«Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"
Оценка 4.6

«Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство +1
5 кл
18.02.2019
«Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"
Публикация является частью публикации:
Урок ИЗО Древние образы в народном искусстве.docx
Тема урока: «Древние образы в народном искусстве. Древо жизни" Цели   урока:    формирование   общекультурной,   учебно­познавательной, информационной компетенций учащихся;   Задачи: Образовательная:  Повторить   символы   древних   образов.   Познакомить   учащихся   с преданиями   русского   народа   о   древе   жизни.   Формировать   графические   навыки изображения животных и растений. Совершенствовать способности образного мышления и представления, выделять общее и различное. Развивающая:  Развивать     творческие   способности.  Развивать  умение   высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ. Воспитательная:   Воспитывать   уважение   к   русской   народной   культуре,   через знакомство   с     преданиями     русского   народа.   Воспитывать   взаимную   вежливость, аккуратность, внимание, дисциплину. Оборудование:  Для   учащихся:         лист   бумаги   А3   ,   лист   А4   гелевая   ручка   черного   цвета, карандаш простой, ластик. Для   учителя:   мультимедийная     презентация,   компьютер,   экран,      простой карандаш,  стерка, гелевая  ручка черного цвета.  Памятки с видами штриховки. I. Организационный момент. Проверка готовности детей к уроку. Приветствие. II. Актуализация знаний. 1. Вводная беседа.  Наши   далекие   предки   украшали   свои   изделия   простейшими   орнаментами.   Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, и защититься от злых.  ­Давайте, ребята, вспомним символы древних образов. Слайд 2,3. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. А  делал он это при помощи искусства. Из  Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного искусства. Слайд 5. отдельных элементов и их сочетаний выстраивался узор.  Слайд 4. Землю   изображали   в   виде   ромбов,   четырехугольников,   квадратов,   влажную   в   виде волнистой линии. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в  виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.  Слайд 6. В древности, люди связывали воду с хаосом, с рождением (плетение волн), с речью, с веткой, с  женскими волосами (они подобны дождю). Вода является источником жизни. В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну.  Слайд 7. В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак,   стужу   и   приносят   на   крыльях   весну   красную.   Люди   особенно   готовились   к встрече   весны   –   выпекали   в   форме   птиц   обрядовое   печенье   “жаворонки”.   Птицы символизировали свет, тепло.  Слайд 8. Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.  Слайд 9. Женская   фигура   (берегиня)   –  это   божество,   выражающее   представление   о   земле, которая   родит,   и   о   женщине   –   продолжательнице   рода.   Называют   этот   образ   по­ разному: великая богиня земли, плодородия, мать ­ сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”. Этот образ переходит в древо жизни – то из тела женщины бегут молодые побеги, то голова ее украшена венком из цветов, то в руках она держит птиц или солнце.  Слайд 10,11. Мировое древо ­ олицетворяет в себе единство всего мира. Это своеобразная модель вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место. Это также посредник между мирами — своеобразная дорога, мост, лестница. О   древе   жизни   в   мире   создано   множество   легенд,   сказок,   этот   символ   нашёл отображение в орнаментике многих народов.  Слайд 12,13. Сначала я расскажу вам очень возвышенную, поэтическую легенду, существовавшую у древних славян. Наш мир казался им похожим на огромное яйцо, которое снесла таинственная   «космическая   птица».   Посередине   славянской   вселенной,   подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «желтка» ­ наш живой мир, мир людей. Нижняя, «исподняя» сторона ­ Нижний мир, мир мертвых. Когда там день, у нас царит ночь. Вокруг Земли, подобно скорлупе, расположены девять небес. Вот почему мы до сих пор говорим не только «небо», но и «небеса». Каждое из девяти небес   имеет   свое   назначение:   для   Солнца   и   звезд,   Месяца,   туч   и   ветров.  На любое из небес можно забраться по стволу дерева, которое, как огромная ось, пронизывает всю вселенную. Мощные корни этого дерева, которое славяне называли Древом жизни, оплетают весь мир людей и уходят глубоко в мир мертвых. Ствол взмывает высоко к небесам, а крона Древа касается седьмого неба Седьмое небо. Иногда говорят: «Быть от счастья на седьмом небе». Почему? Древние считали, что седьмое небо твердое и прозрачное, и находится на нем океан живой воды. Посреди океана лежит прекрасный остров «Ирий». Это слово очень созвучно со словом «рай». А еще Ирий называли островом Буяном. Например, существует старинный заговор А.С.Пушкина.  