Разработка урока изобразительного искусства "Промыслы Кубани" (5 класс)
Оценка 4.7

Разработка урока изобразительного искусства "Промыслы Кубани" (5 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
5 кл
24.03.2017
Разработка урока изобразительного искусства "Промыслы Кубани" (5 класс)
Урок является последним (обобщающим) уроком 2 четверти в разделе "Связь времён в народном искусстве". На уроке дети знакомятся с такими народными промыслами кубанских мастеров, как: гончарное ремесло, ковань, лозоплетение, обработка дерева, вышивание, обработка кожи. На уроке предполагается подготовка сообщений детей о всех видах промыслов Кубани. По итогам урока ребята выполняют рисунки изделия понравившегося промысла.Разработка урока по изучению народных промыслов кубанских мастеров.
Разработка урока народные промыслы Кубани.docx

Промыслы Кубани

 

 

 

 

 

http://kultura.kubangov.ru/www/kultura.nsf/9575747b863dc907c32570bf00541915/31e32df4a80fd296c32570c9005e965c/body/44.336!OpenElement&FieldElemFormat=gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Народные промыслы Кубани  (5 класс)

Цель урока:

- сохранение и развитие традиционной кубанской культуры, воспитание средствами традиционной и профессиональной культуры Кубани у учащихся чувства любви к Отечеству, малой Родине, формирование нравственности и патриотизма.

Задачи урока:

·        познакомить учащихся с народными  промыслами  Кубани;

·        сформировать понятие «промысел», познакомить с его видами;

·        развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления;

·        воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру и искусству.

Оборудование и материалы:

1.     Мультимедийная презентация «Народные промыслы Кубани».

2.     Заготовки различных игрушечных фигурок - сувениров (из солёного теста);

3.     Для украшения фигурок: бусинки, жёлуди, зёрнышки, косточки ягод и т.д.

4.     Предметы кубанских ремесленников, обнаруженные учениками в результате поисковой работы;

5.     Словарики для записи новых понятий по ИЗО;

6.     Гуашь, акварель, кисти.

 

                                     ПЛАН  УРОКА:

            (показ мультимедийной презентации)

1.     Беседа о кубанских промыслах и его основных видах.

2.     Выступления учащихся по результатам поисковой работы.

3.     Систематизация полученных знаний - запись в словарик.

4.     Постановка художественной задачи.

5.     Практическое выполнение задания (роспись «кубанского сувенира»).

6.     Подведение итогов урока. Выставка работ учащихся.

 

                                        ХОД  УРОКА:

 

Эпиграф урока:                           И дальше тропой неизбежной,

                                                         Сквозь годы и бедствий и смут,

                                                         Влечётся суровый, прилежный,

                                                         Веками завещанный труд.

                                                                        В.Я. Брюсов

 

Вступительное слово:

Народные промыслы – гордость России.В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», « Не без ума, так и не без промысла», «Только воровство не промысел».

Ну, а более конкретное определение промысла можно найти в толковом словаре Даля: «Промысел – действие промышляющего что – либо. У каждого свой способ добычи, уменье и средство для жизни и заработков». В современном мире промысел – это возможность заработать деньги помимо основного заработка.

Ребята, назовите мне кубанские промыслы, которые дают возможность дополнительно заработать деньги (рыболовство, животноводство, земледелие). Это всё вы назвали промыслы земледельческие, но сегодня на уроке мы будем говорить не о земледельческих промыслах, а о промыслах – ремёслах. В прошлом веке их называли ещё «мастерства», т. е. занятия, требующие особые навыки и знания.

Ремесло – это мелкое ручное производство промышленных изделий – существовало до появления крупного промышленного производства товаров.  Для ремесел характерно применение простых орудий труда. Только от личного мастерства ремесленника зависит качество изделий. Почти во всех селениях области развивались мелкие ремесла.

Кубань, в силу специфики своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении уже двух столетий в искусстве народных кубанских мастеров сочетаются  мотивы русских, украинских и кавказских традиций.

Наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.

 И сейчас об этих ремёслах нам расскажут сами ребята:

 

Гончарное ремесло:

 

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. Существует  четыре основных района, где гончарное дело получило значительное развитие. Это станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Станицы Пашковская и Елизаветинская обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины. В основном, выделывалась простая, но необходимая в быту посуда: кувшины – «глэчики» (горшки с высоким широким горлом). В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану. Для варений и солений использовали «макитры». Изготовляли также  миски, ситечки, кружки, рукомойники покрывались коричневой или темно-зеленой глазурью – «поливой»,  незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.

На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы.

В формах, орнаменте очень часто перекликались мотивы русской, украинской и кавказской керамики. Изделия народных мастеров из глины были широко представлены на первых сельскохозяйственных и промышленных выставках, которые проходили в городе Екатеринодаре в 1900-1903 годах.

В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Алексея Максименко (станица Холмская Абинского района), Виктора Туркова (город Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район), Михаила Чудного и Геннадия Машкарина (город Славянск-на-Кубани), Михаила Скворцова (посёлок Мезмай Апшеронского района) и других умельцев.

