов,  Родилась пара Близнецов. название Рыбы Овен Телец  Близнецы Рак  Лев  обозначение период название обозначение 20.02 –  20.03 21.03 –  20.04 21.04 –  21.05 22.05 –  21.06 22.06  – 23.07 24.07 –  23.08 Дева  Весы Скорпион  Стрелец  Козерог Водолей период 24.08 –  23.09 24.08 –  23.09 24.08 –  23.09 24.08 –  23.09 24.08 –  23.09 24.08 –  23.09 аа β Закрасьте ячейку с названием зодиакального созвездия, под которым вы рождены.  Что же такое звезда? Звезд   —   массивный   газовый   шар,   излучающий   свет   и   удерживаемый   в   состоянии равновесия силами собственной гравитации и внутренним давлением, в недрах которого происходят (или происходили ранее) реакции термоядерного синтеза. (векипедия)                В 1603 г Иоганн Байер начал обозначать самые яркие звезды буквами греческого алфавита. и т.д.     Впервые обозначение звезд греческими буквами ввел Байер в своем α ’ (альфа), звездном атласе. Самая яркая звезда в любом созвездии обозначалась буквой ‘ следующая за ней по убыванию яркости ­ буквой ‘ ’ (бета), далее ­ буквой ‘ ’ (гамма) и т. д. Самые яркие звезды имеют собственные названия: Вега, Спика, Полярная, Сириус и т.д.        До изобретения компаса звезды были основными ориентирами: именно по ним древние мореходы   и   путешественники   находили   нужное   направление.   Астронавигация (ориентирование по звездам) сохранила свое значение и в наш век спутников и атомной энергии. Она   необходима   для   штурманов,   капитанов,   космонавтов   и   пилотов.   Навигационными называют 25 ярчайших звезд: Альтаир, Спика, Сириус, Арктур         Для того чтобы, совершить полный оборот вокруг центра нашей галактики Млечный Путь,   Земле   необходимы   миллионы   лет.   Вовремя   передвижения   нашей   планеты   в космическом пространстве смещается и точка наблюдения за звездным небом. Около 100 000 лет назад созвездие Большой Медведицы Выглядело совершенно иначе.    γ Задание 2. Используя заданные координаты, постройте на координатной плоскости точки,  указывающие звезды в созвездии «Большая Медведица» и «Малая медведица»    Созвездие  «Малая медведица» (6; 6), (– 3; 5,5), (– 8; 5), (0; 7,5), (3; 7), (– 5; 7), (– 6; 3)       Созвездие «Большой Медведицы»  (– 15; – 7), (– 3; – 6), (3; – 10), (– 6; – 5,5), (– 10; – 5), (6; – 6),  (– 1; – 10)           Кто правильно построил точки по координатам, у того получится примерно такой рисунок.   Из   которого   видно,   что   Полярная   звезда   находится   на   продолжении   линии соединяющей крайние точки ковша Большой медведицы.        Полярная звезда входит в созвездие Малой Медведицы или Малого Ковша – крайняя звезда   в   ручке   Малого   Ковша.   Полярная   –   очень   важная   звезда   из­за   своего   особого расположения – она всего на 45` дуги отстоит от точки, называемой северным полюсом мира. Весь небесный свод как бы вращается вокруг нее, а сама она остается на месте (единственная   неподвижная   звезда   на   небе   северного   полушария).   На   самом   деле вращается,   конечно,   Земля.   Но,   т.   к.   мы   находимся   в   системе   отсчета   «Земля»,   то относительно неё мы покоимся, и кажется, что вращается звездное небо вокруг нас. Если вы живете в северном полушарии в средних широтах, то вы встаете лицом к Полярной и впереди у вас – север, за спиной – юг, слева – запад, справа – восток.       Т. к. небесный свод вращается и за сутки делает полный оборот, то видимое положение созвездий изменяется со временем, одни созвездия восходят, другие заходят. Определить положение   данного   созвездия   в   данное   время   можно   с   помощью   подвижной   карты звездного неба либо планетария. Работа с  подвижной картой звездного неба ( ПКЗН)  приложение 1 У каждого на парте лежит ПКЗН. Рассмотрим принцип ее работы. На внешнем крае карты   нанесены   сектора   с   названиями   месяцев,   к   ним   примыкает   шкала   с   цифрами, обозначающими даты. На внешнем крае накладного круга нанесены часы. Положите круг на карту так, чтобы совместить отметку «5 ч» на круге с датой 20 сентября на карте. Участок неба, который вы видите в «окне» – то, что вы можете наблюдать над горизонтом 20 сентября в 5 часов на широте Липецкой области. Край «окна» 53 0 на накладном круге – это линия горизонта для широты Липецкой области. Здесь обозначены стороны света. Объекты, находящиеся на востоке, восходят;  на западе – заходят. Задание 1. Найти созвездия, расположенные между севером и югом 10 октября в 21 час. Задание 2.  Будут ли видны созвездия Девы, Рака, Весов в полночь 15 сентября? Какое созвездие в это же время будет находиться вблизи горизонта на севере? Задание 3.  Какие   из   перечисленных   созвездий:   Малая   Медведица,   Волопас,   Возничий, Орион для данной широты будут незаходящими? 4.Подведение итогов урока Вопросы: 1. Что называется созвездием? 2. Перечислите известные вам созвездия. 3. Как обозначаются звезды в созвездиях? 4. Назовите самую яркую звезду. 5. Назначение звезд в древности. 6. С чем связано изменение образов созвездий на небе?          5.  Домашнее задание. П. 3  учебника. Найдите на ПКЗН зодиакальное созвездие, под которым вы рождены и ответьте на вопрос: когда вы его можете наблюдать и когда оно выходит из вашего поля зрения?

Разработка урока " Созвездия и звезды " 11 класс

Разработка урока " Созвездия и звезды " 11 класс

Разработка урока " Созвездия и звезды " 11 класс

Разработка урока " Созвездия и звезды " 11 класс

Разработка урока " Созвездия и звезды " 11 класс

Разработка урока " Созвездия и звезды " 11 класс

Разработка урока " Созвездия и звезды " 11 класс

Разработка урока " Созвездия и звезды " 11 класс

Разработка урока " Созвездия и звезды " 11 класс

Разработка урока " Созвездия и звезды " 11 класс

Разработка урока " Созвездия и звезды " 11 класс

Разработка урока " Созвездия и звезды " 11 класс

Разработка урока " Созвездия и звезды " 11 класс

Разработка урока " Созвездия и звезды " 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018