Разработка урока изобразительного искусства "Конструкция и декор предметов народного быта. Русские прялки" (5 класс)
Оценка 4.7

Разработка урока изобразительного искусства "Конструкция и декор предметов народного быта. Русские прялки" (5 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
5 кл
25.11.2017
Разработка урока изобразительного искусства "Конструкция и декор предметов народного быта. Русские прялки" (5 класс)
Презентация к уроку изобразительного искусства по теме "Русские прялки"
Русские прялки.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5» Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского «Русские прялки»                                                                                                               высшей категории Урок разработан учителем                                                                                                                     МОУ «Гимназия №5»                                                                                                   (тел./факс (8452) 92­47­89                                                                                                   1 Тульский проезд, д.6 А)                                                                                        Шалашовой                                                                                          Инной  Вячеславовной 2017 План­конспект урока изобразительного искусства 1. ФИО                                  Шалашова Инна Вячеславовна 2. Место работы                   МОУ «Гимназия №5» г. Саратова 3. Должность                        учитель изобразительного искусства 4. Класс                                 5 Тема урока: Конструкция и декор предметов народного быта. Русские прялки. Дидактическая цель урока: дать учащимся сведения о прялке и  декоративно­тематической композиции в ее украшении. Личностные:  ­ активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся; ­   создавать   условия   для   раскрытия   интеллектуальных   и   духовных возможностей детей; ­   продолжать   формировать   способность   к   художественно­образному познанию   мира,   умению   применять   полученные   знания   в   своей собственной художественно­творческой деятельности;          Метапредметные:    умения   учащихся   анализировать,   сравнивать,  планировать,   контролировать   и   оценивать ­развивать   навыки   самостоятельной   художественно­творческой деятельности;   ­совершенствовать   обобщать   информацию, результаты своей учебной, художественно­творческой деятельности;  ­формировать  коммуникативные компетенции. Предметные:  ­сформировать   понятие о прялке как предмете быта с характерными особенностями конструкции и декора, назначении и традициях росписи русских прялок; ­ формировать интерес к народному искусству, как к художественной ценности;          ­развивать умение использовать полученные знания в украшении модели прялки; воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков. Характеристика видов деятельности учащихся В ходе урока учащиеся получат возможность: • рассуждать о разновидности прялок и особенности их росписи; • выбирать орнаментальную композицию и конструкцию прялки;  • приобретать   представления   о   том,   что   нарядный   декор   в   бытовых рабочих вещах не только выполняет роль украшения, но и становится источником размышления о неизменности круговорота природных сил, упорядоченности мироздания и месте человека в нём. • овладевать навыками изображения росписи или резного узора, включая в неё традиционные образы и мотивы и дополняя их геометрическими и растительными элементами.  Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Русские прялки», пословицы о прялке, русская народная песня  «Пряха», русская народная песня «Прялица» в исполнении ансамбля  «Берёзка»,учебники, альбом, простой карандаш. Тип урока: урок открытия новых знаний Ход урока. 1. Организационный этап. Проверка готовности учащихся к уроку. (Метапредметные результаты:способность сознательно организовывать и  регулировать свою деятельность) 2. Этап мотивации и  актуализации знаний  Урок начинается с эпиграфа – Слайд 1 «Народное искусство радостно, и радостно потому, что труд  доставляет радость… Крестьянин делал красивыми предметы быта,  своё жилище, свою одежду, орудия труда: красивыми и радостными».   (литературовед, академик РАН Д.С.Лихачёв) Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и  быта были красивыми. ­ О каких предметах быта мы говорили на прошлых уроках? ­ Чем они украшены? ­ Какие древние образы встречаются в народном искусстве и что они  символизируют? ­ Почему человек окружал себя древними образами?                                              (Формируемые умения: умение понять мысль автора, заключенную в высказывании, навыки устного  выступления и сравнительного анализа) 3. Постановка учебной задачи Мы продолжаем знакомиться с народным искусством, которое  необыкновенно обогащало жизненный уклад русского крестьянина –  земледельца. Сегодня поговорим о предмете быта, который необходим был  в  хозяйстве. ­ Как вы думаете, о каком предмете пойдёт речь? Слайд 2­ лаковая миниатюра «Пряха» ­ Чем занимается девушка? (прядёт) В низенькой светёлке Огонёк горит, Молодая пряха Под окном сидит ­ С помощью чего девушка прядёт? ­ Кто догадался о каком предмете будем говорить? (о прялке)          Слайд 2 – подпись к слайду «Прялка – орудие для ручного прядения». ­ Кто назовёт тему урока? Сообщение темы и цели урока. ­Действительно, сегодня мы будем говорить о прялках.      Слайд 3.   Тема  урока так и называется ­ «Русские прялки». ­ Из какого материала изготавливали прялки? ­ Как вы думаете, что вам предстоит узнать о прялках?          Слайд 4 – «Вот они – русские прялки»        Сегодня поговорим о конструкции и украшении русских прялок, о том,  какое место занимало прядение в жизни женщины.         4. «Открытие» обучающимися нового знания ­ Кто знает, как давно женщины начали заниматься прядением? Труд пряхи и ткачихи издавна почитался у всех народов. Образ пряхи  встречается в сказках, мифах. В древней Греции пряхам покровительствовала  богиня Афина.   (миф об Афине и Арахне)        Слайд 5 – картина Д.Веласкеса «Пряхи» (обратить внимание на дальний  план картины с изображением Афины). ­ Вспомните сказки, где упоминается это рукоделие («Спящая красавица»,  «Сказка о царе Салтане). ­ Многие поэты и художники воспели прялку как олицетворение русской  крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу  духа, доброту, терпение.        Слайд 6 – картина И.Машкова «Пряха». Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и  ткачество были самыми трудоёмкими. Напрясть и наткать надо было на всю  семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму. Ручное прядение было очень медленным. Самая искусная пряха,  работая от зари до зари, могла напрясть в день около 300 метров пряжи. А  чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было напрясть не менее 20  тысяч метров пряжи. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6 – 8 лет. 5. Первичное закрепление Слайд 7 – прялки – произведение искусства. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства:  чтобы скрасить тяжёлый труд, её украшали резьбой или росписью. ­ А кто же изготавливал прялки? Как прялка появлялась у девушки,  женщины? Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец –  дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление.  Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась  гордостью её владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от  бабушки к внучке. Над прялкой трудились два мастера: один вырезал её из дерева, другой  украшал росписью. Форма и отделка показывают, что резчик по дереву был  таким же талантливым художником, как и живописец. ­Рассмотрим форму, конструкцию и украшение прялок.            Слайд 8 – прялки, прялки на доске и в учебнике. ­ Что вы можете сказать о конструкции прялки? Из каких частей она состоит? (из вертикальной – лопастки и ножки, и горизонтальной – донца). ­ Какие ещё элементы есть в конструкции прялки? (городки, серьги – дневное  и ночное солнце). ­ Как украшена прялка? (резьбой и росписью). ­ Какие мотивы орнаментальной композиции вы видите? (древние образы,   мотив солнца). Динамическая пауза Представить, что одной рукой вытягиваем нить из пучка льна,  прикреплённого к прялке, а другой рукой наматываем нить на веретено. А  поможет нам в этом ансамбль «Берёзка» с русской народной песней  «Прялица» (включить видеоряд) 6. Творческая практическая деятельность. его символике.  Выполнить эскиз прялки с использованием знаний о русском орнаменте и         Слайд 9.   Этапы выполнения работы: продумать форму прялки; продумать  композицию орнамента или резного узора, включая в неё полюбившиеся  традиционные образы и мотивы и дополняя их геометрическими и  растительными элементами. Во время практической работы звучит русская народная песня  «Пряха», учитель делает целевые обходы: ­ контроль организации рабочего места; ­ контроль правильности выполнения рисунка; ­ оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения. 7. Рефлексия деятельности 1) Выставка работ учащихся. 2) Рефлексия. (Формируемые умения: умение формулировать свои мысли, участвовать в  дискуссии). Закончить фразу: ­Я узнал… ­Для меня было открытием… ­У меня получилось… ­Мне понравилось…       3) Заключительное слово учителя. Сегодня мы ещё раз прикоснулись к наследию наших предков,  познакомились с предметом, который играл очень важную роль в жизни  русского человека – прялкой. Существует множество пословиц и поговорок о  прядении, которые подчёркивают значимость этого ремесла: У ленивой пряхи и про себя нет рубахи. Прялка не Бог, а рубаху дает. Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом. Не ленись прясть, хорошо оденешься. Вернёмся к эпиграфу – Слайд 10 И хочу  вернуться к словам Д.С. Лихачёва: «Народное искусство  радостно, и радостно потому, что труд  доставляет радость… Крестьянин делал красивыми предметы быта, своё жилище, свою одежду, орудия труда:  красивыми и радостными».   У вас тоже получились красивые прялки. Это потому, что вы, как и  наши старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей  души. Домашнее задание: подобрать материал о народных праздниках.

