Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс
Оценка 4.9

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Оценка 4.9
Презентации учебные +1
doc
история
6 кл—10 кл
30.05.2017
Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс
Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", для 6-9 класс
ГОРДИНА И.В. РАЗРАБОТКА УРОКА.doc
Автор: Гордина Инга Викторовна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №49 Урок­игра: «Ярмарочная история»  : 6­9 класс. Возраст   Продолжительность занятия    : 2 урока по 40 минут. Ожидаемые результаты занятия В ходе проведения занятия учащиеся смогут: ­определить деятелей культуры, политики, экономики в соответствии их сферам деятельности; ­провести обсуждение в малой группе, прийти к общему решению; ­использовать информационные материалы при организации работы учащихся в группе; ­высказать свое мнение, отношение к указанной проблеме урока.  В результате проведения занятия учащиеся смогут:  ­аргументировать собственную позицию по проблеме урока; ­выделить особенности и трудности городской ярмарки; ­составить опорный сложный развернутый план с пояснениями по теме урока. Идея   занятия:  актуальность   содержания   темы   очевидна   своей   социальной   и   духовной   значимостью   для   учащихся,   урок   направлен   на расширение культурного кругозора ребят. В содержании занятия четко прослеживается интеграция во многие учебные предметы: география, обществознание, литература. В результате урока учащиеся в группах составляют сложный развернутый план (новый продукт) по указанной теме. Занятие проводится в интерактивном режиме.  Форма урока: в формате игры­расследования.   План занятия:  1. Организационный этап:   этап мотивации;   этап формирования групп расследования «Доверенные лица». 2. Игровой этап:   определить место и участников расследования;  Гордина Инга Викторовна МАОУ СОШ №49  знакомство с материалами расследования;   «опрос очевидцев» ярмарки. 3. Завершающий этап:    написание «отчёта расследования».   ответ на проблемный вопрос урока.  подведение итогов (подсчет «Денежек»);  Словарь: ярмарка,  купцы, гильдия,  «денежка», негоциант,  офеня,  полозья,  барыши,  битюги,  розвальни, валдайские,  барышники,  карманщики, шулеры, кистень, мещане, чугунки, жаровня, амбар, избоина, Прованс, жмых, Городская управа, Гостиные ряды, лавка, балаган, олеография, рогожа, фуксин, фарт, лотошники, ушата, туески, вятичи, аллегри, бал­базар, маскарад,  арестантские дети, кушаки, попона, прогимназия, патронессы, коробка­бонбоньерка, барыши. Средства   к   уроку:  персональные   компьютеры,   мультимедийный   проектор,   интерактивная   доска.  Доступ   в   сеть   Интернета.   Раздаточный материал   к   формированию   групп   и   для   работы   внутри   групп.   Компьютерная   презентация   с   аудио   и   фотоматериалами.   Раздаточные «Денежки». Методическое   обоснование   урока.  Изучение   данной   темы   на   разных   этапах   урока   через   использование   различных   средств   и   методов способствует развитию разнообразных умений в основной школе:  В конце урока учениками должен быть создан новый продукт – сложный развернутый план с краткими пояснениями, данное задание используется на итоговой аттестации выпускников основной школы. Комплексно представлять определенную область (проблему), видя в ней, в то же время, отдельные компоненты, аспекты. Через формулировки пунктов плана адекватно отражать, и понимает характер связи основной темы и ее компонентов, представленных в пунктах и подпунктах плана.  Коммуникативные умения учащихся наиболее полно развиваются через игровую, интерактивную формы занятия.    