МБОУ «Ясновская средняя
общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока
литературного чтения
в 3 классе
по теме: «Люби живое».
Учитель начальных классов
Коновалова В.Н.
2014 г. Тема: « Люби живое».
И.С. СоколовМикитов. «Листопадничек»
Цель: развивать навыки выразительного чтения; развивать внимание, память, воображение,
речь, мышление, творческие способности.
Задачи:
продолжить знакомство с творчеством И.С. СоколоваМикитова,
учить анализировать произведение и давать характеристику герою.
воспитывать любовь к животным, чувство сопереживания, сострадания.
Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание
произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр
произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев;
рассказывать о герое, подбирая в произведении словаопределения, характеризующие его
поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана;
придумывать свои рассказы о животных.
Оборудование: портрет И.С. Соколова Микитова, выставка книг писателя, картины с
изображением животных, плакаты с пословицами и кроссвордом.
Ход урока.
I. Организационный момент.
У нас урок литературного чтения.
Посмотрите прямо, теперь, не поворачивая головы, посмотрите вправо, влево,
вверх, вниз (повторим 2 раза). Глазами двигайтесь по стрелке (2 раза)
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, на меня – улыбнёмся и мы
друг другу.
ещё раз)
Прочитайте скороговорку, записанную на доске. Слайд 2
Бредут бобры в сырые боры,
бобры храбры, для бобрят добры.
Дети читают хором – сначала медленно, затем в среднем темпе и быстром. (Повторим
II. Подготовка к работе над темой и знакомство с задачами урока.
Вспомните, как называется раздел, над которым мы сейчас работаем? (Люби
живое)
Что мы называем живым, а что неживым?
Кто из представителей живого мира у вас дома? Расскажите о нём.
А каких ещё животных вы знаете, кроме домашних? (Звери,
птицы…)
Назовите всех персонажей рассказа М.М. Пришвина «Пиковая дама». Какую
роль отводит каждому из них автор?
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Ивана Сергеевича
Соколова – Микитова. (Портрет)
Рассказ ученика: Слайд 3, 4, 5.
И.С. Соколов – Микитов родился в 1892 году в деревне, в семье управляющего
лесными угодьями. Мальчик рос среди обильной, почти нетронутой природы. Постоянное
общение с природой не могло не сказаться на творчестве писателя. Природа занимает
большое место в творчестве И.С. Соколова – Микитова. Ещё мальчиком любил он бродить
по лесным угодьям Смоленщины, прислушиваться к таинственным шорохам леса,
разбираться в запутанных следах лесных обитателей.
В цикле прелестных рассказов «От весны до весны» писатель с поэтической
проникновенностью раскрывает совершающийся в природе круговорот, приучая нас, юных читателей. Пристально вглядываться в окружающую жизнь, удивляться тому, что
неожиданно открывается взору. Как добрый волшебник, может Иван Сергеевич самое
обычное и непримечательное сделать зримым и интересным.
Книги Соколова – Микитова глубоко патриотичны. Они всегда доставляют радость,
потому что позволяют полнее и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть то, на что мы
иной раз и не обращаем внимания.
Рассматривание выставки книг И.С. Соколова – Микитова. («Первая охота»,
«Звуки весны», «От весны до весны» сборник, «Листопадничек»).
III. Работа над произведением.
Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ «Листопадничек», который входит в
цикл рассказов «От весны до весны»
Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе?
Давайте прочитаем рассказ и узнаем верны ли ваши предположения.
Чтение произведения хорошо читающими детьми.
Первичная проверка понимания содержания.
О ком это произведение? Слайд 6, 7, 8,
Почему зайчат называют листопадничками? Кто их так называет?
Почему Листопадничек побежал за журавлями в тёплые страны?
Кого он встретил на речке? Что делали бобры? Слайд 9, 10
О чём попросил Листопадничек бобров?
Как жилось Листопадничку у бобров? Что он делал в их доме?
Хотелось ли зайчонку вернуться домой, к маме?
Как ему удалось вернуться?
Был ли он рад возвращению?
Как вы думаете. За что в лесу его стали называть отчаянным?
IV. Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И на этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежали.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнём
И домой пешком пойдём.
V. Повторное чтение по ролям.
Встретились ли вы в тексте непонятные слова?
Словарная работа. Слайд 11
Плотина, ил, хатка (хата), ступай, не робей, тумаков (тумаки), волейневолей, росомаха.
(Работа над словами с помощью подбора синонимов и словаря)
Долговязый – очень высокий, худой и нескладный
Плотина – перегородка на реке для поднятия уровня воды
Хата название небольшого дома на Украине, в Белоруссии и на юге России.
Запрудили перегородили реку плотиной
Обглоданные объеденные
Кто принимает участие в этом событии?
Где происходит действие? Опишите декорации, которые могли бы быть подготовлены к спектаклю под
названием «Листопадничек».
(Дети сами выбирают для себя понравившуюся роль и объясняют, почему именно
этого персонажа они хотят изобразить.)
Чтение по ролям.
Подумаем: это быль или сказка? (Быль)
Что вы узнали о жизни зайцев?
Дети:
зайчата могут рождаться осенью;
они не замерзают зимой, потому что у них тёплая густая шерсть;
не умеют летать и плавать;
питаются репкой;
зайцы делают тёплые гнёзда;
заботятся о потомстве.
Что вы узнали о жизни бобров?
Дети:
бобры умеют строить плотину, подгрызая толстые деревья;
бобры очень трудолюбивые;
питаются корой, ивовыми веточками;
в хатке у бобров два этажа;
а как они работают: «один бобр…Ходко работают бобры». «Диктор»
чтение»;
зубы острые. Грызут быстро, только щепки летят;
бобры любят чистоту и порядок;
у бобров много врагов.
