Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"
Оценка 4.8

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Оценка 4.8
Лекции +1
doc
экология
Взрослым
30.11.2018
Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"
РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЕН. 03 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 15.02.13 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ СИСТЕМ ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ. УРОК СОДЕРЖИТ МЕТОДИЧЕСКУЮ КАРТУ УРОКА, УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКУЮ КАРТУ УРОКА, ПРИЛОЖЕНИЕ, ЛИСТ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО
Тихонова Е.В..doc
Е.В. Тихонова, преподаватель ГБПОУ  «Курганский государственный колледж» Е­mail: Elena_tihonova@list.ru РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ  ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЕН. 03 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 15.02.13 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ СИСТЕМ ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДЕНЦИОНИРОВАНИЯ Разработка урока теоретического обучения  Учебная дисциплина: ЕН.03 Экологические основы природопользования  Специальность:  15.02.13   Техническое   обслуживание   и   ремонт   систем вентиляции и  кондиционирования Преподаватель: Тихонова Е.В. Тема урока: Думай глобально ­  решай локально!» (экологические проблемы Курганской области) Тип урока: урок изучения нового материала Форма урока:  лекция  с  элементами  аналитической  беседы, практического занятия. Оборудование:  Компьютер, экран, проектор, информационные листы для студентов. 2 Методическая карта  урока  «Думай глобально ­ решай локально!» Время Этапы занятия № 1 1 мин 2       6 мин 3 33 мин 1. Организационный этап Приветствие. Учет  отсутствующих. Мотивация  на работу на уроке. 2.  Актуализация знаний Воспроизведение   знаний   и умений, которые потребуются при нового материала изучении     3. Изучение нового материала 3.1.   Понятие   и   виды глобальных   экологических проблем 3.2.Экологические   проблемы Курганской области. словесный, частично­ поисковый, объяснительно­ иллюстративный, проблемный, интерактивный. Методы  и методические приёмы Словесный Наглядный Словесный Практический Формируемые компетенции ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 06.  Проявлять гражданско­ патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных 3 общечеловеческих ценностей ОК 04.  Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста Осуществлять самоанализ   учебной деятельности ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной 4 5  2 мин Рефлексия      1 мин  Домашнее задание Наглядный Словесный Словесный 6  2 мин Подведение итогов урока Словесный деятельности Осуществлять анализ деятельности на уроке как завершенного процесса 45 мин. 1. Организационный этап Ход урока: 4 Приветствие. Учет отсутствующих. Мотивация на работу на уроке. Ежегодно мы слышим предостережения об экологической опасности и призывы к спасению и охране природы, но они останутся словами, если каждый человек   не   осознает   главного:   человечество   стоит   на   пороге   экологической катастрофы, здесь нет преувеличения. Цель урока: изучить понятие и виды глобальных экологических проблем, а также дать представление об экологических проблемах Курганской области. Основные вопросы, которые мы рассмотрим. 1. Понятие и виды глобальных экологических проблем 2. Экологические проблемы Курганской области. 3. Актуализация знаний и умений. Для того, чтобы   начать изучение нового материала, нам необходимо вспомнить  вопросы, которые мы уже изучали ранее. Тест (5 мин) 1.   Система   мер,   направленных   на   регулирование   состояния окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в рамках какой ­ либо территории или мира в целом, называется: а) природопользованием б) охраной окружающей природной среды в) экологической стабилизацией г) экологической политикой 2.   Форма   природопользования,   не   требующая   специального разрешения, ­ это: а) рациональное б) нерациональное в) общее г) нецелевое 3. Экологические мероприятия могут быть: а) физическими 5 б) химическими в) антропогенными г) биотическими 4. Экологические катастрофы бывают: а) природные, антропогенные; б)   искусственные; в)  естественные. 