Разработка урока литературы для 10 класса ("Она с небес слетает к нам"(Пушкинские традиции темы назначения поэзии в лирике Ф.И.Тютчева)
Оценка 4.6

Разработка урока литературы для 10 класса ("Она с небес слетает к нам"(Пушкинские традиции темы назначения поэзии в лирике Ф.И.Тютчева)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
12.02.2017
Разработка урока литературы для 10 класса ("Она с небес слетает к нам"(Пушкинские традиции темы назначения поэзии в лирике Ф.И.Тютчева)
В разработке урока показано, как пушкинские традиции темы назначения поэта и поэзии находят свое развитие в лирике Ф.И.Тютчева. Сопоставляются стихотворения Пушкина «Поэт», «Поэту» со стихотворениями Тютчева «Поэзия» и «Не верь, не верь поэту, дева…». На примере стихотворений «Поэзия» и «Не верь, не верь поэту, дева…» рассматривается чисто тютчевское понимание того, что есть поэт в нашем мире» клокочущих страстей». Урок сопровождается презентацией.
Она с небес слетает к нам.docx
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение                         «Средняя общеобразовательная школа «Лидер­2»                                     Находкинского городского округа                                        Пояснительная записка к уроку Класс: 10 Учитель: Тютина Лилия Сабировна Предмет: литература Программа: В.Я.Коровина Учебник: Литература. 10 класс. Базовый уровень. В 2­х ч. Лебедев Ю.В. 3­е изд. – М.: 2016 Тема урока: «Она с небес слетает к нам» (Пушкинские традиции темы назначения  поэзии в лирике Ф.И.Тютчева) Тип урока: Урок изучения новых знаний Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор Цели:  Образовательные:  показать, что тема поэта и поэзии сквозная в мировой литературе;  определить пушкинские традиции темы в лирике Тютчева. Развивающие: развивать навыки анализа лирического стихотворения, умение сравнивать  и обобщать. Воспитательные: воспитывать эстетическое отношение  к слову, любовь к родному  языку. Цели   данного   урока   соответствуют   стандартным   требованиям   программы   и   связаны   с предыдущими учебными занятиями. Основные методы:  1. по виду источника информации: словесные (объяснение, беседа с учащимися, чтение наизусть); наглядные ( демонстрация презентации);    2. по виду учебной деятельности: проблемно­поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем); исследовательский  Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная,  индивидуальная. Система контроля:  ­контроль учителя Средства обучения: тексты стихотворений         На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: «Темы, образы и основные  мотивы лирики Тютчева», «Своеобразие лирики Тютчева». Анализируемый урок входит в систему уроков по теме «Лирика Ф.И.Тютчева».  Особенностью  данного урока являлось то, что тема не представлена в учебнике. Поэтому  все выводы, сделанные учащимися по ходу урока, были самостоятельными. При этом  прослеживалась связь с ранее изученным материалом.       Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного  аспектов.  Это урок освоения новых знаний, третий урок в теме. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной деятельности, повышения качества образования учащихся.  Время,   отведенное   на   все   этапы   урока,   было   рационально   распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся. Урок начинается с организационного момента и постановки цели, задача которого – подготовить   учащихся   к   работе   на   уроке.   Учащиеся   должны   по   эпиграфу   к   уроку определить, чему будет посвящен урок. Следующий этап – проверка домашнего задания и повторение раннее изученного по теме урока. Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала. Основные формы работы – индивидуальная, фронтальная. Следующий   этап   урока   –     этап   усвоения   новых   знаний.   Учащиеся   самостоятельно читали   тексты,   анализировали   и   сопоставляли   их,   делали   выводы.   На   данном   этапе основные формы работы – индивидуальная, фронтальная.  Завершающим  этапом  была  оценка  учителем  результатов  урока,  подведение  итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок.          Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь. В ходе урока была достигнута   триединая   дидактическая   цель.   Учащиеся   получили   представление   о   связи лирики Тютчева с лирикой Пушкина в аспекте темы поэта и поэзии. Выбранные     формы   и   методы   обучения   способствовали   созданию   на   уроке положительной психологической атмосферы. Учащиеся на уроке были довольно активны, высказывали   свою   точку   зрения   и   доказывали   её.   Общение   учащихся   и   учителя доброжелательное, доверительное. Ход урока Ты был богов орган живой… (Тютчев «29 января 1837») 1.  Организационный момент. Определение целей урока ­  Чтение наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева «На камень жизни роковой…»  2. Повторение ранее изученного по теме урока   Тема поэта и поэзии традиционна не только для русской литературы, но и для мировой  поэзии. Традиция данной темы восходит к оде Горация «К Мельпомене».  Создан памятник мной. Он вековечнее  Меди, и пирамид выше он царственных. ­ Кто такая Мельпомена?  ( В греческой мифологии муза трагедии, одна из 9 дочерей  Зевса и Мнемосины. Изображалась украшенной виноградными листьями, в венке из  плюща, с трагической театральной маской в одной руке и палицей или мечом в другой  руке). ­ Кто из русских поэтов делал оригинальные переводы оды Горация? (Ответы учащихся) ­ А теперь давайте вспомним пушкинские размышления о сущности поэзии. Какие  стихотворения можете назвать? (  « Поэт» (1827) ­ размышление о сущности поэта. Поэт предстает сложным существом,  отмеченным Богом, наделенным частью его творящей силы, но в то же время обычным  земным человеком. Пушкин вполне допускает даже то, что поэт может быть «всех  ничтожней» среди «детей ничтожных мира». Перемены начинаются в нем тогда, когда Бог  посылает ему вдохновение. Поэт преображается: его слух становится чутким, он способен  услышать «божественный глагол». Прежнюю жизнь он оценивает как забавы мира, людская  молва его угнетает – он готовится произнести новые слова о мире. Он становится гордым,  «диким» и «суровым», то есть погружается в себя, в свои творческие думы. Поэт не может  творить, находясь среди обычных людей, в мирской суете. Вдохновение требует  одиночества, свободы от повседневности. [Красовский В.Е., Леденёв А.В. Литература.  Пособие для поступающих в вузы] В сонете «Поэту» (1830) Пушкин утверждает: поэт заканчивается тогда, когда начинает  творить с оглядкой на мнение «толпы». Никто не должен вторгаться в мир поэта. Это  мир пустынный, «безлюдный». В нем только одна дорога, по ней не может пройти  обычный человек «непосвященный» ­ ее пролагает сам поэт. В конце дороги – плоды «любимых дум».  Все награды – в самом поэте. Поэт должен судить себя «высшим  «судом. Каждый имеет право высказать свое мнение, но никто не имеет права  навязывать ему свое мнение. Если поэт доволен своим произведением, то ему кажутся  смешными все попытки толпы судить его. ) ­ Какие аспекты в теме можно выделить? (Процесс творчества, его цель и смысл; взаимоотношения поэта и толпы;  взаимоотношения поэта с самим собой, гармония с природой). ­ Выведите пушкинскую формулу поэзии (Ответы учеников)  Поэт­ существо, отмеченное Богом, поэтому поэзия имеет божественное  происхождение. Вдохновение посылается небом. Поэт творит без оглядки на мнение  толпы, самый главный суд для него – он сам. 3.  Изучение новой темы ­ Чтение наизусть стихотворений Тютчева о назначении поэзии  ­ Проблемный вопрос: какие аспекты пушкинской концепции поэзии звучат в  стихотворениях Тютчева? Иными словами – пушкинские традиции в лирике Тютчева. ­ Сопоставим стихотворения Пушкина «Поэт», «Поэту» со стихотворениями Тютчева  «Поэзия» и «Не верь, не верь поэту, дева…» ­ Какие схожие образы можете отметить в стихотворениях Пушкина и Тютчева?  (Обратите внимание на лексику, тропы, поэтические образы, композиционные  особенности стихотворений). ­ Наблюдения учащихся Пушкин Лексика: «священной», «святая»,  «божественный» Композиционные особенности: антитеза  «поэт­ земной, обычный человек и поэт,  услышавший божественный глагол» Тютчев «с небес», «небесная», «елей» Антитеза «земля – небо» ­ Таким образом, и Пушкин, и Тютчев размышляют о божественном происхождении  поэзии. ­ Какие еще сходные мотивы можете отметить? (В аспекте взаимоотношения поэта и толпы тоже можно отметить некое сходство:  «Услышишь суд глупца и смех толпы холодной…» (Пушкин) и «Вотще поносит или хвалит его бессмысленный народ…» (Тютчев). ­Таким образом, налицо сходство в понимании поэтами взаимоотношений поэта и толпы. Поэта не должно волновать мнение тех, кто ничего не понимает в искусстве. ­  Но каждый поэт привносит в традиционную тему что­то своё. Давайте на примере  стихотворений «Поэзия» и  «Не верь, не верь поэту, дева…» попробуем увидеть чисто  тютчевское понимание того, что есть поэт в нашем мире» клокочущих страстей».  ­ Наблюдения учащихся ( Сущность поэзии – вносить гармонию, успокоение в человеческую жизнь, полную  раздора и страстей. («Поэзия»). В стихотворении «Не верь, не верь поэту, дева…» поэт  срравнивается со стихией. Налицо контраст:  с одной стороны, ­ гармония, с  другой, ­  стихия. Но это вообще характерная черта мировосприятия Тютчева – изображать мир  через бесконечные противопоставления.) « Поэт подобен природе, “всесилен, как стихия” («Не верь, не верь поэту, дева...») и  сравнивается с инструментом, улавливающим и воспроизводящим гармонию,  полифонию мирового бытия в его борьбе, конфликтах и согласии. Отсюда и тютчевское  изображение мира через бесконечные противопоставления, подобие и различие,  двойственность и полифоничность, через трагическое переживание мирового “разлада”,  и чуткость к гармонии в малейших её проявлениях.» [Ю.Киселёва «Есть некий час в  ночи, всемирного молчанья…»] 4.  Подведение итогов урока. Отметки  5. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Тютчева о любви (по выбору).  Отметить в стихотворении характерные черты лирики Тютчева Приложение Тютчев.pptx Использованная литература 1. Баевский В.С. История русской поэзии. 2­е изд., испр. и доп. — Смоленск: Русич, 2. 1994. — 302 с.  Киселёва Ю.  «Есть некий час в ночи, всемирного молчанья…»  lit.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=140130 3. Красовский В.Е., Леденёв А.В. Литература. Пособие для поступающих в вузы. –  М.: Филол. об­во СЛОВО: Изд­во Эксмо, 2003. – 734с.

