Раздел "Механика" является одним из самых  сложных для школьников.    Одним из мотивирующих к обучению факторов,   является  применение нетрадиционных форм проведения уроков, которые дают возможность не только поднять интерес к изучаемому предмету, но и развить их творческую самостоятельность, обучать работе  с различными источниками знаний.
            
        
        
        
                    
                
                    Исакова Н.Д.
                                                                                    п.Ивня
                                                                                   М ОУ"Ивнянская СОШ № 1"
             НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Естественнонаучное образование  является одним из компонентов подготовки
подрастающего поколения к самостоятельной жизни, при которой выпускник 
школы был бы интеллектуальной личностью, обладающей прочными знаниями 
основ наук, общей культурой, умением самостоятельно  и гибко мыслить, 
инициативно, творчески решать жизненные и учебные вопросы. Поэтому 
учителя ведут поиск, целью которого являются новые формы и приемы, 
позволяющие слить воедино работу по образованию, развитию и воспитанию 
учащихся на всех этапах обучения.  Результатом такого поиска являются 
нетрадиционные формы проведения уроков, которые дают возможность не 
только поднять интерес к изучаемому предмету, но и развить их творческую 
самостоятельность, обучать работе  с различными источниками знаний.
Тема урока:   Законы сохранения в механике. 9 класс
Цели деятельности педагога:
Образовательные: 1. Развивать умения и навыки  у обучающихся  при  
                                    решении физических задач нестандартной   
                                    формулировки;
                                 2.сформировать целостную систему знаний по изученной 
                                    теме.
Развивающие:      1.    Совершенствовать интеллектуальные  
                                        способности и мыслительные умения обучающихся,
                                        коммуникативные свойства речи;
                                    2. продолжить работу по развитию умений        
                                        моделировать ситуацию.
Воспитательные:      1. Продолжить работу по формированию у обучающихся
                                       добросовестного отношения к учебному  труду; 
                                       коммуникативных умений, эстетического  восприятия
                                       мира;
                                    2. развитие функции общения на уроке как условие 
                                        обеспечения взаимопонимания, побуждения к 
                                         действию.
                                    3. воспитание чувства товарищества.
Ход урока: 
Вступительное слово учителя. ( Эмоциональный настрой обучающихся)
  Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы выясним,   насколько глубоко усвоен 
вами один из  основных законов физики в несколько нетрадиционной форме.I.
Активизация знаний в ходе фронтальной беседы. 
Ответьте на вопрос.
1. Завизжала пила, 
Зажужжала, как пчела
Пропилила полдоски,
Вздрогнула и стала,
Будто в крепкие тиски
На ходу пропала.
Так почему же вся работа стала?
      2.Щепочки колючие, тонкие,
Горючие, 
Затрещат, как на пожаре,
В нашем старом самоваре
Чай попьем мы потому…?
      3. Маленькая юла
Вьется как пчела,
Долго кружится, вертится
Но на стол все ж приземлится.
Что же с нею вдруг случится
      4.Совершенно непонятно,
Почему вода течет
Сверху вниз, а не обратно
Так, а не наоборот?
       5.Стучу, стучу я молотком,
Верчу, верчу трубу на ломе
И отговаривается гром
В воздухе, и в каждом доме
Что скажешь ты на это?
 6.Живее рубанок, шибче шаркай
Шушукай, пой за верстаком,
Чеши тесину сталью жаркой
Стальным и жарким гребешком.
Ой, вейтесь, осыпайтесь на пол,
Вы, кудри русые, с доски!
Законы физики здесь выполняйтесь?
        7. Люблю когда под паром молот
             Сжимает сталь в снопах лучей,
             Люблю ковать, смел и молод,
             У пасти огненных печей.
      8.  "А мне, ты думаешь,
          СветитьЛегко?
          Поди, попробуй!
         А вот идёшь
         Взялось идти,
        Идёшь и светишь в оба!"
         И знаешь, что?
                    В.Маяковский
9. Воду стираешь с мокрого тельца
   Полотенцем, как зверь мохнатый.
   Чтобы суше пяткам  пол стелется,
   Извиняюсь за выражение, пробковым матом.
   Себя разглядевши зеркало вытравленное
   Гляжу и думаю «Очень правильная
   Эта, наша, физики власть»
    Ты видел, чтоб из "ничего"
   Возникло бы вдруг "чтото"?!
   Не посадив зерно, собрал ли
   Урожай хоть ктото?
    
