Разработка урока литературы в 5 классе "Вслед за Васюткой" (по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"
Оценка 4.6

Разработка урока литературы в 5 классе "Вслед за Васюткой" (по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
28.01.2018
Разработка урока литературы в 5 классе "Вслед за Васюткой" (по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"
Презентация к уроку
л5 Васюткино озеро моя разраб Астафьев.doc
Урок­путешествие «Вслед за Васюткой» Урок подготовила учитель  русского языка и литературы Пальянова Наталья Ивановна Дидактическая цель – создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между  природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами  информационно­коммуникативных технологий и метода проектной деятельности.  Цели: Образовательные – развивать навыки самостоятельной работы  с текстом; продолжить работу  по  обучению комментария  художественного текста; способствовать формированию  литературоведческих понятий: “средства художественной выразительности”; способствовать  формированию метапредметных понятий «причина и следствие». Развивающие – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений  анализировать художественное произведение, работать  над литературоведческими понятиями.  Воспитательные – способствовать воспитанию у школьников интереса к литературным традициям в  русской литературе; помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной ситуации, как  пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью; вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства  сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле.  Тип учебного занятия – заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро” в  форме игры. Методы обучения: эвристический, частично­поисковый, исследовательский. Форма обучения: фронтальная, групповая, в парах. Средства обучения: тексты произведений, проекционное оборудование, компьютер. Оформление урока. 1. Портрет В.П.Астафьева 2. Текст рассказа “Васюткино озеро” 3. Презентация  4. Васюткина карта (схема маршрута) 5. Рисунки учащихся Что такое  причинно­ следственные  отношения? Как не пропасть в  лесу? Что такое  автобиографич­ ность? Природа – друг  или враг?  Васютка в зеркале  природы. 1 I. (слайд1) Прежде чем начать наш разговор, давайте обратимся к схеме. Скажите,  есть в классе  такие дети, которые не ответили хотя бы на один вопрос нашей схемы?  А хотите узнать ответы? Тогда давайте поработаем Скажите, а по этой схеме можно определить задачи нашего урока? Чем мы будем заниматься сегодня? II.(слайд 2,3) Как удалось Васютке выжить в тайге? Тема нашего урока «Вслед за Васюткой».  Как   вести   себя   наедине   с   природой?   –   на   этот   вопрос   нам   предстоит   ответить,   размышляя   над рассказом В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Творчество   этого   писателя   имеет   огромное   значение   в   современной   литературе.   В.П.   Астафьев родился в 1924 году в  Красноярском  крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее.  К самому берегу подступает вековая тайга.   В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой». III.­ Давайте с вами вспомним судьбу рассказа «Васюткино озеро» (слайд4 )(Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна. Однажды в школе учитель предложил написать   им,   пятиклассникам   о   том,   как   прошло   лето.   Писатель   вспоминает:   «А   я   летом заблудился в тайге, много дней провел в тайге, и вот обо всем этом и написал. Сочинение мое было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нем, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» ­ мой первый рассказ для детей».) ­Как называется жанр  литературы, в котором автор описывает собственную жизнь?  (слайд5) (автобиография­(гр.autos  –   сам,  bios  –   жизнь,  grapho­   пишу)­   литературный   жанр,   описание автором собственной жизни Автобиографичность– это свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора.) Как вы помните, по рассказу мальчик заблудился в тайге, и только на 5й день он попал домой. Т.е. 4 ночи Васютка провел в лесу. IV.  Перед   вами   схема   маршрута   Васютки  (слайд6).   Сейчас   мы   поиграем   и   вспомним   при   этом хитрости охотников. Давайте разделимся на 3 команды. Чтобы нам переходить от 1ой ночевки героя к последующим, необходимо отвечать на вопросы. Если вы правильно отвечаете на вопрос, получаете жетончик.   