 

 

Не зря же у нас на Кубани говорят «Не боги горшки обжигали, а казаки». Именно Пашковские гончары славились своей керамикой, но сегодня об этом знают только историки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Кузнечное дело - КОВАНЬ

 

Одним из наиболее почитаемых на Кубани ремесел, получивших широкое распространение было кузнечное ремесло – ковань.

Кузнецы были главными мастерами.

Кубанцы верили, что кузнец может выковать счастье молодым. А если захочет и несчастье нашлет. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Железо оберегало копыта лошадей, а человек нашедший подкову считался счастливым. Кузнецы ковали ножи, топоры, гвозди, стрелы, кольчуги. Кольчуга была необходимой принадлежностью любого человека, войны надевали ее идя в бой. Эта металлическая одежда надежно защищала владельца от ударов противника.

В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.

В кузнице  всегда темно. Как вы думаете, почему?

Оказывается в темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки.

 

В конце XIX века широко стала применяться художественная ковка, основными изделиями были козырьки лестницы. До революции в нашем городе было 4 кузницы. Самая крупная из них кузница Ломакина, которая изготовляла даже тачанки.

 

Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты – «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгера. Они даже выработали свой оригинальный орнамент и создали в станицах и городах Кубани прекрасный ансамбль кружев из металла. Кубанская ковань, украшающая архитектурные памятники исторического центра Краснодара, является уникальным памятником народного декоративно-прикладного искусства. В начале ХХ века в Екатеринодаре проживало около 500 мастеров.

В 1905 году в Екатеринодаре существовало общество кубанских кузнецов, которое издавало специальные каталоги художественной ковки.

Современные кубанские кузнецы и дизайнеры по металлу Михаил Скворцов из посёлка Мезмай Апшеронского района, краснодарцы Михаил Смаглюк, Сергей Зубарев, Григорий Амиян, а также Анатолий Турукин из станицы Новотитаровской Динского района, да и многие другие мастера вносят огромный вклад в дальнейшее развитие народного ремесла.

Аттестат


По указу его императорского Величества Ейское Упрощенное Ремесленное управление, по определению своему, со­стоявшемуся сего числа, по испытании в звании кузнечного ремесла, признало Апухтина Василия Николаевича мастером оного, в том подписями с приложением печати удостоверяется 27 марта 1910 года. Ремесленный старшина К.Уваров. Товарищ старшины. Письмоводитель.

 

 

Лозоплетение

 

А вот еще одно из самых древних ремесел – плетение из лозы.

Оно возникло раньше гончарного дела и занимало значительное место в жизни древнего человека. Еще в эпоху каменного века человек овладел искусством плетения корзин, сетей, сосудов.

На Кубань лозоплетение было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века.

Главную роль в плетении сыграла ивовая лоза.

Зеленая ивушка встречала человека при рождении – из нее делали колыбельку для ребенка и погремушки.

Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна) плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы. Из прутьев орешника плели стены, а для того, чтобы были прочными, обмазывали глиной. Узоры плетения были разнообразными.

 

В лозоплетении, наряду с ивовым прутом, применялась много других видов сырья: камыш, солома.

Доступны и материалы для плетения. Их можно легко найти на берегу реки, озера, в лесу, на лугах и в огороде.

В наши дни мастера Краснодарского опытного лесного хозяйства достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. А в станице Пашковской живёт потомственная мастерица из казачьей семьи Валентина Трофимовна Жук. Её корзинки, коробы и даже перстни из тонкой ивовой лозы с удовольствием увозят с собой за границу туристы, как образец кубанского  народного промысла.

 

 

 

Обработка дерева

Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах.Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом.

Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.

 

Искусство вышивания

Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и  оберегали от злых сил. В каждой семье женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. В домах князей, бояр, богатых людей на Руси и зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские, где проводили свой досуг все женщины дома.  Вышивали крестом, гладью. Большинство изделий традиционной кубанской вышивки выполнено крестом. Такая вышивка отличалась разнообразием приемов исполнения. На Кубани можно встретить изделия выполненные болгарским крестом ( так называемый двойной крестик). Так же довольно распространена вышивка мелким крестиком по счету ниток в ткани.  Вышивали в основном на конопляном домотканом полотне хлопчатобумажными нитками, реже использовался лен.  Преобладала двухцветная вышивка: основными цветами были черный и красный. Порой вместо черного мастера использовали серый или синий цвет. Вышивка использовалась для украшения рушников, рубашек, а так же предметов интерьера – салфеток, скатертей.

В целом, стоит отметить, что вышивка была одним из основных видов народного изобразительного искусства на Кубани, наряду с традиционной кованью, резьбой по дереву и гончарным делом.

 

Обработка кожи

Одним из распространенных видов ремесел была обработка кожи, изготовление поясов, обуви, сёдел.

