Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
9 кл
07.01.2017
технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Основные этапы организации учебной деятельности: постановка учебных задач (цель: создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи); совместное исследование проблемы (цель: поиск решения учебной задачи); моделирование (цель: составление плана действий); переход к этапу решения решения задач Цель: первичный контроль за правильностью выполнения способа действий); применение общего способа действий для решения частных задач (цель:коррекция отработки способа); контроль на этапе окончания учебной темы (цель: контроль).технологическая карта урока географии в 9-ом классе
технолог карта.docx
ТЕМА: ТЭК Угольная промышленность
Ф.И.О. учителя Ермакова Н.А. Предмет: География 9 класс
Цель. Познакомить учся с особенностями угольной промти, показать проблемы отрасли. Изучить размещение угольной промти
Оборудование: физическая карта России, учебник, икт – презентация.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать усидчивость, настойчивость в приобретении знаний, развивать познавательный интерес.
Метапредметные: развивать навыки и умения работать с атласом, текстом учебника, сравнивать и анализировать, развивать умение работать в
паре, по картам, дополнительной литературой.
Предметные: освоение знаний по ТЭК: география угольной промти, проблемы и перспективы отрасли..
Деятельностный компонент: выполнение практической работы.
Тип урока: комбинированный с открытием новых знаний
Тема: Открытие и исследование материков.
Технологическая карта урока
Этап урока
Организационный
Деятельность учителя
Приветствие, пожелание плодотворной
работы на уроке, создание условий для
благоприятной рабочей обстановки в
классе, проверка готовности к уроку.
Создать благоприятный психологический
настрой на работу, вовлечь учащихся в
урок, во взаимодействие с
одноклассниками и с учителем.
Деятельность учеников
Приветствуют учителя,
воспринимают услышанную
информацию, проверяют наличие
учебных материалов для работы на
уроке.
Время
2
Результаты
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками.
Регулятивные:
организация своей
учебной деятельности
Личностные: мотивация учения,
соблюдение норм и
правил поведения на
уроке
10
Работа в паре, индивидуальная работа
диктант)
Актуализация
знаний
Актуализация опорных знаний
А) взаимоопрос
1 вариант. Рассказать о нефтяной
промышленности.
2 вариант. Рассказать о газовой
промышленности.
Б) 1-2 учащихся повторяют свои
устные ответы у доски;
В) Географический диктант Слайд №3
1 70% нефти страны добывается в
2 Самый дешёвый способ добычи нефти
3 По запасам нефти Россия занимает
4 Добыча нефти в 90х годах
5 Вторая по величине добычи нефтяная
база
страны
6 Главные потоки нефти направлены
7 НПЗ расположены в районах потребления
продуктов переработки нефти или в
местах её добычи?
8 91% газа добывается в
9 По добыче газа Россия занимает
10 Крупнейшие газопроводы идут от
д) взаимопроверка и взаимооценка Слайд
№3
(Критерии оценки: нет ошибок – отлично, Мотивация к
учебной
деятельности
12 ошибки – хорошо, 34 ошибки –
удовлетворительно, более 4х ошибок –
неудовлетворительно).
. Мотивационно –
ориентировочный аспект.
Наша огромная страна
расположена в умеренном
климатическом поясе с холодной
сибирской зимой. Чтобы выжить в
таких климатических условиях, о
чем людям нужно позаботиться о
…….
О чем пойдет речь на
уроке?
О топливе.
Вернее о топливной
промышленности.
А что именно о топливной
промышленности нам
предстоит узнать сегодня?
Учитель совместно с учащимися
определяет целевые ориентиры
учебного занятия.
1.Виды топлива?
2.Где размещены основные бассейны?
3.Как добывают уголь?
4.Существуют ли экологические и
экономические проблемы?
Словарная работа.
Себестоимость (учащиеся самостоятельно
пользуясь текстом учебника записывают в
Рассуждения учеников. Слушают
учителя, смотрят презентацию.
