Разработка урока литературного чтения по теме "Люби живое" 3 класс
Оценка 4.8

Разработка урока литературного чтения по теме "Люби живое" 3 класс

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
doc
чтение
3 кл
24.01.2019
Разработка урока литературного чтения по теме "Люби живое"  3 класс
Литературное чтение 3 класс. Листопадничек.doc
МБОУ «Ясновская средняя  общеобразовательная школа» Методическая разработка урока литературного чтения  в 3 классе по теме: «Люби живое». Учитель начальных классов Коновалова В.Н. 2014 г. Тема: « Люби живое».  И.С. Соколов­Микитов. «Листопадничек»  Цель: развивать навыки выразительного чтения; развивать внимание, память, воображение, речь, мышление, творческие способности. Задачи:  продолжить знакомство с творчеством И.С. Соколова­Микитова,  учить анализировать произведение и давать характеристику герою.   воспитывать любовь к животным, чувство сопереживания, сострадания.  Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание  произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр  произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев;  рассказывать о герое, подбирая  в произведении слова­определения, характеризующие его  поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана;  придумывать свои рассказы о животных. Оборудование:  портрет И.С. Соколова­ Микитова, выставка книг писателя, картины с  изображением животных, плакаты с пословицами и кроссвордом.                       Ход урока. I. Организационный момент.     У нас урок литературного чтения.  Посмотрите прямо, теперь, не поворачивая головы, посмотрите вправо, влево, вверх, вниз (повторим 2 раза). Глазами двигайтесь по стрелке (2 раза)  Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, на меня – улыбнёмся и мы друг другу. ещё раз)  Прочитайте скороговорку, записанную на доске. Слайд 2 Бредут бобры в сырые боры,  бобры храбры, для бобрят добры. Дети читают хором – сначала медленно, затем в среднем темпе и быстром. (Повторим II. Подготовка к работе над темой и знакомство с задачами урока.  Вспомните, как называется раздел, над которым мы сейчас работаем? (Люби живое)  Что мы называем живым, а что неживым?  Кто из представителей живого мира у вас дома? Расскажите о нём.  А каких ещё животных вы знаете, кроме домашних? (Звери,  птицы…)  Назовите всех персонажей рассказа М.М. Пришвина «Пиковая дама». Какую роль отводит каждому из них автор?  Сегодня   на   уроке   мы   познакомимся   с   произведением   Ивана   Сергеевича Соколова – Микитова. (Портрет)           Рассказ ученика: Слайд 3, 4, 5. И.С.   Соколов   –   Микитов   родился   в   1892   году   в   деревне,   в   семье   управляющего лесными угодьями. Мальчик рос среди обильной, почти нетронутой природы. Постоянное общение  с природой  не могло  не сказаться на творчестве  писателя.  Природа  занимает большое место в творчестве И.С. Соколова – Микитова. Ещё мальчиком любил он бродить по   лесным   угодьям   Смоленщины,   прислушиваться   к   таинственным   шорохам   леса, разбираться в запутанных следах лесных обитателей. В   цикле   прелестных   рассказов   «От   весны   до   весны»   писатель   с   поэтической проникновенностью раскрывает совершающийся в природе круговорот, приучая нас, юных читателей.   Пристально   вглядываться   в   окружающую   жизнь,   удивляться   тому,   что неожиданно   открывается   взору.   Как   добрый   волшебник,   может   Иван   Сергеевич   самое обычное и непримечательное сделать зримым и интересным. Книги Соколова – Микитова глубоко патриотичны. Они всегда доставляют радость, потому что позволяют полнее и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть то, на что мы иной раз и не обращаем внимания.  Рассматривание  выставки книг И.С. Соколова  – Микитова.  («Первая охота», «Звуки весны», «От весны до весны» ­ сборник, «Листопадничек»). III. Работа над произведением.  Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ «Листопадничек», который входит в цикл рассказов «От весны до весны»  Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе?  