Метод «Мозгового штурма» можно использовать в двух вариантах: первый указан в ходе урока, а второй вариант – раздать фотоматериал по   историческим   личностям,   который   необходимо   идентифицировать   и   распределить   фотоматериал   персоналий   по   сферам   их деятельности. Развивать умения работы с фоторядом (Приложение №2).  Вести поиск информации и использовать разнообразные источники, в т. ч. в интернет сети, для решения учебных задач (Приложение №1. Источники №№1­7).  Сопоставлять   свидетельства   разных   источников,   проводить   критический   анализ   информации   и   высказывать   собственные   суждения (Источники №№1, 4, 6, 7).  Локализовать  новые  факты в  историко­культурном времени  и  пространстве, рассматривая  их в контекстах региональной  и  мировой истории (Источники №№2, 3, 5).  Объяснять смысл важнейших понятий и использовать их в анализе и обобщении соответствующих явлений и процессов (Источник №7).  Творчески реконструировать образ жизни городского населения и отношения между людьми, используя необходимые для этого факты, Гордина Инга Викторовна МАОУ СОШ №49 даты, понятия (Источники №№6, 7).  Излагать   свои   суждения   о   существенных   особенных   чертах   исторических   событий   и   явлений,   связанных   с   формированием поликультурного общества города (Источники №№1­7).   Приводить готовые оценки исторических фактов, изложенные в разных источниках, и высказывать свои суждения (Источники №№4, 7).  Ход урока Время, Этап Этапы  урока Шаги этапа к 1. Организационный этап.    о л б й ы н н о и ц а в и т о м ­ о н н о и ц а з и н а г р О   . I (Презентация «Ярмарочная история». Слайды 1­2).  Определение домашнего задания: 1)повторить опорный конспект (записи в тетрадях), 2)написать «эссе­отчёт» по теме: «Городская ярмарка».  Ожидаемый   результат  работы   группы   в   конце   урока:  каждый   ученик составляет   сложный   развёрнутый   план   с   краткими   пояснениями   по теме, отвечая на вопросы урока.   Этап проведения мотивации, актуализации.  Работа с «Правительственной телеграммой» (Приложение №1. Презентация «Ярмарочная история». Слайд 3.  Фрагмент из мультика «Розовая пантера»). Ученики самостоятельно формулируют проблемное задание урока. Постановка проблемного задания урока:  Выяснить особенности и трудности городской ярмарки? Формы и методы, контроль на этапах мин занятия  3 мин.  Объяснение домашнего задания.   Ожидаемые результаты   Фиксация домашнего задания.  Слушать   и слышать   чужое мнение.  Формулировать  5 мин.  Слушание   текста, постановка проблемы урока.  Проблемный метод. проблемное задание урока. Гордина Инга Викторовна МАОУ СОШ №49  Формирование   групп   «Доверенных   лиц».  Для   выполнения   указаний   из текста   телеграммы,   необходимо   сформировать   группы   расследования   для сбора   объективной   информации   о   трудностях   и   особенностях   городской ярмарки.    Правила   работы:   формирование   5   групп   путем   «Мозгового   штурма»,   с опорой на имеющиеся знания по прошлым темам. Каждый ученик получает листок   с   фамилией   деятеля   культуры,   политики,   экономики.   На   столах лежат таблички с названием групп (Приложение №2), ученик выбирает стол соответствующий указанной фамилии.   Проверка  правильности   формирования   групп.  (Презентация «Ярмарочная   история».   Слайды   4­9).  Корректировка,   передвижение учеников по группам, если ответы неверны. Поощрение за правильные ответы «Денежкой»  (Денежка – медная монета в полкопейки, чеканилась при Александре II). 2. Краткая история Верхнеудинской ярмарки (сообщает учитель или ученик с опережающим заданием).  (Приложение №3.  Презентация «Ярмарочная история». Слайд 10). Музыкальная физкультминутка. (Презентация «Ярмарочная история». Слайд 10). 1. Игровой этап.  Работа в группах «Доверенных лиц» с  «Информационным (Презентация   «Ярмарочная   история».   Слайды   11­16. листом».  