Разработка урока "Изучение плотности вещества" (7 класс)
Оценка 4.7

Разработка урока "Изучение плотности вещества" (7 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
физика
7 кл
19.01.2017
Разработка урока "Изучение плотности вещества" (7 класс)
Урок изучения нового материала. Цели: • образовательная – научить определять зависимость массы тела от рода вещества и от объёма тела; дать понятие плотности вещества, единиц ее измерения; дать понятие физического смысла плотности; научить пользоваться таблицей плотностей; сформировать умения и навыки для применения знаний в конкретных ситуациях; • развивающая – развивать умение мыслить, анализировать, обобщать; развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке; развивать навыки практического труда, формировать чувства новизны и любознательности; развивать самостоятельность, творческое начало, кругозор; • воспитывающая – воспитывать внимание, усердие, трудолюбие, аккуратность и умение организовывать свое рабочее место, стремление к достижению поставленной цели.
Урок ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА.doc

 

Урок, разработанный и проведенный

учителем физики Белой Е. И.

 

Тема урока: «Плотность вещества».

Цели:

·   образовательная – научить определять зависимость массы тела от рода вещества и от объёма тела; дать понятие плотности вещества, единиц ее измерения; дать понятие физического смысла плотности; научить пользоваться таблицей плотностей; сформировать умения и навыки для применения знаний в конкретных ситуациях;

·   развивающая – развивать умение мыслить, анализировать, обобщать; развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке; развивать навыки практического труда, формировать чувства новизны и любознательности; развивать самостоятельность, творческое начало, кругозор;

·   воспитывающая – воспитывать внимание, усердие, трудолюбие, аккуратность и умение организовывать свое рабочее место, стремление к достижению поставленной цели.

 

Тип урока – комбинированный, т. е. урок обобщения и систематизации знаний с элементами объяснения нового материала.

 

    Вид  урока:  урок нетрадиционной формы –  урок – путешествие.

    Методы обучения: - диалогический (с обратной словесной связью),

                                       - проблемный (создание проблемной ситуации),

                                       - частично – поисковый  (побуждение к решению проблемной

                                         ситуации  с помощью поисковой деятельности),

                                       - практический  (проведение экспериментальных опытов, 

                                         решение упражнений);

- метод активного обучения – имитационный (игра).

 

Применяемые технологии обучения:

    - компьютерная (в течение всего урока);

    - игровая технология (в течение всего урока); 

    - технология проблемного обучения (на этапе формирования новых ЗУНов);

    - групповая технология + технология сотрудничества (в течение всего урока);

    - тестовая  (на этапе  актуализации знаний и закрепления  новых ЗУНов).

 

 

 

Оборудование:

    - компьютер, проектор, экран;

    - весы электронные – 6;

    - мензурки – 6;

    - фломастеры черные – 6;

    - таблицы №1 на формате А3 – 6;

    - таблицы №2 на формате А4 – 6;

    - подставки с названием и эмблемой для каждой группы;

    - плакат для наглядного проведения соревнования формата А1;

    - цилиндры  малые – 6;

    - цилиндры большие -6.

 

     Учащиеся  распределены на 6 групп по 5 человек.

     На экране слайд №1.

 

                                                                                                      Слайд №1.                                                    ПЛАН УРОКА.                                 

I. Организационный момент (7 мин).

1) мобилизующее начало (проверка готовности к уроку)(2 мин);

    Учитель: Сегодня у нас необычный  урок – путешествие, и для его проведения вы разбиты на группы – команды. Вы будете путешествовать, идя по пунктам, к ДВОРЦУ ЗНАНИЙ. Каждая группа будет  путешествовать под своим названием: «Прилежные», «Любознательные», «Настойчивые»,  «Целеустремленные», «Пытливые», «Старательные».

     

        2) актуализация знаний (5 мин).

Учитель: Отправляемся в путь. Начнем урок с повторения. Как называлась прошлая тема?

