А.С.Пушкин. Детство. Юность.Начало творческого пути. (5 класс)
Оценка 4.8

А.С.Пушкин. Детство. Юность.Начало творческого пути. (5 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
22.01.2018
А.С.Пушкин. Детство. Юность.Начало творческого пути. (5 класс)
Урок предполагает работу, освещающую неизвестные факты биографии детства и юности автора, начала его творческой деятельности. Урок проводится с использованием технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо), что помогает развивать речь и воображение учащихся, отрабатывать навык работы в паре и группах (коммуникативный навык). В процессе урока проходит систематизация основных сведений о Пушкине (достаточно обрывочных), изученных в 1-4 классах. Материал урока предполагает использование стратегии "Чтение текста с пометами". На стадии рефлексии обязательна работа с кластером.
Эксперимент.Урок 2.doc
А.С. ПУШКИН. ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ, НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» Урок № 28, 29 с использованием технологии РКМЧП (стратегия «Чтение текста с пометами»). Цель: ­ создать условия, при которых ученики  смогут познакомиться  с неизвестн.               фактами биографии юного Пушкина ­ увидеть влияние народного творчества на будущего поэта ­ погрузиться в мир пушкинской сказки ­ развивать речь и воображение учащихся             ­ отрабатывать групповое взаимодействие при работе в парах Ход урока: I  . Стадия вызова Творчество   Пушкина   по   федеральным   программам   изучается   ежегодно   с   1­го класса,   в   5­ом   происходит   возвращение   к   данной   теме   на   более   высоком   (линейном) уровне.   Здесь   происходит   формирование   основ   хронологических   знаний   о   творчестве Пушкина. В   целом   учащиеся   уже   знакомы   с   отдельными   произведениями   поэта,   имеют отрывочные   знания   по   биографии   поэта;   однако   часто   определенная   информация забывается. Задача этапа: мотивировать учащихся на  систематизацию имеющихся знаний, определение собственных пробелов, сформировать познанное желание ликвидировать эти пробелы, узнать новую информацию по теме. Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат работы ­   индивидуальная   работа   в тетрадях ­   наличие   в   тетрадях первичного   материала   для работы; ­   самостоятельно   определён первичный уровень собственных знаний       Александра ­Имя   Пушкина Сергеевича каждому известно интеллигентному   человеку во   всём   мире,   не   раз   его слышали и вы…А можете ли вы   посчитать,   сколько ступеней к Пушкину вы уже прошли? Вспомните всё, что вам   известно   об   А.С. конспективно Пушкине, запишите в столбик информацию в тетрадь; ­ вы можете использовать не только те факты, в которых уверены, но и те, что знаете неточно (пассивная, учитель не   участвует     в   процессе припоминания). ­   объединитесь   в   пары   и обсудите свою информацию; ­ факты, с которыми кто­то из   вас   не   согласен, помечайте знаком «?»; Думаю,   что   в   ходе обсуждения   вы   могли   бы затрагивать следующие темы: ­   Где   и   когда   родился Пушкин. Семья; ­ Детство поэта; ­   Няня   Арина   Родионовна Яковлева; ­ Пушкин­лицеист;   поэма   «Руслан   и ­ Людмила». Пролог. (изучается   в   начальной школе) ­   А   сейчас   мы   составим   на доске   общий   список   ваших знаний и предположений. ­ Если с вашей точки зрения, какая­либо информация ошибочка,   выскажите   свои предположения, аргументируйте   свою   точку зрения. (рядом   с   опровергнутой информацией ставится «?»)       работа ­   в   парах, составление общего списка; ­   обсуждение   и   маркировка спорной информации ­ приращение знаний за счет работы в парах; ­   проверка   подлинности индивидуальных   первичных представлений; ­   первоначальная   обработка материалов с использованием   аспектов, предложенных учителем; ­ умения прислушиваться   к   мнению партнера; ­ филологической грамотности формирование развитие         ­   несколько   представителей пар зачитывают свой список; ­ пополнение списка за счет обмена информацией; ­   в   процессе   обсуждения «парный»   список   тоже может быть пополнен ­   на   доске   записана   вся имеющаяся информация; ­   выделена   «?»   спорная информация;   в   процессе работы   с   текстом   учащиеся обратят   внимание   на   часть текста, содержащую ответ на поставленные вопросы II   . Стадия осмысления Задача: организовать процесс направленного восприятия информации, умело согласовать стадию вызова с той информацией, которую получат дети.  