урок нацелен на знакомство детей с праздником "масленица" Издревна переход от зимы к весне русский народ отмечал как праздник – проводы зимы. Масленица считалась самым весёлым и разгульным праздником, длился он целую неделю. Какими только словами не наделяли Масленицу: честная, широкая, весёлая, объедуха, сырная неделя, госпожа, барыня – масленица. Масленичная неделя была буквальна, переполнена праздничными делами: обряды, игры, затеи, катание с гор, на лошадях. Учитель организует игры и песни на уроке и внеклассном мероприятии.
            
        
        
        
                    
                
                    Оформление Солнышко с семи лучами, проектор.
1.
  Вход под во поле береза
Добрый день.  добрый час, очень рада видеть вас!
 Слайд  Музыкальная штукатулка  известные русская  народная  песня  пляска в исполнении 
балалайки гармошки)  (При диалоге ввести все понятия )
 угадайка?  Какая это песня, народная или композиторская  какие инструменты звучали? 
Молодцы , вы всё правильно угадали.
Как вы думаете о чём  мы сегодня будем говорить?
________________откуда зародилась 
___________стихи__________________________________________
Откуда же русская песня зародилась, нам расскажут  _________________
1 ученик:
2 й ученик: 
Ты  откуда, русская,
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли в боли?
Или в птичьем  свисте?
Ты скажи , откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
1й ученик: 
2й ученик: 
      Как ты зазвучала?
Пролетели утки
Уронили дудки.
Пролетали гуси
Уронили гусли.
Их порою вешней
      Нашли, не удивились.
      Ну а песня?
С песней 
      На Руси родились2.
У нас сегодня необычный урок что же нас ждёт  сегодня на уроке, мы  узнаем ответив на 
вопросы  Петрушки 
Презентация приглашение к празднику «Масленица» (получили инструменты)
Итак , ребята, нас приглашают на праздник . добро пожаловать!
____________________________________________________________________________________
Масленица – фильм 
___________________________________________________________________________________
_какой композитор?
____________________________________________________________________________________ 
Слушание: Чайковский “Февраль”.
– Кто из русских композиторов мог это написать? Почему?
– Назовите произведение Чайковского, где изображён весь круглый год?
– Февраль – прощание с зимой и ожидание весны. Вот и П.И.Чайковский показал в музыке 
веселье, порыв, суету.
2. Объяснение нового материала.
Учитель: А теперь, ребята, послушайте, что я вам расскажу о Масленице.
Традиции празднования Масленицы пришли к нам из глубины веков. 
Некоторые люди забывают праздники, но Масленицу помнят все, так как с 
радостью собираются вместе на проводы зимы.  
 Издревна переход от зимы к весне русский народ отмечал как праздник – проводы зимы. 
Масленица считалась самым весёлым и разгульным праздником, длился он целую неделю. 
Какими только словами не наделяли Масленицу: честная, широкая, весёлая, объедуха, сырная 
неделя, госпожа, барыня – масленица. Масленичная неделя была буквальна, переполнена 
праздничными делами: обряды, игры, затеи, катание с гор, на лошадях.
– Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера предельной радости и 
веселья. Каждый день масленицы имел своё название, за каждым закреплены были 
определённые действия, правила поведения.
 Отмечается этот праздник во второй половине февраля или в начале
марта.
Главное событие праздника – сжигание соломенного чучела, наряженного в 
русский народный сарафан. Так изображали зиму. В первый день масленичной
недели её торжественно встречали, а в последний, «прощёный день», сжигалипод весёлые шутки, смех, песни и прибаутки.  Давайте и мы с вами 
поприветствуем нашу куклу  Масленицу.
(Кукла прикреплена на доске магнитами)
Всю неделю хозяйки готовят разную еду, выпечку и приглашают к себе 
гостей.
Чего только нет на масленичном столе: тут и молоко, и сметана, и сыр, и 
яйца, и многомного сладостей! Главное место в Масленице играли – блины. 
Блины символизируют солнце,  а солнце  это тепло, свет, радость, добро, 
урожай.     (Слайд )
Каких только не было блинов раньше    были блины с маком, с медом, с 
салом, с рыбой, с икрой, с брусникой... Считалось дурной приметой на столы 
в Масленицу не подать блины,  значит,  год будет неурожайный, голодный, 
солнышко будет припекать слабо, лето выдастся холодным.
Блин  круглый горячий, масленый  олицетворял весеннее Солнышко. 
Поэтому с ним в древности проводились обряды. Считалось, что Солнце 
видит это и дарует свою милость.
Учитель:  А у меня солнышко ассоциируется с нашим уроком, потому что я 
хочу, чтобы он получился таким же светлым, тёплым и ярким, как наше 
солнышко.
Посчитайте, сколько желтых лучиков у меня на столе.
Дети: Семь.
Учитель:  А в масленичной неделе тоже семь дней, и каждый день имеет 
своё название.
Мальчики, вы не против, если девочки их прикрепят к нашему солнышку, 
чтобы оно сияло ещё ярче. ( прикрепляем лучики  
    заголовки) 
(Читают текст дети (на лучиках) учитель показывает слайд)
 