В   конце   игры   (по   количеству   жетончиков)   посмотрим,   какая   команда   лучше сориентируется в лесу.  Вопросы виктрины     (слайды 7­29): 2 ­Зачем Васютка пошёл в тайгу? ­Почему Васютке захотелось подстрелить именно глухаря? К какой хитрости  прибегают охотники, чтобы подстрелить  эту птицу? ­ О чем говорит почти голая сосна у  ели? С кем в рассказе сравнивается положение  Васютки?  1я ночевка. ­Как правильно приготовить охотничье  блюдо? ­  Васютка приготовил вкусное блюдо –  чаще, и уже не отдельными былинками, а  пучками?  ­2­я ночевка. ­ Какое удивительное открытие сделал  Васютка на озере? ­Как белая рыба могла попасть в озеро? Как герой определил, что завтра будет  ветер, возможно, с дожем? (нет на слайде: Какой вывод сделал Васютка, увидев, что  убитую утку прибило к берегу? – озеро  проточное) ­3я ночевка В чем фокус тайги, откликающей гудок  парохода? (Гудок всегда откликается на глухаря в собственном соку. Почему же  он через силу глотал мясо? ­ Как обустроить в лесу место для  ночлега? (Перенести в сторону костер,  набросать на это место веток и мха, лечь  и накрыться одеждой) ­Что высматривал Васютка на вершине  большого дерева? ­Почему герой заволновался, когда  увидел , что травка стала попадаться  Подведем итоги игры. Посмотрим, какая команда лучше сориентируется в тайге. ближнем водоеме. Но гудит­то пароход  на Енисее) ­Какую реку искал Васютка в тайге? 4я ночевка ­Какой пароход проплыл мимо Васютки? ­На чём Васютка попал домой? V. Метапредметные понятия «причина и следствие» Ребята! Как вы думаете, почему с Васюткой случилась эта история? Могло ли произойти  по­другому? (Дедушка сказал, что если бы остался на месте, его бы нашли быстро). Т.е. что послужило причиной  Васюткиных приключений в тайге? (его оплошность, ошибка,  поспешность). Итак, мы нашли причину событий, а что стало следствием его оплошности?  (его блуждания в тайге)  (слайд30) • ПРИЧИНА ­(лат. causa) явление, вызывающее возникновение другого явления • СЛЕДСТВИЕ – то, что следует, вытекает из чего­нибудь, результат чего­ нибудь, вывод. (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского  языка).    Наука не знает изолированных явлений, существование которых было бы целиком  положено в них самих. Каждое явление находит свое основание в некоторых других  явлениях   VI. Васютка в зеркале природы (слайд 31) Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой  природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути  не открываются перед теми, кто не борется”. Но не только самообладание помогло  герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом,  доброта матери и умение разгадать тайны природы.  ­ Можно ли сказать, что здесь состоялся  “поединок Васютки и тайги” ? Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход  из тупика, преподала уроки мудрости и доброты. Автор тоже глубоко чувствует природу,  3 показывает ее с разных сторон. Прежде чем мы найдем доказательства этому, давайте  вспомним некоторые литературоведческие определения.  Эпитет Сравнение Метафора Олицетворение  (слайд 32) Найди соответствия: Переносное значение  слова, основанное на сходстве или  противопоставлении одного предмета или явления другому Перенесение человеческих черт на неодушевленные  предметы и явления Изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим Образное определение предмета, выраженное  преимущественно прилагательным Природа в произведении ­ это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир,  который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра,  она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе  пути.  Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу:  разговаривает с ней (примеры), ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует  ее состояние. Через природу он пытается подать весточку родным (стр. 129, 132),  очищается ( 134) и даже исповедуется (Стр. 132) (слайд 33 )Задание: работа в парах. Восстановить пропущенные сравнения и метафоры. Как средства выразительности помогают понять, что природа, подобно Богу, прощает Васютку: дарует веру, надежду, любовь?  1).Стр.128.