5. Укажите синоним биосферы –     а) эдасфера;                   б) живая оболочка;    в) экосфера;                   г) тропосфера. Варианты ответов представлены на слайде. Итак, мы повторили   основные понятия, которые будут нам необходимы при изучении нового материала. Народный   академик,   зауральский   хлебороб,   Терентий   Семенович Мальцев писал: «Представьте себе шахматную доску, за которой сидят двое: Человек и Природа. При этом белыми фигурами всегда играет Природа, за нею право первого хода… Чтобы в этих условиях не проиграть, Человек должен уметь правильно ответить на любой ее ход. В распоряжении Человека, как и всякого шахматиста, множество вариантов, но всякий раз он должен находить единственно правильный». Ребята,   скажите,   о   чем   хотел   сказать   наш   знаменитый   земляк, Терентий Семенович Мальцев? (ответ  студентов) Вдумайтесь в цифры: наша огромная страна занимает 45­е место в мире по   продолжительности   жизни,   36­е   место   по   уровню   детской   смертности   и первые по загрязнению атмосферы, водоемов, содержанию вредных химических веществ в почве и продуктах сельского хозяйства. Все чаще в питьевой воде и пищевых продуктах обнаруживаются вредные для здоровья примеси: остатки лекарственных препаратов и гормонов, тяжелые металлы, пестициды. 6 Общая экологическая обстановка в нашей области такова, что уже сейчас незамедлительно   требуется   обратить   серьезное   внимание   на   необходимость рационального и бережного отношения к природе родного края, к ее ресурсам. Сначала мы познакомимся с  понятием глобальные проблемы 1. Глобальные   экологические   проблемы,   их   особенности,     причины появления и виды. Вплоть до середины XX в. в политическом языке отсутствовало понятие “глобальные проблемы” (фр. global – всеобщий, от лат. globus – “шар”). Лишь на   уровне   философских   обобщений   выдвигались   идеи   о   связи   деятельности человека   с   состоянием   биосферы   (окружающей   его   среды,   которая поддерживает жизнь на Земле). Так, русский ученый В.И. Вернадский в 1944 г. высказал мысль о том, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил. Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума).  С   конца   ХIХ   в.   начинается   современный,   наиболее   интенсивный   этап воздействия человека на природу. Вопросы студентам: Как вы думаете, почему с конца  XIX в. начался наиболее   интенсивный   этап   воздействия   человека   на   природу?   Что   их вызвало?  Причины появления глобальных проблем:  ­ глобализация мира;      ­   огромные   масштабы   человеческой   деятельности   и   неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.  Вопрос студентам: Каковы, на ваш взгляд, особенности глобальных проблем?    ­ Носят планетарный, общемировой характер, затрагивающий интересы всех народов;  ­ Угрожают гибелью человечеству; 7 ­   Нуждаются   в   неотложных   эффективных   решениях.   Требуют коллективных усилий мирового сообщества. Вопрос   студентам:   Что   же   такое   глобальные   проблемы?   Ведется обсуждение, студенты подводятся к выводу.  Вывод.   Глобальные   проблемы   –   это   совокупность   проблем человечества,   возникших   во   второй   половине   XX   в.,   угрожающих существованию мировой цивилизации (вывод фиксируется в тетрадях).  В современной науке нет устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем.  Вопросы учащимся: Какие проблемы вы считаете глобальными? Назовите их. Выделяют три группы глобальных проблем: 1)   Проблемы,   связанные   с   главными   социальными   вопросами   –   это предотвращение мировой ядерной катастрофы, преодоление разрыва в уровнях социально­экономического   развития     между   развитыми   и   развивающимися странами; 2) Проблемы, касающиеся отношения человека и окружающей среды – это экологическая, энергосырьевая, продовольственная, освоение космического пространства, изучение Мирового океана; 3) Проблемы, фиксирующие внимание на отношениях между человеком и обществом  –  это   использование   достижений   научно­технического   прогресса, ликвидация   опасных   болезней,   улучшение   системы   здравоохранения, ликвидация неграмотности. 2. Экологические проблемы Курганской области   В   ваших   рабочих   листах   (приложение   1)   представлена   таблица, заполнять   которую   вы   будете   по   ходу   изучения   экологических   проблем Курганской области. 8 Пути решения  Экологические   проблемы   Курганской области 1. Загрязнение недр 2.   Загрязнение   и   сокращение   лесных ресурсов 3. Загрязнение водных ресурсов 4. Загрязнение и деградация почв 5.   Проблемы   в   области   среды   окружающей Итак,   первая   экологическая   проблема   Курганской   области   –   загрязнение недр. Что называют недрами? ( отвечают) Учитель: Курганская   область   располагает   богатыми   минерально­сырьевыми ресурсами.   В   области   ведется   добыча   следующих   полезных   ископаемых: бентонитовых   глин,   минеральных   и   питьевых   подземных   вод,   строительных камней, кирпичных глин, строительных песков.  