Структура текста должна полностью отвечать той структуре, которая была предложена на стадии вызова. Деятельность учителя Деятельность учеников Результат работы ­   каждый   из   вас   сейчас получит   текст,   который прочитает   самостоятельно. содержится В   интересная для вас нем       ­   индивидуальное   чтение текста; ­   сопоставление   имеющейся информации (стадия вызова) с информацией в тексте   активное   восприятие ­ информации; ­ отслеживание собственного понимания   (сопоставление предшествующих   знаний   с получаемой информацией). информация.   Я   предлагаю вам   прочитать   текст   с карандашом, по ходу чтения расставить следующие значки   (м.   ввести   понятие «маркировка»,   если   данный прием   не   использовался ранее):    ­ я это знал ­    ­ я думал иначе +   ­ новая информация ?       ­   непонятная   или недостаточная информация прописать на доске)  . Стадия рефлексии (значки   III  Задача:  ­ мотивировать на переосмысление предыдущих знаний, на проверку    их на правильность; ­ нацелить на запоминание актуальной для каждого информации. Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат работы         просмотрите свою запись, неверную ­ первичную исключите информацию Заново   просмотрев   текст, заполните   таблицу,   графы которой соответствуют предложенным   вам   значкам (для   5­го   класса   лучше образец таблицы записать на доске). Не   обязательно   выписывать отрывки   текста,   достаточно одного   или   нескольких ключевых слов. Обратите   внимание   на информацию,   помеченную знаками «­» и «?» ­ по желанию!!! 1)   какая информация   стала   для   вас новой,   используя   свои записи; 2) ваши   предположения   оказались неправильными?   расскажите, какие     ­ индивидуальная  работа со списками,   составленными индивидуально   и   парно   на стадии вызова ­ индивидуальное заполнение маркировочной таблицы   ­ исправление искаженной и неправильной   информации, внесение точной информации в список ­   графическое   оформление материала способствует запоминанию активному новой информации, вторичному   осмыслению прочитанного       ­   рассказывают   о   том,   что они узнали; ­   «присваивание»   нового   и отказ от неправильного ­   объясняют,   почему   их информация оказалась неверной (может не быть!) А   теперь   мы   проверим информацию, которую записали   на   доске   в   начале урока. неправильные Все предположения   я   уберу,   а рядом   с   информацией, оказалась которая   недостаточной,   поставлю «?» ­   Давайте   обратимся   к последней   графе   таблицы. Какие   вопросы   возникли   у вас по ходу чтения? ­   Может   быть,   кто­нибудь ответит на эти вопросы.     на Запишите  вопросы,   которые остались  без ответа, в 4­ую графу таблицы. Я запишу их на доске. Посмотрите «?», поставленные   в   начале урока. Какие из  них можно убрать? Какую информацию мы не нашли? ­   Объединитесь   в   группы   и кластер составьте /напомнить правила составления кластера/; ­   в   центре   страницы   вы записываете   тему,   а   вокруг располагаете   информацию, полученную на уроке     ­проверка информации; ­   аргументация   текстом правильности своих утверждений   ­   на   доске   остается   только правильная   информация,   а также   вопросы,   оставшиеся неясными   после   прочтения текста ­ определяется неполная или недопонятая информация; ­   формируется   вызов   на получение новой информации   ­   учащиеся   формулируют возникшие вопросы; ­   /Если   есть   кто­то,   кто может   ответить,   отвечает, используя текст/ ­ записывают вопросы в свои таблицы ­ работа с кластером; ­   обсуждение   кластера   в группах; ­ демонстрация кластеров с озвучиванием информации Схема­конспект,   в   которой отражена   вся   имеющаяся информация IV. Д/з В статье учебника найти ответы на оставшиеся в гр. 4 вопросы; прокомментировать ответы, используя имеющуюся в наличии информацию. Текст к уроку 28, 29 «А.С. ПУШКИН. ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ, НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ. ПРОЛОГ К ПОЭЕМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА». А.С.   Пушкин   родился   в   Москве   в   семье   отставного   майора   Сергея   Львовича Пушкина, принадлежавшего к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать поэта была внучкой любимца Петра I арапа Ганнибала. Родители мало занимались детьми, но уже в   детстве   Пушкин   имел   возможность   приобщиться   к   литературе:   в   Московском   доме Пушкиных   бывали   известные   литераторы   разных   поколений   (Н.М.   Карамзин,   В.А. Жуковский,  К.