   Ученики: Взаимодействие тел. Масса тел.

   Учитель: Повторим тему с помощью тестов. Первая остановка на станции  «Повторительная».  Изображения команд автоматически передвигаются                                  Слайд №2.

на ст. «Повторительная».            

   Учитель: Для этого у вас на столах находятся  компьютеры.  Время на выполнение теста запрограммировано, и оценка за   правильность появится автоматически.

    Идет фронтальный опрос с применением тестовой  технологии и ИКТ, используя программу «Macromedia flesh».

 

Компьютерная и тестовая технологии обучения.      Слайд №3 (открываются слайды  4 – 13).

                                                

                                                                                                                                                                                 

                                                   

Учитель: Все хорошо поработали на этой станции, никто не отстал. Держим путь дальше  на ст. «Проблемная» (переставляет рожицы).

 

 

 

Слайд №4.            

II. Формирование новых ЗУНов (20 мин).

1). Мотивация (5 мин.)

Учитель: Какие приборы вы видите на ваших   столах?

Ученики: Мензурки и весы.                                                                                  Учитель: Что можно определить с помощью   этих приборов?                  Слайд №5.

Ученики: Объем тел и их массу.                                                          

                                                                                                                                          

Технология проблемного обучения. Постановка проблемы.

Учитель: Если мы определим объем тела и его массу, то какую задачу мы будем решать сегодня?

Ученики: Выявим соответствие между массой и объемом тел.

Учитель: Мы прибыли на станцию «Проблемная». Поработаем  на ней. Каждой группе ставится задача (проблема), определив массу и объем тела, вы должны заполнить таблицу и сделать вывод.

   Слайд №6.

На столах в каждой группе тела разного объема, но сделаны они из одного вещества. Ученики делают замеры и заполняют таблицу№1 (на столах) фломастерами и делают вывод, что отношение массы тела к его объему для двух заданных тел получилось одинаковым.

 

2). Формирование новых ЗУНов (15 мин).

    Учитель: Вы сами убедились, что для данного вещества отношение m/V=const.

Эту величину называют ПЛОТНОСТЬЮ вещества и обозначают греческой

буквой ρ (ро). Слайд №7.

 ρ плотность вещества.                      

Формула для определения плотности: 

Какая зависимость между плотностью и массой?

Между плотностью и объемом?

Ученик: Плотность прямопропорционально зависит от массы. Чем больше масса тела, тем больше его плотность. Плотность обратнопропорционально зависит от объема тела. Чем больше объем тела, тем меньше его плотность.

 

Учитель:

Определение плотности: Плотность – это физ. величина, равная отношению массы  тела к его объему.

 

Учитель: Кто сможет вывести единицы измерения плотности в системе СИ?

Ученик: Т.к. масса в СИ измеряется в КГ, а объем в куб. м, то единицами измерения плотности  в СИ будут [кг/м3].

Учитель: Запишем ρ = [кг/м3].

Иногда плотность измеряется в [г/см3].

Раз единицы измерения могут быть и теми и другими, значит между ними должно быть соотношение.

1кг/м3 = …..г/см3. Вам домашнее задание вывести это соотношение.

Из формулы плотности составим замечательный треугольник:

Как из него определить массу или объем?

Ученик: m = ρV;  V = m/ρ.

Учитель: Плотность данного вещества – величина постоянная, и, как следует из формулы, характеризует массу тела в единице его объема. Значения различных плотностей занесены в таблицы №2, 3, 4, которые есть у вас в учебнике на стр. 50, 51 и в задачнике В.И.Лукашика.   

Посмотрите, даны таблицы твердых тел, жидкостей и газов. Все данные занесены при определенной температуре t=200 С.  А как изменятся эти данные, если температура, например, увеличится?

 

Ученик: При повышении температуры молекулы тел начинают двигаться быстрее, и объем тела увеличивается. А раз объем тела увеличится, то его плотность уменьшится.

 

Учитель: Давайте поучимся работать с таблицей. Определите плотность железа (Слайд № 8).