В   области   имеются   предварительно   оцененные   месторождения   и проявления железных и вольфрам­молибденовых руд, выявлены участки титан­   Положительно   оцениваются   перспективы циркониевых   россыпей. газонефтедобычи. Благоприятные   геологические   предпосылки   для   увеличения   ресурсов урана   позволяют   отнести   Курганскую   область   к   одной   из   главных уранодобывающих  провинций в России. Из трех выявленных месторождений урана   на   сегодняшний   день   добыча   успешно   ведется   на   Далматовском месторождении, наиболее подготовленном к промышленному освоению.  Сейчас мы посмотрим   материал о том,   как ведётся добыча урана в области на сегодняшний день. (Просмотр видеоролика) Основные   экологические   проблемы,   которые   возникают   при   добыче полезных ископаемых, связаны с поверхностным способом добычи (карьеры). Территория вокруг карьеров на расстоянии 30 га подвергается загрязнению и это, в свою очередь, приводит к образованию «индустриальных пустынь». 9 Мероприятия   по   рациональному   использованию   сводятся   к экономически   целесообразному   извлечению   полезных   ископаемых, переработке и утилизации отходов, ликвидации последствий, нанесённых природным ландшафтам. Б) загрязнение водных ресурсов Заслушивается   сообщение   на   тему   «Состояние   водных   ресурсов Курганской области» Реки Исеть и Миасс  являются приемниками сточных вод промышленных предприятий   городов   Екатеринбурга,   Каменск   ­   Уральского,   Миасса, Челябинска.   Из­за   сильного   загрязнения   они   потеряли   свое   хозпитьевое назначение и используются только для технических целей и орошения. Кроме того, реки Исеть, Теча загрязнены радионуклидами от деятельности ПО "Маяк" Челябинской   области.   Доля   загрязнений   со   сточными   водами   поступает   на территорию Курганской области.  Усугубляет   обстановку   загрязнение   водоемов,   почти   третья   часть сбрасываемых всех сточных вод относится к категории загрязненных, 88% и направляется непосредственно в поверхностные водные объекты, загрязняет их, создает экологическую напряженность в природной среде.  Со   сточными   и   ливневыми   водами   в   водные   объекты   в   2017   году поступило 38,0 тыс. тонн загрязняющих веществ, что на 2,41 тыс. тонн меньше, чем в 2016 году (40,41 тыс. тонн). Уменьшение массы загрязняющих веществ, поступивших со сточными водами в водные объекты, объясняется уменьшением общего   объема   сброса   сброшенных   сточных   вод.   При   этом   по­прежнему очистка сточных вод на абсолютном большинстве канализационных очистных сооружений осуществляется не на нормативном уровне из­за несоответствия применяемых   технологий   очистки   современным   требованиям,   отсутствия технологий   глубокой   очистки   стоков.   Основными   загрязнителями   являются 10 предприятия   коммунального   хозяйства,   сбрасывающие   свои   недостаточно очищенные стоки в поверхностные водные объекты. Особую   роль   в   водохозяйственной   обстановке   области   играют   малые реки. Их в области 106. В результате хозяйственной деятельности во многих местах   области   берега   их   распаханы   порой   до   самого   уреза   воды. В водоохранных   зонах размещены   животноводческие   фермы,   летние   лагеря скота, склады минеральных удобрений и горюче­смазочных материалов.  Загрязнение водоемов негативно сказывается и на рыбопродуктивности, на количестве и качестве добываемой рыбы, на состоянии фитопланктона и зоопланктона.  Из­за   непригодности   вод   рек   Исеть,   Миасс   для   использования   на хозпитьевые   нужды   районы   северо­западной   части   Курганской   области вынуждены   использовать   для   этих   целей   воду   из   подземных   источников   с повышенным   содержанием   бора   и   брома   (3­4   ПДК).   Подземные   источники водоснабжения по токсикологическим и санитарным показателям относятся к высокой степени загрязнения.  Около   70% озер ­   пресные,   остальные   ­   минерализованные,   имеющие лечебные свойства, прежде всего ­ озеро Медвежье (Курорт).  Поверхностные   воды   служат   основным   источников   водоснабжения, поэтому к ним должны применяться в самой жёсткой форме все мероприятии по охране вод,  а именно:   ­   переход   на   безотходные   технологии   в  промышленности   и   сельском хозяйстве;   ­   жёсткая   очистка   сточных   вод,   строительство   новых   очистных     и гидротехнических сооружений В) загрязнение атмосферы Работа с информационным листом (Приложение 2) 11 Расположение   г.   Кургана   в   пониженной   форме   рельефа   является фактором,   увеличивающим   загрязнение   его   воздушного   бассейна.   Индекс загрязнения атмосферного воздуха г. Курган снижается, но все еще остается очень   высоким   –   12,7   при   норме   5.   