Приложение №5). Работа происходит в сопровождении музыки (С. Рахманинов «Нежность»)  Определение места и участников расследования. С помощью информации в   источниках   №№1­7,   установить   особенности   месторасположения городской ярмарки и определить участников ярмарки.  Знакомство   с   материалами   расследования.   С   помощью   информации   в источниках №№4­7, определить особенности Верхнеудинской ярмарки.  «Опрос очевидцев» ярмарки.  Использовать   источники  №№6­7,  в  т.  ч.  в интернет   сети,  вести   поиск   информации   и   реконструировать   образ   жизни городского населения, вычленяя трудности организации ярмарки.  15 мин.  Интерактивная форма занятия.  Инструктаж   по формированию   и работе групп.  Мозговой штурм.  Контроль   корректировка формирования групп   через   показ слайдов презентации.  и  Демонстрация имеющихся знаний.  Обсуждать проблему группе.   в  Аргументировать точку   свою зрения.  Установление коммуникации   в группах.  1 мин.  Упражнения   (УСУ)  для   снятия утомляемости (Приложение №4). 35­40 мин.  Демонстрация слайдов презентации.  Интерактивная форма занятия.  Уметь   работать   с с фоторядами,   картой, схемой.  Уметь интерпретировать информацию   из    Высказыва ть   и   отстаивать свою   точку зрения. Фиксация полученной информации   в тетрадь. Реконстру ировать   образ жизни Гордина Инга Викторовна МАОУ СОШ №49 к о л б й и к с е ч и т и л а н а ­ о н н о и ц а м р о ф н И   . I I   о л б й ы н в и с к е л ф е Р     . I I I к 1. Завершающий этап.   Выступление с «Отчётом» о собранной информации представителей группы.  Формулирование основных выводов. Ответ на проблемный вопрос урока.  Составление сложного развернутого плана с краткими пояснениями по теме: «Верхнеудинская ярмарка». 2. Рефлексия и оценивание.  Подсчитываются   баллы   по   знаниевым   вопросам.   Наиболее   успешной становится группа с большим баллом (числом «Денежек»).  Оценить умения работать в коллективе, как результат совместных усилий.  Вопросы для рефлексии. (Приложение №7).   Благодарность за работу (Приложение №8).  Обмен мнением.  По выступлению  «доверенных лиц»  другие участники групп могут дополнять ответы.   Высказывание собственных позиций.  Поощрение за правильные ответы раздачей «Денежки» (Приложение №6). одной   знаковой системы в другую.  Проводить критический анализ информации.   городского населения. Объяснять смысл важнейших понятий. Презентац ия ответа   группы. 10 мин.  Составление  Создание   нового сложного развёрнутого плана   по   теме урока.  Проблемный метод. 6 мин.  Самооценка.  Итоговый контроль.  Рефлексия. продукта.  Выделять особенности   и трудности городской ярмарки.  Знания, социальные эффекты: удовлетворение от   работы   в группе и лично. Гордина Инга Викторовна МАОУ СОШ №49 Приложение №1. «Правительственная телеграмма №1». СЕКРЕТНО                                                                                                                                                                                              Михаилу Павловичу Хорохшину,                                                                                                                                                генерал­лейтенанту,  губернатору Забайкальской области           По данным Казенной Палаты негоциантами, офенями и иным торговым людом на Верхнеудинской зимне­весенней ярмарке 1827 года разных товаров было привезено на сумму 194 тыс. 600 рублей ТЧК   К 50­м годам на ярмарку привозили товаров на сумму 1 млн 170 тыс 426 рублейТЧК   Однако поступление в государственные доходы не так значительны и очевидны ВСКЛ ЗНК   Понуждаю к уплате и требую собрать информацию о ярмарке ВСКЛ ЗНК   Требую сформировать группы из доверенных лиц для сбора необходимых сведений ТЧК    Выяснить и доложить ВСКЛ ЗНК  10 января 1890  г.                                                                                                                                                         