Разработка урока изобразительного искусства "Конструкция и декор предметов народного быта. Русские прялки" (5 класс)

Разработка урока изобразительного искусства "Конструкция и декор предметов народного быта. Русские прялки" (5 класс)

Разработка урока изобразительного искусства "Конструкция и декор предметов народного быта. Русские прялки" (5 класс)

Разработка урока изобразительного искусства "Конструкция и декор предметов народного быта. Русские прялки" (5 класс)

Разработка урока изобразительного искусства "Конструкция и декор предметов народного быта. Русские прялки" (5 класс)

Разработка урока изобразительного искусства "Конструкция и декор предметов народного быта. Русские прялки" (5 класс)

Разработка урока изобразительного искусства "Конструкция и декор предметов народного быта. Русские прялки" (5 класс)

Разработка урока изобразительного искусства "Конструкция и декор предметов народного быта. Русские прялки" (5 класс)

Разработка урока изобразительного искусства "Конструкция и декор предметов народного быта. Русские прялки" (5 класс)

Разработка урока изобразительного искусства "Конструкция и декор предметов народного быта. Русские прялки" (5 класс)

Разработка урока изобразительного искусства "Конструкция и декор предметов народного быта. Русские прялки" (5 класс)

Разработка урока изобразительного искусства "Конструкция и декор предметов народного быта. Русские прялки" (5 класс)

Разработка урока изобразительного искусства "Конструкция и декор предметов народного быта. Русские прялки" (5 класс)

Разработка урока изобразительного искусства "Конструкция и декор предметов народного быта. Русские прялки" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2017