Ученик: ρ железа = 7800 кг/м3.

Учитель: А как вы думаете, что это значит?

Ученик: Масса 1 м3 железа равна 7800 кг.

Учитель: Замечательно. Отправляемся на станцию «Объяснительная».

Слайд №9.

Ученики должны, пользуясь таблицей плотностей, найти заданную плотность для каждой команды и объяснить ее значение.

 

 

                                                                                                              Слайд №10.

   

    Учитель: Все хорошо поработали на станции «Объяснительная» (переставляет рожицы). Движемся дальше на ст. «Кроссвордная».

 

 

 

 

 

                                                                         Слайд №11.

 

Учитель: Давайте поупражняемся с таблицей и поиграем – отгадаем кроссворд. Остановка на станции «Кроссвордная».

 

 

Слайд №12.                        

 

 

Вопросы к кроссворду:

1.     Какое твердое тело имеет минимальную плотность?   (ПРОБКА)

2.     Плотность этого газа самая большая (ХЛОР).

3.     Какой газ имеет самую маленькую плотность?

         (ВОДОРОД).

4.     Плотность этой жидкости самая большая (РТУТЬ).

5.     Плотность этого твердого тела такая же, как у льда   (ПАРАФИН).

6.     Плотность этого вещества = 800 кг/м3  (КЕРОСИН).

7.     Плотность этого вещества самая большая в таблице  (ОСМИЙ).

8.     Плотность этого вещества = 19300 кг/м(ЗОЛОТО).

9.     Плотность этого вещества такая же как у спирта   (НЕФТЬ).

 

Учитель: Какое ключевое слово мы получили?  (ПЛОТНОСТЬ).

Поработаем еще. Взяли несколько тел, сделанных из разных веществ, и определили их массы и объемы. Обнаружили, что массы и объемы оказались одинаковыми. Из каких веществ могут быть сделаны эти тела?

1.       КЕРОСИН, СПИРТ, НЕФТЬ;   2. МАШИННОЕ МАСЛО, ЛЕД, ПАРАФИН;
3.   ЭФИР, БЕНЗИН;  4. МРАМОР, АЛЮМИНИЙ;  5. ВОДА МОРСКАЯ, МОЛОКО ЦЕЛЬНОЕ;  6. БЕТОН,  ФАРФОР).

 

   Учитель: Если взять одно и то же вещество в различных состояниях. Будет ли отличаться его плотность?

   Ученик: Да, ведь молекулы по – разному расположены в различных состояниях вещества.

 

Учитель: Возьмем воду. Найдите плотности ее в различных состояниях.

 

Слайд №13.

А почему плотность льда меньше, чем плотность воды?

 

Ученик: Т.к. молекулы льда расположены в строгом порядке, они имеют кристаллическую структуру.

 

     Учитель: Все хорошо поработали на станции «Кроссвордная» (переставляет рожицы). Еще дозаправились знаниями. Движемся дальше на ст. «Табличная».

 

Слайд №14.

 

 

Поупражняемся еще. Задание по группам: используя формулу для расчета плотности, заполните таблицу №2. Каждой группе свое задание.

                                                                        Слайд №15.                 

 

 

После заполнения производится сверка расчетов на  экране.

 

III. Закрепление материала (6мин).                                                                                                                                                                                                                                                                    

 

    Учитель: Замечательные знания показали все команды. Держим путь дальше на ст. «Порешайкина» (передвигает рожицы).

Слайд №16.

 

 

 

 

                             Слайд №17.

 

 

   Ученики, используя «Сборник задач по физике» В.И.Лукашика, закрепляют полученные знания.

Номера задач выдаются каждой группе по одному.

№ 228. Даны два кубика одинаковой массы: один из янтаря, другой из меди. У какого из кубиков масса вещества в объеме 1 см3 больше и во сколько раз?

Слайд № 18.