Коротка августовская ночь в Заполярье. Пока Васютка управился с дровами,  (?..), (?..),  темнота начала редеть,(?..). Не успела она еще совсем рассеяться, а  на смену ей  уже (?..)туман. Ключ.Стр.128.Коротка августовская ночь в Заполярье. Пока Васютка управился с  дровами, густая, как смоль,  темнота начала редеть, прятаться в глубь леса. Не  успела она еще совсем рассеяться, а  на смену ей уже выполз туман 2). стр.129. Тайга…Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны (?..), (?..). С  высоты она казалась (?..) (…)Облака (?...) ложились на тайгу, и она (?…) Стр.129. Ключ:…Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны молчаливая,  равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем. (…) Облака  спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них. 3).стр.133 Заря (?..). В потемневшем небе (?..) (?..), (?..) облака. Начали (?..) звезды.  Показался маленький, (?..), месяц. Стало светлее. Васютка вспомнил слова дедушки:  «Вызвездило – к холоду!» ­  и на душе у него сделалось еще тревожнее. Стр.133. Ключ: Заря догорала. В потемневшем небе стыли редкие неподвижные  облака. Начали прорезаться звезды. Показался маленький, похожий на ноготок,  месяц. Стало светлее. Васютка вспомнил слова дедушки: «Вызвездило – к холоду!» ­  и  на душе у него сделалось еще тревожнее. 4).стр.133 Облака исчезли. (?..) и (?..), (?..) звезды, словно (?..) куда­то. Вот одна из них  ринулась вниз, (?..) небо и (?..). «Погасла звездочка – значит, чья­то жизнь (?..)»,­ вспомнил  Васютка слова дедушки Афанасия. 4 Стр.133.Ключ: Облака исчезли. Далекие и таинственные, перемигивались звезды,  словно звали куда­то. Вот одна из них ринулась вниз, прочертила небо и растаяла.  «Погасла звездочка – значит, чья­то жизнь оборвалась»,­ вспомнил Васютка слова  дедушки Афанасия. 5).стр.135. Качнулись, заскрипели (?..) сухие деревья. Над озером  (?..) закружились  поднятые с земли и сорванные с деревьев листья. (?..)  гагары, вещая непогоду. Озеро (?..),  тени на воде заколыхались, облака прикрыли солнце., вокруг стало хмуро, неуютно. . Стр.135 Ключ: Качнулись, заскрипели отжившие свой век сухие деревья. Над озером  заполошной стаей закружились поднятые с земли и сорванные с деревьев листья.  Застонали гагары, вещая непогоду. Озеро подернулось морщинами, тени на воде  заколыхались, облака прикрыли солнце, вокруг стало хмуро, неуютно  6).Стр.136­137 Осинник за ночь(?..). (?..), на земле лежали темно­красные листья. Вода в  речке заметно прибыла. Лесная жизнь примолкла. Даже кедровки и те не подавали голоса. Ключ. Стр.136­137.Осинник за ночь разделся почти донага. Будто тоненькие  пластинки свеклы, на земле лежали темно­красные листья. Вода в речке заметно  прибыла. Лесная жизнь примолкла. Даже кедровки и те не подавали голоса. 7).стр.140. Эта ночь была особенно(?..). Васютке все казалось, что кто­то плывет по  Енисею. То он слышал шлепанье весел, то стук моторов. Ключ.стр.140. Эта ночь была особенно длинной и тревожной. Васютке все казалось,  что кто­то плывет по Енисею. То он слышал шлепанье весел, то стук моторов. 8).стр.145. Погода стояла самая осенняя. Мчались куда­то (?..)тучи, чуть не задевая  вершины деревьев; (?..) лес; в небе раздавались (?..) крики птиц, тронувшихся на юг. Ключ.стр.145. Погода стояла самая осенняя. Мчались куда­то мохнатые тучи, чуть  не задевая вершины деревьев; шумел и качался лес; в небе раздавались тревожные  крики птиц, тронувшихся на юг.   VII.Рефлексия «Природа ­ учитель и друг  “Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян) “Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, ­ мой учитель; тот, кто  правильно  отмечает мои верные поступки, ­ мой друг…” (Сюнь­цзы)  (Слайд _34_)» Мы с вами сегодня  обсуждали много вопросов, связанных с  поведением в лесу.  А как бы вы  повели себя, заблудившись в  лесу?. Задание: заполните схему, вписывая свои действия.     Давайте посмотрим, что нужно делать. (слайд 35) "На Бога надейся, а сам не плошай" VIII. Итог Сейчас я снова предлагаю разбиться на 3 команды. И мы поиграем в игру, которая  называется «6 шляп». Каждой команде дается по 2 шляпы. Вы должны выступить, дав  заключительную оценку с точки зрения своей позиции   «Метод 6 шляп» Прием Эдварда де Боно Белая шляпа Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только  факты! Можно цитировать чью­то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. 