В состав мужского костюма входили сапоги и ноговицы. Праздничной обувью были сапоги. Одним из показателей зажиточных кубанцев были сапоги из хромовой и шагреневой кожи. В начале XX века среди молодёжи распространилась мода на лакированные сапоги.

Конечно же, это не все ремёсла кубанских мастеров, их очень много и перечислять их все, рассказывать о них можно ещё целый урок. Я просто назову их, а вам, ребята будет задание на дом – найти о них информацию и обязательно рассказать на следующем уроке. Не рассказали  мы художественной обработке соломы, кукурузной шелухи, кости, камня, рога, стекла, драгоценных камней; о вязании крючком и спицами, лоскутной  технике, ковроткачестве, ковроплетении; торевтике (обработка металла с чернением и чеканкой и вкрапыванием драгоценных камней). Вот как много, и это всё на Кубани!

Итог выступления учащихся:

История нашего Отечества сложилась так драматично, что связь с культурой предков была насильно прервана, предана  забвению и поруганию, были преданы народные традиции, обряды, многие из промыслов утрачены. Чтобы возродить народное творчество, у нас в крае действует целевая программа «Культура Кубани». Ежегодно на неё выделяется более 100 млн. рублей. Ведь, например, чтобы открыть мастерскую по производству глиняных горшков, в которой будут работать пять–шесть человек, необходимо около 2 млн руб. : это и печка, и формы (если заниматься литьем), и гончарный круг, и глина и др. Во многих районах удалось возродить творчество кубанских умельцев. В Апшеронском районе существует школа народных ремесел Кубани. Здесь дети обучаются кузнечному, гончарному и ювелирному делу, резьбе по дереву, ткачеству. А станица Холмская Абинского района по праву считается центром гончарного искусства.  Здесь  учат детей понимать исконно казачий быт. Лепят из глины глэчики, макитры, кувшины, горшки и фольклорного персонажа Хоку. Им пугали детей, но у холмского гончара он добрый. В Краснодаре живет 75-летний казак, который знает уникальную технику ткацкого производства ткани из конопли, переданную ему еще его дедом. Перечислять можно бесконечно. В каждом уголке Кубани — свои умельцы.

Испокон веков на Кубани ценился умелый человек, способный сделать все своими руками. Сегодня, в век высоких технологий, особой нужды в ремесленничестве вроде бы нет. Тем важнее сберечь мастерство умельцев, которые хранят культурное наследие края.

Ребята, о каких же кубанских промыслах мы только что узнали?

- Ответить на этот вопрос, я предлагаю вам в своих словариках. Итак, самостоятельно запишите, какие вам запомнились промыслы Кубани?

- Проверим (один учащийся читает), а остальные ищут глазами. Если такой промысел есть, то поднимают руку; если нет, то дописывают.

 

Ребята, мы с вами на прошлом уроке слепили игрушечные фигурки.

Так как у нас нет сейчас  возможности поработать с глиной, мы лепили их из чего? (солёного теста). Но мы с вами представили, что сделаны они из…(глины), как это делают художники – керамисты из г.Краснодара В. Безбородов и И. Костецкая.  Они занимаются изготовлением сувениров, т.е. народным творчеством в современном виде. Сегодня мы  закончим оформление своих работ. Что нам осталось выполнить? (украсить и раскрасить свои игрушки) и придумать им (имена). Приступаем к работе.

 

Выполнение задания.

 

Подведение итогов урока:

Что нового мы узнали на уроке? О чём нам рассказывали ребята? Что больше всего запомнилось, что понравилось на уроке?

 

Закрепим свои знания, ответьте мне на провокационные вопросы.

 

Скажите, права ли я?

 

1)Гончар занимается приготовлением пищи?

2)В макитрах люди хранили белье?

3)Из пряжи делали колыбельку ребенку?

4)Человек ходил на охоту – он занимался рыболовством?

5)Кузнец плел корзины из лозы?

6)Портные строили кирпичные дома? 

 

 

 

 


 

Разработка урока изобразительного искусства "Промыслы Кубани" (5 класс)

Разработка урока изобразительного искусства "Промыслы Кубани" (5 класс)

Тема урока: Народные промыслы

Тема урока: Народные промыслы

ХОД УРОКА: Эпиграф урока:

ХОД УРОКА: Эпиграф урока:

Гончарное ремесло: Гончарное ремесло на

Гончарное ремесло: Гончарное ремесло на

Кузнечное дело - КОВАНЬ Одним из наиболее почитаемых на

Кузнечное дело - КОВАНЬ Одним из наиболее почитаемых на

Аттестат По указу его императорского

Аттестат По указу его императорского

Обработка дерева Искусство художественной обработки дерева имеет на

Обработка дерева Искусство художественной обработки дерева имеет на

В начале XX века среди молодёжи распространилась мода на лакированные сапоги

В начале XX века среди молодёжи распространилась мода на лакированные сапоги

Ответить на этот вопрос, я предлагаю вам в своих словариках

Ответить на этот вопрос, я предлагаю вам в своих словариках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017