Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"
Оценка 4.6

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
физика
8 кл
05.12.2017
Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"
Данный урок находится в разделе: «Изменение агрегатных состояний вещества» и по календарно-тематическому планированию предусмотрен, как изучение нового материала, он связан с предыдущими уроками и опирается на изученный ранее материал. Знания, полученные на данном уроке, необходимы учащимся при решении задач в этом разделе и при последующем изучении курса физики 10 класса.
Разработка урока по физике .docx
Тема урока: Испарение и конденсация Цель урока: Изучить явления  – испарение и конденсацию.           Задачи:         Образовательные – выяснить особенности физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное состояние и наоборот; объяснить эти процессы с точки зрения молекулярно кинетической теории;  выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов. Развивающие - развивать познавательный интерес учащихся через межпредметные связи курсов географии,  биологии, литературы; развивать навыки критического мышления, продуктивной деятельности, умение самостоятельно  выделять главное, обобщать, анализировать информацию.   Воспитательные – способствовать освоению способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития  учащихся через коммуникативные  умения, работать в парах; воспитывать культуру умственного труда Формировать УУД: ­ ЛичностныеУУД: осознают важность выполнения творческого задания, ответственность за общее дело, активно  включатся в процесс учения, научатся оценивать свои знания, исходя из личных ценностей, обеспечивающих моральный  выбор  ­  Регулятивные УУД: оценивать и корректировать свою деятельность; научатся ставить учебную задачу на основе  соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; определять конечный результат и  способы достижений этих результатов. ­  Коммуникативные УУД:  научатся работать в группе и приобретут опыта такой работы;  решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;  разовьют умения строить диалог, формулировать свои мысли ­  Познавательные   УУД:  обучающиеся   освоят   основы     проектно­исследовательской   деятельности;   научатся систематизировать,   сопоставлять,   анализировать,   обобщать   полученные   экспериментальным   путём,   особенности изучаемых явлений Оборудование:   компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки­задания, вата, стеклянные пластины­ 8 шт.,  пипетка, сосуды с маслом, водой, спиртом,  электрическая лампа, бумажный веер,  лепестки  ромашки с вопросами                                                                     Технологическая карта урока   № Этап  урока Время Самоопр 1 Содержание учебного процесса   Приветствие:  Здравствуйте. дорогие ребята.  Деятельн ость учителя    Приветств Деятельность ученика Формируемые  УУД Личностные  1 еделение  к  деятельн ости (Орг момент) Цель: Мотивиро вать  учащихся  к учебной  деятельно сти  посредств ом  создания  эмоционал ьной  обстановк и (3мин) 2 Мотивац Подарим друг другу улыбки и начнём работать. Прослушайте стихотворение  Щеглова  и  попробуйте  отгадать природное явление. [Слайд 1] Вода появляется из ручейка Ручьи по пути собирает река Река полноводно течёт на просторе, Пока, наконец, не вливается в море Моря пополняют запас океана,  Над ним формируются клубы тумана Они поднимаются выше, пока Не превращаются в облака. А облака проплывая над нами,  Дождём проливаются, сыплют снегами. Весной соберётся вода в ручейки,  Они потекут до ближайшей реки. Ответ:  В данном стихотворении описывается  природное явление «Круговорот  воды в природе»  Верно, круговорот воды в природе. Сегодня мы  будем изучать явления, без которых этот процесс  был бы невозможен, а значит, и облик нашей  планеты был бы иным. Показ слайда  [2] «Круговорот  воды в  природе» Задаётся  вопрос: А какие процессы входят в это  природное явление ?