2
Личностные:
Осознание значимости
МОК ТЭК,
необходимость
изучения географии
угольной отрасли
Предметные:
Выявлять и знать
географические
объекты при изучении
темы, знать правила
работы на уроке.
Умение работать с
разными источниками
информации.
Метапредметные:
Способность к
сотрудничеству и
коммуникации,
умение вести
самостоятельный
поиск, отбор
информации тетрадь)
Предлагает определить тему урока,
показывает презентацию с изображением
темы
Как вы думаете, что мы будем изучать?
Какова цель нашего урока?
Обобщает и корректирует ответы
учащихся.
Формулируют тему и цель урока.
Используя презентацию и текст учебника
знакомит с особенностями угольной
промышленности. Беседа с элементами
самостоятельной деятельности.
Выясняют, что значит угольная
промышленность в экономике России.
Просматривают, рассуждают,
исследуют, сравнивают
Сменить деятельность, обеспечить парную
работу.
Заполняют таблицу (характеристика
угольных бассейнов)
1. Самые крупные запасы угля
(общегеологические) имеет бассейн:
Выполнение теста
Формулирование
темы урока и
постановка цели
Изучение нового
материала
Выполнение
практической
работы
Контроль
1
5
10
45
а) Кузнецкий
б) Печорский
в) Тунгусский
г) Донецкий
2. Первое место в России по добыче угля
занимает бассейн
а) Кузнецкий
б) Печорский
в) ЮжноЯкутский
г) Донецкий
3. Самый дешевый уголь (в 23 раза дешевле
Кузнецкого) в бассейне
а) Печорский б) Донской
в) КанскоАчинский
г) ЮжноЯкутский
4. Самый дешевый, экологически чистый
вид топлива это:
а) уголь; б) природный газ; в) нефть.
5. В угольной промышленности
себестоимость зависит от:
а) качества угля; б) способа добычи; в) вид
транспортировки.
6. Самый дешевый способ добычи угля
а) подземный
б) фонтанный
в) открытый
г) насосный
7. Бурые угли добывают
а) Донецком б) КанскоАчинском в)
Кузнецком
8. Добыча в 90х годах угля…
а) возросла б) упала
9. Уголь этого бассейна в основном идет на
экспорт в Японию
а) Кузнецкий
б) Печорский
в) ЮжноЯкутский
г) Донецкий 10. Топливная промышленность использует
природные ресурсы:
а) исчерпаемые и невозобновимые;
б) неисчерпаемые и возобновимые.
Закрепление знаний Предлагает ответить на вопросы. Какое
значение имеет угольная промышленность
в экономике страны?
Отвечают на вопросы учителя.
Предлагают свои варианты ответов.
6
Почему в последнее время
снизилась добыча каменного угля?
Какими способами добывают
уголь? Какой из них дешевле?
Почему не разрабатываются самые
крупные месторождения угля в
восточной Сибири ?
Какие экологические проблемы
связаны с угледобычей?
Контроль
полученных знаний
Задаёт задания – вопросы.
Назовите каменноугольные
бассейны.
- Какие из них эксплуатируются, а какие
перспективные?
Назовите буроугольные бассейны
Найдите и покажите на карте месторождения
каменного угля в России.
1. Кузнецкий бассейн
2. КанскоАчинский буроугольный бассейн;
3. Печорский бассейн.
Подводит итоги урока, выставляет оценки
Самостоятельно рассуждают,
фиксируют выводы, оценивают
усвоенное содержание.
Угольные регионы это регионы с
очень острыми экологическими проблемами.
При сжигании очень сильно загрязняет
атмосферу. Помимо экологических проблем
возникают сложности и с добычей угля в
бассейнах, расположенных на севере России, учащимся.
за полярным кругом здесь добыча угля
обходится дорого.
Рефлексия
Фиксирует результаты урока, успехи
учащихся.
Обеспечивает усвоение учащимися
принципов саморегуляции и
сотрудничества.
