Разработка урока по биологии 8 класс "Иммунитет"
Оценка 4.9

Разработка урока по биологии 8 класс "Иммунитет"

Оценка 4.9
Презентации учебные +1
doc
биология
8 кл—9 кл
09.10.2017
Разработка урока по биологии 8 класс "Иммунитет"
Публикация является частью публикации:
конспект урока по биологи 8 класс иммунитет.doc
Урок по биологии в 8 классе «Иммунитет. Механизм и виды иммунитета» Задачи  урока: Образовательные:  дать   представление   о   защитной   системе   организма   – иммунитете.   формировать   новые   анатомо­физиологические   понятия   –   о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, о особенностях разных видов иммунитета, показать пользу прививок. Развивающие  –   развивать   интеллектуальные   способности,   логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщение и анализа, выделения главного. Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма на примерах научных  открытий; убеждать в материальности и познаваемости физиологических  процессов; продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая  опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа  жизни и пользе профилактических прививок.  Цели:  1. Углубить знания учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета,  инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.    Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника,  2. слайдами и схемами; извлекать  нужную информацию; логически мыслить,   анализировать, строить предположения, делать выводы,  оформлять результаты  мыслительных операций в устной и письменной форме.  Тип урока: комбинированный, подготовленный по методике полного усвоения знаний Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа)                 Наглядные (демонстрация)               Частично­поисковые (самостоятельная  работа с материалом) и составление   информационного кластера                Проблемные (проблемные вопросы) 1 Практические (решение теста) Основные понятия урока: иммунитет,  иммунная система, виды иммунитета,  антитела, антигены, вакцина, лечебная сыворотка. Оборудование: таблица “Кровь, , компьютер, мультимедийный проектор,  презентация Microsoft Power Point “Иммунитет. Механизмы и виды  иммунитета”.  Учебники у каждого ученика, карточки с заданиями по теме «Внутренняя среда  организма. Кровь.», раздаточный материал «Виды иммунитета» Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Ребята! На прошлом уроке мы с вами начали изучать тему «Кровь и  кровообращение», выяснили, что такое внутренняя среда, состав крови и ее  значение». Конечно, нам необходимо проверить, насколько прочны ваши знания по  данным вопросам. 1. Опрос учащихся у доски. Вопросы напечатаны на слайде. Одновременно с  устным опросом осуществляется  избирательный письменный опрос по теме в  виде теста.(6­7 человек получают карточки и чистые листочки). Задания  для устного опроса: 1. Что такое внутренняя среда? Из каких компонентов состоит внутренняя  среда? Как компоненты среды связаны с понятием гомеостаза? 2. Каков состав крови? Что такое плазма, какими свойствами она обладает и  зачем нужна в крови? 3. Что такое форменные элементы? Какие форменные элементы крови тебе  известны? Назовите основные признаки характеристики и функции форменных элементов. 4. Какие форменные элементы отвечают за защитную функцию крови? От чего  зависит количество лейкоцитов и лимфоцитов в крови человека? Тестовые задания на карточках для избирательного письменного опроса.(Приложение 1) III. Изучение нового материала.  Показ Презентации “Иммунитет. Механизм и виды  иммунитета” ( по ходу  объяснения нового материала) 2 1. Знакомство с новым, постановка проблемы: Наш сегодняшний урок  посвящен одной из самых важных проблем современной медицины ­  иммунитету (запись темы в тетрадях, демонстрация слайда №3 с темой  урока).           Прослушайте текст: это произошло в 1880 году. Луи Пастер, изучавший возбудителя куриной холеры, заразил 2 цыплят ослабленной культурой куриной холеры. Цыплята перенесли заболевание в легкой форме, а затем выздоровели. Через   2   месяца   цыплята,   перенесшие   заболевание,   и   несколько   не   болевших цыплят,   были   заражены   свежей   культурой   куриной   холеры.   Все   цыплята погибли, за исключением 2, болевших ранее.  Вопрос – почему 2 цыпленка выжили? (Попавшие в организм болезнетворные бактерии встретились с защитными силами организма). Откуда взялись защитные свойства организма?) (Выработалась после того, как они переболели). Демонстрация слайда 4 Способность   организма   защищать   себя   от   болезнетворных   микроорганизмов   и  иммунитетом.      вирусов называется        Еще   одно   определение:   иммунитет   –   это   невосприимчивость   организма   к инфекционным и неинфекционным заболеваниям. Как вы считаете есть ли особая защитная система  в организме человека?  Ответы учащихся Правильно, это иммунная система. Любая система в теле человека состоит из  органов. Какие же органы входят в состав иммунной системы? На этот вопрос вы  ответите сами, заполнив схему­кластер «Имунная система»  Прямоугольник – орган  иммунной системы, прямоугольник с округлыми углами – какие клетки образует  данный орган.  Иммунная система 3 2. Клеточный и гуморальный иммунитет Мы выяснили, какие органы входят в состав иммунной системы, но еще пока не  знаем, какие виды иммунитета различают. Откройте пожалуйста стр.74,прочитайте  второй и третий абзац. (частично­поисковый метод) Закончите предложение: Иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляется клетками,  называется…(клеточным) Иммунитет, при котором чужеродные тела уничтожаются с помощью химических  веществ – антител – называется… (гуморальным) Клеточный иммунитет был открыт…(Мечниковым) Гуморальный иммунитет был открыт…(Эрлихом) Демонстрация слайда №5 3. Физкультминутка. 1минута ( Упражнение «Привет солнцу, привет Земле» 4. Физиологическая сущность иммунитета (объяснение учителя,  демонстрация слайда, запись в тетрадь названий клеток) Демонстрация  слайда №6 Как же все­таки организм отвечает на чужеродное вторжение? Существуют два основных типа иммунных ответов. Ответ первого типа ­ клеточный, состоит в образовании  Т­лимфоцитов, распознающих тип чужеродного тела и подающих сигналы   о   типе   "чужака"   другим   клеткам   ­   В­лимфоцитам   и   фагоцитам.   Эта разновидность   Т­лимфоцитов   получила   название   "хелперы".   