Разработка урока по астрономии " Предмет астрономии"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
астрономия
10 кл—11 кл
11.01.2018
Астрономия является одной из древнейших наук, истоки которой относятся к каменному веку(4-3 тысячелетие до н.э.)
Астрономия изучает движение, строение, происхождение и развитие небесных объектов.
Человека всегда интересовал вопрос о том, как устроен окружающий мир и какое место он в нем занимает.
Космос – греческое слово, означающее «Вселенная».
За многие тысячи лет люди не раз изменяли своё представления о том, как устроен космос
Вселенная всеобъемлюща, в ней заключено абсолютно всё, что есть на свете, - от мельчайших субатомных частиц до сверхскоплений галактик(самых больших из известных ныне объектов). Пределов вселенной не знает никто, но, по оценкам учёных в ней, вероятно, около 100 млрд. галактик, содержащих в среднем по 100 млрд. звёзд. Самая распространенная точка зрения на образование вселенной это теория большого взрыва. Согласно этой теории вселенная появилась 10-20 млрд. лет назад в результате сильнейшего взрыва. Даже сейчас через миллиарды лет, расширение вселенной в целом продолжается, хотя в локальных участках объекты удерживаются силами гравитации: например, многие галактики образуют скопление.
Астрономы пока не знают, «замкнута» ли вселенная(то есть не будет ли она снова сжиматься) или «открыта» (и будет расширяться всегда).
Урок1.doc
Тема: Предмет астрономии.
Ход урока:
Вводная беседа (2 мин)
Требования: учебниктетрадь
новый предмет работа с учебником
Новый материал (30 мин) Начало демонстрация видео клипа с CD, моей презентации.
Астрономия [греч. astron звезда, nomos закон] – наука о Вселенной (о природе)= наука о строении, происхождении и развитии небесных тел и их систем, муза
Урания.
Системы: все тела во Вселенной образуют системы различной сложности.
1. Солнечная система
2. Видимые на небе звезды, в том числе Млечный путь – это часть Галактики (наша галактика
Млечный Путь)
3. Галактики объединяются в своего рода скопления (системы)
Все тела находятся в непрерывном движении, изменении, развитии. Планеты, звезды, галактики имеют
свою историю, нередко исчисляемую млрд. лет.
На схеме отражена системность и расстояния:
1 астрономическая единица = 149, 6 млн.км (среднее расстояние от Земли до Солнца).
1пк (парсек) = 206265 а.е. = 3, 26 св. лет
1 световой год (св. год) это расстояние, которое луч света со скоростью почти 300 000 км/с пролетает
за 1 год. 1 световой год равен 9,46 миллионам миллионов километров!
История астрономии – одна из самых увлекательных и древнейших наук (можно показать отрывок из фильма Астрономия (ч.1, фр. 2 Самая древняя наука). Потребность
в астрономических знаниях диктовалась жизненной необходимостью: 1. Счета времени (календарь).
2. Находить дорогу по звездам, особенно мореплавателям
3. Любознательность – разобраться в происходящих явлениях и поставить их себе на службу.
4.
Забота о своей судьбе, народившая астрологию.
Этапы развития астрономии
Iй Античный мир (до н. э)
IIой Дотелескопический (наша эра до 1610г)
IIIий Телескопический (16101814гг)
IVый Спектроскопия (18141900гг)
Vый Современный (1900 наст.время)
Связь c другими предметами.
1 гелиобиология
2 ксенобиология
3 космическая биология и медицина
4 математическая география
5 космохимия
А сферическая астрономия
Б астрометрия
В небесная механика
Г астрофизика
Д космология
Е космогония
Ж космофизика
Основные разделы астрономии:
Классическая
астрономия
объединяет ряд разделов астрономии, основы которых были разработаны до начала ХХ века: Астрометрия:
Небесная
механика
Современная
астрономия
Астрофизика
Космогония
Космология
Сферическая
астрономия
Фундаментальная
астрометрия
Практическая
астрономия
изучает положение, видимое и собственное движение космических тел и решает задачи, связанные с
определением положений светил на небесной сфере, составлением звездных каталогов и карт,
теоретическим основам счета времени.
ведет работу по определению фундаментальных астрономических постоянных и теоретическому
обоснованию составления фундаментальных астрономических каталогов.
занимается определением времени и географических координат, обеспечивает Службу Времени, вычисление
и составление календарей, географических и топографических карт; астрономические методы ориентации
широко применяются в мореплавании, авиации и космонавтике.
исследует движение космических тел под действием сил тяготения (в пространстве и времени). Опираясь на данные астрометрии,
законы классической механики и математические методы исследования, небесная механика определяет траектории и характеристики
движения космических тел и их систем, служит теоретической основой космонавтики.
изучает основные физические характеристики и свойства космических объектов (движение, строение, состав и т.д.), космических
процессов и космических явлений, подразделяясь на многочисленные разделы: теоретическая астрофизика; практическая
астрофизика; физика планет и их спутников (планетология и планетографии); физика Солнца; физика звезд; внегалактическая
астрофизика и т. д.