­ Ответ: плавление и отвердевание, испарение и  ует  учащихся,  проверяет  готовность к уроку,  создаёт  эмоционал ьный  настрой и  мотивируе т  учащихся  на работу  через  вопросы  Взаимное  приветствие,  настраиваются на работу, отвечают на поставленные  вопросы Ответ:  В данном стихотворении  описывается  природное  явление  «Круговорот   воды в природе» Ответ:  выражать  положительное  отношение к  процессу познания,  желание узнать  новое, проявлять  внимание Регулятивные     осознание  учеником того, что уже  освоено и что ещё  подлежит усвоению, а также качество и  уровень усвоения Коммуникативные  вступление в  диалог,  отслеживание  действий учителя,  умеет слушать и  слышать 2 ия (3 мин) Формулир ование  темы и  цели  урока конденсация Озвучивание темы урока:  два первых процесса  мы рассматривали на прошлом уроке, сегодня  изучаем «Испарение и обратный процесс  конденсация» Слайд  [3] Ребята, а вы наблюдали эти явления в природе, в  быту? Где? Действительно, мокрое белье сохнет, вода,  разлитая на пол, исчезает. Сейчас мы пока не  можем объяснить факты, которые вы наблюдали в  природе и быту, но в ходе урока постараемся это  сделать.  Вопрос: Какова цель нашего урока? «Испарение и  конденсация» Приводят  примеры,  опираясь на свой  жизненный опыт. Формулируют  цель урока 1) Объяснить  явления  испарения и  конденсации с  физической  точки зрения 2) Выяснить  экспериментальн ым путем, от  каких факторов  зависит скорость  3 Для достижения цели урока необходимо вспомнить ранее изученный материал, отвечая на следующие  вопросы:   Вопросы  ­  Слайд [4]: 1.Каковы основные  положения МКТ строения  вещества 2. В каких агрегатных состояниях может  находиться вещество 3. Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое 4. Какую энергию называют внутренней? От чего  она зависит? Организуе т диалог с  учащимися на поиск  необходим ых знаний  для  изучения  новой  темы.  Показывае т слайд  2 Актуализ ация  опорных  знаний Цель:  актуализи ровать  учебные  знания и  умения,  мыслитель ные  операции,  необходим испарения. 3) Применить  свои знания в  новой ситуации,  опираясь на свой  жизненный опыт. Выстраивает  ответы на  вопросы Познавательные:  развивает операции  мышления, ставит  задачу (ответить на  вопрос)  на основе  соотнесения того,  что известно Коммуникативные  умение выражать  свои мысли, строить высказывания 4 ые для  восприяти я нового  материала (5 мин) 3 Изучение  нового  материал а   Цель: обеспечит ь  восприяти я,  осмыслени е я  первичног о  запоминан ия  знаний  и  способов  действий,  связей и  отношени й в  Слайд [5]:      схема  (жидкость­ пар) Зарисуем в тетрадь Определение: явление превращения жидкости в пар называется парообразованием.   1) Сегодня на уроке мы рассмотрим один из   Слайд [6] способов перехода   ­­ испарение  Выполним мысленный опыт:  нальём  в стакан воды и оставим на некоторое время.  Останется ли  уровень воды прежним?    Почему?  (Произошло испарение) Объяснить это на основе МКТ строения вещества  (движение молекул, разрыв связей) Каким молекулам легче покинуть жидкость?  (которые на поверхности жидкости, самые  быстрые) Как изменяется внутренняя энергия  жидкости    Подводит  обучающи хся к  формулир овке  определен ия  парообразо вания и  испарения Организуе т  обсуждени е и  поисковую работу  учащихся,  предлагает экспериме нтальные  задания,  На основании  схемы участвуют в создании  определения  парообразования, производят  мысленный  эксперимент,   выполняют  записи в   тетради,  озвучивают  определение,  отвечают на  вопросы  выполняют  экспериментальн ые задания по  карточкам,   высказывают  своё мнение и  Познавательные  умение строить  логическую цепь  размышлений,  умение   устанавливать  причинно­ следственные связи,  вести поиск,  умение выделять   необходимую  информацию Коммуникативные : умение  интегрироваться в  группах,  осуществлять  продуктивное  взаимодействие с  детьми и взрослыми, слушать, слышать,  5 объекте   изучения (20 мин) организует работу  учащихся  в группах,  формулир ует  экспериме нтальные  задания,  подводит к выводу. при этом? (уменьшается)   Определение: парообразование  происходящее с  поверхности жидкости  называется испарением.  