Конспект содержит информацию об энергетическом обмене, о роли ферментов и АТФ. В нем описаны основные методы обучения и формы познавательной деятельности на уроке. Также описано оборудование урока и отдельно расписаны задания для каждой группы учащихся. Отдельно, в приложениях есть дополнительная информация информация, которую можно использовать на уроке.
энергетический обиен в клетке.doc
Тема: « Энергетический обмен катаболизм».
Цели урока:
сформировать знания об энергетическом обмене, о роли ферментов и АТФ
продолжить развитие обще учебных навыков работы с различным источником
информации; умений и навыков организации самостоятельной учебной деятельности;
умение адекватно оценивать собственные достижения.
Методы обучения:
словесный; наглядный; исследовательский; самостоятельная работа по учебному
материалу;
Формы организации познавательной деятельности:
групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
a) Таблицы: « энергообеспечение клеток», «этапы энергетического обмена»;
b) Шаростержневая модель; четыре детские заводные игрушки;
c) Раздаточный дидактический материал; карточки инструкции;
e) Контрольные карточки; листы самоконтроля;
g) Листы « Дополнительной информации»
h) Литература: а) Учебник Захаров « Общие закономерности»
б) Учебник Полянский « Общая биология»
в) Учебник Рувинский « Общая биология»
Работа в классе проводится через организацию индивидуальной работы учащихся в малых
группах сотрудничества. Учащиеся класса разделены на 4 группы по уровню обучаемости
это сделано для того, чтобы более сильный мог помочь слабому ученику.
Ход урока.
Ориентировочномотивационный.
I.
Учитель настраивает детей на то, что данный урок позволит каждому ученику
испытать, попробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих
дарований. Каждый ученик будет самостоятельно добывать знания, работая с
различным источником информации и одновременно в деловом общении со
сверстниками развивать коммуникативные умения и навыки, повышая
интеллектуальный уровень.
II.
Самопроверка с использованием контрольных карточек.
( учащиеся работают индивидуально)
Образец карточки для самопроверки.
Установите последовательность реакций биосинтеза белка, выписав цифры в нужном
порядке:
1) снятие информации с ДНК;
2) узнавание антикодоном тРНК своего кодона на иРНК;
3) отщепление аминокислоты от тРНК;
4) поступление иРНК на рибосомы;
5) присоединение аминокислоты к белковой цепи с помощью фермента.
Ответ: 1, 2, 3, 4, 5.
Самоанализ знаний по итогам выполненной работы.
III. Мотивация.
Учитель зачитывает отрывок из известного произведения, который требует более
конкретного биологического объяснения. Герои романа Жюля Верна « Дети капитана Гранта» только собрались поужинать мясом
подстрелянной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершено
несъедобно.
«Быть может, оно слишком долго лежало?» озадачено спросил один из них. « Нет, оно, к
сожалению, слишком долго бежало!!!»
ответил учёный Паганель.
Мясо гуанако вкусно только тогда, когда животное убито во время отдыха, но если за
ним долго охотились и животное долго бежало, тогда его мясо несъедобно.
Мог ли Паганель объяснить причину описанного им явления. Вряд ли! Но пользуясь
данными современной науки сделать это совсем не трудно. В причине данного явления
поможет нам разобраться тема урока: «Энергетический обмен. Синтез АТФ».
Знакомства с целевыми установками на урок.
Основные понятия:
энергетический обмен, гликолиз, цикл трикарбоновых кислот, окислительное
фосфорилирование (смотрите Приложение№2).
Погружение в учебную деятельность.
IV.
Занимаясь умственной работой всегда тянет к шоколаду, причина в том что мозг
нуждается в питании чистой энергией, которая выделяется в реакциях энергетического
обмена.
Учитель составляет опорный конспект c кратким комментарием.
Q
Q = + РАСЩЕПЛЕНИЕ
Q
I. пища У моносахариды
расщепление Ж гл.и жиры
Б аминокислоты
II. О2 цитоплазма С6 Н12 О6 2С3 Н6 О3 +Q
2АТФ гликолиз молоко спирт
III. Митох.
О2 36
2С3 Н6 О3 + 6О2 = 6Н2 О + 6СО2 + Q
Энергетическим обменом (Q) называется (=) совокупность (+) реакций расщепления, идущих с выделением энергии .