Другие   Т­ лимфоциты  ­ "киллеры" ­ сами могут убивать зараженные микробами клетки, атакуя их особыми веществами ­ перфоринами. Как только Т­лимфоциты дали сигнал   В­лимфоцитам,   включается   гуморальный   ответ   ­   то   есть   выработка нужного антитела против узнанного антигена. Так в результате совместного и согласованного   действия   В­   и   Т­клеток   возникает   высокоспецифичный иммунитет. Но может ли человек своим вмешательством ( в данном случае положительным) помочь предотвратить заболевание или ослабить его течение? Ответы учащихся. 5. История создания вакцин и прививок . 1. Вклад Э. Дженнера в борьбу с натуральной оспой (сообщение учащегося) 4 Проблемный вопрос: Смог ли Дженнер после удачного прививания объяснить  механизм действия прививки? 2. Вклад Л.Пастера в медицину. Стр.74 – 75. Сам. Работа с учеб. книгой, беседа по вопросам.  3. Какие прививки делали вам в течение жизни?  Вы когда­нибудь  интересовались вопросом, зачем вам делают прививки? (ответы учащихся) 6. Какие виды иммунитета существуют? (схема) Виды иммунитета.  заполнение опорной схемы. Использование С. 75­76 учебника, работа с  дидактическим материалом.(Приложение 2) Демонстрация слайдов7, 8,9,10,11 4. Закрепление Определить, насколько хорошо вы разобрались в сегодняшней  теме урока , нам поможет небольшой тест по теме «Иммунитет» Тест для первичного контроля знаний 1 вариант Выберите один правильный ответ, запишите номер вопроса и выбранную букву  ответа. 1. Заслуга И.И.Мечникова заключается в том, что он: А) открыл условные рефлексы; Б) создал фагоцитарную теорию иммунитета; В) создал вакцину против гриппа. 2. От каких заболеваний спасают человека предупредительные прививки? А) от всех заболеваний без исключения; Б) только от инфекционных заболеваний; В) от сердечно­сосудистых заболеваний. 3. Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя  никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить? А) у него естественный врожденный иммунитет; Б) у него естественный приобретенный иммунитет; В) у него искусственный иммунитет; Г) у него есть эритроциты. 4. Что из перечисленных препаратов надо ввести пострадавшему от укуса  бешеной собаки? А) готовые антитела; 5 Б) антибиотики; В) ослабленных возбудителей болезни. 5. К какой из болезней не вырабатывается длительный иммунитет? А) к ветрянке; Б) к гриппу; В) к полиомиелиту. 2 вариант Выберите один правильный ответ, запишите номер вопроса и выбранную букву  ответа. 1. Антитела – это: А) особые клетки крови; Б) вирусы и бактерии; В) особые белки крови. 2. Вакцина, содержащая ослабленных возбудителей болезни: А) не вызывает заболевания; Б) может вызвать заболевание в легкой форме; В) излечивает от возникшего заболевания. 3. Что нужно делать при заражении человека дифтерией? А) вводить противодифтерийную сыворотку; Б) вводить ослабленных возбудителей болезни; В) применять обе меры. 4. Естественный иммунитет связан: А) с накоплением определенных антител в крови; Б) с накоплением ослабленных возбудителей болезни; В) с введением готовых антител в кровь человека. 5. Опасность СПИДа заключается в том, что он: А) вызывает простуду; Б) приводит к потере иммунитета; В) вызывает разрушение тромбоцитов. Выполнение теста. Взаимопроверка 6 Какие ошибки вы допустили?        Оценивание тестовой работы. Общая оценка результата работы на уроке. Рефлексия  С какими трудностями вы столкнулись сегодня на уроке? Испытывали ли вы чувство дискомфорта на уроке? Какие пожелания вы можете высказать одноклассникам и учителю? Домашнее задание:    Демонстрация слайда №12 параграф 15, опорные схемы в тетради повторить,  ответить на вопрос: Какие  факторы среды ослабляют иммунитет, а какие его  укрепляют? По желанию: подготовить сообщения по темам: Страшные враги человечества: чума,  холера, оспа, брюшной тиф. 7 Приложение 1 Задания на карточках по теме «Внутренняя среда организма. Кровь» Эти задания раздаются ученикам для письменного опроса выборочно. Например,  мною в каждом классе так опрашивалось 7­8 человек. 1. Выбери один правильный ответ из четырех предложенных: 1. Что составляет основную часть плазмы? А)белки Б) жиры В) минеральные соли Г) вода 2. Как называются мелкие кровяные пластинки, участвующие в свертывании  крови? А) тромбоциты Б) лимфоциты В) лейкоциты Г) ферменты 3.  Какие клетки крови участвуют в переносе кислорода к органам и  тканям? А) лейкоциты Б) тромбоциты В) лимфоциты Г) эритроциты 4. Обмен веществ осуществляется через А) кровь Б) лимфу 8 В) тканевую жидкость Г) плазму 5. Как называются клетки, способные вырабатывать антитела? А) фагоциты Б) лимфоциты В)эритроциты Г) тромбоциты 6. Закончите предложение: Внутреннюю среду организма составляют  кровь, лимфа и … 7. Как называются белые кровяные клетки? 8. В чем состоит основная функция лейкоцитов? 9 Виды иммунитета Приложение 2 Естественный   врожденный   иммунитет   ­  это   невосприимчивость   ко многим   болезням,   данная   человеку   от   рождения.   Например,   люди   не болеют чумой животных. Естественный   приобретенный   иммунитет  вырабатывается   в результате   перенесенных   болезней.   Например,   переболев   коклюшем, корью,   ветряной   оспой,   люди,   как   правило,   не   заболевают   этими болезнями повторно. Искусственный   активный   иммунитет  вырабатывается   в   результате введения   в   организм   убитых   или   сильно   ослабленных   возбудителей болезни в форме  вакцины.  При  этом организм  вырабатывает  антитела против   данной   инфекции   и   после   прививки   (так   называется   данная операция)   человек   чаще   всего   не   заболевает   или   болеет   более   легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д. Пассивный искусственный иммунитет ­ это введение готовых антител заболевшему   человеку   в   форме   лечебной   сыворотки.   Лечебную сыворотку   получают   из   плазмы   крови   животных   или   человека, перенесших   инфекционное   заболевание.   Такую   лечебную   сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни­дифтерии. Развитие   очень   опасной   болезни   ­   столбняка   ­   можно   предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной сыворотки. Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго.   Через   некоторое   время   организм   вновь   становится восприимчивым к болезням. 10 В   организме   человека   иммунитет   вырабатывается   не   ко   всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной. 11

