Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)
Оценка 4.7

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
биология
9 кл
10.04.2019
Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)
В этом материале представлена технологическая карта урока с подробным описанием действий учителя и учащихся. Выделены цели и задачи, поставлена проблема, и в конце урока вывод решена проблема или нет. Закрепление материала представлено работой со стихотворениями и восстановления разрезанных частей таблицы с формами борьбы за существование.
урок Борьба за существование. Естественный отбор. технологическая карта.doc
МКОУ ЧУЛЫМСКАЯ СОШ ЗДВИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИ ЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ ТЕМА «БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР» 9 КЛАСС УЧИТЕЛЬХИМИИ И БИОЛОГИИ ЧУХАРЕВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА Предмет Биология Тема урока: «Борьба за существование и естественный отбор» Тип урока:   урок открытия нового знания Деятельностная цель: формировать познавательные универсальные общеучебные действия,  умения реализации новых способов действий. Предметно ­ дидактическая цель:1. Выяснить причины и формы борьбы за существование и в чем состоит действие естественного отбора. 2.   расширить базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов, организовать изучение и обеспечить понимание учащимися процессов, происходящих при различных формах борьбы за  существование и естественного отбора путем критического мышления; развитие универсальных способов деятельности на  материале данной темы, формировать представления о значимости процесса обучения, которое позволяет выработать свое  мировоззрение на эволюционный процесс, развивает экологическое мышления. Планируемые образовательные результаты:  Предметные: определять понятия по теме урока: главные факторы эволюции по Ч. Дарвину: формы борьбы за существование, естественный отбор, приспособленность организмов, многообразие видов; ­ называть предпосылки и следствия естественного отбора, Метапредметные: Познавательные: • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов учебника и презентации • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей; Коммуникативные: • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего  решения в совместной деятель • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Регулятивные: • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • определять цель учебной деятельности; • осуществлять самоконтроль и коррекцию. Личностные:  формирование устойчивой учебно­познавательной мотивации учения и учебно­познавательного интереса  Тип урока: урок открытия нового знания. Основные понятия, изучаемые на уроке: эволюция, главные факторы эволюции, формы борьбы за существование, естественный отбор. Учащиеся должны знать: формы борьбы за существование ( внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями  окружающей среды), причины и результаты борьбы за существование и естественного отбора. Учащиеся должны уметь: характеризовать процессы, протекающие в популяциях при различных формах борьбы за существование,  естественного отбора, анализировать и  обобщать теоретический материал,  давать определения понятиям: эволюция, главные факторы  эволюции, формы борьбы за существование, естественный отбор. Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, автор УМК: А.А, Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник,  компьютер,  интерактивная доска, презентация, маршрутные листы. Дидактическая структура урока 1.Организационн ый этап (1мин) Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Здравствуйте,   ребята!   Я   рада   вас   видеть.   Я   желаю   вам успехов   и   хорошего   настроения.   Поприветствуйте   друг друга. Проверяет   готовность   к   уроку,   проверяет подготовленность   рабочего   места   учащихся   к   уроку, Эмоционально настраиваются на  предстоящую учебную деятельность. Рассаживаются за столы. Обсуждают  кандидатуры лидеров и называют их. К:   учатся   культуре общения. 2.Этап. Актуализация  знаний(5 мин.) организует   внимание   класса   к   работе   на   уроке, включает   в   учебный   ритм,   создаёт   положительный, эмоциональный настрой. Актуализирует имеющиеся знания по предыдущим  темам уроков. Слайд1. Давайте восстановим в памяти знания об эволюции, ее движущих силах и учёных эволюционистах. 1. Кто объяснил многообразие видов в природе? 2. Кто создал теорию эволюции органического мира? 3. Что является движущими силами эволюции? 4. Что такое изменчивость? 5. Назовите основные положения теории Ч. Дарвина. Предлагает выполнить   дифференцированные задания: часть   учащихся   работают   с   тестом,   а   вторая   часть кратко  отвечают на вопросы.   (Прил.1.) Демонстрирует  слайд №2  с правильными  ответами и предлагает провести самопроверку. Полученные баллы записать в маршрутный лист. 3.Этап. Создание  проблемной  ситуации.(2 мин.) Организует   осознание   обучающимися   внутренней потребности к построению учебных действий,  создавая для учеников проблемную ситуацию. Демонстрирует Слайд№3­5 1   .«Полна, (А.С.Пушкин)   полна   чудес   могучая   природа.» 2.   Наша   планета   уникальна,   потому   что   на   ней   есть жизнь. Вспоминают ранее изученный материал (   понятия   и   процессы)   отвечают   на вопросы. П:  учатся   строить высказывания;  учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Р:  цепочку  необходимых действий. выстраивают Выполняют предложенные задания. Самостоятельно   проверяют   задания. Записывают   полученные   оценки   в маршрутные листы.  Изучают   информацию   на   слайде, отвечают на вопросы. К:формируют умение самостоятельно.    работать   П:  учатся   строить высказывания; ­ учатся анализировать, сравнивать,  классифицировать   и обобщать   факты   и явления.   Выявлять причины и следствия простых явлений. К:  учитывание 3.   Всегда   ли   мир   организмов   был   таким,   каким существует в наше время?  Задает вопросы: 1.Какую   параллель   можно   провести   между высказываниями на слайде и эволюционной теорией? Делают вывод о многообразии живых организмов на Земле, об их изменении, усложнении   их  организации,   появлении новых более совершенных организмов. 4. Этап.  Целеполагание. (6мин.) Организует работу по формулировке темы урока и цели учебной   деятельности,   по   овладению   обобщёнными способами приобретения новых знаний. Отвечают на вопросы, высказывают  свои предположения. Проводит подводящий диалог: 1.Ч.Дарвин считал, что в природной среде возможное перенаселение   видов,   возникает     как   следствие геометрической прогрессии размножения К чему это приводит?  Отвечают на вопросы: 1. К борьбе за существование 2. Какие особи одержат победу в этом состязании?  ( Наиболее приспособленные) 2. Особи,  наиболее   приспособленные   к условиям окружающей среды. 3.Сформулируйте тему нашего урока(главный вопрос). 4.   С   какими   факторами   среды   обитания   могут состязаться особи определенной популяции? (абиотическими, биотическими между видами, антропогенным)   биотическими   внутри   вида, Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос)  урока: « Борьба за существование и  естественный отбор» . Записывают тему урока. 5. Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать ?   Давайте сформулируем  цель нашего урока. Формулируют   цель   урока:   изучить формы борьбы за существование:  внутривидовую, межвидовую, борьбу  с неблагоприятными условиями  окружающей среды, закрепить понятие о разных мнений и  стремление   координации различных позиций в сотрудничестве. к Р:Целеполагание:уме ютформулировать учебную   задачу, устанавливают   связи между   содержанием учебного   материала и его целью   предоставления.   умение П:  анализировать, сравнивать,  классифицировать   и обобщать     факты   и явления.  Выявлять причины  и следствия   простых явлений.   К:  учатся слушать и понимать речь другого человека. ­   учатся   ставить   выражать вопросы, 5. Этап.  «Открытие»  нового знания (15мин.) Выслушивает предположения детей. Акцентирует   внимание   детей   на   лучших формулировках, демонстрирует Слайд 6 с предметными целями урока. Формирует   основы   критического   мышления, развивает   умение   находить   общее,   закономерности, отличное;   развивает   способности   к   обобщению. Эволюция в природе, по Ч. Дарвину, обусловливается факторами,   аналогичными   тем,   которые   определяют эволюцию   культурных   форм.   Приспособленность естественных видов – тоже результат отбора, который производился не человеком, а условиями среды. Одним из главнейших условий естественного отбора в природной   среде   Ч.   Дарвин   считал   возможное перенаселение   видов,   возникающее   как   следствие геометрической   прогрессии   размножения.   Например Слайд 7­10 Таким образом, плодовитость организмов в целом очень велика,   но   до   половозрелого   состояния   доживают   не все. Значительная часть потомства гибнет по различным причинам.   Дарвин   делает   заключение,   что   между организмами   возникает   борьба   за   существование.   В понятие   «борьба     за     существование»   он   вкладывает широкий и метафорический смысл. В «Происхождении видов» Ч. Дарвин пишет:  «Я должен предупредить, что     применяю     этот     термин     в     широком     и   определять естественном   отборе, результаты воздействия  движущих   факторов   эволюции   на органический   мир:   приспособленность организмов   к   среде   обитания, образование новых видов, многообразие видов в природе. Осознают   деятельности. предстоящей цель   свои мысли.   