Энергетический обмен происходит в три этапа (I, II, III).
I этап называется подготовительным и проходит в органах пищеварения. Он характерен для животных организмов
(пища). Здесь происходит расщепление пищи с выделением энергии, причем белки расщепляются на аминокислоты,
углеводы — на моносахариды, жиры — на глицерин и жирные кислоты. Энергия, выделившаяся при этом, рассеивается в
виде тепла.
II этап бескислородный , происходит в цитоплазме клеток. В процессе этого этапа молекула глюкозы расщепляется на
две молекулы молочной кислоты, при этом большая часть выделившейся энергии рассеивается в виде тепла, а часть
синтезируется в виде двух молекул АТФ, при этом энергия аккумулируется в химических связях АТФ. У
различных организмов энергетический обмен идет сходно с гликолизом. Это — спиртовое брожение и молочнокислое
брожение.
III этап — кислородный . Этап полного окисления происходит в митохондриях, он идет с участием кислорода, поэтому
и носит такое название. В процессе этого этапа происходит расщепление молочной кислоты до угле кислого газа и
воды, поэтому его называют дыханием Энергия, освобождающаяся в процессе расщепления одной молекулы глюкозы, аккумулируется в 38 молекулах АТФ. Синтез АТФ происходит в митохондриях в процессе расщепления органических
веществ.
V. Эмпирическая деятельность
Продолжим нашу работу в группах. Старайтесь быть активными, общайтесь друг с
другом, высказывайте своё мнение.
Для работы групп на столах имеются:
1.
Карточки – инструкции.
2. Необходимое оборудование.
3. Листы самоконтроля.
4. Листы дополнительной информации
Для каждой группы определяется тема работы, цель работы, итоговый результат.
Время самостоятельной работы групп – не более 15 мин. После окончания работы
группы представляют результаты своих отчетов и заполненный лист самоконтроля (см.
Приложение№1). Каждая группа рассказывает о своей проделанной работе.
( образцы карточек инструкций для каждой группы)
Группа №1.
« Энергообеспечение клеток»
Цель: определить роль АТФ в энергетическом обмене.
1. Прочитайте § 42 учебник Полянский стр.163164 раздел « Роль АТФ в
энергетическом обмене».
Обсудите:
использование и запасание энергии в молекулах АТФ
составьте схему: «структура АТФ»
2. Рассмотрите таблицу « Энергообеспечение клеток»
Обсудите:
в результате какого процесса клетка обеспечивается энергией
Установите взаимосвязь логико смысловой модели « АТФ – аккумулятор энергии» (
используйте лист дополнительной информации см. Приложение №2).
3.
Для отчёта составьте рассказ:
биологическая характеристика АТФ
значение АТФ
заполните лист самоконтроля (см. Приложение №1).
Предполагаемый ответ:
Движение, биосинтез, генерация электричества, света и т.д. любые виды клеточной активности совершаются за счет
энергии, освобожденной в результате реакции гидролиза АТФ. Но запас АТФ в клетке невелик. Так, в мышце запаса
АТФ хватает на 20—30 сокращений. Но ведь мышца может работать часами и производить тысячи сокращений. Вот
почему наряду с распадом АТФ необходим непрерывный ее синтез. Для восполнения израсходованной АТФ и
используется энергия, "освобождаемая в результате расщепления углеводов, липидов и других веществ. При усиленной,
но кратковременной работе, например при беге на короткие дистанции, мышцы работают исключительно за счет
расщепления содержащейся в них АТФ. После окончания бега человек усиленно дышит — в этот период происходит
расщепление углеводов и других веществ, и запас АТФ в клетках восстанавливается.
Демонстрация опыта:
Учитель показывает четыре заводные игрушки. Заводит все их ключом, а потом приводит в
движение.
Вопрос: Что мы видим?
