Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс
Оценка 4.6

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
5 кл
16.04.2019
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 5 класса по программе Б.М.Неменского предназначено для учителей изобразительного искусства.Рабочая программа разработана на основе программы " Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-8 классы".Содержит пояснительную записку и тематическое планирование
изо5 18-19.docx
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» для 5 класса разработана на основе программы « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5­8 классы. – М.: Просвещение, 2016.».   Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»    Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно­творческую деятельность,   художественно­творческую   деятельность,   художественно­эстетическое   восприятие   произведений   искусства   и   окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально­пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно­прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.    Освоение изобразительного искусства в основной школе – продолжение художественно­эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.     Программа   «Изобразительное   искусство.   5­8   классы»   создана   в   соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного   образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного ан основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно­педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.    Программа объединяет практические художественно­творческие задания, художественно­эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной   темы.   Программа   построена   на   принципах   тематической   цельности   и   последовательности   развития   курса,   предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика. Место учебного предмета в учебном плане  На изучение предмета в 5 классе выделяется 34 учебных часа в год (1 час в неделю) Рабочая программа обеспечена учебно­методическим комплексом: 1. Программа « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5­8 классы. – М.: Просвещение, 2016.»; 2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно­прикладное искусство в жизни человека.5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Н.А. Горяева, О.В.Островская;  под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.191с. Содержание   предмета   «Изобразительное   искусство»   в   основной   школе   построено   по   принципу   углубленного   изучения   каждого   вида искусства. Планируемые результаты освоения учебного предмета    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся: ­ формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; ­  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности ­ развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. ­овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами; ­формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры Метапредметные результаты ­Формирование   активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно­значимой ценности; ­обретение   самостоятельного     творческого   опыта,   формирующего   способность   к   самостоятельным     действиям,   в   различных   учебных   и жизненных ситуациях; Умение эстетически подходить к любому виду деятельности; ­развитие фантазии, воображения, визуальной памяти; ­умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами,   осуществлять   контроль   своей   деятельности   в   процессе   достижения результатов Предметные результаты: ­восприятие  мира, человека, окружающих явлений  с эстетических позиций; ­активное отношение к традициям культуры как  в смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; ­художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества; ­умение   ориентироваться   и   самостоятельно   находить   необходимую   информацию   по   культуре   и   искусству   в   справочных   материалах, электронных ресурсах; ­понимание разницы между элитарным и массовым искусством; ­применять  различные  художественные  материалы,  техники  и  средства  художественной  выразительности  в собственной  художественной деятельности  Тема 5 класса – «Декоративно­прикладное искусство в жизни человека» ­ посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно­ декоративный   язык   изображения,   игровая   атмосфера,   присущая   как   народным   формам,   так   и   декоративным   функциям   искусства   в современной жизни.  Содержание учебного курса ДЕКОРАТИВНО­ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Древние корни народного искусства Древние образы в народном искусстве Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка.  Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. Связь времен в народном искусстве Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Декор­ человек, общество, время. Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит » о человеке. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Декоративное искусство в современном мире Современное выставочное искусство. Ты сам­ мастер. ДЕКОРАТИВНО­ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА  5 класс ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 ч) Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства —  условно­символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака,  символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность. Тема. Древние образы в народном искусстве Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать­земля, древо жизни —  как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно  важных для человека смыслов, их условно­символический характер. Тема. Убранство русской избы   Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы     (небо, земля, подземно­водный мир)   Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.         Тема. Внутренний мир русской избы  Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир,  окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и  включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Тема. Конструкция, декор предметов народного быта и труда         Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление  символического значения декоративных элементов.  Тема. Русская народная вышивка  Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда ­ область конструктивной фантазии, умелого владения материалом.    Крестьянская вышивка ­ хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка  орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.  Тема. Народный праздничный костюм  Народный праздничный костюм целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие  форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном  строе народной праздничной одежды. Тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы)  Календарные народные праздники это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или  созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.  