от зубной боли: «На море, на окияне, на острове на Буяне стоят высокие три дерева, под теми деревьями лежит заяц. Переселись ты, зубная боль, к  – Вспомните, где еще упоминается остров  Буян? Ответ учащихся: «Сказка о царе Салтане»  –   Правильно,   ведь   название   острова   в   сказке   не   случайно   –   поэт   продолжает традиции русских  В кроне дерева вызревают все известные плоды и цветы, произрастающие на земле. Семена их сыплются вниз, прорастают и дают людям богатый урожай. Крону дерева заселяют   птицы,   которые   в   русском   фольклоре   и   прикладном   искусстве символизировали доброе начало. Мы можем видеть их в мезенской, хохломской, пермогорской и других народных росписях (рисунок 2). У ствола Древа пасутся кони, олени или лоси – слуги древнего славянского бога солнца Стрибога. Древние верили,   что   славный   бог   солнца   поможет   им,   поэтому   изображали   его   слуг   как «оберег» от злых сил (достаточно вспомнить конька на крыше деревенского дома). У корней   Древа   изображались   цветы,   травы,   а   иногда   и   рыбы,   змеи,   лягушки. Почему   именно   этот   образ,   образ   дерева,   стал   одним   из   основных   в   славянской мифологии? Русские люди всегда считали дерево живым существом, имеющим душу. Множество обычаев, обрядов и поверий связано с деревом: посадить дерево при рождении ребенка, украшать березки на Троицу, березовое полено у порога отгоняет злых духов, украшение новогодней елки и т.д. Существовали отдельные священные деревья и целые священные рощи. Давайте вспомним русские народные пословицы и поговорки, связанные с  деревом: – «Кто срубит дерево, того проклянут дети, кто посадит дерево – того похвалят внуки». – «Дерево от плодов, а человек от дел  Русские   художники   часто   изображают   могучие   деревья   на   своих   полотнах   как неотъемлемую   часть   русской   природы.   Посмотрите   на   репродукцию   картины И.И.Шишкина «На севере диком…» ­ это гимн стойкости, жизнелюбию. Вслушайтесь в словосочетание: Древо Жизни. Жизнь каждого человека можно представить как дерево.   Представьте   себе   свое   дерево   жизни   –   высокое,   с   пышной   кроной   и великолепными плодами. Как вы считаете, что является почвой для корней нашего дерева соки? ­Ответы учащихся: почва для корней древа жизни каждого человека – семья, в которой он  –   А   что   самое   главное   в   семье,   что   ее   объединяет   и   укрепляет? –  Любовь. ­Верно, только любовь и уважение членов семьи, их поддержка друг другу помогает семье   во   всех   невзгодах.   Что   еще   помогает   нашему   дереву   жизни   расти,   дает необходимые жизненные  –  Знания. – Чувство  – Любовь к  – Представьте себе ствол вашего дерева жизни. Ствол – это символ возвышения, восхождения   к   вершинам   познания.   Каким   бы   вы   хотели   его   увидеть   и   что,   вы считаете, для этого нужно  – Прямым, ровным,  –   Необходима   стойкость,   умение   противостоять   «жизненным   ветрам». – У нас на Камчатке растет каменная береза. Ствол ее причудливо изогнулся под сильными ветрами. Но мы любуемся ею: камчатские поэты воспели каменную березу в стихах, художники изображают на своих полотнах. Как вы думаете,  долга. Родине.   жизненные познается».   мы     жизни,   откуда сделать? высоким, берем   растет.  силы? зайцу!» сказаний. почему? – Потому что, несмотря ни на что, дерево стремится вверх, к солнцу, к жизни, дает   приют   птицам,   тень   и   укрытие   от   ветра   –   людям. – Давайте представим себе крону нашего воображаемого дерева жизни, в которой вызревают   плоды   или   распускаются   цветы.   Как   вы   ее   себе   представляете? – Плоды – это результат жизни человека, то, что он оставит после себя, и чем смогут   воспользоваться   другие   люди.   Цветы   –   это   его   дети. –   Подведем   итог   нашей   беседы.   Древо   Жизни,   по   представлению   древних,   это центральная ось Вселенной, оно объединяло вокруг человека весь окружающий мир. Мировое   Древо   –   это   символ   бесконечности   и   повторяемости   жизни,   отражение размышлений  людей  о  бессмертии   человечества   –  как  семя,   брошенное  в  землю, снова   возрождается   к   жизни,   так   и   человек,   умирая,   продолжает   жить   в   своих потомках.   Образ   Мирового   Древа   –   древа   жизни   или   познания   –   существует   в культурах многих народов  Этот образ можно нарисовать, выбить в камне, вырезать на дереве. Предлагаю   вам   изобразить   древние   образы.  Работая   над   образами   древа   жизни, матери – земли, птиц, коней, солнца, используйте гелиевые ручки черного цвета. мира. III.Физкультминутка IV. Практическая работа. V. Подведение итогов. Ребята, давайте оценим свою работу на уроке.

«Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"

«Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"

«Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"

«Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"

«Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"

«Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"

«Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"

«Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"
Скачать файл