Управляющий Казенной Палаты,                                                                                                                                                                                      действительный статский советник Приложение №2. Список «Доверенных лиц» для формирования групп. Название групп. №1. Группа «РОМАНТИКИ» Матвей Хангалов Доржи Банзаров Александра Потанина Гомбожап Цыбиков Дмитрий Клеменц №2. Группа  «КУПЦЫ» Яков Немчинов Иван Голдобин Александр Кобылкин Александр Второв Петр Гирченко Нафтолий Капельман №3. Группа  «КАЗАКИ» Осип Васильев Гаврила Ловцов Петр Бекетов Иван Галкин Демьян Многогрешный №4. Группа  «ПОЛИТИКИ» Федор Головин Николай Спафарий Николай Муравьев­ Амурский Михаил Сперанский Савва Рагузинский №5. Группа «ДЕКАБРИСТЫ» Яков Андреевич Николай Бестужев Евгений Оболенский Михаил Глебов Константин Торсон Гордина Инга Викторовна МАОУ СОШ №49 Гордина Инга Викторовна МАОУ СОШ №49 Гордина Инга Викторовна МАОУ СОШ №49 Гордина Инга Викторовна МАОУ СОШ №49 Приложение №3. Краткая история Верхнеудинской ярмарки.                  В 1768 г. Верхнеудинск вливается в ярмарочную систему, когда в крупных городах Восточной Сибири учреждаются постоянно действующие ярмарки, а с 1780 – дважды в год в Верхнеудинске. С января 1817 г. в Верхнеудинске вместо двух была учреждена одна ярмарка – с 15 января по 1 марта.         К началу реформ, т.е. к 60­м гг. XIX в. сроки ярмарок вновь изменились. Это было связано с тем, что в Западном Забайкалье произошли административно­территориальные   изменения,   а   именно:   в   1851   г.   из   Верхнеудинского   и   Нерчинского   округов   была   образована самостоятельная Забайкальская область с административным центром в Чите. С этого времени и до ноября 1920 г. Бурятия входила в ее состав. 1857 г. изменяются сроки проведения ярмарок в Верхнеудинске. Теперь ярмарка проводится также один раз в год либо с 15 января по 1 февраля, либо с 20 января по 5 февраля1. Приложение №4. Упражнения для снятия утомляемости (УСУ) Упражнения: 1Мишакова О.Э Социально­экономическая структура Верхнеудинска в феодальный период (сер. XVII в. – 1862 г.). – ВСГАКИ, 2000. – С.45.  Гордина Инга Викторовна МАОУ СОШ №49 1. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на другой локоть. 2. Сидя, сомкнуть руки в замок, вытянуть вперед, потянуться, заводя руки за спину. Повторить.  3. Сидя, завести руки за спинку стула, потянуться. Повторить. 4. Сидя, сделать повороты головы по часовой и против часовой стрелки.  Повторить. 5. Сидя, руки на пояс, повернуть ритмично тело направо, затем налево. Повторить. 6. Сидя, вытянуть ноги под партой, опереться на спинку стула, потянуться. Повторить.  7. Сидя, постучать по парте, чередуя, пальцами рук, затем ладонями. Повторить.   Приложение №5. «Информационный лист».  Источник №1. Гербы городов.                        А) ГЕРБ ИРКУТСКА,  1790 г. Описание: «… В серебряном поле щита бегущий бабр, в роту у него соболь». Б) ГЕРБ ЧИТЫ, 1859 г. Описание: «В золотом поле восьмиконечный палисад, червленый с зеленью, сопровождаемый в верху червленою буйволовою головою с серебряными глазами и языком. Щит увенчан золотою башенною, о трех зубцах короною и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровской лентою». В) ГЕРБ ВЕРХНЕУДИНСКА, 1790 г. Описание: «В серебряном поле щита бегущий бабр, в роту у него соболь. А в золотом поле Меркуриев жезл и рог изобилия, в знак того, что в городе происходит знатный торг и условия о торге».  Гордина Инга Викторовна МАОУ СОШ №49 Задание №1: 1)Соотнесите описание герба соответствующее изображению герба в источнике.   2)Какие предметы, изображенные на гербах, указывают на обстоятельства возникновения города или его назначение?  