учатся П:  учатся ориентироваться   в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое  чтение).  ­   учатся   строить высказывания;  ­ анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно­ следственные связи Р: цепочку необходимых действий,   проводит отбор источников  информации. К:  учатся слушать и речь понимать  выстраивать учатся другого человека. ­ самостоятельно организовывать учебное взаимодействие   при работе в группе.   смысле, метафорическом     включая   сюда зависимость одного существа от другого, а также включая (что еще важнее) не только жизнь одной особи,   но   и   успех   ее   в   оставлении   после   себя потомства».  Давайте   сформулируем,   что   такое   борьба   за существование. Слайд 11 Ребята, как вы думаете, какие формы борьбы существуют? Слайд 12  Давайте мы с вами поработаем в группах с материалом учебника   и   дадим   характеристику   видам   борьбы   за существование. Организует работу в группах.  Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь. ­ В учебнике на стр. 202­203 прочитайте  материал  и заполните таблицу. Слайд 13 Форму таблицы демонстрирует на слайде.  Слайд №14 Борьба за существование Форма борьбы Внутри­ видовая Межви­ довая Определ ение  Причины  Пример Обсуждают, предлагают свои варианты. Записывают определение в тетрадь Работают в группах. Применяют выбранный способ  действия для достижения цели урока. Читают стр. 202­203 учебника. Заполняют таблицу: 1 группа  Формы борьбы за существование:  внутривидовая. 2 группа: Формы борьбы за существование:  межвидовая. 3 группа:  Формы борьбы за существование:  борьба с неблагоприятными  физическими условиями. Борьба   с неблагоп риятным и  условия ми Предлагает проверить выполненные задания по эталону и сделать выводы.  Оценить работу каждой группы. Демонстрирует слайд №15­  17 эталон. Предлагает продолжить работу с учебником:  Прочитайте  3й абзац на стр. 203 учебника и  сделать вывод по прочитанному тексту. Слайд18 Предлагает прослушать сообщение учащегося. Сверяют свои таблицы с эталоном.  Лидеры  групп сообщают о результатах работы (правильности выполнения задания.) В процессе диалога приходят к выводу, что результатом борьбы за  существование   является   естественный отбор. Один из учащихся выступает с  коротким сообщением «Ч.Дарвин   при   сопоставлении   фактов борьбы   за   существование   и   всеобщей изменчивости   признаков   и   свойств пришел к заключению о неизбежности в природе  избирательного уничтожения особей  с вредными признаками и  размножению особей с полезными  для данных условий признаками­  естественного отбора. Дают определение: Естественный  отбор   ­   процесс   дифференцированного (неслучайного, избирательного)  выживания и воспроизведения  организмов в ходе эволюции. Работают с текстом учебника. Изучают     рисунок     73     на     стр205 учебника Отвечают   содержат примерно такие ответы:   вопросы,     на     которые Предлагает   проанализировать   сообщение,   и   дать определение естественному отбору. Слайд19 Дает задания группам. Изучить   материал   учебника   на   стр204   (2,3)   абзац   и 205(1,2)абзац. Рассмотреть рисунок 73 на стр.205. (Схема опыта с плодовыми мушками дрозофиллами). Организует обсуждение результатов  эксперимента,   представленного   в   учебнике   (рис.73, стр.205), предлагая ответить на вопросы: 1. Как ведут себя мушки, оказавшиеся в  одном  лабиринте? 2. Какие популяции особей удалось  1. Меняют   стереотип   поведения: одни движутся  вверх,   другие вниз ,  третьи не      имеют    стереотипа  движения      и остаются в лабиринте. 2. Удалось  создать  2  популяции мушек со стереотипом  движения вверх и вниз. создать, руководствуясь стереотипом  поведения? 3.   Сделайте   вывод:   к   чему   приводит   действие естественного отбора согласно этому опыту. Оценить работу каждой группы Слайд 20 3.   Действие   естественного   отбора приводит     к     тому,     что   фенотипы начинают   оказывать   влияние   на генофонд популяции. Выполняют физические упражнения. Организует физкультминутку, в том числе  упражнения для глаз. Проговаривает порядок выполнения упражнений: Чтоб глаза твои зоркие были, Чтоб в очках тебе не ходить,  Эти лёгкие движенья  Предлагаю повторить.  Вдаль посмотри и под ноги, Вправо, влево побыстрей. Удивимся, что такое? И закроем их скорей.  А теперь по кругу быстро,  Словно стрелочка часов, Проведём глазами дружно, Ну, а дальше будь здоров! 6. Этап.  Применение нового   знания.(10 мин.) Организует   работу   по   усвоению   учащимися   нового способа   действия.   Усвоение   понятия   «борьба   за существование   и   естественный   отбор».   учащимся раздаются конверты, в которых находятся разрезанные части   составленной   ими   ранее   таблицы.   