5 ( Какие события произошли в этой книге? Перечислить героев, сколько дней, ночей   описывается.) Желтая шляпа Позитивное мышление. Необходимо выделить в  рассматриваемом явлении позитивные  стороны и (!)аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто  сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить  почему.  Красная шляпа Эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния  с теми или иными моментами рассматриваемого явления (грусть, радость, обида,  раздражение, агрессия, удивление и т.д.) (например, финал поединка вызвал у меня чувство растерянности и обреченности) Черная шляпа Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно,  проблематично, негативно и объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том,  чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.  (Эта химическая реакция осталась для нас непонятной, потому что мы мало решали задачи, связанные с ней). Зеленая шляпа Творческое мышление. Задайтесь вопросом: «Как можно было бы применить тот или иной  факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как  именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта  «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.(Если бы Достоевский  описал старуху­процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, восприятие  поступка Раскольникова было бы иным.) Синяя шляпа Философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в « синем» русле, старается обобщить  высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т.д.  Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо во время работы поделиться на две равные  части: первой подгруппе походить по другим группам, послушать, как они рассуждают, а  второй подгруппе выслушать и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово. 6 IX. Давайте с вами вернемся к 1ой схеме. На все ли вопросы мы ответили? ­ У Астафьева лес­помощник. Связь человека с природой ­ основная. А какими чертами  характера обладает главный герой?   Герой ­ наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни.  Тогда почему Васютка заблудился? (Васютка заблудился потому, что нарушил таежные  законы, а тайга живет своей собственной жизнью. Она живая).  Давайте посмотрим, что писали о сибиряках в различных произведениях: Отзыв о рассказе: Человеку было нелегко освоить труднодоступные места планеты, одной из таких  территорий была и остаётся Сибирь. Это суровый,неприступный, полный своих законов,  край. Широкие спокойные реки, тайга без конца без края, густые дремучие леса,заросшие  мхами опасные болота­трясины. Поэтому таёжных жителей с детства приучают к жизни в  здешних местах, учат её законам. Людям, приживающим далеко от крупных городов,  приходится самостоятельно приспосабливаться к законам природы, т.к. это единственный  способ выжить: от неё и еда, и питьё,и кров. Люди в Сибири со стойкой силой воли,  непреклонные. Именно поэтому Васютка из этого рассказа смог найти выход из тайги. Всё  это время он применял накопленные за свою небольшую жизнь знания, полученные от  отца,и тем самым спас себе жизнь. Когда Васютка вышел к Енисею,с какой любовью он  говорил о нём, ведь мальчик уже отчаялся, и отлогий берег его родной реки показался ему  миражом. Ведь для Сибиряков Енисей­это всё: вода, рыба, дорога.  Благодаря стойкому характеру и наблюдательности мальчик, как настоящий коренной  сибиряк, боролся за жизнь и смог выбраться из трудного положения. Тайга не принимает  слабохарактерных изнеженных людей, но настоящих своих хозяев она уважает и открывает  перед ними все сокровенные тайны, помогая в трудных ситуациях. 7 Сборник статей «Русские Сибири» (ЕЛ. Ерохина. Влияние мировоззренческих ценностей   XIX  русского этнического сознания на характер восприятия иноэтнических культур   XVII   ­ сер.    Западной Сибири:        вв.): Условия, в которых оказались переселенцы, требовали особого психического и  физического склада (продолжительная холодная зима, раннее замерзание рек и позднее  освобождение их оиго льда, непривычный состав пищи). На начальных этапах заселения  происходил жесткий отбор, в результате которого сложилась особая историко­культурная  общность в составе русского этноса33. В научной литературе она носит название старожиль­ ческой и известна особым, отличным от Европейской России типом хозяйствования.  