Веществами,   определяющими   высокий индекс загрязнения атмосферы, являются бенз(а)пирен, формальдегида и сажа.  За последние два года предприятия Курганской области израсходовали на   природоохранные   мероприятия   более   68   миллионов   рублей.  В этом году завершается реконструкция литейных производств и их перевод с вагранок   на   электропечи.   Значительные   средства   были   направлены   для усовершенствования систем подачи воздуха на всех поселковых и городских очистных сооружениях.  Всего   в   2017   г.     эксплуатируется   12235   стационарных   источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ (на 503 объектах), из них для 11666 (на   456   объектах)   установлены   нормативы   предельно­допустимых   выбросов   Наибольший   вклад   в   загрязнение   атмосферного   воздуха   от (ПДВ).   стационарных источников внесли: г. Курган ­ 16375 тонн, Далматовский район 76 ­ 5217 тонн, г. Шадринск ­ 4623 тонны, Юргамышский район ­ 1624 тонны, Петуховский   район   ­   1222   тонны,   Куртамышский   район   ­   1104   тонны, Кетовский район ­ 1103 тонны, Лебяжьевский район ­ 1096 тонн. Наименьшие выбросы отмечены в районах: Сафакулевском ­ 116 тонн, Мишкинском ­ 239 тонн, Альменевском ­ 287 тонн, Белозерском ­ 288 тонн Г) загрязнение почв, растительного и животного мира Заслушивание сообщения на тему « Загрязнение почв, растительного и животного мира на территории Курганской области в 2016­2017 гг.» На территории Курганской области ежегодно образуется порядка 600 ­ 900 тыс. тонн отходов производства и потребления (более 440 видов отходов разных классов опасности).  12 В 2016 году по данным федерального статистического наблюдения по   использовании, форме   2­ТП   (отходы)   «Сведения   об   образовании, обезвреживании,   транспортировании   и   размещении   отходов   производства   и потребления»,   представленной   1967   хозяйствующими   субъектами,   на территории   области   образовалось   1290,1   тыс.   тонн   отходов   производства   и потребления. Наличие отходов на начало отчетного года составило 20,6 тыс. тонн. На конец года на объектах временного хранения размещено 790,7 тыс. тонн отходов Не   осуществляются   раздельный   сбор   и   сортировка   твердых   бытовых отходов,   в   большинстве   муниципальных   образований   Курганской   области объекты   размещения   отходов   не   соответствуют   требованиям   нормативных документов.   На   территории   Курганской   области   в   50   местах   хранения находится более 800 тонн отходов пестицидов и агрохимикатов, что является серьезной   угрозой   загрязнения   окружающей   среды.   Имеют   место   факты загрязнения земель нефтесодержащими отходами. Фонд   особо   охраняемых   природных   территорий   (далее   ­   ООПТ) регионального   значения   Курганской   области   включает   в   себя:   18   99 государственных   природных   заказников   регионального   значения, памятников природы. Территория   Курганской   области   характеризуется   высокой   степенью преобразованности   естественных   ландшафтов.   Вызывает   тревогу   состояние популяций отдельных объектов животного и растительного мира. В Красную книги   Курганской   области   включены   152   объекта   животного   мира   и   204 объекта растительного мира. Является актуальной задача сохранения ценных природных комплексов. На территории Щучанского   района был   расположен арсенал хранения   В боевых   отравляющих   веществ   нервно­паралитического   действия. соответствии   с   федеральной   целевой   программой   "Уничтожение   запасов химического оружия в РФ" и российским законодательством МО РФ проведены 13 организационные мероприятия, связанные с созданием объекта по уничтожению химического оружия  После   завершения   всех   работ   по   приведению   объекта   в   безопасное экологическое состояние он   перепрофилирован. Распоряжением Губернатора Курганской   области   создана   рабочая   группа,   которой   выработаны   наиболее перспективные   предложения   по   перепрофилированию   объекта   в   интересах социально­   экономического   развития   Курганской   области,   создания   новых рабочих мест выпуска инновационной продукции предприятия «Велфарм». Выставление оценок Домашнее задание. Письменно   ответить   в   тетради   на   вопрос     «Каковы   последствия нерационального использования природы?» Написать эссе на тему «Экологическая культура человека» Рефлексия. Давайте ещё раз вернёмся к теме  нашего урока  «Думай глобально ­ решай локально!» Что вы вкладываете в смысл данного названия после  занятия?  (отвечают) Подведение итогов урока В   заключении   можно   отметить,   что   охрана   окружающей   среды   от загрязнений – это задача нашего века, проблема, ставшая социальной.   