Они   должны восстановить ее в правильном виде. Слайд 21 Работают с частями таблицы. Сравнивают   с   эталоном   на   слайде, исправляют допущенные ошибки. П:учатся ориентироваться   в учебнике,   рабочей тетради,   находить   и использовать нужную информацию. ­   учатся   строить Предлагает вспомнить вопрос, поставленный в начале урока:(что является одним из чудес могучей природы?) и ответить на него.  Слайд 22 Проговаривают   проблемный   вопрос   и отвечают на него: в результате борьбы за существование происходит естественный   отбор,   приспособление организмов   к   окружающей   среде   дает чудо   природы   ­   многообразие   видов разной степени организации!   К какой форме борьбы за существование  относятся следующие примеры: Слайд № 23 /С. Есенин/ А по двору метелица  Ковром шелковым стелится,  Но больно холодна.  Воробышки игривые, как детки сиротливые  Прижались у окна.  Озябли пташки малые, голодные, усталые,  И жмутся поплотней….  Слайд №24 /П. Усачев/ Лес кругом, широкая поляна…  На траве широкой у кургана  Жаркий бой ведут тетерева….  Слайд №25 Решают   задачи   на   борьбу   за существование   с   использованием материала на слайдах Называют существование:   формы   борьбы   за 1.Борьба воздействиями  неорганической среды  неблагоприятными с     2. Внутривидовая     учатся высказывания;  ­ анализировать,  сравнивать, обобщать,  устанавливать причинно­ следственные связи.   К:  учатся слушать и понимать речь другого человека.  ­   учатся   ставить вопросы,   выражать свои мысли. Р: учатся самостоятельно  обнаруживать и  формулировать учебную  проблему,  ­определять учебной деятельности;  ­ осуществлять  самоконтроль коррекцию.   цель учатся     и /А. Марков/ А знаете, друзья, что еж  Был с мягкой шерсткою когда­то?  Но объявилась вдруг лиса,  Защелкали зубами волки –  И стали колкими глаза, и выросли иголки.  Слайд 26 И меж растений царствует война. Деревья, травы – вверх растут задорно, За свет и воздух борются упорно А корни их, в земле неся, свой труд, За почву и за влажность спор ведут.  Слайд27 Охотнице сове средь ночи темной Не жаль певца любви и неги томной, А соловей съедает светляка, Не посмотрев на прелесть огонька, Светляк же – ночи светоч оживленный, Вползая вверх, цветок съедает томный Э. Дарвин. Слайд 28 Наблюдается   в   любой   части   ареала   вида   в   тех случаях, когда внешние условия среды ухудшаются, а также всюду, где особи оказываются в условиях излишнего тепла или холода, сухости или влажности 3. Межвидовая 4. Внутривидовая 5.Межвидовая  6. Борьба   с   неблагоприятными   неорганической воздействиями   среды 7. Рефлексия (4 мин.) Цель:  Осознание учащимися своей  учебной деятельности,  самооценка результатов  деятельности своей и всего класса. Организует самооценку учащимися  собственной   учебной   деятельности   на   уроке, меру своего продвижения к цели. Организует   подводящий диалог Обратите внимание на наши записи!  Демонстрирует: проблему урока, цель. ­ Задает вопрос:  1)всё мы выполнили? Что, на ваш взгляд, было наиболее трудным на  уроке? 2) Какой момент урока вам был наиболее  интересен? 3) Анализ вашей деятельности на уроке (в маршрутном листе подсчитываем количество баллов, заработанных во время урока, и выставляем себе отметку) 4) Выберите смайлик,  который  соответствует  вашему настроению   в   конце   урока   и   прикрепите   к   доске магнитом. Слайд 29 Определяют степень соответствия  поставленной цели и результатов  деятельности. Определяют степень своего  продвижения к цели, высказывают  оценочные суждения. Этап. 9. Домашнее  задание. (2 мин) Комментирует домашнее задание: слайд 30 1. Знать материал §7.4, уметь отвечать на  вопросы в конце § 7.4.(задание обязательное для всех). Для   желающих   сделать   презентацию   по   теме   «  Виды естественного отбора» За работу на уроке вы получили отметки  (называет – какие). Записывают   домашнее   задание,   задают вопросы, осмысливают задание.   учатся П:учатся ориентироваться   в тетради, рабочей   находить   и использовать нужную информацию. ­   учатся   строить высказывания; ­ анализировать,  сравнивать, обобщать,  устанавливать причинно­ следственные связи.  К:  учатся слушать и понимать  речь   человека. ­  учатся свои мысли. Р: ­ учатся  Осуществлять самоконтроль и коррекцию. Р:  ­ самостоятельно  учебную   задачу   на основе   соотнесения того,   что   уже известно и усвоено, и выражать другого     ставят Урок окончен. Спасибо всем за сотрудничество того,   что   ещё   не известно. ­   мобилизуют   свои силы   к   волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)

Разработка урока "Борьба за существование. Естественный отбор" (биология 9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2019