Давайте прочитаем рассказ и узнаем верны ли ваши предположения. Чтение произведения хорошо читающими детьми. Первичная проверка понимания содержания.  О ком это произведение?  Слайд 6, 7, 8,  Почему зайчат называют листопадничками? Кто их так называет?  Почему Листопадничек побежал за журавлями в тёплые страны?  Кого он встретил на речке? Что делали бобры? Слайд 9, 10  О чём попросил Листопадничек бобров?  Как жилось Листопадничку у бобров? Что он делал в их доме?  Хотелось ли зайчонку вернуться домой, к маме?  Как ему удалось вернуться?  Был ли он рад возвращению?  Как вы думаете. За что в лесу его стали называть отчаянным? IV. Физкультминутка.             По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке И на этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайки добежали. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки. Стоп. Немного отдохнём  И домой пешком пойдём. V. Повторное чтение по ролям.   Встретились ли вы в тексте непонятные слова?  Словарная работа. Слайд 11 Плотина,  ил, хатка (хата), ступай, не робей, тумаков (тумаки), волей­неволей, росомаха. (Работа над словами с помощью подбора синонимов и словаря) Долговязый – очень высокий, худой и нескладный  Плотина – перегородка на реке для поднятия уровня воды Хата ­ название небольшого дома на Украине, в Белоруссии и на юге России. Запрудили ­  перегородили  реку плотиной Обглоданные ­ объеденные   Кто принимает участие в этом событии?  Где происходит действие?  Опишите  декорации, которые могли  бы быть подготовлены  к спектаклю под названием «Листопадничек». (Дети сами выбирают для себя понравившуюся роль и объясняют, почему именно этого персонажа они хотят изобразить.) Чтение по ролям.  Подумаем: это быль или сказка? (Быль)  Что вы узнали о жизни зайцев? Дети:   зайчата могут рождаться осенью;  они не замерзают зимой, потому что у них тёплая густая шерсть;  не умеют летать и плавать;  питаются репкой;  зайцы делают тёплые гнёзда;  заботятся о потомстве.  Что вы узнали о жизни бобров? Дети:  бобры умеют строить плотину, подгрызая толстые деревья;  бобры очень трудолюбивые;  питаются корой, ивовыми веточками;  в хатке у бобров два этажа;  а как они работают: «один бобр…Ходко работают бобры». «Диктор» ­ чтение»;  зубы острые. Грызут быстро, только щепки летят;  бобры любят чистоту и порядок;  у бобров много врагов.   Что говорится о других животных? (Карточки с изображением животных)   Почему можно считать это произведение сказкой? Дети:  Как в сказке герои разговаривают, мечтают. Спорят, хитрят, советуют, хвастаются, как дети, как люди!  Счастливый конец у сказок. В реальной жизни – зайчиха не приняла бы Листопадничка – у него был бы уже чужой запах.  Назовём это произведение сказка­быль  А теперь давайте проследим за зайчонком – в какие ситуации он попадает? Выборочное чтение. Дети:  «Мечтает улететь, как журавли,  в тёплые края, боится замёрзнуть – убегает».  Дети:  «Попадает к бобрам – у вас тепло в хатке?»  «Жизнь Листопадничка у бобров». (Как жилось зайцу у бобров?)  «Возвращение домой» Сколько раз Листопадничек вспоминает о своём доме, о маме? Когда?  Когда поставили бобры крышу, стало темно, вспомнил Листопадничек своё светлое гнездо, маму, братьев.  Отведал   зайчонок  бобрового  кушанья.  Горькой  показалось  оно.  «Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!»  Много страху натерпелся зайчонок, часто вспоминал  он своё тёплое гнездо,  мать.   Когда   плохо,  голодно,   страшно,  он  вспоминает   родное гнездо. Тёплое гнездо, светлое гнездо, сухое гнездо.  Каков основной смысл этого произведения? (Главная мысль)  Прочитайте   пословицы,  (Слайд   12)какие   из   них   больше   всего   подходят   к нашему произведению? Как вы их понимаете?  Горек хлеб чужбины.  Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.  Для каждой птицы дорого своё гнездо.  Каждому в родном краю лучше.  В своей стороне и зима милее.  В родном краю как в раю.  Родное гнездо каждому дорого. VI. Физминутка.        VII. Закрепление нового материала.  