Понедельник – «Встреча» Масленицы.   
  Дети делали соломенную куклу Масленицу и наряжали её. 
 (двое детей наряжают куклу)  звучит в это время музыка. 
Вторник – «Заигрыш».  С этого дня начинались игры и развлечения. 
Среда – «Лакомка».  В этот день стараются съесть больше сладостей. 
Четверг – «Широкий четверг». Возят чучело на колесе, катаются, песни 
поют.
Пятница   «Тёщины вечорки».  В этот день зять едет «к тёще на блины, а 
тёща зятя привечает, угощает.Суббота – «Золовкины посиделки». Молодая невестка приглашала своих 
родных к себе. Она дарила сестрам мужа подарки. 
Воскресенье – «Прощёное воскресенье», проводы Масленицы. В этот день 
прощают обиды, забывают ссоры.  Сжигают чучело Масленицы и  прощаются с
зимой.  
Учитель: Вот какое солнышко пришло к нам в гости, и пусть его тепло, 
сопровождает нас целый день, и придаст много сил и хорошего настроения.  
Хорошее настроение создавали  хороводы  и пляски.   А чтобы узнать 
какую хороводную мы заведём, мы узнаем, отгадав загадку
Наряд ее мягкий, чудесен, 
Нет деревца сердцу милей, 
И сколько задумчивых песен 
Поется в народе о ней. (Береза)
Что же это за песня? (“Во поле береза стояла”) 
Какой в песне ритм, темп? (Ритм размеренный, темп оживленный, встречаются 
распевы.)
Что вы знаете ребята о красавице берёзе?(ответы детей)
Береза – любимое дерево всех русских людей.  Стройную, кудрявую, 
белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, 
невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в 
поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. 
Музыка слайд. Представление песни “Во поле береза стояла”
слушание
О какой березе здесь поется? (Кудрявой, белой, нежной, простой.)
К какому жанру относится эта песня ? (хороводная, лирическая)
Исполнение песни (Прохлопать ритм, исполнить со словами в хороводе.)
Учитель.   Будем по кругу передавать  платочек.
У кого останется платочек, когда музыка остановится, тому нужно будут сплясать 
Русского. (заучиваем присядочку. И  притоп)  А мы похлопаем.
Игра –пляска   «Передача платочка» В центре круга водящйй с платочком , музыка 
останавливается передаёт  тому с кем рядышком оказалсякому передаёт тот и 
делает присядочку или притоп) исп. Р.н.песня «Во поле берёза»
(Передача платочка одна и та же плавная русская народная мелодия, пляска 
–«Барыня») )
 Вы не заметили ребята, что мы водили хоровод кругом и играли, становясь кругом. 
А вы не подумаете сейчас почему в игре в хороводе мы делаем круг?   ( круг  
символ солнца, объединения)
    физкультминутке
 
 )
 
