Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)
Оценка 4.9

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
9 кл
07.01.2017
Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)
технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Основные этапы организации учебной деятельности: постановка учебных задач (цель: создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи); совместное исследование проблемы (цель: поиск решения учебной задачи); моделирование (цель: составление плана действий); переход к этапу решения решения задач Цель: первичный контроль за правильностью выполнения способа действий); применение общего способа действий для решения частных задач (цель:коррекция отработки способа); контроль на этапе окончания учебной темы (цель: контроль).технологическая карта урока географии в 9-ом классе
технолог карта.docx
ТЕМА:    ТЭК Угольная промышленность Ф.И.О. учителя Ермакова Н.А.    Предмет: География 9 класс Цель. Познакомить уч­ся с особенностями угольной пром­ти, показать проблемы отрасли. Изучить размещение угольной пром­ти Оборудование: физическая карта России, учебник, икт – презентация. Планируемые результаты: Личностные: воспитывать усидчивость, настойчивость в приобретении знаний, развивать познавательный интерес. Метапредметные: развивать навыки и умения работать с атласом, текстом учебника, сравнивать и анализировать, развивать умение работать в  паре, по картам, дополнительной литературой. Предметные: освоение знаний по ТЭК: география угольной пром­ти, проблемы и перспективы отрасли.. Деятельностный компонент: выполнение практической работы.  Тип урока: комбинированный с открытием новых знаний Тема: Открытие и исследование материков. Технологическая карта урока Этап урока Организационный Деятельность учителя Приветствие, пожелание плодотворной  работы на уроке, создание условий для  благоприятной рабочей обстановки в  классе, проверка готовности к уроку. Создать благоприятный психологический  настрой на работу, вовлечь учащихся в  урок, во взаимодействие с  одноклассниками и с учителем. Деятельность учеников Приветствуют учителя,  воспринимают услышанную  информацию, проверяют наличие  учебных материалов для работы на  уроке. Время 2 Результаты Коммуникативные:  планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и  сверстниками. Регулятивные:  организация своей  учебной деятельности Личностные: мотивация учения,  соблюдение норм и  правил поведения на  уроке 10 Работа в паре, индивидуальная работа ­диктант) Актуализация  знаний Актуализация опорных знаний А) взаимоопрос 1 вариант. Рассказать о нефтяной промышленности. 2 вариант. Рассказать о газовой промышленности. Б) 1-2 учащихся повторяют свои устные ответы у доски; В) Географический диктант  Слайд №3 1  70% нефти страны добывается в  2  Самый дешёвый способ добычи нефти 3  По запасам нефти Россия занимает 4  Добыча нефти в 90­х годах  5 Вторая по величине добычи нефтяная  база  страны 6  Главные потоки нефти направлены 7 НПЗ расположены в районах потребления продуктов  переработки нефти или в  местах её добычи? 8  91% газа добывается в  9  По добыче газа Россия занимает  10 Крупнейшие газопроводы идут от  д) взаимопроверка и взаимооценка Слайд  №3  (Критерии оценки: нет ошибок – отлично, Мотивация к  учебной  деятельности 1­2 ошибки – хорошо, 3­4 ошибки –  удовлетворительно, более 4­х ошибок –  неудовлетворительно). . Мотивационно – ориентировочный аспект. Наша огромная страна расположена в умеренном климатическом поясе с холодной сибирской зимой. Чтобы выжить в таких климатических условиях, о чем людям нужно позаботиться о …….  О чем пойдет речь на уроке?  О топливе.  Вернее о топливной промышленности.  А что именно о топливной промышленности нам предстоит узнать сегодня? Учитель совместно с учащимися  определяет целевые ориентиры  учебного занятия. 1.Виды топлива? 2.Где размещены основные бассейны? 3.Как добывают уголь? 4.Существуют ли экологические и  экономические проблемы? Словарная работа. Себестоимость (учащиеся самостоятельно  пользуясь текстом учебника записывают в  Рассуждения учеников. Слушают  учителя, смотрят презентацию.  2 Личностные:  Осознание значимости МОК ТЭК,  необходимость  изучения географии  угольной отрасли Предметные:  Выявлять и  знать  географические  объекты при изучении  темы, знать правила  работы на уроке.  Умение работать с  разными источниками  информации. Метапредметные:  Способность к  сотрудничеству и  коммуникации,  умение вести  самостоятельный  поиск, отбор  информации тетрадь) Предлагает определить тему урока,  показывает презентацию с изображением  темы Как вы думаете, что мы будем изучать? Какова цель нашего урока? Обобщает и корректирует ответы  учащихся. Формулируют тему и цель урока. Используя презентацию и текст учебника  знакомит с особенностями угольной  промышленности. Беседа с элементами  самостоятельной деятельности.   