Слайд [7] Запишем определение в тетрадь. Эксперимент 1: смочите ватку спиртом и  протрите ладошку. Что ощущаем?  (холод) Работа в группах: ребята получают карточки с  экспериментальным заданием Цель работы в группах: определить факторы от  которых зависит скорость испарения  1 группа:  зависимость от рода жидкости 2 группа:  от площади свободной  поверхности 3 группа  от температуры жидкости 4 группа   от наличия или отсутствия ветра Экспериментальное задание 1 Оборудование: стеклянные пластинки(1­2 шт).  сосуды с жидкостями: масло, вода, спирт.  Ход  работы: на две чистые пластины нанесите при  помощи ватки пятна в следующей  последовательности: масло, вода, спирт.  Наблюдая за процессом испарения данных веществ, сделайте вывод о зависимости скорости испарения  предположение в группах,  выявляют  закономерности,  формулируют  выводы  наблюдений,   записывают  выводы в тетрадь Делают вывод  эксперимента.  Скорость  испарения  зависит  1)от рода  вещества ( там,  где сила  притяжения  между  молекулами  жидкости  меньше, скорость испарения выше) 2)от площади  поверхности (чем отслеживать  действия партнёра,  сотрудничать с  партнёрами Регулятивные:  умение решать  учебные проблемы,  возникающие в ходе  групповой работы,  умение владеть  навыками  процессуального и  прогностического  самоконтроля,  умение определять  последовательность  действий, способен  к волевому усилию Личностные:  осознаёт личную  ответственность за  будущий результат,  понимание своих  сильных и слабых  сторон 6 от рода жидкости Экспериментальное задание 2 Оборудование: 2 стеклянные пластины. Пипетка,  сосуд со спиртом, электрическая лампа Ход работы:  капните на две чистые стеклянные  пластины по капле спирта, одну из пластин  поместите под электрической лампой Сделайте вывод о зависимости   скорости  испарения от температуры Экспериментальное задание 3 Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка,  сосуд со спиртом, бумажный веер Ход работы: капните на две чистые стеклянные  пластины по капле.  Обмахивайте веером одну из  пластин. Сделайте вывод о зависимости скорости  испарения жидкости от наличия ветра Экспериментальное задание 4 Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка,  сосуд со спиртом, эл. лампа  Ход работы: капните на две чистые стеклянные  больше площадь  поверхности, тем больше молекул  одновременно  вылетают из  жидкости) 3)От наличия или отсутствия ветра (отдельные  молекулы  жидкости,  попавшие в  воздух могут  обратно  вернуться в нее,  но если есть  ветер, то он их  уносит в  сторону) 4) от  температуры  жидкости ( чем  выше  температура  жидкости, тем  больше скорость  7 движения  молекул и  испарение  происходит  быстрее)  пластины по капле спирта .Вращая одну из  стеклянных пластин в слегка наклонённом  положении, распределите каплю спирта на  максимальной площади. Обе пластины поместите  под электрическую лампу. Сделайте вывод о  зависимости скорости испарения от площади  свободной поверхности Запишем выводы в тетрадь. Слайд [8] 2)   Вернёмся к слайду [5] ­  Схема.    На схеме вы  видите ещё одну стрелочку. Происходит переход  молекул из пара в жидкость – конденсация.  Попробуем дать определение конденсации. Ответ:  Явление перехода пара в жидкость  называется конденсацией. Слайд [9]  Это обратный процесс.    Как на ваш взгляд, будет  меняться  энергия  жидкости. Ответ:  внутренняя энергия жидкости  увеличивается  Вопрос:  А что происходит с энергией пара? Выдвигает  проблему.  Организуе т беседу .  