Художественно­ творческое задание СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (8 ч) Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде городской, и совершенно иной жизнью. Задача ­ дать учащимся  понимание этих форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об общности народных  художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслах. Тема. Древние образы в современных народных игрушках  Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической  формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и  основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской в других местных форм игрушек. Тема. Единство формы и декора в старооскольской игрушке  Особенности пластической формы старооскольских  глиняных игрушек. Мастера старооскольской игрушки. Тема. Искусство Гжели  Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность  посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с  растяжением, дополненный изящной линией. Тема.  Городецкая роспись          Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и  его декора. Птица и конь ­ главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции.  Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой  росписи. Тема. Хохлома           Из истории развития хохломской росписи. Особенности хохломской росписи :главные элементы росписи: « под фон», «кудрина» .       Тема.  Жостово. Роспись по металлу  Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская  роспись свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные  приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. Тема. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.           Дерево и береста основные материалы в  крестьянском быту. Щепная птица счастья­ птица света. Изделия из бересты. Резное узоречье  берестяных изделий. Тема. Роль народных художественных промыслов  в современной жизни (обобщение темы)  Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Тест ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (10 ч) Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного  использования в своей жизни предметов декоративного искусства. Тема. Зачем людям украшения Беседа на тему: «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии  людей по социальной принадлежности».                                                         Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить значит наполнить вещь  общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи. Тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества  Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества,  знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением  египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.  Тема. Одежда говорит о человеке  Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком ­ знаком положения человека в обществе и его  намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая  регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы ХVII века (эпоха барокко).          Важно обратить внимание учащихся на то, что декоративно­прикладное искусство Западной Европы эпохи барокко совершенно не  похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора (украшений) остается та же  выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному  и профессиональному признакам. Тема. О чем рассказывают гербы и эмблемы  Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества государства, страны, города, партии, фирмы,  символизирующий отличие от других общностей, объединений.          В процессе беседы, сопровождающейся показом слайдов, следует обратить внимание учащихся на основные части классического герба, на изобразительные формы, взятые из жизни и мифологии, на их символическое значение, а также на символику цвета в классической  геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Тема. Роль декоративного искусства  в жизни человека и общества (обобщение темы) Итоговая игра­викторина (кроссворд) по теме четверти с широким привлечением учебных работ, показом слайдов произведений  декоративно­прикладного искусства разных времен, с включением в игру художественных открыток, репродукций, собранных поисковыми  группами. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8 ч) Знакомство с современным выставочным декоративно­прикладным искусством и создание коллективной работы в материале для украшения  школы. Работа может быть сделана в любом материале. Учитель выступает здесь в роли режиссера и главного художника. Тема. Современное выставочное искусство  Многообразие материалов и техник современного декоративно­прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно­прикладного  искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. Тема. Ты сам — мастер ДПИ Оставшиеся уроки IV четверти посвящены коллективной реализации в конкретном материале наиболее удачного из замыслов.  Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье­маше, расписные доски и т. д.) требует  постепенного, поэтапного выполнения задуманного панно. Сначала вместе с педагогом выполняется «картон», т. е. эскиз будущей работы в  натуральную величину. Общая ком позиция делится на фрагменты (которые выполняются отдельными учениками), их собирают в более  крупные блоки, а затем монтируют в общее декоративное панно. Педагог вместе с учащимися решает, учитывая реальные условия, из какого  материала будут выполняться декоративные работы.                         Древние   корни   народного искусства Связь   времен   в   народном искусстве Декор­человек, время Декоративное   искусство   в современном мире итого общество, Часы 8 8 10 8 34 Тематическое планирование. № Разделы 1   2 3 4 5 Календарно­ тематическое планирование.5 класс № урока Дата По плану Фактически  Тема урока Коррекция 1 2 3 4 5 6 7 8 05.09 12.09 19.09 26.09 03.10 10.10 17.10 24.10 Древние корни народного искусства. Декоративно прикладное искусство и человек. Древние образы в народном искусстве Убранство русской избы Внутренний мир русской избы Конструкция и декор предметов народного быта Русская народная вышивка Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды (обобщение темы) Художественно­ творческое задание 9­10 07.11 Связь времен в народном искусстве 14.11 21.11 28.11 05.12 12.12 19.12 26.12 16.01 23.01 30.01 06.02 13.02 20.02 27.02 06.03 13.03 20.03 03.04 10.04 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20­22 23­24 25­26 27­28 Древние образы в современных народных игрушках.                                      Искусство Гжели Городецкая роспись Хохлома Жостово. Роспись по металлу Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте Роль   народных   художественных   промыслов   в   современной   жизни (обобщение   темы)  Тест   №2  «Роль   народных   художественных промыслов в современной жизни» Декор – человек, общество, время. Зачем  людям украшения. Одежда   говорит   о   человеке.   Декоративно­прикладное   искусство Древнего Китая Одежда говорит о человеке. Декоративно­прикладное искусство Западной Европы О чем рассказывают гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества Изокроссворд «Геральдика» Роль   декоративного   искусства   в   жизни   человека   и   общества (обобщение) Декоративное искусство в современном мире. Современное выставочное искусство 29­30 31­32 33­34 17.04 24.04 08.05 15.05 22.05 29.05 Ты сам – мастер ДПИ. Панно Ты сам – мастер ДПИ. Русская тряпичная кукла Обобщение темы года «Декоративно прикладное искусство в жизни человека»

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2019