урок нацелен на знакомство детей с праздником "масленица" Издревна переход от зимы к весне русский народ отмечал как праздник – проводы зимы. Масленица считалась самым весёлым и разгульным праздником, длился он целую неделю. Какими только словами не наделяли Масленицу: честная, широкая, весёлая, объедуха, сырная неделя, госпожа, барыня – масленица. Масленичная неделя была буквальна, переполнена праздничными делами: обряды, игры, затеи, катание с гор, на лошадях. Учитель организует игры и песни на уроке и внеклассном мероприятии.
Оформление Солнышко с семи лучами, проектор.
1.
Вход под во поле береза
Добрый день. добрый час, очень рада видеть вас!
Слайд Музыкальная штукатулка известные русская народная песня пляска в исполнении
балалайки гармошки) (При диалоге ввести все понятия )
угадайка? Какая это песня, народная или композиторская какие инструменты звучали?
Молодцы , вы всё правильно угадали.
Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить?
________________откуда зародилась
___________стихи__________________________________________
Откуда же русская песня зародилась, нам расскажут _________________
1 ученик:
2 й ученик:
Ты откуда, русская,
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли в боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи , откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
1й ученик:
2й ученик:
Как ты зазвучала?
Пролетели утки
Уронили дудки.
Пролетали гуси
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
Ну а песня?
С песней
На Руси родились2.
У нас сегодня необычный урок что же нас ждёт сегодня на уроке, мы узнаем ответив на
вопросы Петрушки
Презентация приглашение к празднику «Масленица» (получили инструменты)
Итак , ребята, нас приглашают на праздник . добро пожаловать!
____________________________________________________________________________________
Масленица – фильм
___________________________________________________________________________________
_какой композитор?
____________________________________________________________________________________
Слушание: Чайковский “Февраль”.
– Кто из русских композиторов мог это написать? Почему?
– Назовите произведение Чайковского, где изображён весь круглый год?
– Февраль – прощание с зимой и ожидание весны. Вот и П.И.Чайковский показал в музыке
веселье, порыв, суету.
2. Объяснение нового материала.
Учитель: А теперь, ребята, послушайте, что я вам расскажу о Масленице.
Традиции празднования Масленицы пришли к нам из глубины веков.
Некоторые люди забывают праздники, но Масленицу помнят все, так как с
радостью собираются вместе на проводы зимы.
Издревна переход от зимы к весне русский народ отмечал как праздник – проводы зимы.
Масленица считалась самым весёлым и разгульным праздником, длился он целую неделю.
Какими только словами не наделяли Масленицу: честная, широкая, весёлая, объедуха, сырная
неделя, госпожа, барыня – масленица. Масленичная неделя была буквальна, переполнена
праздничными делами: обряды, игры, затеи, катание с гор, на лошадях.
– Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера предельной радости и
веселья. Каждый день масленицы имел своё название, за каждым закреплены были
определённые действия, правила поведения.
Отмечается этот праздник во второй половине февраля или в начале
марта.
Главное событие праздника – сжигание соломенного чучела, наряженного в
русский народный сарафан. Так изображали зиму. В первый день масленичной
недели её торжественно встречали, а в последний, «прощёный день», сжигалипод весёлые шутки, смех, песни и прибаутки. Давайте и мы с вами
поприветствуем нашу куклу Масленицу.
(Кукла прикреплена на доске магнитами)
Всю неделю хозяйки готовят разную еду, выпечку и приглашают к себе
гостей.
Чего только нет на масленичном столе: тут и молоко, и сметана, и сыр, и
яйца, и многомного сладостей! Главное место в Масленице играли – блины.
Блины символизируют солнце, а солнце это тепло, свет, радость, добро,
урожай. (Слайд )
Каких только не было блинов раньше были блины с маком, с медом, с
салом, с рыбой, с икрой, с брусникой... Считалось дурной приметой на столы
в Масленицу не подать блины, значит, год будет неурожайный, голодный,
солнышко будет припекать слабо, лето выдастся холодным.
Блин круглый горячий, масленый олицетворял весеннее Солнышко.
Поэтому с ним в древности проводились обряды. Считалось, что Солнце
видит это и дарует свою милость.