Н. Батюшков). Поэтом­любителем был и дядя Пушкина Василий Львович. Обычаи и устав семьи Пушкиных ничем не отличались от других дворянских семей. Дети,  в духе времени,  получали  первоначальное  домашнее образование  у гувернёров и учителей­французов, языком общения был французский. Настоящим кладезем русской народности была Арина Родионовна Яковлева, няня поэта. В год рождения Александра его отец дал Арине вольную, от которой она отказалась, до конца жизни оставаясь ангелом­хранителем своего любимца: Всё было мудро предназначено Судьбой – и сказки, и былины. Его сама Россия нянчила Руками крепостной Арины. В светёлке – теплота перинная, Свеча устало догорала, И песня русская, старинная Его, младенца, пеленала… Трудилась, Господа не гневала, Жила, как все. Вставала рано. Но без неё, быть может, не было б У нас Людмилы и Руслана. Хотя о нас она не грезила, Когда с хитринкой, по­крестьянски, То вдруг задумчиво, то весело Ему рассказывала сказки. Водила в сутолоке рыночной На праздники народных зрелищ, В душе звала сынком, кровиночкой, А вслух – лишь Александр Сергеевич. С ним вы, Арина Родионовна, В веках остались неразлучно. Святое слово – слово «Родина» Так с вашим именем созвучно. Событием, предопределившим весь жизненный путь будущего великого поэта, стало зачисление в только что открывшийся (19 октября 1811 г.) Царскосельский Императорский лицей.   Это   было   привилегированное   учебное   заведение   для   мальчиков   из   дворянских семей.   Здесь   молодые   люди   осваивали   разнообразные   науки,   здесь   сформировались   их свободолюбивые взгляды на жизнь и общественное устройство. В Лицее Пушкин встретил своих   лучших   друзей   –   Дельвига,   Пущина,   Кюхельбекера.   С   ними   вместе   переживал тревогу и патриотический подъем 1812 года. Именно здесь, в лицее, – после дебюта в журнале «Вестник Европы» со стихотворением «К другу стихотворцу» (1813 г.) ­ Пушкин впервые приобрел известность, заслужил после чтения на выпускном экзамене в 1815 г. «Воспоминания   в   Царском   Селе»   державинское   восхищение   и   благословение.   Здесь,   в Лицее, возникает замысел поэмы «Руслан и Людмила». Поэма­сказка была закончена и напечатана в Петербурге в 1820 г., «среди самой рассеянной жизни». Поэма   имела   успех   необыкновенный.   Первый   поэт   того   времени   Жуковский, считавшийся   учителем   Пушкина   в   поэзии,   подарил   ему   свой   портрет   с   надписью: «Победителю­   ученику   от   побежденного   учителя   в   тот   высокоторжественный   день,   в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница». За   Пушкиным   надолго   установилось   прозвание   «певца   Людмилы   и   Руслана».   В дворянскую   литературу   влилась   вместе   с   пушкинской   поэмой   свежая   струя   народной поэзии.   Перед   изумленными   читателями   раскрылись   накопленные   веками   неистощимые богатства народного творчества.  Народные  сказки и  былины  засверкали  новым  светом, украшенные гением молодого поэта. Сказки причудливо сплетались с былинами, образуя гармоничное целое, объединенное общей мыслью. Никто до Пушкина не умел так хорошо владеть народной речью. Переиздавая   в   1828   году   свою   поэму,   Пушкин   присоединил   к   ней   пролог,   где подчеркнул   сказочную   ее   сторону.   Начало   «Пролога»   воспроизводит   записанную Пушкиным сказку Арины Родионовны о Царе Салтане. Среди чудес, которые заводит у себя Царевич, в записи указано и такое чудо: «У моря, у лукоморья, стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет». От этого няниного кота и происходит пушкинский «кот ученый». Поэтому и по тону, и по содержанию «Пролог» примыкает уже к пушкинским сказкам. Эта «сказка» совершила  огромное дело. Она открыла народной поэзии доступ в большую литературу, внесла в нее новую, живую струю и сблизила дворянскую литературу с языком и чувствами народа. Плавный, музыкальный стих «Пролога», не стесненный правильным чередованием рифмы, отражавший малейшие душевные движения, дополняет очарование самой поэмы.

А.С.Пушкин. Детство. Юность.Начало творческого пути. (5 класс)

А.С.Пушкин. Детство. Юность.Начало творческого пути. (5 класс)

А.С.Пушкин. Детство. Юность.Начало творческого пути. (5 класс)

А.С.Пушкин. Детство. Юность.Начало творческого пути. (5 класс)

А.С.Пушкин. Детство. Юность.Начало творческого пути. (5 класс)

А.С.Пушкин. Детство. Юность.Начало творческого пути. (5 класс)

А.С.Пушкин. Детство. Юность.Начало творческого пути. (5 класс)

А.С.Пушкин. Детство. Юность.Начало творческого пути. (5 класс)

А.С.Пушкин. Детство. Юность.Начало творческого пути. (5 класс)

А.С.Пушкин. Детство. Юность.Начало творческого пути. (5 класс)

А.С.Пушкин. Детство. Юность.Начало творческого пути. (5 класс)

А.С.Пушкин. Детство. Юность.Начало творческого пути. (5 класс)

А.С.Пушкин. Детство. Юность.Начало творческого пути. (5 класс)

А.С.Пушкин. Детство. Юность.Начало творческого пути. (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018