Из опыта этнографического изучения русского населения Сибири Ф.Ф. Болонев    Крестьянин все время был занят, но никогда не надрывался на работе. Люди села прежде  довольно разумно использовали богатства ­ ловля рыбы во время нереста запрещалась. И  одного запрета было достаточно, чтобы не допустить браконьерства. Человека, не  считающегося с нормами жизни села, общины ­ изгоняли или сурово наказывали сами же  односельчане на сельском сходе. (…) Небезынтересен процесс становления характера коренного сибиряка. Ему свойственны:  широкая душа, бескорыстное гостеприимство, беззаветная храбрость, любовь к Родине,  гордая независимость характера, вольнолюбие, уживчивость с местным населением,  желание прийти на помощь другим, поддержать бедного и слабого, предприимчивость и  сноровка в работе. Мало кто знает, что в Сибири бытовал замечательный обычай оставлять  в таежной охотничьей избушке спички, соль, продовольствие на случай непредвиденной  беды, что сибиряки кормили идущих по этапу, оставляя каторжанам продукты за окном. В  старину широко практиковались у сибиряков "помочи" ссыльным, ссыльнопоселенцам,  погорельцам, беднякам, вдовам, солдаткам и пр. Об этих высоконравственных устоях  сибиряков в нашей этнографической литературе сведений мало или нет совсем. Русская Сибирь. Часть 2. Культура русских­сибиряков  Полная зависимость от природы заставляла земледельца тщательнейшим образом изучать  окружающий его мир, примечать "мельчайшие подробности случайностей природы",  улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод  правил, примет, тонких и верных наблюдений. Зоркий крестьянский глаз подмечал все,  детальность наблюдений и, соответственно, приметпоражает современного человека. Приложение  8 Эпитет Сравнение Метафора Олицетворение  Эпитет Сравнение Метафора Олицетворение  Эпитет Сравнение Метафора Олицетворение  Эпитет Сравнение Метафора Олицетворение  Переносное значение  слова, основанное на сходстве или  противопоставлении одного предмета или явления другому Перенесение человеческих черт на неодушевленные  предметы и явления Изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим Образное определение предмета, выраженное  преимущественно прилагательным Переносное значение  слова, основанное на сходстве или  противопоставлении одного предмета или явления другому Перенесение человеческих черт на неодушевленные  предметы и явления Изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим Образное определение предмета, выраженное  преимущественно прилагательным Переносное значение  слова, основанное на сходстве или  противопоставлении одного предмета или явления другому Перенесение человеческих черт на неодушевленные  предметы и явления Изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим Образное определение предмета, выраженное  преимущественно прилагательным Переносное значение  слова, основанное на сходстве или  противопоставлении одного предмета или явления другому Перенесение человеческих черт на неодушевленные  предметы и явления Изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим Образное определение предмета, выраженное  преимущественно прилагательным (слайд 33)Задание: работа в парах. Восстановить пропущенные сравнения и метафоры. 9 Как средства выразительности помогают понять, что природа, подобно Богу, прощает Васютку: дарует веру, надежду, любовь?  1).Стр.128.Коротка августовская ночь в Заполярье. Пока Васютка управился с дровами,  (?..), (?..),  темнота начала редеть,(?..). Не успела она еще совсем рассеяться, а  на смену ей  уже (?..)туман. 2). стр.129. Тайга…Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны (?..), (?..). С  высоты она казалась (?..) (…)Облака (?...) ложились на тайгу, и она (?…) 3).стр.133 Заря (?..). В потемневшем небе (?..) (?..), (?..) облака. Начали (?..) звезды.  Показался маленький, (?..), месяц. Стало светлее. Васютка вспомнил слова дедушки:  «Вызвездило – к холоду!» ­  и на душе у него сделалось еще тревожнее. 4).стр.133 Облака исчезли. (?..) и (?..), (?..) звезды, словно (?..) куда­то. Вот одна из них  ринулась вниз, (?..) небо и (?..). «Погасла звездочка – значит, чья­то жизнь (?..)»,­ вспомнил  Васютка слова дедушки Афанасия. 5).стр.135. Качнулись, заскрипели (?..) сухие деревья. Над озером  (?..) закружились  поднятые с земли и сорванные с деревьев листья. (?..)  