Учитель: А у меня солнышко ассоциируется с нашим уроком, потому что я
хочу, чтобы он получился таким же светлым, тёплым и ярким, как наше
солнышко.
Посчитайте, сколько желтых лучиков у меня на столе.
Дети: Семь.
Учитель: А в масленичной неделе тоже семь дней, и каждый день имеет
своё название.
Мальчики, вы не против, если девочки их прикрепят к нашему солнышку,
чтобы оно сияло ещё ярче. ( прикрепляем лучики
заголовки)
(Читают текст дети (на лучиках) учитель показывает слайд)
Понедельник – «Встреча» Масленицы.
Дети делали соломенную куклу Масленицу и наряжали её.
(двое детей наряжают куклу) звучит в это время музыка.
Вторник – «Заигрыш». С этого дня начинались игры и развлечения.
Среда – «Лакомка». В этот день стараются съесть больше сладостей.
Четверг – «Широкий четверг». Возят чучело на колесе, катаются, песни
поют.
Пятница «Тёщины вечорки». В этот день зять едет «к тёще на блины, а
тёща зятя привечает, угощает.Суббота – «Золовкины посиделки». Молодая невестка приглашала своих
родных к себе. Она дарила сестрам мужа подарки.
Воскресенье – «Прощёное воскресенье», проводы Масленицы. В этот день
прощают обиды, забывают ссоры. Сжигают чучело Масленицы и прощаются с
зимой.
Учитель: Вот какое солнышко пришло к нам в гости, и пусть его тепло,
сопровождает нас целый день, и придаст много сил и хорошего настроения.
Хорошее настроение создавали хороводы и пляски. А чтобы узнать
какую хороводную мы заведём, мы узнаем, отгадав загадку
Наряд ее мягкий, чудесен,
Нет деревца сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней. (Береза)
Что же это за песня? (“Во поле береза стояла”)
Какой в песне ритм, темп? (Ритм размеренный, темп оживленный, встречаются
распевы.)
Что вы знаете ребята о красавице берёзе?(ответы детей)
Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую,
белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой,
невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в
поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре.
Музыка слайд. Представление песни “Во поле береза стояла”
слушание
О какой березе здесь поется? (Кудрявой, белой, нежной, простой.)
К какому жанру относится эта песня ? (хороводная, лирическая)
Исполнение песни (Прохлопать ритм, исполнить со словами в хороводе.)
Учитель. Будем по кругу передавать платочек.
У кого останется платочек, когда музыка остановится, тому нужно будут сплясать
Русского. (заучиваем присядочку. И притоп) А мы похлопаем.
Игра –пляска «Передача платочка» В центре круга водящйй с платочком , музыка
останавливается передаёт тому с кем рядышком оказалсякому передаёт тот и
делает присядочку или притоп) исп. Р.н.песня «Во поле берёза»
(Передача платочка одна и та же плавная русская народная мелодия, пляска
–«Барыня») )
Вы не заметили ребята, что мы водили хоровод кругом и играли, становясь кругом.
А вы не подумаете сейчас почему в игре в хороводе мы делаем круг? ( круг
символ солнца, объединения)
физкультминутке
)
( приглашение к
Учитель: (дети повторяют движения)
Вот и ясно солнышко (дети плавно поднимают руки вверх)
Припекло, припекло. (выполняют плавные взмахи прямыми руками перед
собой)
И повсюду золото
Разлило, разлило. (опускают руки вниз и шевелят пальчиками)
Ручейки на улице
Зажурчат, зажурчат! (качают опущенными руками вправо и влево)
Скоро птички первые
Прилетят, прилетят! (выполняют махи руками)
Расцветут подснежники
Да в леске, да в леске. (обе ладони складываются в «бутончик», который
постепенно раскрывается)
Скоро всей земелюшке
Быть в венке, быть в венке. (дети раскидывают цветы)
Ой, ты Солнцебатюшка,
Угоди, угоди! (поднимают прямые руки вверх, шевелят пальчиками)
А землицаматушка,
Уроди, уроди! (наклоняются корпусом вниз, как бы поглаживая
землю)
Молодцы, ребята! Садитесь
__________________________________________________________________________
Учитель: Много веселых потешных шуток с этими днями, много песен,
пословиц и поговорок сочинил русский народ.
