Разработка урока "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Движение молекул." (7 класс)
Оценка 4.8

Разработка урока "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Движение молекул." (7 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
физика
7 кл
09.12.2017
Разработка урока "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.  Движение молекул." (7 класс)
УРОК№ 8 по физике 7 класс. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Движение молекул. Цель урока. Познакомить учащихся с некоторыми опытными доказательствами движения молекул. Основной материал. Явление диффузии. Причины и закономерности этого явления. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Диффузия в природе. Примеры практического применения диффузии.
8 урок.docx
УРОК 8 Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.  Движение молекул. Цель урока. Познакомить учащихся с некоторыми опытными доказательствами движения молекул. Основной материал. Явление диффузии. Причины и закономерности этого явления. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Диффузия в природе. Примеры практического применения диффузии. ДЕМОНСТРАЦИИ. Опыты   в   учебнике.   Распространение   запаха   пахучих   веществ.   Модель   броуновского движения. Диффузия газов. Опыты с марганцовкой и зеленкой. ОПРОС. Какие явления показывают, что тела состоят из молекул? Какие опыты подтверждают наличие межмолекулярных промежутков? Какие наблюдения показывают, что размеры молекул очень малы? Чем отличаются молекулы разных веществ? В начале урока проводим повторение материала. Индивидуальный и фронтальный опрос по вопросам   к   параграфу.   После   него   делаем  ВЫВОД:   вещества   состоят   из   молекул   и атомов; между ними есть промежутки. Затем перейдем к рассмотрению опытных фактов, доказывающих движение молекул. Анализируем опыт по окрашиванию воды в стакане, в который   при   помощи   пипетки   вливаем   каплю   концентрированного   раствора марганцовокислого калия.  ВОПРОС. Почему вода без перемешивания окрашивается? ОТВЕТ. Молекулы марганцовки проникли между молекулами воды. ОПЫТ.  Откроем   пакет   с   нафталином   или   камфорой   (можно   взять   другое   пахучее вещество) ВОПРОС. Что вы чувствуете? Можно ли определить вещество? объясните это явление? ВЫВОД. Молекулы всех тел непрерывно движутся.  Опытным доказательством того, что молекулы движутся, можно считать явление, которое первым наблюдал в 1827 г. английский ботаник Роберт Броун, рассматривая в микроскоп споры   растений,   находящиеся   в   жидкости.   Поэтому   движение   очень   мелких   твердых частиц, находящихся в жидкости, и называют броуновским движением, а саму частицу – броуновской. Приведем примеры величины средней скорости движения некоторых молекул, например, водорода при 18 С­1760м/с, кислорода­440м/с. Проведем   опыт   по   диффузии   раствора   медного   купороса   и   воды.   В   цилиндрическую мензурку   наливаем   воду,   а   затем   через   трубку   осторожно   доливаем   раствор   медного купороса. Раствор медного купороса тяжелее воды, поэтому он должен размещаться внизу. При этом отчетливо видна граница раздела двух сред. Как протекает явление на границе раздела?   Какие   изменения   будет   претерпевать   окраска   жидкости?   Подчеркиваем,   что процесс перемешивания молекул раствора и молекул воды будет продолжаться бесконечно долго,   потому   что   молекулы,   сталкиваясь   друг   с   другом,   беспорядочно   и   непрерывно движутся. Сосуд с раствором оставляем до следующего урока. Можно к нему подготовить еще два сосуда с растворами медного купороса, в которых диффузия находится на разных стадиях. Если в комнату внести какое­нибудь пахучее вещество, например, кофе или духи, то через некоторое время запах будет чувствоваться по всей комнате. Распространение запаха   происходит   из­за   того,   что   молекулы   духов   или   кофе   движутся.   Работа   с учебником. Стр 27­28. ОПРЕДЕЛЕНИЕ.   Диффузия­   явление,   при   котором   происходит   взаимное проникновение   молекул   одного   вещества   между   молекулами   другого.  Обратим внимание   на  то,  что  скорость  протекания  диффузии  газов  больше,   чем  жидкости.  Это различие   объясняется   тем,   что   в   газах   промежутки   между   молекулами   больше,   чем   в жидкостях, поэтому молекула газа от столкновения до столкновения проходит большие пути, чем в жидкостях. Кроме того, на скорость диффузии оказывает влияние и скорость движения самих молекул. Теперь рассмотрим явление диффузии в твердых телах. Оно происходит во много раз медленнее, чем в жидкостях.  ВОПРОСЫ. Приведите примеры использования диффузии в быту и технике. Расскажите о значении диффузии для растений, животных, человека. Одним из фактов, доказывающих  БРОУНОВСКОЕ   движение движение   молекул,   является   броуновское   движение. ­непрерывное   хаотическое   движение   малых   частиц,   взвешенных   в   жидкости.   Оно продолжается неопределенно долго без какого­либо ослабления. Причиной броуновского движения является непрерывное, никогда непрекращающееся движение молекул жидкости. Пользуясь   моделью   броуновского   движения,   объясняем   характер   движения   частиц, неравномерными ударами молекул о частицу с разных сторон.  ВЫВОД. Броуновское движение является следствием движения молекул. Это явление можно наблюдать в микроскоп с увеличением в 400­600 раз. Разбавленное молоко наносят на предметное стекло микроскопа и закрывают его покровным стеклом. Затем настраивают микроскоп.    ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ   ЧТЕНИЕ.   «Физика­юным»   ч.   1.   «Диффузия   сваривает», «Как делают сахар». ЗАДАЧИ. Опустите в стакан с водой крупинку краски. Через некоторое время вокруг нее образуется цветное «облачко». Объясните явление. В одну банку с огурцами налили холодный рассол, в другую горячий. В какой из банок огурцы быстрее просолятся? Почему? Почему для сохранения одежды от моли в большом шкафу можно использовать небольшой кусок нафталина? В одинаковые стаканы с водой одновременно бросили одинаковые крупинки марганцовки. Как можно определить в каком стакане горячая вода? В какой воде – горячей или холодной – надо замочить фасоль для варки супа, чтобы она разбухла скорее? Домашнее задание Параграф  9,10  №56, 57 Итог урока.

Разработка урока "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Движение молекул." (7 класс)

Разработка урока "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.  Движение молекул." (7 класс)

Разработка урока "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Движение молекул." (7 класс)

Разработка урока "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.  Движение молекул." (7 класс)

Разработка урока "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Движение молекул." (7 класс)

Разработка урока "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.  Движение молекул." (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2017