3)Какой город изначально определялся как торговый город? (Слайд 11) Источник №2. Карты. Карта «Забайкальской области», карта «Великий чайный путь».  Задание №2: Укажите по картам на особенности месторасположения г. Верхнеудинска. (Слайд 12) Гордина Инга Викторовна МАОУ СОШ №49 Источник №3. Схема города.  Задание №3: Используя источники №2­4, ответьте на вопрос: откуда мог приехать «торговый люд» на ярмарку в Верхнеудинск? Укажите по стрелочкам в источнике. (Слайд 13) Гордина Инга Викторовна МАОУ СОШ №49 Источник  №4. Прочтите «План кяхтинского купца Носкова».  Задание №3: Откуда мог приехать «торговый люд» на ярмарку в Верхнеудинск?  «…. В Ургу нужно дозволить русскому купечеству иметь складочные амбары или лавки для торговли, сколько нужно будет, и для удобства жизни иметь приличные помещения. Время в Китае – не ограничивать.  Из Калгана дозволить русскому купечеству ездить с товарами на ярмарки и в Пекин, с правом открывать там лавки и дома на нужное для них время В случае спора между русскими и китайцами, разбирать их по обоюдным законам, для того со стороны русского правительства иметь 2­х консулов: в Калган и Ургу. Обвиненные же в проступках русские купцы, приказчики и работники для надлежащего с них взыскания возвращаются в Россию. Отправку товаров из Китая дозволить русскому купечеству производить во всякое время посредством собственных транспортных контор, или по условиям с китайскими купцами или монголами…»2 (Слайд 13) 2 Электронная книга «Селенгинская Даурия»,1896 г., изд­во БГУ, 2011 г. – С.137­138. Гордина Инга Викторовна МАОУ СОШ №49 Источник №5. Фотографии зданий города.  Задание №4: Сравните фотографии строений №1, №2, №3  с фотографиями №4, №5, №6 и сделайте выводы. (Слайд 14) Гордина Инга Викторовна МАОУ СОШ №49 Гордина Инга Викторовна МАОУ СОШ №49 Источник №6. Фотографии Верхнеудинской ярмарки №1­№5. (Слайды 15­16)      Гордина Инга Викторовна МАОУ СОШ №49 Гордина Инга Викторовна МАОУ СОШ №49 Источник №7: Воспоминание Танской Екатерины Александровны.  Задание №5: Прочтите воспоминания и ответьте на вопросы.  Гордина Инга Викторовна МАОУ СОШ №49 В описываемое время – ученица Верхнеудинской прогимназии. Ее воспоминания «Ярмарка» // Байкал, 1976, № 1. – С. 148­151 повествуют о ярмарке в Верхнеудинске и провинциальном обществе 1890­х гг. «События, о которых я хочу рассказать, произошли в начале девяностых годов прошлого века. Была я тогда в возрасте ученицы начальных классов. Тогда­то я впервые побывала на ярмарке, хотя не раз длинными зимними вечерами мы слушали рассказы мамы о ярмарках, как самые чудесные сказки. В нашем детском воображении ярмарка представлялась волшебницей, счастливо оделяющей людей богатством. Поскольку жизнь нашего заштатного городка, каким был Верхнеудинск в те годы, текла скучно и неторопливо, можно представить с каким нетерпением ожидалось открытие ярмарки. Уже   с   середины   декабря   сутками   не   умолкал   на   улицах   густой   скрип   санных   полозьев. Огромные томские битюги неторопливо тянули украшенные резьбой розвальни, малиновым звоном рассыпались валдайские колокольца, а сами дуги сверкали всеми цветами радуги. Товар завозился самый разнообразный, крайне необходимый жителям Забайкалья и Амура. Уральские заводы поставляли изделия из чугуна, железа, бронзы. Как сейчас помню внушительные чугунные чаши от четырех до восьми ведер воды. Их покупали обычно бурятское население края. И, кроме того, печные принадлежности, оловянные кружки и тарелки. Тула везла свои всемирно известные самовары от массивных ведерных для трактиров и заезжих изб, до миниатюрных на один­два стакана кипятку. Уральский завод Сылва вез белые с разноцветными гарусными полосками валенки, которые продавали на вес – фунтами. Иркутская фабрика Перевалова   снабжала   