Следит за  вовлечённ остью      учащихся  в работу  на уроке.  Уточняет  понимание учащимися данного  явления Познавательные:  умение строить  логическую цепь  размышления,  умение  формировать анализ и синтез. Личностные:  умение внести  необходимые  дополнения и  коррективы Коммуникативные : умение вступать в  диалог,  умение  8 Ответ: Конденсация пара сопровождается  выделением энергии. Если испарение жидкости происходит в закрытом  сосуде, то вначале число молекул, вылетевших из  жидкости, будет больше числа молекул,  возвратившихся обратно в жидкость. Поэтому  плотность пара в сосуде будет постепенно  увеличиваться. С увеличением плотности пара  увеличится и число молекул, возвращающихся в  жидкость.   Довольно скоро число молекул, вылетающих из  жидкости, станет равным числу молекул пара,  возвращающихся обратно в жидкость. С этого  момента наступает динамическое равновесие ­  число молекул, вылетевших из жидкости за  единицу времени, равно числу возвратившихся  молекул. [Слайд 10] Запишем определение в тетрадь. Пар, находящийся в динамическом равновесии со  своей жидкостью, называется насыщенным  паром.[Слайд 11] Запишем определение в тетрадь. Если в пространстве, содержащим пары какой­либо жидкости, может происходить дальнейшее  испарение, то пар, находящийся в этом  создавать устные  высказывания Высказывают  своё  мнение.  Озвучивают  понятие.  Отвечают на  вопросы учителя. Сравнивают  обратные  процессы. 9 пространстве, является ненасыщенным.  Пар, не находящийся в состоянии равновесия со  своей жидкостью, называется ненасыщенным.  [Слайд 12] Запишем определение в тетрадь. Наблюдения и опыты показывают, что испаряются  и твердые тела. Например, испаряется нафталин,  поэтому мы чувствуем его запах. Ребята теперь вы можете объяснить всем нам  известное природное явление  ­ роса Ответ: летним  вечером, когда воздух становится  холоднее, выпадает роса. Это водяной пар,  находившийся в воздухе, при охлаждении  конденсируется. И маленькие капельки воды  оседают на траве и листьях. Интересные факты. Туманы могут возникать не  только из­за охлаждения воздуха, но и вследствие  усиленного испарения влаги с теплой водной  поверхности, температура которой на 10°С или  более превышает температуру воздуха. Их так и  называют: туманы охлаждения и туманы испарения. [Слайд 13] 10 Выполняют  по  очереди  задания, высказывают  своё мнение,   слушают ответы , анализируют. 4 Первична я  проверка  знаний Цель:  фиксация  полученны х знаний   при  решении  качествен ных задач ( 8 мин) Контролир ует  выполнени е  качественн ых задач,   обеспечива ет  мотивацию выполнени я,   осуществл яет  индивидуа льный  контроль.  Проведём игру:   « Ромашка» Каждое задание  размещено на одном  лепестке.  Отвечая на  заданные вопросы соберём цветок.  Серия качественных задач: 1.Выйдя в жаркий  день из реки, вы ощущаете  прохладу. Это ощущение усиливается в ветреную  погоду. Объясните, почему это происходит? 2. Что остынет быстрее при одинаковых условиях:  жирный суп или чай? Объясните почему? 3. Почему для определения направления ветра  жители степей окунают руку в воду и поднимают  вверх? 4. Почему большой сосуд с водой, помещённый в  погреб, предохраняет овощи от замерзания? 5. Почему температура воды в открытых водоёмах  в летнюю пору почти всегда ниже температуры  окружающего воздуха? 6. Зачем покрывают попоной вспотевшую лошадь  после длительных скачек  зимой? 