Выясняют, что значит угольная  промышленность в экономике России. Просматривают, рассуждают,  исследуют, сравнивают Сменить деятельность, обеспечить парную  работу. Заполняют таблицу (характеристика  угольных бассейнов) 1. Самые крупные запасы угля  (общегеологические) имеет бассейн: Выполнение теста Формулирование  темы урока и  постановка цели Изучение нового  материала Выполнение  практической  работы Контроль 1 5 10 4­5 а) Кузнецкий б) Печорский в) Тунгусский г) Донецкий 2. Первое место в России по добыче угля  занимает бассейн а) Кузнецкий б) Печорский в) Южно­Якутский г) Донецкий 3. Самый дешевый уголь (в 2­3 раза дешевле Кузнецкого) в бассейне а) Печорский б) Донской в) Канско­Ачинский г) Южно­Якутский 4. Самый дешевый, экологически чистый  вид топлива это: а) уголь; б) природный газ; в) нефть. 5. В угольной промышленности  себестоимость зависит от: а) качества угля; б) способа добычи; в) вид  транспортировки. 6. Самый дешевый способ добычи угля   а) подземный б) фонтанный       в) открытый       г) насосный   7. Бурые угли добывают  а) Донецком б) Канско­Ачинском в)  Кузнецком  8. Добыча в 90­х годах угля…  а) возросла   б) упала   9. Уголь этого бассейна в основном идет на  экспорт в Японию   а) Кузнецкий      б) Печорский      в) Южно­Якутский      г) Донецкий 10. Топливная промышленность использует природные ресурсы:  а) исчерпаемые и невозобновимые;   б) неисчерпаемые и возобновимые. Закрепление знаний Предлагает ответить на вопросы. Какое  значение имеет угольная промышленность  в экономике страны? Отвечают на вопросы учителя.  Предлагают свои варианты ответов. 6 ­ Почему в последнее время  ­ ­ ­ снизилась добыча каменного угля?  Какими способами добывают  уголь? Какой из них дешевле?  Почему не разрабатываются самые  крупные месторождения угля в  восточной Сибири ?  Какие экологические проблемы  связаны с угледобычей? Контроль  полученных знаний Задаёт задания – вопросы. Назовите каменноугольные бассейны. - Какие из них эксплуатируются, а какие перспективные? ­ Назовите буроугольные бассейны Найдите и покажите на карте месторождения  каменного угля в России. 1. Кузнецкий бассейн  2. Канско­Ачинский буроугольный бассейн;  3. Печорский бассейн. Подводит итоги урока, выставляет оценки  Самостоятельно рассуждают,  фиксируют выводы, оценивают  усвоенное содержание. Угольные регионы ­ это регионы с  очень острыми экологическими проблемами.  При сжигании очень сильно загрязняет  атмосферу. Помимо экологических проблем  возникают сложности и с добычей угля в  бассейнах, расположенных на севере России, учащимся. за полярным кругом ­ здесь добыча угля  обходится дорого. Рефлексия  Фиксирует результаты урока, успехи  учащихся. Обеспечивает усвоение учащимися  принципов саморегуляции и  сотрудничества.  Осознают свою учебную  деятельность, самооценка  результатов своей деятельности и  всего класса. Используют приём  «Выбери своё настроение» Какая цель была поставлена на уроке?  Насколько она была реализована? Что получилось? Не получилось. Какой была работа в паре? Справились ли с ролями? С чем уйдете с урока? Какую оценку деятельности получили?  Какую оценку вы поставили себе за урок? Предлагает приём «выбери своё  настроение» Даёт рекомендации по выполнению  домашнего задания Домашнее задание Записывают домашнее задание.  2 2 Целевые ориентиры точно и доходчиво разъяснены, они стали личностно значимы для учеников, нацелены на развитие индивидуальности  учащегося, на формирование их способностей. Создание проблемной ситуации. Рассмотрим с одной стороны , каковы особенности основных отраслей топливной промышленности, а с  другой стороны проблемы экономического и экологического характера. Данная проблема активизировала деятельность учащихся.  Решение этой проблемы осуществлялось при работе по карте, с текстом учебника, а также из своего небольшого жизненного опыта. Они  уже сегодня готовы предложить пути выхода из экономических и экологических проблем, видя их в нашей местности. Преобладающий  уровень познавательной деятельности – самостоятельность. Работа с интерактивным наглядным пособием способствовала активизации познавательной деятельности. На уроке приоритетными могут быть диалоговые и полилоговые формы общения с преобладанием  поисковых методов. Создание благоприятной психологической атмосферы, свободное и открытое выражение учениками своего мнения, без опасения критики.  Думаю, что все это залог успешного урока для учителя и ученика.  .     Практическая работа № 4 Составление сравнительной характеристики двух угольных бассейнов по картам и статистическим материалам Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику угольной базы по плану, используя текст учебника, картосхему, карты атласа 1 Познакомиться с планом характеристики угольной базы. 2 Изучив текст учебника стр.86-89, карту «Запасы и добыча угля по бассейнам России», таблицу 20 на стр. 87 3 Начертите таблицу в тетради. выберите два угольных бассейна для сравнения Ход работы № План характеристики Бассейн Название бассейна угольного Название угольного бассейна 1. Географическое положение 2 Способ добычи 3 4 Условия добычи и затраты на добычу Количество (добыча и запасы) и качество добываемого угля 5 Потребители 6. Проблемы окружающей среды 7. Перспективы развития 4 Составьте письменную характеристику угольных бассейнов, работая в паре с товарищем. 