фарфором:   пузатыми   в   красно­синих   розах   заварными   чайниками,   чашками   и   прочей   посудой,   необходимой   в крестьянском и городском обиходе. Не забывала эта фабрика и нас, ребятишек, выставляя в ярмарочные дни корзины куколок­копеечек, так прозывали их за малую цену. Чего только не было завезено предприимчивыми дельцами крупномасштабной наживы и прибыли: от швейной иголки до золотых сережек и колец с бриллиантами. Утроба ярмарки была ненасытна и, казалось, завозу товаров не предвидится конца. А следом за обозами начинался приезд их владельцев. Это были представители крупных торговых фирм, купцы, торговцы рангом поменьше, барышники и спекулянты, а вместе с ними любители поудить рыбку в мутной воде: карманщики, карточные шулеры, рыцари темной ночи, готовые пустить в ход нож или кистень. Городок   должен   был   (приютить,   обеспечить   изрядную   массу   людей   кровом   и   пищей.   Поскольку   номера   единственной   в   городе гостиницы с громким названием «Сибирь» еще с осени были забронированы «тузами» – именитыми столичными и уральскими купцами, то на постоялых дворах, в квартирах чиновников, в скромных жилищах мещан, а в избушках прочих жителей города размещались все остальные. Спешно подлатывались перины и пуховые подушки, выбивались пропылившиеся на чердаках войлоки. Из амбаров извлекались многоведерные самовары, чугунки и жаровни. В летних помещениях наскоро ставились железные печурки, а также в банях, предбанниках, в надежде заселить их, что почти всегда удавалось. Хотя многие прибывали со своими продуктами, усердные хозяйки хлопотали у русских печей: пекли ржаные хлебы, пшеничные калачи, баранки, пряники и коврижки. Долгими вечерами все домашние впрок готовили пельмени, которые на просторных железных противнях выносились на мороз. Некоторые семьи изготовляли на продажу ореховое масло и избоину. Переработка орехов на масло начиналась с наступлением морозов. В долгие зимние вечера при свете докрасна раскаленной железной печки (керосина тогда в наших краях не было) расщелкивали орехи, а Гордина Инга Викторовна МАОУ СОШ №49 янтарные ядрышки ссыпали в тазы. Я не буду вдаваться в механику отжимания масла, скажу одно: масло по своим вкусовым качествам не уступало знаменитому прованскому. (Надо сказать, что в начале двадцатых годов в Верхнеудинске предпринимались попытки наладить промышленное производство орехового масла, но, видимо, не увенчались успехом, ореховое масло исчезло с рынка). Из жмыха выпекали миниатюрные лепешки, которые продавались, по копейке штука. Это было наше любимое лакомство. Но вернемся к ярмарке. Перед городским управлением стоял весьма острый вопрос – как разместить товары. Ярмарочный принцип торговли един, – показать товар лицом, так чтобы он был расположен удобно и привлекал внимание покупателей. Конкуренция в этом деле была немалая, что порой приводило к ссорам и скандалам такого масштаба, что разбирательство происходило в полицейском участке. По распоряжению городской управы спешно ремонтировались оставшиеся с прошлогодней ярмарки лавки в Больших и Малых гостиных рядах. Приводились в порядок частные лавки и магазинчики: Лосева, Фролова, Коробейникова, Рубинштейна. Для купцов средней руки за весьма приличную плату город отводил место для постройки времянок – балаганов. До сих пор в памяти сохранился вид такого балагана. В нем торговали книгами издателя Сытина. Мы, дети, готовы были долгими часами рассматривать яркие олеографии на тексты стихов Некрасова или басен Крылова, «Совет Кутузова в Филях» или «Бегство Наполеоновской армии из России». Долго хранила я свою первую книжку, купленную на ярмарке. Называлась  она «Братушка» и рассказывала о жизни болгарского мальчика. Торговцы розничной мелочью, последователи широко известных по литературным произведениям