разработка урока "Масленица"

  • Работа в классе
  • docx
  • 07.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

урок нацелен на знакомство детей с праздником "масленица" Издревна переход от зимы к весне русский народ отмечал как праздник – проводы зимы. Масленица считалась самым весёлым и разгульным праздником, длился он целую неделю. Какими только словами не наделяли Масленицу: честная, широкая, весёлая, объедуха, сырная неделя, госпожа, барыня – масленица. Масленичная неделя была буквальна, переполнена праздничными делами: обряды, игры, затеи, катание с гор, на лошадях. Учитель организует игры и песни на уроке и внеклассном мероприятии.
Иконка файла материала Масленица.docx
Оформление Солнышко с семи лучами, проектор. 1.   Вход под во поле береза Добрый день.  добрый час, очень рада видеть вас! ­­­­­­­­­­  Слайд  Музыкальная штукатулка ­ известные русская  народная  песня­  пляска в исполнении  балалайки гармошки)  (При диалоге ввести все понятия )  угадайка?  Какая это песня, народная или композиторская  какие инструменты звучали?  Молодцы , вы всё правильно угадали. Как вы думаете о чём  мы сегодня будем говорить? ________________откуда зародилась  ___________стихи__________________________________________ Откуда же русская песня зародилась, нам расскажут  _________________ 1 ученик: 2­ й ученик:  Ты  откуда, русская, Зародилась музыка? То ли в чистом поле, То ли в лесе мглистом? В радости ли в боли? Или в птичьем  свисте? Ты скажи , откуда Грусть в тебе и удаль? В чьём ты сердце билась С самого начала? Как же ты явилась? 1­й ученик:  2­й ученик:        Как ты зазвучала? Пролетели утки­ Уронили дудки. Пролетали гуси­ Уронили гусли. Их порою вешней       Нашли, не удивились.       Ну а песня? С песней        На Руси родились2. У нас сегодня необычный урок что же нас ждёт  сегодня на уроке, мы  узнаем ответив на  вопросы  Петрушки  Презентация приглашение к празднику «Масленица» (получили инструменты) Итак , ребята, нас приглашают на праздник . добро пожаловать! ____________________________________________________________________________________ Масленица – фильм  ___________________________________________________________________________________ _какой композитор? ____________________________________________________________________________________  Слушание: Чайковский “Февраль”. – Кто из русских композиторов мог это написать? Почему? – Назовите произведение Чайковского, где изображён весь круглый год? – Февраль – прощание с зимой и ожидание весны. Вот и П.И.Чайковский показал в музыке  веселье, порыв, суету. 2. Объяснение нового материала. Учитель: А теперь, ребята, послушайте, что я вам расскажу о Масленице. Традиции празднования Масленицы пришли к нам из глубины веков.  Некоторые люди забывают праздники, но Масленицу помнят все, так как с  радостью собираются вместе на проводы зимы.    Издревна переход от зимы к весне русский народ отмечал как праздник – проводы зимы.  Масленица считалась самым весёлым и разгульным праздником, длился он целую неделю.  Какими только словами не наделяли Масленицу: честная, широкая, весёлая, объедуха, сырная  неделя, госпожа, барыня – масленица. Масленичная неделя была буквальна, переполнена  праздничными делами: обряды, игры, затеи, катание с гор, на лошадях. – Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера предельной радости и  веселья. Каждый день масленицы имел своё название, за каждым закреплены были  определённые действия, правила поведения.  Отмечается этот праздник во второй половине февраля или в начале марта. Главное событие праздника – сжигание соломенного чучела, наряженного в  русский народный сарафан. Так изображали зиму. В первый день масленичной недели её торжественно встречали, а в последний, «прощёный день», сжигалипод весёлые шутки, смех, песни и прибаутки.  Давайте и мы с вами  поприветствуем нашу куклу  Масленицу. (Кукла прикреплена на доске магнитами) Всю неделю хозяйки готовят разную еду, выпечку и приглашают к себе  гостей. Чего только нет на масленичном столе: тут и молоко, и сметана, и сыр, и  яйца, и много­много сладостей! Главное место в Масленице играли – блины.  Блины символизируют солнце,  а солнце ­ это тепло, свет, радость, добро,  урожай.     (Слайд ) Каких только не было блинов раньше  ­  были блины с маком, с медом, с  салом, с рыбой, с икрой, с брусникой... Считалось дурной приметой на столы  в Масленицу не подать блины,  значит,  год будет неурожайный, голодный,  солнышко будет припекать слабо, лето выдастся холодным. Блин ­ круглый горячий, масленый ­ олицетворял весеннее Солнышко.  Поэтому с ним в древности проводились обряды. Считалось, что Солнце  видит это и дарует свою милость. Учитель:  А у меня солнышко ассоциируется с нашим уроком, потому что я  хочу, чтобы он получился таким же светлым, тёплым и ярким, как наше  солнышко. Посчитайте, сколько желтых лучиков у меня на столе. Дети: Семь. Учитель:  А в масленичной неделе тоже семь дней, и каждый день имеет  своё название. Мальчики, вы не против, если девочки их прикрепят к нашему солнышку,  чтобы оно сияло ещё ярче. ( прикрепляем лучики ­      заголовки)  (Читают текст дети (на лучиках) учитель показывает слайд)   Понедельник – «Встреча» Масленицы.      Дети делали соломенную куклу Масленицу и наряжали её.   (двое детей наряжают куклу) ­ звучит в это время музыка.  Вторник – «Заигрыш».  С этого дня начинались игры и развлечения.  Среда – «Лакомка».  В этот день стараются съесть больше сладостей.  Четверг – «Широкий четверг». Возят чучело на колесе, катаются, песни  поют. Пятница ­  «Тёщины вечорки».  В этот день зять едет «к тёще на блины, а  тёща зятя привечает, угощает.Суббота – «Золовкины посиделки». Молодая невестка приглашала своих  родных к себе. Она дарила сестрам мужа подарки.  Воскресенье – «Прощёное воскресенье», проводы Масленицы. В этот день  прощают обиды, забывают ссоры.  Сжигают чучело Масленицы и  прощаются с зимой.   Учитель: Вот какое солнышко пришло к нам в гости, и пусть его тепло,  сопровождает нас целый день, и придаст много сил и хорошего настроения.   Хорошее настроение создавали  хороводы  и пляски.   А чтобы узнать  какую хороводную мы заведём, мы узнаем, отгадав загадку ­­­­­Наряд ее мягкий, чудесен,  Нет деревца сердцу милей,  И сколько задумчивых песен  Поется в народе о ней. (Береза) Что же это за песня? (“Во поле береза стояла”)  Какой в песне ритм, темп? (Ритм размеренный, темп оживленный, встречаются  распевы.) Что вы знаете ребята о красавице берёзе?(ответы детей) Береза – любимое дерево всех русских людей.  Стройную, кудрявую,  белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой,  невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в  поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре.  Музыка слайд. Представление песни “Во поле береза стояла” слушание О какой березе здесь поется? (Кудрявой, белой, нежной, простой.) К какому жанру относится эта песня ? (хороводная, лирическая) Исполнение песни (Прохлопать ритм, исполнить со словами в хороводе.) Учитель.   Будем по кругу передавать  платочек. У кого останется платочек, когда музыка остановится, тому нужно будут сплясать  Русского. (заучиваем присядочку. И  притоп)  А мы похлопаем. Игра –пляска   «Передача платочка» В центре круга водящйй с платочком , музыка  останавливается передаёт  тому с кем рядышком оказался­кому передаёт тот и  делает присядочку или притоп) исп. Р.н.песня «Во поле берёза» (Передача платочка­ одна и та же плавная русская народная мелодия, пляска  –«Барыня») )  Вы не заметили ребята, что мы водили хоровод кругом и играли, становясь кругом.  А вы не подумаете сейчас почему в игре в хороводе мы делаем круг?   ( круг ­  символ солнца, объединения)     физкультминутке    )   (  приглашение к  Учитель: (дети повторяют движения) Вот и ясно солнышко  (дети плавно поднимают руки вверх) Припекло, припекло.   (выполняют плавные взмахи прямыми руками перед собой) И повсюду золото Разлило, разлило.  (опускают руки вниз и шевелят пальчиками) Ручейки на улице Зажурчат, зажурчат!  (качают опущенными руками вправо и влево) Скоро птички первые Прилетят, прилетят!  (выполняют махи руками) Расцветут подснежники Да в леске, да в леске.  (обе ладони складываются в «бутончик», который постепенно раскрывается) Скоро всей земелюшке Быть в венке, быть в венке. (дети раскидывают цветы) Ой, ты Солнце­батюшка, Угоди, угоди!  (поднимают прямые руки вверх, шевелят пальчиками) А землица­матушка, Уроди,   уроди!   (наклоняются   корпусом   вниз,   как   бы   поглаживая землю) Молодцы, ребята! Садитесь  __________________________________________________________________________ Учитель: Много   веселых   потешных   шуток   с   этими   днями,   много   песен, пословиц и поговорок сочинил русский народ. Закличка  Масленка масленкаШирокая  Масленка Ладу­ладу—уу , ладу­ладу Блинами богатая Гостья дароватая Гостья нагостилася С девушкой простилася По что села в сани Не гуляешь с нами Я гуляла с Ваней И присела в сани Ладу­ладу­ладу­ладу Пела и плясала А теперь устала С кры ши  капели Грачи прители Воробьи чирикают Ве снышко кликают – Масленичные обычаи должны были способствовать плодородию земли и размножению всего  живого. А сила смеха на Масленицу должна была обеспечить земле плодородящую силу (СМЕХ) запись Молодежь всю масленичную неделю зажигала костры и каталась со снежных  гор. Люди солидного возраста катались на тройках с бубенцами  Учитель: А еще на Масленицу пели веселые песни.   Солнышко не хмуриться, С нас не сводит глаз. Потому что Солнышку Нравится у нас. Солнце разгорается Песни начинаются.Чтобы почувствовать настроение праздника, я предлагаю послушать вам   масленичную песню. (Слушание фонограммы песни «Блины»)  (Слайд №12) Обсуждение музыкального произведения. ­ О чем поется в песне? ­ Какая музыка по характеру? Дети: Весёлая, жизнерадостная, праздничная, яркая. . Разучивание песни «Блины» Учитель: Давайте разучим припев. Ой, блины, блины, блины,  Вы блиночки мои! Выучим ритм.    (прохлопывание в ладоши) Учитель: Теперь разберём мелодию куплета. Слушаем исполнение. Учим первую фразу медленно. Мы давно блинов не ели.  (Если необходимо – прохлопываем ритмический  рисунок. Дети повторяют, добиваются исполнения в унисон.) Слушаем вторую фразу. Мы блиночков захотели. (Дети повторяют) Поём куплет и припев вместе. (Дети поют)     1.Как на масленой неделе Мы блиночков захотели. Припев: Ой, блины, блины, блины,                  Вы блиночки мои!         Два часа блины ходили 2.Моя старшая сестрица  Печь блины­то мастерица. Припев. 1. Напекла она поесть Сотен пять, наверно, есть,  Припев. 4. На поднос она кладёт И сама к столу несёт. Припев. 5. Гости, будьте же здоровы, Вот блины мои готовы! Припев.Учитель Всем известно, что ни один праздник, ни одно гулянье не обходилось без  мастеров игры на инструментах. Давайте и мы создадим свой народный  оркестр, ведь среди вас немало таких мастеров. (детям раздаются шумовые  музыкальные инструменты)  Исполняет ансамбль под аккомпанемент гармошки и шумовых инструментов. Учитель:­ Что бы вы нарисовали на картинке к этой песне? Учитель:  Ой, спасибо, так спасибо!  Потрудились от души!  И красиво песню спели!  Все ребята молодцы! (собираем инструменты) Учитель: Масленица. Хорош этот древний славянский праздник ­ проводы зимы ­ со столами,   которые   ломятся   от   блинов   и   других   яств   и   пития.   В   эти   дни славянская душа ­ нараспашку, человек гуляет вовсю. Я желаю, чтобы у вас Масленица прошла как по маслу. Со щедрой веселой Масленицей!  ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Раздать буклет с песнями и фразами на дополнение­­­­­­­­­­­­___ Каждый должен  выговорить по одной фразе:  Я узнал сегодня о Мне понравилось  когда мы  (пели, танцевали. Играли) У меня хорошо получилось задание, когдаДомашнее задание.  ­ Выучите песню «Блины» и закличку  (раздать буклеты с текстами)  ­ Нарисуйте на альбомных листах иллюстрации к празднику Масленица и к  песне «Блины». На следующем уроке вы сможете создать из этих рисунков  свою картинную галерею. Учитель:  Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и дружно скажем: «Мы – молодцы!» Учитель:  Любой   праздник   в   нашей   жизни   ­   это   пир   души.     Обычаем разрешалось в это время есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду. Порадуемся Масленице, блинам и сладостям и конечно, милым гостям! (раздаёт конфеты­сладости) Звучит музыка   русская народная песня  «Прощай масленица».                            Всем спасибо за урок, я не прощаюсь, а говорю вам до свидания!  И под эту музыку выход детей.