 И физики законы изучив,
 О многом нам поведай.
  Примеры приведи,
  И воедино их свяжи.
II.
Сегодня на уроке мы ещё раз вспомним, что такое импульс тела? 
энергия?
Что такое импульс,
Нам узнать бы не мешало.
Чтоб толкаясь, и борясь,
В стенку мягко ударяясь,
Сохранить своё здоровье
И поведать не таясь, что?
            Импульс – произведение массы на скорость. 
            Обозначается p=mv, измеряется в кг  м/с. 
Для него выполняется закон сохранения
vmvm
22
где индекс 1 – характеризует состояние до взаимодействия, 
индекс 2 – состояние системы после взаимодействия.
vm
22
11
vm
11
Без импульса нет движения,
Его изменение без сожаления
Импульсом силы мы назовём.
Движутся танки, скачут лошадки,
Летят самолёты, взлетают ракеты
Импульсы – это движение планеты.
Энергия и импульс рядом идут. 
И если энергия вечна  и не исчезнет вдруг, 
То она бесконечна и не существует вдруг. 
Энергия в нас, как импульс в движении
Всегда в  окружении сил и полей 
И каждый раз я восхищаюсь 
Её переходом и превращением,
Её удивительным изменением!
Госпожа «Энергия»
Трудная наука, 
Мистер «Импульс»
Тоже не простак 
Разобраться с ними нужно 
И понять что и как?
Давайте вспомним какие виды энергии нам уже знакомы?
         Кинетическая, потенциальная, внутренняя.
Какую энергию мы называем кинетической? Потенциальной? Внутренней?
          Энергия движения Ек = 
2mV
2
         Энергия взаимодействия Ep = mgh,  Ep = 
         Энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.
Энергия превращается,
Энергия изменяется, но 
2kx
2
Для неё один закон никогда не изменяется.
 Какой?
 Закон сохранения энергии: Ек1 + Ер1 = Ек2 + Ер2
Скачет маленький цыплёнок,
Едет танк, бежит слоненок,
Быстро дай ответ: в чем секрет?
 Все эти тела обладают кинетической энергией.
 Вот перед тобою мяч.
Ударяется о землю, мчится вскачь.
Отчего же этот мячикТак трусливо, резво скачет?
Быстро дай ответ: в чем секрет?
 При ударе изменяется форма и размер мяча. Возникает деформация, при 
которой появляется сила упругости, стремящаяся восстановить форму тела. 
Здесь происходит превращение потенциальной энергии в кинетическую и 
внутреннюю.
III. Следующий этап урока, групповая работа. Класс разбивается на три 
группы. Каждая группа получает  задачи по темам «Импульс», «Энергия», 
«Законы сохранения». 
Задачи для 1 группы.
1.Тело массы небольшой (10 кг.)                                      
скорость развивает (5м/с). 
И какой же импульс получает?
P=mV, P=10кг.*5м/с=50кг*м/с
2.Пистолет готов к стрельбе. 
Пуля массой 20г горизонтально вылетает. 
И каждый из нас сегодня понимает, 
чтоб стрелком хорошим стать, 
нужно пружину сначала сжать. 
И лишь потом она стреляет, 
и пуля скорость набирает. 
xk
k=800 Н/м   х=5см. 
2
2 mv
2
, 
2
2
xk
m
2
2
2
)
p
v
(100
V
/
см
Задачи для 2 группы
1 Тело массы неизвестной
Катится вперед
Скорость равная  4 м/с
Сообщает импульс 20 кг  м/с
m  , m=5кг.  
2.Стоят футбольные врата 
   Штангами  мигая,
   А, мяч ничего не замечая
   Бьет по штанге … и  судья
   Просит на пенальти –энергию мяча ( 10 м/с)
   Относительно штанги и вратаря расчесть.
   
  Mv2/2 = 35 Дж относительно штангиMv12/2= m(v+v| )/2 =140 Дж относительно вратаря.
Задачи для 3 группы.
1. Энергия тела сейчас неизменна (20 Дж)
Но масса его нам все же известна: 10 кг
Вот скорость найти бы и импульс расчесть.
p
E
t
 мgh
800
400
Дж
кВт
       2.  Бьются молот с наковальней
           Высота им нипочем(0,8 м)
           Хочет знать лишь наковальня
          Мощность удара здесь при чем?
           А у молота задача(м=100 кг)
            Не мала была б затрата
          Если время маловато(0,002с)
          
           
Много мы задач решали,
Но успех приходит к тем,
Кто быстрее и дружнее
Вспомнит множество изученных тем.
          А чтобы закон сохранения 
                                    запомнить
          Достаточно импульс с энергией
                                      вспомнить.
          И вмиг все решатся задачи 
          А быть и не может иначе.
Подведение итогов урока. 
Рефлексия – из трех предложенных стихов выбрать одно, характеризующее 
состояние на конец урока.
    Искрятся глаза,                                  Не весел я сегодня,        
    Смеется душа,                                    В тишине   взгрустнулось мне,                 
    И ум мой поет                                    И о законах сохраненья
 « К знаниям вперед!»                           Все промчалось вдалеке.
                          Вспоминая все познания свои
                          И мир физики вновь постигая,
                          Я благодарен матушке судьбе,
                          Что импульс есть и энергии не счесть.Таким образом , можно сделать вывод, что эффективность учебного 
процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и
грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные 
формы уроков позволяют уйти от традиционности урока, оживить мысль. 
Однако частое обращение к проведению уроков в такой форме также 
нежелательно, т.к. приведет к снижению учебной мотивации и станет 
обыденным.