5 Проверьте работу и сделайте вывод. Практическая работа № 4 Составление сравнительной характеристики двух угольных бассейнов по картам и статистическим материалам Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику угольной базы по плану, используя текст учебника, картосхему, карты атласа 1 Познакомиться с планом характеристики угольной базы. 2 Изучив текст учебника стр.86-89, карту «Запасы и добыча угля по бассейнам России», таблицу 20 на стр. 87 3 Начертите таблицу в тетради. выберите два угольных бассейна для сравнения Ход работы № План характеристики Бассейн Название угольного бассейна Название угольного бассейна 1. Географическое положение 2 3 4 5 Способ добычи Условия добычи и затраты на добычу (добыча и Количество запасы) качество и добываемого угля Потребители 6. Проблемы среды окружающей 7. Перспективы развития 4 Составьте письменную характеристику угольных бассейнов, работая в паре с товарищем. 5 Проверьте работу и сделайте вывод. Практическая работа для учащихся 9 класса № 4 Составление характеристики угольного бассейна России. Цель работы: отработать умение составлять экономико-географические характеристики угольных бассейнов (топливно- энергетических баз) по плану, используя картосхему, карты атласа и другие источники информации. 2.Способы добычи Шахтный (58 шахт), План сравнения 1. географическое положение 3. условия добычи и затраты на добычу. 4. Количество (добыча и запасы) и качество добываемого угля 5. Потребители бассейн Канско-Ачинский Расположен в Сибири, на территории Красноярского края, частично в Кемеровской и Иркутской областях. Открытый. 30 угольных месторождений и 7 угленосных площадей. Условия добычи хорошие, т.к. угольные пласты располагаются близко к поверхности, уголь самый дешевый. Добыча – до 56 млн. т, запасы – 601 млрд.т, калорийность – 0,47 тыс. ккал/кг. Угли низкокалорийные, бурые, есть и каменные, но мало. Применяются на месте для выработки электроэнергии в Красноярской и Хакасской энергосистемах, а также для выработки тепла ТЭЦ. Кузбасс Расположен в азиатской части России, в Кемеровской области, к югу от Западно-Сибирской равнины, в неглубокой котловине между горными массивами Кузнецкого Алатау и Горной Шории и невысоким Салаирским кряжем. открытый (36 предприятий открытой добычи), гидравлический (3 гидрошахты – 5%). Мощность пластов (их 260) от 1,3 до 4м, местами – до 20 м. Себестоимость добычи угля – средняя. Добыча - 185 млн. тонн (2010 год), запасы – 725 млрд. т, 56% добываемых углей в России, 80% от всех коксующихся. Угли высококалорийные (7000 – 8600 ккал/кг). Новокузнецкий, Западно- Сибирский металлургические комбинаты, Новокузнецкий алюминиевый завод, Кузнецкие ферросплавы, химическая промышленность Кемерово, Материалы для выполнения работы: учебник по географии, атлас, другие источники информации (Интернет-ресурс). Ход работы: Вариант 1. Задание: Дайте характеристику бассейна по плану (на примере Печорского угольного бассейна). План характеристики: Печорский угольный бассейн 1.Географическое положение бассейна. В какой части страны, в каком субъекте РФ расположен бассейн? Расположен на северо-востоке европейской части страны, на севере республики Коми. Центр-Воркута. Другой город в бассейне Инта. До Воркуты проложена железная дорога - Печорская (Коноша-Воркута); 2. Способ добычи: подземный (шахтный); 3. Глубина добычи: 4. Мощность пластов: средняя мощность-1,5м; 5. Качество угля: высококачественные(0,8 ккал/кг); 6. Себестоимость добычи: угли дорогие (себестоимость высокая); 7. Величина добычи и запасы угля : 13 млн.т; 8. Потребители: предприятия Европейского Севера 9. Проблемы бассейна (экологическая, социальная и пр.) Связаны с трудностями реализации дорогого угля, в условиях рыночной экономики. Экологические проблемы-терриконы. Социальные – несвоевременная выплата заработной платы. 10. Перспективы развития бассейна. 300 метров. Небольшие перспективы развития из-за высокой себестоимости угля, неблагоприятных природных условий (удорожание жизни и условий труда в заполярье), конкуренция – природный газ, как более экологически чистое топливо. Вариант 2: Задание: по карте атласа определите местоположение Кузбасса и Канско-Ачинского угольных бассейнов. Дайте их сравнительную характеристику и сделайте вывод об эффективности эксплуатации этих угольных бассейнов. Заполните таблицу, сделайте вывод. Вывод: уголь остается одним из важнейших топливных ресурсов, но является дорогим по добыче видом топлива, т. к. месторождения расположены в неблагоприятных климатических условиях (высокая оплата труда, социальные проблемы), проблемы реализации дорогого угля в условиях возрастающей конкуренции природного газа как более экологически чистого вида топлива. Однако, в перспективе его роль будет расти как основного вида топлива в районах его добычи, т.к. основные базы удалены от основных потребителей.

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017