Что говорится о других животных? (Карточки с изображением животных)
Почему можно считать это произведение сказкой?
Дети:
Как в сказке герои разговаривают, мечтают. Спорят, хитрят, советуют,
хвастаются, как дети, как люди!
Счастливый конец у сказок.
В реальной жизни – зайчиха не приняла бы Листопадничка – у него был бы уже
чужой запах.
Назовём это произведение сказкабыль
А теперь давайте проследим за зайчонком – в какие ситуации он попадает?
Выборочное чтение.
Дети:
«Мечтает улететь, как журавли, в тёплые края, боится замёрзнуть –
убегает».
Дети:
«Попадает к бобрам – у вас тепло в хатке?»
«Жизнь Листопадничка у бобров». (Как жилось зайцу у бобров?)
«Возвращение домой»
Сколько раз Листопадничек вспоминает о своём доме, о маме? Когда?
Когда поставили бобры крышу, стало темно, вспомнил Листопадничек
своё светлое гнездо, маму, братьев.
Отведал зайчонок бобрового кушанья. Горькой показалось оно. «Эх,
видно, не видать мне больше сладкой репки!» Много страху натерпелся зайчонок, часто вспоминал он своё тёплое
гнездо, мать. Когда плохо, голодно, страшно, он вспоминает родное
гнездо. Тёплое гнездо, светлое гнездо, сухое гнездо.
Каков основной смысл этого произведения? (Главная мысль)
Прочитайте пословицы, (Слайд 12)какие из них больше всего подходят к
нашему произведению? Как вы их понимаете?
Горек хлеб чужбины.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Для каждой птицы дорого своё гнездо.
Каждому в родном краю лучше.
В своей стороне и зима милее.
В родном краю как в раю.
Родное гнездо каждому дорого.
VI. Физминутка.
VII. Закрепление нового материала.
Прочитайте эпизод как Листопадничек спасся. («Плыви, зайчонок! говорит…и
со всех ног на родное болото».)
О чём говорит этот факт? (Зайцы не умеют плавать, но в исключительных
случаях, на родину, поплыл)
Что значит выражение: «со всех ног»? (очень быстро)
Назовите главных героев сказки. (Семья зайчихи, семья бобров)
Какую главную черту семей подчёркивает автор? (Семья зайчихи заботливая,
дружная. Семья бобров трудолюбивая, аккуратные)
Почему лисицу, рысь, росомаху можно объединить в третью группу? (это враги
бобров)
А кто ещё относится к этой группе? (Выдра)
Поищите в тексте слова, которыми автор характеризует этих героев.
Выдра – разбойница.
Лисица – хитрая.
Рысь – злая.
Росомаха – жадная.
Итак, каких героев любит автор, а каких нет?
А вы, ребята, согласны с автором?
Рассмотрите внимательно рисунок, найдите в тексте описание эпизода, который
предшествовал тому, что изобразил художник, а затем своими словами
расскажите, что произошло после встречи Листопадничка с Бобром.
А можно ли сравнить Листопадничка с другим зайцем, о котором вы читали в
сказке Д.Н. Мамина – Сибиряка? («Сказка про храброго зайца – Длинные Уши,
Косые Глаза, Короткий – Хвост».)
Что общего у этих двух зайцев, что их отличает?
Как подругому можно озаглавить это произведение? Объясните, почему именно
этот заголовок, по вашему мнению, соответствует содержанию текста?
Кто из вас сможет убедить нас в том, что заголовок сказки выбранный автором,
является самим подходящим? Почему вы так думаете?
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Как называется произведение, с которым мы познакомились сегодня?
Сейчас мы посмотрим, насколько вы были внимательны на уроке. Кроссворд.
Каждое утро зайчата наблюдали за ними. (журавли)
Кто сказал, что зайцам летать не полагается? (зайчиха)
Как назвала зайчиха мечту о полёте? (глупости)
Что вырастает у зайцев, чтобы они не замёрзли зимой?
Убежав из родного гнезда, с кем встретился зайчонок? (бобры)
Что строили бобры? (плотина)
Что поставили бобры на хатку. И заяц вспомнил о своём
(шёрстка)
гнезде? (крыша)
Как обратился к бобрам зайчонок? (дяденька)
Кем поручили бобры быть зайчонку для бобрят? (нянька)
Кто из врагов много раз подходил к хатке бобров? (лисица)
Что любили бобры кроме порядка? Порядок и …? (чистота)
Что было настелено для тепла на втором этаже хатки? (сено)
О каком кушанье мечтал зайчонок у бобров? (репка)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
1
3
2
4
7
6
8
11
5
12
9
10
13
Рефлексия Слайд 13 Мне бы хотелось узнать, ребята, какое сейчас у вас настроение от работы на уроке?
У вас на партах лежат зайцы, отпустите их на поляну гулять.(На доске две поляны: одна
весёлая, другая грустная)
IX. Домашнее задание (по выбору).
Подготовить рассказ.
Рассказ о том, как жил Листопадничек у бобров. (От имени Листопадничка)
Рассказ о том, как бобры строят свою хатку. (От имени Бобров)
Нарисуйте рисунок и подпишите его.
Сочините свой рассказ о животных
1.
2.
3.
4.
Разработка урока литературного чтения по теме "Люби живое" 3 класс
Разработка урока литературного чтения по теме "Люби живое" 3 класс
Разработка урока литературного чтения по теме "Люби живое" 3 класс
Разработка урока литературного чтения по теме "Люби живое" 3 класс
Разработка урока литературного чтения по теме "Люби живое" 3 класс
Разработка урока литературного чтения по теме "Люби живое" 3 класс
Разработка урока литературного чтения по теме "Люби живое" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.