Осознают свою учебную
деятельность, самооценка
результатов своей деятельности и
всего класса. Используют приём
«Выбери своё настроение»
Какая цель была поставлена на уроке?
Насколько она была реализована?
Что получилось? Не получилось.
Какой была работа в паре?
Справились ли с ролями?
С чем уйдете с урока?
Какую оценку деятельности получили?
Какую оценку вы поставили себе за урок?
Предлагает приём «выбери своё
настроение»
Даёт рекомендации по выполнению
домашнего задания
Домашнее задание
Записывают домашнее задание.
2
2
Целевые ориентиры точно и доходчиво разъяснены, они стали личностно значимы для учеников, нацелены на развитие индивидуальности
учащегося, на формирование их способностей.
Создание проблемной ситуации. Рассмотрим с одной стороны , каковы особенности основных отраслей топливной промышленности, а с
другой стороны проблемы экономического и экологического характера. Данная проблема активизировала деятельность учащихся.
Решение этой проблемы осуществлялось при работе по карте, с текстом учебника, а также из своего небольшого жизненного опыта. Они
уже сегодня готовы предложить пути выхода из экономических и экологических проблем, видя их в нашей местности. Преобладающий
уровень познавательной деятельности – самостоятельность. Работа с интерактивным наглядным пособием способствовала активизации познавательной деятельности. На уроке приоритетными могут быть диалоговые и полилоговые формы общения с преобладанием
поисковых методов.
Создание благоприятной психологической атмосферы, свободное и открытое выражение учениками своего мнения, без опасения критики.
Думаю, что все это залог успешного урока для учителя и ученика. .
Практическая работа № 4
Составление сравнительной характеристики двух угольных бассейнов по картам и статистическим материалам
Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику угольной базы по
плану, используя текст учебника, картосхему, карты атласа
1 Познакомиться с планом характеристики угольной базы.
2 Изучив текст учебника стр.86-89, карту «Запасы и добыча угля по бассейнам России», таблицу 20 на стр. 87
3 Начертите таблицу в тетради.
выберите два угольных бассейна для сравнения
Ход работы
№ План
характеристики
Бассейн
Название
бассейна
угольного
Название угольного бассейна 1. Географическое
положение
2
Способ добычи
3
4
Условия добычи и
затраты на добычу
Количество (добыча
и запасы) и качество
добываемого угля
5 Потребители
6. Проблемы
окружающей среды 7. Перспективы
развития
4 Составьте письменную характеристику угольных бассейнов, работая в паре с товарищем.
5 Проверьте работу и сделайте вывод.
Практическая работа № 4
Составление сравнительной характеристики двух угольных бассейнов по картам и статистическим материалам
Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику угольной базы по
плану, используя текст учебника, картосхему, карты атласа
1 Познакомиться с планом характеристики угольной базы.
2 Изучив текст учебника стр.86-89, карту «Запасы и добыча угля по бассейнам России», таблицу 20 на стр. 87
3 Начертите таблицу в тетради.
выберите два угольных бассейна для сравнения
Ход работы
№ План характеристики
Бассейн
Название угольного бассейна
Название угольного бассейна 1.
Географическое положение
2
3
4
5
Способ добычи
Условия добычи и затраты
на добычу
(добыча и
Количество
запасы)
качество
и
добываемого угля
Потребители
6.
Проблемы
среды
окружающей 7.
Перспективы развития
4 Составьте письменную характеристику угольных бассейнов, работая в паре с товарищем.
5 Проверьте работу и сделайте вывод.
Практическая работа для учащихся 9 класса № 4
Составление характеристики угольного бассейна России.
Цель работы: отработать умение составлять экономико-географические характеристики угольных бассейнов (топливно-
энергетических баз) по плану, используя картосхему, карты атласа и другие источники информации. 2.Способы добычи Шахтный (58 шахт),
План сравнения
1. географическое
положение
3. условия добычи и
затраты на добычу.