офеней, ограничивались открытыми прилавками с рогожными навесами, а то просто подставкой из сдвинутых порожних ящиков. На них ставили стеклянную витрину, где в разных   отделеньицах   лежал   изюм,   пряники   в   виде   петушков,   коньков,   павлинов,   выпеченные   из   подслащенного   теста   и   раскрашенные фуксином. Пестра ярмарочная толпа. Здесь можно было встретить таежника­промысловика, увешанного шкурками рыжих лисиц. Здесь ходили и покупатели, и любители случайного фарта. Мальчишки­лотошники, поеживаясь от мороза, резали воздух звонкими голосами: «Пирожки с луком, с перцем, горячи, только из печи, ешь да похваливай!». Пушнина была основным видом торговли и свозилась на ярмарку в громадном количестве. Здесь были представлены всемирно известный баргузинский соболь, белка, голубой и белый песец, горностай, колонок, выдра, черно­бурая и рыжая лисицы; продавались шкуры медведей, волков,   рысей,   которые   охотно   скупались   именитыми   гражданами.   Самыми   крупными   поставщиками   пушнины   были   кяхтинские   и баргузинские купцы, ламы буддийских дацанов. Большей частью пушнина приобреталась купцами далеко не честным путем. Зная слабость таежников к спирту, купец спаивал их и зачастую брал у них пушнину за бесценок. С Прибайкалья везли рыбу разных пород и, конечно, прославленный байкальский омуль с особым, свойственным только этой рыбе, душком.   Поражало   скопление   всяческой   деревянной   посуды,   работы   деревенских   умельцев:   ушаты,   деревянные   ведра,   грабли,   лопаты, корыта, детские люльки, берестяные туески перекликались со сверкающими красками и позолотой изделиями вятичей: чашками, тарелками, шкатулками. Ярмарка требовала много рабочих рук: сторожей, дворников, грузчиков, конюхов, плотников. Обреченные жизнью захудалого городка на безработицу и старые, и молодые тянулись за заработком. Людей, готовых к работе, было слишком много. Этим, бесспорно, пользовались наниматели, снижая цены за работы. Не оставались в стороне и дамы местного светского общества. В их обязанности входили дела общественной благотворительности. Гордина Инга Викторовна МАОУ СОШ №49 Гвоздем этого были аллегрия, бал­базар и маскарад. Помещением для аллегрии служил снимавшийся на время ярмарки магазин в центре города. Аллегрия начиналась с первого дня ярмарки и продолжалась до ее закрытия. Сбор с аллегрии за исключением расходов за помещение, дрова, уборку, целиком шел на содержание приюта для арестантских детей. Этот дом, которому, наверное, не менее века, стоит и поныне, теперь это дом санитарного просвещения. Вещи для розыгрыша жертвовались жителями города и приезжими торговцами. Большею частью это были   предметы   рукоделия  –  полотенца,   расшитые   скатерти,   диванные   подушки,   ковры,   кушаки,   разноцветные   полушалки   и   шарфы, косоворотки с полестницей пуговиц на планке. Но главным призом аллегрии была лошадь, также пожертвованная на «благотворительные цели». Понурив голову, накрытая попоной стояла она, привязанная к столбу, для обозрения ее будущими владельцами. Дамский комитет, руководивший аллегрией был очень озабочен тем, чтобы эта невинная жертва человеческого азарта мирно не скончалась до конца розыгрыша, что легко могло случиться из­за ее почтенного возраста. Для развлечения ярмарочной публики также в «благотворительных целях» устраивали бал­маскарад. Здесь весь расчет был на входные билеты по высокой цене и на прибыль с буфета, организованного силами дамского комитета с завышенными ценами на вина и закуски. На маскарад съезжалась публика всех возрастов, включая почтенных отцов семейств, не отказывающихся вдали от семейного очага повеселиться, вспомнить давно прошедшую молодость. Веселящаяся публика вела себя непринужденно, вино лилось рекой, временами вспыхивали ссоры и тогда дежурные полицейские отправляли клиентов по их домашним адресам. Венцом   всех   ярмарочных   развлечений   был   грандиозный   бал­базар.   