Ответ: Игрушечная курица деловито клюет воображаемое зерно, собака служит,
автомобили разъезжает взад вперед, лягушки прыгают. Своеобразный мирок, живущий
своей жизнью. Учитель:
Но все эти действия, несмотря на их внешние различия, запущены одним и тем же
механизмом, благодаря одному и тому же повороту ключа.
Чтото похожее мы видим в живой клетке с её сотнями и тысячами разнообразных,
одновременно идущих процессов. Роль такого «механизма» здесь играет вещество…
Вопрос: О каком веществе идет речь?
Ответ: Оно называется аденозинтрифосфорной кислотой, а если коротко — АТФ.
Комментарии учителя:
Молекулу АТФ можно сравнить с заведённым, но не пущенным моторчиком игрушки. Когда возникает необходимость,
АТФ «срабатывает» и отщепляет от себя фосфорную кислоту. При этом выделяется сравнительно много энергии. Теперь
«мотор» надо заводить снова.
Когда в клетке «сжигаются» органические вещества, за счёт выделенной энергии «заводятся» огромные количества
молекул«моторчиков». Без АТФ организм не смог бы воспользоваться энергией, выделенной при «сжигании» в клетке
сахаров, жиров и т.д. Образно говоря, АТФ — это единственная энергетическая «валюта», которая принимается во всех
клеточных «банках». В сравнении с «крупными купюрами» (молекулами жиров, сахаров) это — мелкая разменная
монета. Потомуто она и удобна для разнообразных «платежей» (химических реакций).
Рефлексия: Подведение итогов отчета первой группы.
Вопрос: какое значение имеет АТФ в жизни клетки?
Ответ: АТФ играет центральную роль в энергетическом обмене клетки. Она является
непосредственным источником энергообеспечения любой клеточной функции.
Учитель: Действительно, любые виды клеточной активности совершаются за счет энергии,
освобожденной в результате реакции гидролиза АТФ.
По итогам коллективной работы формулируется вывод:
АТФ единый и универсальный источник энергообеспечения клетки. (вывод записывается
в лист самоконтроля см. Приложение№1).
Группа №2
Цель: объяснить энергетическую ценность I и II этапа энергетического обмена.
1. Прочитайте & 42 стр. 125126 учебник Захаров раздел « Этапы энергетического
« Энергетический обмен»
обмена»
Обсудите:
какие изменения претерпевают органические вещества в подготовительную стадию?
составьте схему расщепления
2. Найдите в тексте описание бескислородной стадии учебник Полянский стр. 165
раздел « Гликолиз»
Установите:
особенности энергетического обмена во втором этапе
ферментативный характер реакций
3. Соберите модель молочной кислоты продукта бескислородного этапа.
составьте схему гликолиза
Для отчёта: составьте рассказ;
энергетическая ценность 1 и 2 этапа;
локализация этапов в клетке их значение.
заполните лист самоконтроля (см. Приложение №1).
Предполагаемый ответ:
Подготовительный этап (пищеварение), протекает вне клеток в пищеварительном тракте под действием
ферментов, секретируемых пищеварительными железами. Состоит в гидролизе крупных молекул на более
мелкие (полимеры мономеры):
В первую очередь для расщепления используются углеводы. Жиры составляют «первый резерв» и
используются тогда, когда исчерпан запас углеводов. Белки вовлекаются в обмен после израсходования всех
запасов углеводов и жиров (при длительном голодании). Вся выделяющаяся энергия рассеивается в виде
тепла. Гликолиз протекает в цитоплазме клетки под действием ферментов лизосом.
За счёт энергии расщепления образуются 2 молекулы АТФ (это чистый выход).
C6 H12 O6 молочная кислота
(глюкоза) 2 АТФ
Рефлексия: Подведение итогов отчета второй группы.
Учитель возвращается к вопросу, заданному в начале урока:
Почему мясо гуанако оказалось несъедобным?
Ответ: Молочная кислота сделала невкусным мясо животного, подстреленного героями
Жюля Верна.