 

№ 229. Из двух медных заклепок первая имеет вдвое большую массу, чем вторая. Чему равно отношение объемов этих тел? 

№ 230. Диаметры медного и алюминиевого шаров одинаковы. Какой из них имеет меньшую массу и во сколько раз? 

 

                                                                         Слайд № 19.

 

 

№ 231. Стакан, наполненный водой, имеет большую массу, чем тот же стакан, заполненный подсолнечным маслом, но меньшую, чем молоком.

mмолока > mводы  > mподсолнечного масла    Какая из этих жидкостей имеет наибольшую плотность, а какая – наименьшую? 

                                                                                                                  Слайд № 20.

№ 232. На чашках уравновешенных весов лежат кубики. Одинаковы ли плотности веществ, из которых сделаны кубики? 

 

Слайд № 21.

 

 

№ 233. В один сосуд из двух одинаковых сосудов налили воду, в другой – серную кислоту равной массы. Какая жидкость имеет большую массу?  

                                                                                                               Слайд № 22.

 

   Учитель: А вот интересные факты.

1.     Средняя плотность Земли = 5500 кг/м

2.     Средняя плотность Луны = 3300 кг/м

3.     Средняя плотность человека = 1036 кг/м3 . Как бы вы ее определили?

 

4.     В Италии вблизи г. Неаполя есть «Собачья пещера», в нижней части которой постоянно выделяется углекислый газ. Для кого, человека или собаки, эта пещера безопасна?

 

Учитель: Теперь на пути к ДВОРЦУ ЗНАНИЙ  у нас последняя станция «Тестовая».

 

 

Слайд №23.

 

                                                                                    

                                                                               

                             Слайд №24.

 

Тесты даны на слайдах № 25 – 29.

 

     

 

 

 

Ответы на тестовые вопросы автоматизированы: при правильном ответе появляется «ВЕРНО», если ответ неправильный – «НЕВЕРНО».

     Учитель: Вы прошли все станции на пути к ДВОРЦУ ЗНАНИЙ и пополнили свой багаж знаний.  ДВОРЕЦ откроет перед вами свои двери и подарит вам самые высокие оценки. И вы еще не раз туда вернетесь.

 

        

            

 

Слайд №30.

 

 V. Итог урока (2 мин.)

    Учитель: 1.Оцените, насколько вы сегодня поняли новый материал, подняв соответствующее количество пальцев.

                     2. Все ли было понятно?

                     3. Всем сегодня пятерки.

 

              VI. Домашнее задание:

                                                                   Слайд №31.

§ 21, упр. 7;

В.И. Лукашик «Сборник задач по физике»

№ 234 – 237;

вывести  1кг/м3 = …..г/см3.

 

Слайд № 32.


Урок, разработанный и проведенный учителем физики

Урок, разработанный и проведенный учителем физики

А3 – 6; - таблицы №2 на формате

А3 – 6; - таблицы №2 на формате

Учитель: Все хорошо поработали на этой станции, никто не отстал

Учитель: Все хорошо поработали на этой станции, никто не отстал

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения

Из формулы плотности составим замечательный треугольник:

Из формулы плотности составим замечательный треугольник:

Учитель: Давайте поупражняемся с таблицей и поиграем – отгадаем кроссворд

Учитель: Давайте поупражняемся с таблицей и поиграем – отгадаем кроссворд

Слайд №14. Поупражняемся еще

Слайд №14. Поупражняемся еще

Стакан, наполненный водой, имеет большую массу, чем тот же стакан, заполненный подсолнечным маслом, но меньшую, чем молоком

Стакан, наполненный водой, имеет большую массу, чем тот же стакан, заполненный подсолнечным маслом, но меньшую, чем молоком

Ответы на тестовые вопросы автоматизированы: при правильном ответе появляется «ВЕРНО», если ответ неправильный – «НЕВЕРНО»

Ответы на тестовые вопросы автоматизированы: при правильном ответе появляется «ВЕРНО», если ответ неправильный – «НЕВЕРНО»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017