Собранные   средства   шли   на   содержание   женской   прогимназии. Недели за две до бала, жены, дочери самых видных чиновников и горожан развозили пригласительные билеты представителям торгующих организаций, которые волей­неволей должны были раскошеливаться, поддерживая этим свой престиж у местной власти. В первые годы бал­ базар устраивался в школьном зале, а впоследствии в общественном собрании. Дамы­патронессы украшали по своему вкусу киоски, в которых продавали шампанское, вина, конфеты в ярких коробках­бонбоньерках, дамские рукоделия, игрушки и прочие мелочи. Хотя цены на все были поистине дикие, каждый из посетителей был обязан оставить часть содержимого кошелька почти в каждом киоске и платить не по таксе, а более щедро. За этим следили многие из заинтересованных лиц, и боязнь прослыть в своем кругу скрягой вела к показной щедрости во славу будущих барышей. Морозы   заметно   спали,   дни   стали   длиннее,   и   вновь   по   Верхнеудинску   потянулись   вереницы   подвод,   но   уже   налегке.   Ярмарка окончилась. Одним она принесла солидные барыши, а других разорила в прах; одни провели время в веселье, для других же это были бессонные ночи и каторжный труд». Задание для группы №1: Составить на основе текста воспоминаний словарь новых понятий и терминов. Определение новым словам найти в сети интернета. Задание для группы №2:  На основе текста воспоминаний, фотографий составить перечень товаров (количество, место происхождения), который привозили на ярмарку местное население и иногородние купцы. Задание для группы №3: Описать на основе текста воспоминаний, фотографий организацию проведения ярмарки. Определить трудности в проведении ярмарки. Задание для группы №4:  На основе текста воспоминаний, фотографий составить список развлечений на ярмарке. Указать особенности ярмарочных развлечений. Задание для группы №5: Составить на основе текста воспоминаний, фотографий социальную структуру городского населения. Перечислить Гордина Инга Викторовна МАОУ СОШ №49 формы активности городского населения. Сформулировать предположение, почему активизировалось городское население? Приложение №6. «Денежка». Приложение №7. Вопросы для рефлексии. Вопросы для рефлексии Что было самым трудным в ходе занятия? Что было наиболее интересным в ходе занятия? Что нового я узнал(а) на занятии? СРОЧНО     Приложение №8. «Правительственная телеграмма №2»             Михаилу Павловичу Хорохшину, губернатору Забайкальской области Объявить благодарность доверенным лицам за проделанную работу ВСКЛ ЗНК   15 апреля 1890 г.                                                                                                  Управляющий Казенной Палаты Гордина Инга Викторовна МАОУ СОШ №49 Приложение №8. Список использованных источников и литературы.    .  ucoz    .  ru   /  http   ://   ostrog • • Танская Е.А. «Ярмарка»//Байкал. – 1976, № 1. – С. 148­151.  • Электронная книга «Селенгинская Даурия», 1896 г., изд­во БГУ, 2011 г.  • Архив Музея истории Верхнеудинска. • Мишакова О.Э. Социально­экономическая структура Верхнеудинска в феодальный период (сер. XVII В.­ 1862 г.). – ВСГАКИ, 2000. • Мишакова О.Э. Дис. к.и.н. «Верхнеудинское купечество в XVII ­ начале 60­х гг. XIX века: формирование и развитие». – Улан­Удэ, 2003. • Паликова Т.В. Автореферат доктор. диссертации «Социальное, экономическое и культурное развитие городов Забайкальской области во II пол.  XIX – нач. ХХ в.». – БГУ, 2012. • Пособие «Мозаика культур», Москва, 2010. Гордина Инга Викторовна МАОУ СОШ №49

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс

Разработка урока по истории "Верхнеудинская ярмарка", 6-9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017