Ответственная   и   действенная   политика   по   отношению   к   окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если человечество накопит надёжные данные   о   современном   состоянии   среды,   обоснованные   знания   о взаимодействии   важных   экологических   факторов,   целенаправленно   и всесторонне   изучит   природу   загрязнений   и   влияние   различных   видов загрязнений, как на окружающую среду, так и на организм самого человека (что 14 особенно важно в случаях с биологическим загрязнением) и если разработает новые   методы   уменьшения   и   предотвращения   вреда,   наносимого   природе человеком. Ещё раз возвращаясь к теме урока, хочется отметить, что от того, насколько каждый осознает свою роль в рациональном использовании природы, зависит и решение экологических проблем на глобальном уровне. Стихотворение (читает студент) Останьтесь на земле осина, дуб и клен. Я показать хочу живую землю сыну – Высокий мощный дуб и тонкую осину На полотне весны, где свет со всех сторон. Останьтесь на земле орел, журавль, стриж, Чтоб сын, встречая день восторженной улыбкой, Увидел журавля, похожего на скрипку, И взмах смычка – стрижа над тусклым блеском крыш. Останьтесь на земле пшеница, рожь, ячмень, Чтоб сын счастливо жил и удивлялся миру. Даю ему на память молот, плуг и лиру. На незакатный час, на безупречный день.  А. Макаров Приложение 1 Рабочий  лист студента ____________________группа____________ Тема урока: Думай глобально ­  решай локально!» (экологические проблемы Курганской области) Вопросы занятия: 1. Понятие и виды глобальных экологических проблем 15 2.Экологические проблемы Курганской области. Задание 1. Выполни тест 1.   Система   мер,   направленных   на   регулирование   состояния   окружающей   среды   и рациональное использование природных ресурсов в рамках какой ­ либо территории или мира в целом, называется: а) природопользованием б) охраной окружающей природной среды в) экологической стабилизацией г) экологической политикой 2. Форма природопользования, не требующая специального разрешения, ­ это: а) рациональное б) нерациональное в) общее г) нецелевое 3. Экологические мероприятия могут быть: а) физическими б) химическими в) антропогенными г) биотическими 4. Экологические катастрофы бывают: а). природные, антропогенные; б).  искусственные; в) естественные. 5. Укажите синоним биосферы –   а) эдасфера;                    б) живая оболочка;  в) экосфера;                    г) тропосфера. Варианты ответов: 1 2 3 4 5 Глобальные проблемы____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Глобальные экологические проблемы: 1.____________________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________________ 3.____________________________________________________________________________ 4.____________________________________________________________________________ 16 Заполните таблицу: Экологические проблемы Курганской области Загрязнение недр Пути решения  Загрязнение водных ресурсов Загрязнение атмосферы Загрязнение   почв,   растительного   и   животного мира Загрязнение атмосферы в Курганской области Приложение 2 17 Задание:   Прочитайте   внимательно   текст,   выявите   основные проблемы загрязнения атмосферного воздуха и  выпишите  в  тетрадь пути решения  данных проблем Расположение   г.   Кургана   в   пониженной   форме   рельефа   является фактором,   увеличивающим   загрязнение   его   воздушного   бассейна.   Индекс загрязнения атмосферного воздуха г. Курган снижается, но все еще остается очень   высоким   –   12,7   при   норме   5.   Веществами,   определяющими   высокий индекс загрязнения атмосферы, являются бенз(а)пирен, формальдегида и сажа.  За последние два года предприятия Курганской области израсходовали на   природоохранные   мероприятия   более   68   миллионов   рублей.  В этом году завершается реконструкция литейных производств и их перевод с вагранок   на   электропечи.   Значительные   средства   были   направлены   для усовершенствования систем подачи воздуха на всех поселковых и городских очистных сооружениях.  Объем   выбросов   загрязняющих   веществ   в   атмосферный   воздух   от стационарных   источников   в   динамике   за   последние   20   лет   снижается,   что обусловлено   переводом   объектов   теплоэнергетики   на   газовое   топливо, установкой   газо­   и   пылеочистного   оборудования,   внедрением   современных технологий. Объем выбросов в 2017 году составил 41,4 тыс. тонн (в том числе в городе Кургане ­ 18,4 тыс. тонн). 18

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Разработка урока по дисциплине "Экологические основы природопользования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2018