Разработка урока литературы для 10 класса ("Она с небес слетает к нам"(Пушкинские традиции темы назначения поэзии в лирике Ф.И.Тютчева)

Разработка урока литературы для 10 класса ("Она с небес слетает к нам"(Пушкинские традиции темы назначения поэзии в лирике Ф.И.Тютчева)

Разработка урока литературы для 10 класса ("Она с небес слетает к нам"(Пушкинские традиции темы назначения поэзии в лирике Ф.И.Тютчева)

Разработка урока литературы для 10 класса ("Она с небес слетает к нам"(Пушкинские традиции темы назначения поэзии в лирике Ф.И.Тютчева)

Разработка урока литературы для 10 класса ("Она с небес слетает к нам"(Пушкинские традиции темы назначения поэзии в лирике Ф.И.Тютчева)

Разработка урока литературы для 10 класса ("Она с небес слетает к нам"(Пушкинские традиции темы назначения поэзии в лирике Ф.И.Тютчева)

Разработка урока литературы для 10 класса ("Она с небес слетает к нам"(Пушкинские традиции темы назначения поэзии в лирике Ф.И.Тютчева)

Разработка урока литературы для 10 класса ("Она с небес слетает к нам"(Пушкинские традиции темы назначения поэзии в лирике Ф.И.Тютчева)

Разработка урока литературы для 10 класса ("Она с небес слетает к нам"(Пушкинские традиции темы назначения поэзии в лирике Ф.И.Тютчева)

Разработка урока литературы для 10 класса ("Она с небес слетает к нам"(Пушкинские традиции темы назначения поэзии в лирике Ф.И.Тютчева)

Разработка урока литературы для 10 класса ("Она с небес слетает к нам"(Пушкинские традиции темы назначения поэзии в лирике Ф.И.Тютчева)

Разработка урока литературы для 10 класса ("Она с небес слетает к нам"(Пушкинские традиции темы назначения поэзии в лирике Ф.И.Тютчева)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017