Комментарий учителя:
Да. Кислород не успевает попасть в клетки мышц при длительном беге животного Тем не менее клетки задыхаются не
сразу. При распаде глюкозы образуется сложное вещество – молочная кислота. Чем больше кислоты накопилось в
мышцах, тем сильнее животное чувствует усталость. Начинается любопытный процесс – гликолиз. Гликолиз – процесс
сложный многоступенчатый. Он представляет собой каскад следующих друг за другом реакций. Каждую реакцию
катализирует особый фермент. Ферментативные реакции происходят не сразу, а последовательно благодаря чему клетки
никогда не повреждаются изза перегрева.
По итогам коллективной работы формулируется вывод: Синтез АТФ в процессе гликолиза
не нуждается в мембранах. Он идет и в пробирке, если имеются все необходимые
субстраты и ферменты.(вывод записывается в лист самоконтроля см. Приложение№1).
Группа №3
« Кислородное расщепление»
Цель: установить эффективность кислородной стадии энергетического обмена.
1. Прочитайте & 43 учебник Полянский раздел « Кислородное расщепление» стр.165
167.
Обсудите:
эффективность кислородной стадии по сравнению с гликолизом
(используйте лист дополнительной информации см. Приложение №2)
2. Создайте аппликацию «синтез АТФ в митохондриях», показав механизм работы
ферментов.
3. Рассмотрите рисунок строение митохондрии.
установите связь между строением и функциями этого органоида.
Для отчёта: составьте рассказ;
энергетическая ценность 3 этапа
значение кислородного окисления.
заполните лист самоконтроля ( см. Приложение №1).
Предполагаемый ответ:
1931 г. — окислительное фосфорилирование открыл В. А. Энгельгардт.
Цепь переноса электронов (дыхательная цепь) состоит из коферментов и белковых пигментов,
расположенных на внутренней мембране митохондрий. Протоны (Н+) от НАДН2 и ФАДН2
транспортируются в наружной мембране через протонную помпу (особый белок в мембране). Протоны
(Н+) накапливаются в пространстве между наружной и внутренней мембраной (Н+ — резервуар).
Энергия протонов, при перемещении их обратно вовнутрь сквозь протонные каналы в мембране, исполь
зуется ферментом АТФазой для синтеза АТФ из АДФ. Внутри митохондрий Н+ соединяются с О2 и
электронами, образуя Н2О.
Рефлексия: Подведение итогов отчета третьей группы.
Учитель возвращается к вопросу, заданному в начале урока: почему мясо гуанако вкусно,
если животное убито во время отдыха?
Ответ: Клетки мышц дышат кислородом, а значит глюкоза «сгорает» в ней полностью,
превращаясь в воду и углекислый газ с выделением энергии . Комментарий учителя: Во время
третьего этапа происходит окончательное расщепление продуктов гликолиза, путём ряда последовательных
ферментативных реакций, причём на данном этапе освобождается наибольшее количество энергии, а значит в мышцах
животного нет молочной кислоты. Расщепление в клетке 1 молекулы глюкозы до оксида углерода( ) и воды
обеспечивает синтез 38 молекул АТФ. Из них в бескислородную стадию синтезируется 2 молекулы АТФ, а в
кислородную 36АТФ. Кислородный процесс, таким образом, почти в 20 раз более эффективен, чем бескислородный. Образовавшаяся при этом АТФ по каналам ЭПС направляется в другие участки клетки, где возникает в ней потребность.
Из образовавшейся энергии при расщеплении глюкозы для клетки сохраняется 55% энергии, которая переходит в
потенциальную энергию и в дальнейшем используется клеткой. Поэтому реакция расщепления называется
энергетическим обменом.
По итогам коллективной работы формулируется вывод: Для осуществления кислородного
процесса необходимо наличие неповрежденных мембран, так как решающую роль играют
происходящие на них электрические явления.( вывод записывается в лист самоконтроля
см.Приложение №1).
Группа №4.
«Три этапа»
Цель: сравнить энергетический обмен у аэробов и анаэробов.
1. Прочитайте гл.3 « Обеспечение клеток энергией» стр. 6667 учебник Рувинский
Объясните:
когда организмы приобрели способность к кислородному расщеплению?