4. Количество
(добыча и запасы) и
качество
добываемого угля
5. Потребители
бассейн
Канско-Ачинский
Расположен в Сибири, на
территории Красноярского края,
частично в Кемеровской и
Иркутской областях.
Открытый.
30 угольных месторождений и 7
угленосных площадей. Условия
добычи хорошие, т.к. угольные
пласты располагаются близко к
поверхности, уголь самый
дешевый.
Добыча – до 56 млн. т, запасы –
601 млрд.т, калорийность – 0,47
тыс. ккал/кг. Угли
низкокалорийные, бурые, есть и
каменные, но мало.
Применяются на месте для
выработки электроэнергии в
Красноярской и Хакасской
энергосистемах, а также для
выработки тепла ТЭЦ.
Кузбасс
Расположен в азиатской
части России, в
Кемеровской области, к югу
от Западно-Сибирской
равнины, в неглубокой
котловине между горными
массивами Кузнецкого
Алатау и Горной Шории и
невысоким Салаирским
кряжем.
открытый (36 предприятий
открытой добычи),
гидравлический (3
гидрошахты – 5%).
Мощность пластов (их 260)
от 1,3 до 4м, местами – до
20 м. Себестоимость
добычи угля – средняя.
Добыча - 185 млн. тонн
(2010 год), запасы – 725
млрд. т, 56% добываемых
углей в России, 80% от всех
коксующихся. Угли
высококалорийные (7000 –
8600 ккал/кг).
Новокузнецкий, Западно-
Сибирский
металлургические
комбинаты, Новокузнецкий
алюминиевый завод,
Кузнецкие ферросплавы,
химическая
промышленность Кемерово, Материалы для выполнения работы: учебник по географии, атлас, другие источники информации (Интернет-ресурс).
Ход работы:
Вариант 1.
Задание: Дайте характеристику бассейна по плану (на примере Печорского угольного бассейна).
План характеристики:
Печорский угольный бассейн
1.Географическое положение бассейна. В какой части страны, в каком субъекте РФ расположен бассейн?
Расположен на северо-востоке европейской части страны, на севере республики Коми. Центр-Воркута. Другой город в
бассейне Инта. До Воркуты проложена железная дорога - Печорская (Коноша-Воркута);
2. Способ добычи: подземный (шахтный);
3. Глубина добычи:
4. Мощность пластов: средняя мощность-1,5м;
5. Качество угля: высококачественные(0,8 ккал/кг);
6. Себестоимость добычи: угли дорогие (себестоимость высокая);
7. Величина добычи и запасы угля : 13 млн.т;
8. Потребители: предприятия Европейского Севера
9. Проблемы бассейна (экологическая, социальная и пр.)
Связаны с трудностями реализации дорогого угля, в условиях рыночной экономики. Экологические проблемы-терриконы.
Социальные – несвоевременная выплата заработной платы.
10. Перспективы развития бассейна.
300 метров. Небольшие перспективы развития из-за высокой себестоимости угля, неблагоприятных природных условий (удорожание
жизни и условий труда в заполярье), конкуренция – природный газ, как более экологически чистое топливо.
Вариант 2:
Задание: по карте атласа определите местоположение Кузбасса и Канско-Ачинского угольных бассейнов. Дайте их
сравнительную характеристику и сделайте вывод об эффективности эксплуатации этих угольных бассейнов. Заполните
таблицу, сделайте вывод.
Вывод: уголь остается одним из важнейших топливных ресурсов, но является дорогим по добыче видом топлива, т. к.
месторождения расположены в неблагоприятных климатических условиях (высокая оплата труда, социальные
проблемы), проблемы реализации дорогого угля в условиях возрастающей конкуренции природного газа как более
экологически чистого вида топлива. Однако, в перспективе его роль будет расти как основного вида топлива в районах
его добычи, т.к. основные базы удалены от основных потребителей.
Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)
Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)
Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)
Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)
Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)
Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)
Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)
Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)
Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)
Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)
Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)
Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)
Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)
Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)
Разработка урока географии в 9 классе по теме "Топливная промышленность" (9 класс, география)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.