Закличка Масленка масленкаШирокая Масленка
Ладуладу—уу , ладуладу
Блинами богатая
Гостья дароватая
Гостья нагостилася
С девушкой простилася
По что села в сани
Не гуляешь с нами
Я гуляла с Ваней
И присела в сани
Ладуладуладуладу
Пела и плясала
А теперь устала
С кры ши капели
Грачи прители
Воробьи чирикают
Ве снышко кликают
– Масленичные обычаи должны были способствовать плодородию земли и размножению всего
живого. А сила смеха на Масленицу должна была обеспечить земле плодородящую силу
(СМЕХ) запись
Молодежь всю масленичную неделю зажигала костры и каталась со снежных
гор. Люди солидного возраста катались на тройках с бубенцами
Учитель: А еще на Масленицу пели веселые песни.
Солнышко не хмуриться,
С нас не сводит глаз.
Потому что Солнышку
Нравится у нас.
Солнце разгорается
Песни начинаются.Чтобы почувствовать настроение праздника, я предлагаю послушать вам
масленичную песню.
(Слушание фонограммы песни «Блины»)
(Слайд №12)
Обсуждение музыкального произведения.
О чем поется в песне?
Какая музыка по характеру?
Дети: Весёлая, жизнерадостная, праздничная, яркая.
. Разучивание песни «Блины»
Учитель: Давайте разучим припев.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Выучим ритм. (прохлопывание в ладоши)
Учитель:
Теперь разберём мелодию куплета. Слушаем исполнение.
Учим первую фразу медленно.
Мы давно блинов не ели. (Если необходимо – прохлопываем ритмический
рисунок. Дети повторяют, добиваются исполнения в унисон.)
Слушаем вторую фразу.
Мы блиночков захотели. (Дети повторяют)
Поём куплет и припев вместе. (Дети поют)
1.Как на масленой неделе
Мы блиночков захотели.
Припев: Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Два часа блины ходили
2.Моя старшая сестрица
Печь блиныто мастерица.
Припев.
1. Напекла она поесть
Сотен пять, наверно, есть,
Припев.
4. На поднос она кладёт
И сама к столу несёт.
Припев.
5. Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы!
Припев.Учитель
Всем известно, что ни один праздник, ни одно гулянье не обходилось без
мастеров игры на инструментах. Давайте и мы создадим свой народный
оркестр, ведь среди вас немало таких мастеров. (детям раздаются шумовые
музыкальные инструменты)
Исполняет ансамбль под аккомпанемент гармошки и шумовых инструментов.
Учитель: Что бы вы нарисовали на картинке к этой песне?
Учитель:
Ой, спасибо, так спасибо!
Потрудились от души!
И красиво песню спели!
Все ребята молодцы! (собираем инструменты)
Учитель:
Масленица. Хорош этот древний славянский праздник проводы зимы со
столами, которые ломятся от блинов и других яств и пития. В эти дни
славянская душа нараспашку, человек гуляет вовсю.
Я желаю, чтобы у вас Масленица прошла как по маслу. Со щедрой веселой
Масленицей!
Раздать буклет с песнями и фразами на дополнение___
Каждый должен выговорить по одной фразе:
Я узнал сегодня о
Мне понравилось когда мы (пели, танцевали. Играли)
У меня хорошо получилось задание, когдаДомашнее задание.
Выучите песню «Блины» и закличку (раздать буклеты с текстами)
Нарисуйте на альбомных листах иллюстрации к празднику Масленица и к
песне «Блины». На следующем уроке вы сможете создать из этих рисунков
свою картинную галерею.
Учитель: Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и дружно скажем:
«Мы – молодцы!»
Учитель: Любой праздник в нашей жизни это пир души. Обычаем
разрешалось в это время есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады,
плясать до упаду. Порадуемся Масленице, блинам и сладостям и конечно,
милым гостям! (раздаёт конфетысладости)
Звучит музыка русская народная песня «Прощай масленица».
Всем спасибо за урок, я не прощаюсь, а говорю вам до свидания!
И под эту музыку выход детей.