(  приглашение к 
Учитель: (дети повторяют движения)
Вот и ясно солнышко  (дети плавно поднимают руки вверх)
Припекло, припекло.   (выполняют плавные взмахи прямыми руками перед
собой)
И повсюду золото
Разлило, разлило.  (опускают руки вниз и шевелят пальчиками)
Ручейки на улице
Зажурчат, зажурчат!  (качают опущенными руками вправо и влево)
Скоро птички первые
Прилетят, прилетят!  (выполняют махи руками)
Расцветут подснежники
Да в леске, да в леске.  (обе ладони складываются в «бутончик», который
постепенно раскрывается)
Скоро всей земелюшке
Быть в венке, быть в венке. (дети раскидывают цветы)
Ой, ты Солнцебатюшка,
Угоди, угоди!  (поднимают прямые руки вверх, шевелят пальчиками)
А землицаматушка,
Уроди,   уроди!   (наклоняются   корпусом   вниз,   как   бы   поглаживая
землю)
Молодцы, ребята! Садитесь 
__________________________________________________________________________
Учитель: Много   веселых   потешных   шуток   с   этими   днями,   много   песен,
пословиц и поговорок сочинил русский народ.
Закличка  Масленка масленкаШирокая  Масленка
Ладуладу—уу , ладуладу
Блинами богатая
Гостья дароватая
Гостья нагостилася
С девушкой простилася
По что села в сани
Не гуляешь с нами
Я гуляла с Ваней
И присела в сани
Ладуладуладуладу
Пела и плясала
А теперь устала
С кры ши  капели
Грачи прители
Воробьи чирикают
Ве снышко кликают
– Масленичные обычаи должны были способствовать плодородию земли и размножению всего 
живого. А сила смеха на Масленицу должна была обеспечить земле плодородящую силу
(СМЕХ) запись
Молодежь всю масленичную неделю зажигала костры и каталась со снежных 
гор. Люди солидного возраста катались на тройках с бубенцами 
Учитель: А еще на Масленицу пели веселые песни.  
Солнышко не хмуриться,
С нас не сводит глаз.
Потому что Солнышку
Нравится у нас.
Солнце разгорается
Песни начинаются.Чтобы почувствовать настроение праздника, я предлагаю послушать вам  
масленичную песню.
(Слушание фонограммы песни «Блины») 
(Слайд №12)
Обсуждение музыкального произведения.
 О чем поется в песне?
 Какая музыка по характеру?
Дети: Весёлая, жизнерадостная, праздничная, яркая.
. Разучивание песни «Блины»
Учитель: Давайте разучим припев.
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои!
Выучим ритм.    (прохлопывание в ладоши)
Учитель:
Теперь разберём мелодию куплета. Слушаем исполнение.
Учим первую фразу медленно.
Мы давно блинов не ели.  (Если необходимо – прохлопываем ритмический 
рисунок. Дети повторяют, добиваются исполнения в унисон.)
Слушаем вторую фразу.
Мы блиночков захотели. (Дети повторяют)
Поём куплет и припев вместе. (Дети поют)
    1.Как на масленой неделе
Мы блиночков захотели.
Припев: Ой, блины, блины, блины, 
                Вы блиночки мои!
       
Два часа блины ходили
2.Моя старшая сестрица 
Печь блиныто мастерица.
Припев.
1. Напекла она поесть
Сотен пять, наверно, есть, 
Припев.
4. На поднос она кладёт
И сама к столу несёт.
Припев.
5. Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы!
Припев.Учитель
Всем известно, что ни один праздник, ни одно гулянье не обходилось без 
мастеров игры на инструментах. Давайте и мы создадим свой народный 
оркестр, ведь среди вас немало таких мастеров. (детям раздаются шумовые
 музыкальные инструменты)
 Исполняет ансамбль под аккомпанемент гармошки и шумовых инструментов.
Учитель: Что бы вы нарисовали на картинке к этой песне?
Учитель: 
Ой, спасибо, так спасибо! 
Потрудились от души! 
И красиво песню спели! 
Все ребята молодцы! (собираем инструменты)
Учитель:
Масленица. Хорош этот древний славянский праздник  проводы зимы  со
столами,   которые   ломятся   от   блинов   и   других   яств   и   пития.   В   эти   дни
славянская душа  нараспашку, человек гуляет вовсю.
Я желаю, чтобы у вас Масленица прошла как по маслу. Со щедрой веселой
Масленицей! 
Раздать буклет с песнями и фразами на дополнение___
Каждый должен  выговорить по одной фразе:
 Я узнал сегодня о
Мне понравилось  когда мы  (пели, танцевали. Играли)
У меня хорошо получилось задание, когдаДомашнее задание. 
 Выучите песню «Блины» и закличку  (раздать буклеты с текстами)
  Нарисуйте на альбомных листах иллюстрации к празднику Масленица и к
 песне «Блины». На следующем уроке вы сможете создать из этих рисунков 
свою картинную галерею.
Учитель:  Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и дружно скажем:
«Мы – молодцы!»
Учитель:  Любой   праздник   в   нашей   жизни      это   пир   души.     Обычаем
разрешалось в это время есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады,
плясать до упаду. Порадуемся Масленице, блинам и сладостям и конечно,
милым гостям! (раздаёт конфетысладости)
Звучит музыка   русская народная песня  «Прощай масленица».              
           
 Всем спасибо за урок, я не прощаюсь, а говорю вам до свидания!
 И под эту музыку выход детей.