изучает происхождение и развитие космических объектов и их систем (в частности Солнечной системы).
исследует происхождение, основные физические характеристики, свойства и эволюцию Вселенной. Теоретической основой ее
являются современные физические теории и данные астрофизики и внегалактической астрономии.
Наблюдения в астрономии основной источник информации. Они имеют особенности:
длительные промежутки времени и одновременное наблюдение родственных объектов (примерэволюция звезд)
необходимость указания положения небесных тел в пространстве (координаты)
Для точности наблюдений, нужны приборы. Наблюдения проводятся в специализированных учреждениях обсерваториях.
Телескоп увеличивает угол зрения (разрешающая способность), и собирает больше света (проникающая сила).
Виды телескопов: = оптические и радио (Показ)
1. Оптические телескопы
Рефрактор используется преломление света в линзе (преломляющий), первый в 1609г Г. Галилей
Рефлектор используется вогнутое зеркало (отражающий), фокусирующее лучи, первый в 1668г изобрел И. Ньютон.
Зеркально – линзовый (камера Шмидта) комбинация обеих видов, первый построил в 1930г Б. ШМИДТ.
непосредственные наблюдения
фотографировать (астрограф)
фотоэлектрические – датчик, колебание энергии, излучений
назначение
спектральные – дают сведения о температуре, химическом составе, магнитных полях, движений небесных тел. В астрономии расстояние между небесными телами измеряют углом
→
угловое расстояние:
градусы – 5о,2, минуты – 13',4, секунды – 21",3
Обычным глазом мы видим рядом 2 звезды (разрешающая способность), если угловое расстояние не менее 12'. Угол, под которым мы видим диаметр Солнца и Луны ~
0,5о= 30'.
Вычисления:
"/D [D – диаметр объектива телескопа в см.] или = 206265∙
α
λ
λ
/D [где
длина световой волны, а D – диаметр объектива
Разрешающая способность = 14α
телескопа]
Светосила Е=~S (или D2 ) объектива. Е=(D/dхр)2, где dхр диаметр зрачка человека в обычных условиях 5мм.
β α
Увеличение =Фокусное расстояние объектива/Фокусное расстояние окуляра. W=F/f= /
.
При сильном увеличении >500х видно колебания воздуха, поэтому телескоп необходимо располагать как можно выше в горах и где небо часто безоблачно, а еще лучше за
пределами атмосферы ( в космосе). Задача (самостоятельно3 мин) Для 6м телескопа– рефлектора в Специальной астрофизической обсерватории (на северном Кавказе)
определить разрешающую способность, светосилу и увеличение, если используется окуляр с фокусным расстоянием 5см (F=24м). [Оценка по
скорости и правильности решения]
2. Радиотелескопы преимущества: в любую погоду и время суток можно вести наблюдение объектов, недоступные для оптических. Представляют собой чашу
(подобие локатора). Радиоастрономия получило развитие с 50х годов 20го столетия.
Закрепление материала [6мин].
Вопросы:
1. Какие сведения астрономические вы изучали в курсах других предметов? (природоведение, физики, истории и т.д.)
2. В чем специфика астрономии по сравнению с другими науками о природе? 3. Какие типы небесных тел вам известны?
4. Планеты. Сколько, как называются, порядок расположения, самая большая и т.д.
5. Какое значение в народном хозяйстве имеет сегодня астрономия?
Значения в народном хозяйстве:
Ориентирование по звездам для определения сторон горизонта
Навигация (мореходство, авиация, космонавтика) искусство прокладывать путь по звездам
Исследование Вселенной с целью понять прошлое и спрогнозировать будущее
Космонавтика:
Исследование Земли с целью сохранения ее уникальной природы
Получение материалов, которые невозможно получение в земных условиях
Прогноз погоды и предсказание стихийных бедствий
Спасение терпящих бедствие судов
Исследования других планет для прогнозирования развития Земли
Домашнее задание: Введение, §1; вопросы и задания для самоконтроля (стр11); стр29 (п.16) – главные мысли.
При подробном изучении материала об астрономических инструментах можно предложить ученикам вопросы и задачи:
1. Определите основные характеристики телескопа Г. Галилея.
2. В чем преимущества и недостатки оптической системы рефрактора Галилея по сравнению с оптической схемой рефрактора Кеплера?
3. Определите основные характеристики БТА. Во сколько раз БТА мощнее МШР?
4. В чем преимущества телескопов, установленных на борту космических аппаратов?
5. Какими условиями должно удовлетворять место для строительства астрономической обсерватории?
Разработка урока по астрономии " Предмет астрономии"
Разработка урока по астрономии " Предмет астрономии"
Разработка урока по астрономии " Предмет астрономии"
Разработка урока по астрономии " Предмет астрономии"
Разработка урока по астрономии " Предмет астрономии"
Разработка урока по астрономии " Предмет астрономии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.