гагары, вещая непогоду. Озеро (?..),  тени на воде заколыхались, облака прикрыли солнце., вокруг стало хмуро, неуютно. 6).Стр.136­137 Осинник за ночь(?..). (?..), на земле лежали темно­красные листья. Вода в  речке заметно прибыла. Лесная жизнь примолкла. Даже кедровки и те не подавали голоса. 7).стр.140. Эта ночь была особенно(?..). Васютке все казалось, что кто­то плывет по  Енисею. То он слышал шлепанье весел, то стук моторов. 8).стр.145. Погода стояла самая осенняя. Мчались куда­то (?..)тучи, чуть не задевая  вершины деревьев; (?..) лес; в небе раздавались (?..) крики птиц, тронувшихся на юг. Ключи: 1)Ключ.Стр.128.Коротка августовская ночь в Заполярье. Пока Васютка управился с  дровами, густая, как смоль,  темнота начала редеть, прятаться в глубь леса. Не  успела она еще совсем рассеяться, а  на смену ей уже выполз туман 2)Стр.129. Ключ:…Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем. (…) Облака  спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них. 3)Стр.133. Ключ: Заря догорала. В потемневшем небе стыли редкие неподвижные  облака. Начали прорезаться звезды. Показался маленький, похожий на ноготок,  месяц. Стало светлее. Васютка вспомнил слова дедушки: «Вызвездило – к холоду!» ­  и  на душе у него сделалось еще тревожнее. 4)Стр.133.Ключ: Облака исчезли. Далекие и таинственные, перемигивались звезды,  словно звали куда­то. Вот одна из них ринулась вниз, прочертила небо и растаяла.  «Погасла звездочка – значит, чья­то жизнь оборвалась»,­ вспомнил Васютка слова  дедушки Афанасия. .5)Стр.135 Ключ: Качнулись, заскрипели отжившие свой век сухие деревья. Над озером заполошной стаей закружились поднятые с земли и сорванные с деревьев листья.  Застонали гагары, вещая непогоду. Озеро подернулось морщинами, тени на воде  заколыхались, облака прикрыли солнце, вокруг стало хмуро, неуютно 6)Ключ. Стр.136­137.Осинник за ночь разделся почти донага. Будто тоненькие  пластинки свеклы, на земле лежали темно­красные листья. Вода в речке заметно  прибыла. Лесная жизнь примолкла. Даже кедровки и те не подавали голоса. 10 7)Ключ.стр.140. Эта ночь была особенно длинной и тревожной. Васютке все  казалось, что кто­то плывет по Енисею. То он слышал шлепанье весел, то стук  моторов. 8)Ключ.стр.145. Погода стояла самая осенняя. Мчались куда­то мохнатые тучи,  чуть не задевая вершины деревьев; шумел и качался лес; в небе раздавались  тревожные крики птиц, тронувшихся на юг. 11

Разработка урока литературы в 5 классе "Вслед за Васюткой" (по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе "Вслед за Васюткой" (по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе "Вслед за Васюткой" (по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе "Вслед за Васюткой" (по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе "Вслед за Васюткой" (по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе "Вслед за Васюткой" (по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе "Вслед за Васюткой" (по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе "Вслед за Васюткой" (по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе "Вслед за Васюткой" (по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе "Вслед за Васюткой" (по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе "Вслед за Васюткой" (по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе "Вслед за Васюткой" (по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе "Вслед за Васюткой" (по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе "Вслед за Васюткой" (по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе "Вслед за Васюткой" (по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе "Вслед за Васюткой" (по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе "Вслед за Васюткой" (по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе "Вслед за Васюткой" (по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе "Вслед за Васюткой" (по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе "Вслед за Васюткой" (по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе "Вслед за Васюткой" (по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"

Разработка урока литературы в 5 классе "Вслед за Васюткой" (по произведению В.Астафьева "Васюткино озеро"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2018