какое это имело значение для развития жизни на Земле?
2. Обсудите:
почему энергетический обмен более эффективен у аэробов, чем у анаэробов?
3. Сравните энергетический обмен в клетках аэробов и анаэробов
Для отчёта: составьте рассказ;
роль аэробов и анаэробов для развития жизни на земле;
энергетический обмен в клетках аэробов и анаэробов
заполните лист самоконтроля (см. Приложение №1).
Предполагаемый ответ:
Анаэробное (бескислородное) дыхание происходит у организмованаэробов. Облигатные анаэробы
(бактерия ботулизма и др.) существуют только при полном отсутствии О2 (кислород для них
губителен). Факультативные анаэробы (дрожжи, червипаразиты и др.) могут существовать как без О2,
так и в его присутствии. Процесс анаэробного дыхания называют брожением.
Аэробное (кислородное дыхание) процесс полного окисления в митохондриях клетки активированной
пировиноградной кислоты (ПВК) до углекислого газа и воды, сопровождающийся выделением энергии и
синтезом АТФ.
Комментарии учителя:
Молочно кислые бактерии извлекают для себя энергию превращая глюкозу, содержащуюся в молоке, в молочную
кислоту, а само молоко или сливки в простоквашу, ряженку, кефир, йогурт, творог, сметану. Кислород бактериям при
этом не нужен: брожение заменяет им дыхание. А при спиртовом брожении расщеплении глюкозы идёт дальше и она как
вы уже знаете распадается на этиловый спирт и углекислоту. На этом основана приготовление вина, пива, кваса,
дрожжевого теста.
Общая рефлексия выводы по уроку (значение энергетического обмена):
1. Использование энергии расщепления и окисления для синтеза АТФ.
2. Передача энергии в виде АТФ в различные части клетки.
3. Образование промежуточных продуктов реакций расщепления, используемых
клеткой в обмене веществ.
4. Побуждение реакций синтеза в клетке новых соединений при израсходовании их
запасов.
VI.
Подведение итогов урока.
a. По целевым установкам на уроке обсуждается выполненная работа и
достигнутый результат b. Корректируются пробелы в усвоении знаний
c. Проверка усвоения знаний
d. Выставление оценок за урок
VII. Домашнее задание.
1.Изучить п. 4.2. стр.124127, дать объяснения новым биологическим терминам,
проработать вопросы 1 3 стр.131; составить схему цикл Кребса (по желанию).
2. Решить биологическую задачу
В процессе диссимиляции произошло расщепление 900 г глюкозы, из которых до СО2
и Н2О расщепилось 360 . Сколько молекул АТФ при этом образовано?
3. Подготовить сообщение о деятельности В.А. Энгельгардта в области
энергообеспечения клеток.
Дополнительная информация.
Приложение 2.
Энергетический обмен (диссимиляция, или катаболизм) — совокупность реакций
распада в клетке высокомолекулярных органических соединений на низкомолекулярные
органические и неорганические соединения, сопровождающиеся выделением энергии.
Гликолиз — последовательность реакций, в результате которых одна молекула
глюкозы расщепляется на две молекулы пировиноградной кислоты (ПВК).
Цикл трикарбоновых кислот (цикл Кребса) —
циклический ферментативный процесс полного окисления активированной уксусной
кислоты до углекислого газа и воды.
Брожение — процесс расщепления в лизосомах клетки пировиноградной кислоты
(ПВК) до этилового спирта и углекислого газа либо до молочной кислоты.
Окислительное фосфорилирование — последовательные ферментативные реакции, в
ходе которых электроны перемещаются по цепи переноса от НАДН2 и ФАДН2 к
молекулярному кислороду с образованием воды и выделением энергии для
фосфорилирования (фосфорилирование — синтез АТФ).
