Урок литературы в 10 классе: "Ф.И.Тютчев. Очерк жизни и творчества". "Весенние воды"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
18.02.2017
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева.
2. Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики.
3. На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы.
4. Помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность стихотворений Тютчева.
Оборудование: портрет поэта, стихи, иллюстрации, презентация.Урок русской литературы в 10 классе
Тютчев откр урок.docx
6.02.2015 г. 10 а класс (ОГН) Русская литература
Тема урока: Ф.И.Тютчев. Очерк жизни и творчества. «Весенние воды»
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева.
2. Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики.
3. На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей
силы.
4. Помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность
стихотворений Тютчева.
Оборудование: портрет поэта, стихи, иллюстрации, презентация.
1. Организационный момент.
Ход урока
2. Проверка домашнего задания. Разминка. Ответы на вопросы.
1. Назовите годы жизни И.Тургенева.
2. С каким журналом в основном была связана его литературная деятельность?
3. Какой сборник рассказов принёс Тургеневу широкую известность и литературную славу?
4. Назовите романы писателя.
5. Последние произведения И. С. Тургенева,
поэтическое завещание большого мастера.
3. Объяснение новой темы. Слово учителя.
Тютчев крупнейший представитель русской философской лирики.
Тютчева принято называть певцом природы.
Это был удивительный человек политик, дипломат известный в светских кругах человек.
Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор
Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал
стихотворение, и называлось оно «Любезному папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось
одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга
В сей день счастливый нежность сына,
Какой бы дар принесть смогла!
Букет цветов? – но флора отцвела,
И луг поблёкнул и долина…
4. Учитель. Юность.
Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее
образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэтпереводчик, знаток классической древности и
итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского
университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в
Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в
Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два
года.
Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошёл прежде всего как
певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым
в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».
Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о
жизни и смерти, о человечестве и мироздании
Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.
Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней
«Весенняя гроза» передаёт возвышенную потютчевски красоту мира.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром…
Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира. Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят… (наиз. до конца) Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи,
гроза – это их сложные и противоречивые отношения.
5. Учитель.
Тютчев умел наблюдать, видеть и понимать природу. Умел находить
прекрасное в самом скромном ее уголке и ярким, эмоциональном языком
описать виденное, выразить свое отношение к изображаемому.
О пробуждении природы Тютчев говорит в стихотворении «Весенние воды»,
которое нам прочитает…
- Как вам кажется, о каком месяце идет речь в стихотворении «Весенние
воды»? (о марте)
6. Чтение стихотворения «Весенние воды».
7. Словарная работа
Брег берег
Гласят – говорят, кричат, возвещают
Гонцы – те, кто несет весть, новость.
Назовите все слова, которые передают действие весенних вод
(шумят, бегут, будят, блещут, гласят)
Чтение стихотворения учащимися.
8. Закрепление урока. Вопросы и задания:
1. Где и когда родился Ф.И.Тютчев?
2. Поэт, критик, переводчик – наставник Тютчева?
3. Сколько лет провёл поэт за границей? Где именно?
4. Назовите основные темы лирики Тютчева.
За 70 лет жизни Тютчевым написано всего лишь около 4х сот стихотворений. Написано мало, но
сказано много. Он и в наши дни в числе наиболее почитаемых русских поэтов. Естественным и
привычным стало сочетание имен Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Некрасова, Фета и
Тютчева.
2. Закончу урок словами И.С. Тургенева: «Тютчев один из самых замечательных наших поэтов,
как бы завещанный нам приветом и одобрением Пушкина».
3. Составление ассоциации.
Тютчев 8. Домашнее задание: выучить стихотворение.
Урок литературы в 10 классе: "Ф.И.Тютчев. Очерк жизни и творчества". "Весенние воды"
Урок литературы в 10 классе: "Ф.И.Тютчев. Очерк жизни и творчества". "Весенние воды"
Урок литературы в 10 классе: "Ф.И.Тютчев. Очерк жизни и творчества". "Весенние воды"
Урок литературы в 10 классе: "Ф.И.Тютчев. Очерк жизни и творчества". "Весенние воды"
Урок литературы в 10 классе: "Ф.И.Тютчев. Очерк жизни и творчества". "Весенние воды"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.