Разработка урока по биологии 8 класс "Иммунитет"

Разработка урока по биологии 8 класс "Иммунитет"

Разработка урока по биологии 8 класс "Иммунитет"

Разработка урока по биологии 8 класс "Иммунитет"

Разработка урока по биологии 8 класс "Иммунитет"

Разработка урока по биологии 8 класс "Иммунитет"

Разработка урока по биологии 8 класс "Иммунитет"

Разработка урока по биологии 8 класс "Иммунитет"

Разработка урока по биологии 8 класс "Иммунитет"

Разработка урока по биологии 8 класс "Иммунитет"

Разработка урока по биологии 8 класс "Иммунитет"

Разработка урока по биологии 8 класс "Иммунитет"

Разработка урока по биологии 8 класс "Иммунитет"

Разработка урока по биологии 8 класс "Иммунитет"

Разработка урока по биологии 8 класс "Иммунитет"

Разработка урока по биологии 8 класс "Иммунитет"

Разработка урока по биологии 8 класс "Иммунитет"

Разработка урока по биологии 8 класс "Иммунитет"

Разработка урока по биологии 8 класс "Иммунитет"

Разработка урока по биологии 8 класс "Иммунитет"

Разработка урока по биологии 8 класс "Иммунитет"

Разработка урока по биологии 8 класс "Иммунитет"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2017