7. Почему в холодную погоду виден выдыхаемый  нами пар? 8. Почему роса обильнее после жаркого дня? 9. Почему бельё сохнет медленно, если оно  сложено в кучу? 10. Почему наши бабушки предпочитали пить чай  Личностные:  умение понимать  личную  ответственность за  результат,  формирование  учебной мотивации Регулятивные:  умение осознавать  что усвоено, что  подлежит усвоению, а также качество и  уровень усвоения,  умение адекватно  реагировать на  трудности и не  боится сделать  ошибку. Познавательные:  умение применять  знания в новой  ситуации 11 из блюдца? Выполнить тест в виде ГИА (Приложение) 4 Домашне е задание ( 3мин)  §16,17 Слайд[15] Сообщения по  теме: (по выбору)  «Использование   человеком   знаний   о процессах испарения и конденсации в быту и технике»   «Испарение воды листьями»,  Учитель оценивает устную работу и активность  учащихся на уроке (от 0 до 3 баллов). Затем  учащиеся по карточке самоконтроля считают свои  баллы и ставят себе оценку за урок. «5»  ­ 19 – 21 балл  «4»  ­ 15 – 18 баллов                  «3» ­ 11 – 15 баллов                  «2» ­ менее 11 баллов  Подведем итоги нашей работы на уроке. Ответьте на вопросы: Слайд [16] 1.Какова была цель нашего урока? 2. Как вы считаете, достигли ли мы цели? 3. Как добились реализации цели? 4.Были ли затруднения? В чем? 5 Рефлекси я учебной  Отвечают на  вопросы,   формируют  конечный  результат,   рассказывают  что узнали,  чему научились,   какие трудности  испытали,  записывают  домашнее  задание,  получают  консультацию Даёт  задание,  организует проверку и самопрове рку,  акцентиру ет  внимание  на  конечных  результата х,  организует рефлексию , даёт  комментар ии к  домашнем у заданию Личностные:  умение оценивать  свои достижения,  степень  самостоятельности,  причины неудачи ,  умение выражать  доброжелательную и эмоционально­  нравственную  отзывчивость Регулятивные:  умение  осуществлять   итоговый контроль Познавательные:  умение познавать  цель и результат Коммуникативные : умение проявлять  активность  в  деятельности 12 деятельно сти.  Итог урока.  Цель:   зафиксиро вать новое содержани е урока,  оценить  результат ы учебной  деятельно сти,  согласоват ь  домашнее  задание. (3 мин) 5.Обращался ли за помощью? 6.Помогал ли другим?  7. Что нового приобрели на уроке? 8.Доволен ли своей работой на уроке? Сделайте итоговую самооценку работы на уроке Заключительное слово учителя:  «Три пути ведут к знанию: путь размышления ­ это путь   самый   благородный,  путь   подражания   ­  это путь самый легкий, и путь опыта ­ это путь самый горький». Не важно каким путем человек получает истинные знания, важен результат. И я надеюсь, что сегодня вы получили именно тот результат, который ожидали. Спасибо за работу на уроке.   До свидания.                                                                              13 Тест. 1. Парообразование – это… А) …нагревание жидкости до ее полного превращения в пар Б) …переход жидкости в другое состояние В) …превращение жидкости в пар      2. Известны два вида парообразования…            А)…испарение и плавление            Б)…испарение и кипение            В)…кипение и конденсация      3.  Испарение – это парообразование,  которое...           А)…происходит с поверхности жидкости           Б)…наступает при нагревании жидкости           В)…наблюдается лишь у некоторых жидкостей   4.  Какая жидкость – духи, вода или подсолнечное масло – испарится     быстрее других?      А) Духи      Б) Вода      В) Подсолнечное масло      Г) Они испарятся одновременно 14 5. При какой  температуре происходит испарение?      А) При определенной для каждой жидкости      Б) При положительной      В) При любой 6. Динамическое равновесие между паром и жидкостью наступает…     А)…когда масса пара делается равной массе жидкости     Б)…когда число молекул, вылетающих из жидкости, становится равным числу молекул пара, возвращающихся в нее     В)…когда число молекул пара становится столь большим, что испарение прекращается 7. Чем отличается ненасыщенный пар от  насыщенного?      А) Разными условиями образования      Б) Частотой возникновения      В) Отсутствием динамического равновесия между паром и жидкостью 15 16

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"

Разработка урока по физике на тему "Испарение и конденсация"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2017