Каждая живая клетка имеет сложный механизм для преобразования энергии. На первом
этапе клетки растений преобразуют энергию Солнца в химическую, которая запасается в
органических веществах. Второй этап преобразования энергии в клетке растений и живот
ных, человека, бактерий происходит в процессе дыхания. Освобожденная химическая энер
гия органических веществ расходуется на синтез молекул АТФ, богатых энергией. Для тре
тьего этапа характерно использование заключенной в молекулах АТФ энергии на процессы
жизнедеятельности клеток: передачу нервных импульсов, мышечное сокращение, синтез
сложных молекул и др.
• АТФ универсальный источник энергии в клетке. Отщепление от АТФ одной фосфатной
группы сопровождается выделением 40 кДж энергии за счет разрыва одной
макроэргической связи, а при разрыве пептидных связей в молекуле белка освобождается
всего 15 кДж энергии.
• Химическая энергия фосфатной связи в молекуле АТФ легко передается другому соеди
нению. . • Большая часть молекул АТФ синтезируется за счет энергии протонов Н+ и электронов,
источником которых служат атомы водорода. Источником атомов водорода являются
молекулы органических веществ, при расщеплении которых освобождаются атомы
водорода. В качестве органических веществ используются глюкоза и другие вещества.
• В клетке протоны и электроны от одной реакции к другой переносятся особыми моле
кулами коферментами. Например, кофермент А— переносчик ацетильных групп, НАД+
и НАДФ+ переносчики атомов водорода и электронов. Участвующие в реакциях
коферменты практически не изменяются, поэтому используются многократно.
• При расщеплении одной грамммолекулы глюкозы в процессе энергетического обмена
освобождается 625 000 калорий. Если бы эта энергия освобождалась сразу, клетка погибла
бы от перегрева. Этого не происходит, так как энергия в ходе окислительно
восстановительных реакций освобождается постепенно.
• В кислородную стадию энергетического обмена от молекул пировиноградной кислоты
(ПВК) отщепляются атомы водорода, которые восстанавливают НАД+ до НАДН. Если бы
не происходило постоянного окисления НАД'Н, реакции прекратились бы. Кислород
взаимодействует с НАДН и окисляет их до НАД+.
Приложение 1.
Лист самоконтроля.
ФИО ученика………………………………………….
Группа 1 « Энергообеспечение клеток».
Цель: определить роль АТФ в энергетическом обмене.
1.Укажите название составных частей молекулы АТФ
2. Достройте логикосмысловую модель: АТФ – аккумулятор энергии
АТФ АДФ
1. Вывод:……………………………………………………………… Группа 2 «Энергетический обмен»
Цель: объяснить энергетическую ценность 1 и 2 этапа энергетического обмена.
1. Укажите продукты расщепления сложных органических веществ
подготовительного этапа.
Б
Ж
У
2.Составьте схему второго этапа энергетического обмена, укажите продукты
реакции:
глюкоза
Вывод:……………………………………………………………………………
Группа 3«Кислородное расщепление»
Цель: установить эффективность кислородной стадии энергетического обмена.
1.
Составьте схему:
Условия кислородного процесса
1 2 4 6
3 5
2. Укажите название исходных веществ и продуктов реакции третьего этапа.
Исходные Продукты
вещества реакции
Вывод:…………………………………………………………………………………. Цель: сравнить энергетический обмен у аэробов и анаэробов.
Группа 4 «Три этапа»
1. Допишите определение:
Анаэробы это организмы ..............................................
Аэробы это организмы …………………………………..
2. Заполните таблицу:
Признаки для сравнения
Аэробы
Анаэробы
Стадии энергетического обмена
Число молекул АТФ, синте
зируемых в каждую стадию
Участие кислорода
Исходные продукты
Конечные продукты
Вывод:……………………………………………………………………………
Конспект урока "Энергетический обмен в клетке"
Конспект урока "Энергетический обмен в клетке"
Конспект урока "Энергетический обмен в клетке"
Конспект урока "Энергетический обмен в клетке"
Конспект урока "Энергетический обмен в клетке"
Конспект урока "Энергетический обмен в клетке"
Конспект урока "Энергетический обмен в клетке"
Конспект урока "Энергетический обмен в клетке"
Конспект урока "Энергетический обмен в клетке"
Конспект урока "Энергетический обмен в клетке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.