Прочитайте эпизод как Листопадничек спасся. («­Плыви, зайчонок! говорит…и со всех ног на родное болото».)  О   чём   говорит   этот   факт?   (Зайцы   не   умеют   плавать,   но   в   исключительных случаях, на родину, поплыл)  Что значит выражение: «со всех ног»? (очень быстро)  Назовите главных героев сказки. (Семья зайчихи, семья бобров)  Какую главную черту семей  подчёркивает автор? (Семья зайчихи  заботливая, дружная. Семья бобров трудолюбивая, аккуратные)  Почему лисицу, рысь, росомаху можно объединить в третью группу? (это враги бобров)  А кто ещё относится к этой группе? (Выдра)  Поищите в тексте слова, которыми автор характеризует этих героев. Выдра – разбойница. Лисица – хитрая. Рысь – злая. Росомаха – жадная. Итак, каких героев любит автор, а каких нет? А вы, ребята, согласны с автором?    Рассмотрите внимательно рисунок, найдите в тексте описание эпизода, который предшествовал   тому,   что   изобразил   художник,   а   затем   своими   словами расскажите, что произошло после встречи Листопадничка с Бобром.  А можно ли сравнить Листопадничка с другим зайцем, о котором вы читали в сказке Д.Н. Мамина – Сибиряка? («Сказка  про храброго зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий – Хвост».)  Что общего у этих двух зайцев, что их отличает? Как по­другому можно озаглавить это произведение? Объясните, почему именно этот заголовок, по вашему мнению, соответствует содержанию текста?  Кто из вас сможет убедить нас в том, что заголовок сказки выбранный  автором, является самим подходящим? Почему вы так думаете? VIII. Итог урока. Рефлексия.  Как называется произведение, с которым мы познакомились сегодня?   Сейчас мы посмотрим, насколько вы были внимательны на уроке. Кроссворд. Каждое утро зайчата наблюдали за ними. (журавли) Кто сказал, что зайцам летать не полагается? (зайчиха) Как назвала зайчиха мечту о полёте? (глупости) Что   вырастает   у   зайцев,   чтобы   они   не   замёрзли   зимой? Убежав из родного гнезда, с кем встретился зайчонок? (бобры) Что строили бобры? (плотина) Что   поставили   бобры   на   хатку.   И   заяц   вспомнил   о   своём (шёрстка) гнезде? (крыша) Как обратился к бобрам зайчонок? (дяденька) Кем поручили бобры быть зайчонку для бобрят? (нянька) Кто из врагов много раз подходил к хатке бобров? (лисица) Что любили бобры кроме порядка? Порядок и …? (чистота) Что было настелено для тепла на втором этаже хатки? (сено) О каком кушанье мечтал зайчонок у бобров? (репка) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 1 3 2 4 7 6 8 11 5 12 9 10 13   Рефлексия  Слайд 13 ­ Мне бы хотелось узнать, ребята, какое сейчас у вас настроение от работы на уроке? У вас на партах лежат зайцы, отпустите их на поляну гулять.(На доске две поляны: одна ­ весёлая, другая грустная) IX. Домашнее задание (по выбору). Подготовить рассказ. Рассказ о том, как жил Листопадничек у бобров. (От имени Листопадничка) Рассказ о том, как бобры строят свою хатку. (От имени Бобров) Нарисуйте рисунок и подпишите его. Сочините свой рассказ о животных 1. 2. 3. 4.

Разработка урока литературного чтения по теме "Люби живое" 3 класс

Разработка урока литературного чтения по теме "Люби живое"  3 класс

Разработка урока литературного чтения по теме "Люби живое" 3 класс

Разработка урока литературного чтения по теме "Люби живое"  3 класс

Разработка урока литературного чтения по теме "Люби живое" 3 класс

Разработка урока литературного чтения по теме "Люби живое"  3 класс

Разработка урока литературного чтения по теме "Люби живое" 3 класс

Разработка урока литературного чтения по теме "Люби живое"  3 класс

Разработка урока литературного чтения по теме "Люби живое" 3 класс

Разработка урока литературного чтения по теме "Люби живое"  3 класс

Разработка урока литературного чтения по теме "Люби живое" 3 класс

Разработка урока литературного чтения по теме "Люби живое"  3 класс

Разработка урока литературного чтения по теме "Люби живое" 3 класс

Разработка урока литературного чтения по теме "Люби живое"  3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2019