Конспект урока "Земли, имевшие особый статус Киевское и Новгородское"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока Земли, имевшие особый статус Киевское и Новгородское.docx

Конспект урока по истории

«Земли, имевшие особый статус Киевское и Новгородское»

Учитель истории и обществознания МКОУ «Гимназия № 2 им. А.М. Сайтиева» Имурзаева Мархет Ахиятовна.

Цель занятия: познакомить учащихся с историей и значением Киевского и Новгородского княжеств, а также развить навыки анализа исторических событий и их последствий.

Задачи занятия:

1). Предметные:

- Изучить историю и особенности политического устройства Киевского и Новгородского княжеств.

- Рассмотреть экономическое развитие и культурные достижения обоих княжеств.

- Сравнить политические, экономические и культурные аспекты Киевского и Новгородского княжеств.

2). Метапредметные:

- Развить навыки работы в группе и критического мышления через обсуждение и анализ информации.

- Вовлечь учащихся в активное обсуждение и обмен мнениями по теме урока.

3). Личностные:

- Формировать правовую грамотность, осознание важности соблюдения законов и правовых норм в обществе.

 

Оборудование и материалы: Презентация «Киевское и Новгородское», интерактивная доска, проектор, колонки, раздаточные материалы.

 

 

Этап внеурочного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД, формируемые на занятии

Организационно-мотивационный этап

Приветствие учащихся.

Доброе утро, ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по истории Древней Руси, сосредоточив внимание на двух значительных землях — Киевском и Новгородском княжествах. Наша цель — понять, как эти княжества влияли на развитие Руси и какое значение они имели в прошлом.

Прежде чем мы начнем, давайте вспомним, что вы уже знаете о Киеве и Новгороде. Кто может поделиться своими знаниями или ассоциациями с этими местами?"
(Учитель слушает ответы учеников и фиксирует ключевые моменты на доске.)

 

Улыбаются соседу по парте;

 

Воспринимают информацию;

 

 

 

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация;

 

Регулятивные:

- саморегуляция;

Этап получения новых знаний

Отлично, теперь давайте подробнее рассмотрим Киевское княжество. Оно стало центром Древнерусского государства благодаря князю Олегу, который объединил восточнославянские племена.

Показываю слайд с картой Древней Руси.
Как вы видите, Киев располагался на важном торговом пути 'из варяг в греки'. Это способствовало его экономическому росту.

Теперь давайте поговорим о политическом статусе. Киев стал столицей Руси, и здесь правили такие князья, как Святослав и Владимир. Подумайте, какие меры они принимали для укрепления своей власти?"
(Учитель направляет обсуждение, задавая уточняющие вопросы.)

Учитель продолжает:
"Принятие христианства князем Владимиром в 988 году стало важной вехой в истории. Это не только укрепило власть князя, но и открыло новые горизонты для культурного развития. Посмотрите на изображения храмов и памятников, которые были построены в этот период.
(Показывает изображения.)

Отвечают на вопрос.

 

 

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация;

- жизненное самоопределение;

 

Регулятивные:

- саморегуляция;

- оценка;

 

Познавательные:

- осознанное высказывание;

- смысловое чтение;

- структурирование знаний;

 

Логические:

- гипотезы и их обоснование;

- цепочка высказываний;

Динамическая пауза

Джаст-дэнс:

https://www.youtube.com/watch?v=v8dJ-Qe-psc&ab_channel=BoomieDCI

Дети повторяют движения под музыку и видео.

Познавательные.

Практическая работа

Теперь давайте переместимся в Новгород. Это один из древнейших городов Руси, и его история также очень интересна. Новгород отличался от Киева тем, что здесь существовала республика, где князья выбирались народом.

Показываю слайд с изображением Новгорода.
Вечи, собирающиеся для обсуждения важных вопросов, играли ключевую роль в управлении. Как вы думаете, почему такая форма правления могла быть эффективной?"
(Учитель слушает ответы и направляет обсуждение.)

Учитель продолжает:
"Новгород также стал важным торговым центром, особенно в связях с Западом. Это способствовало культурному обмену и развитию искусства. Посмотрите на Софийский собор и другие памятники архитектуры, которые сохранились до наших дней."
(Показывает изображения.)

 

Теперь, когда мы узнали о двух княжествах, давайте сравним их. Как вы думаете, в чем заключаются основные отличия и сходства между Киевом и Новгородом?"
(Учитель записывает на доске ключевые моменты, которые выделяют учащиеся.)

Учитель продолжает:
"Киев был более централизованным, в то время как Новгород имел уникальную форму управления. Что еще вы можете добавить?"
(Учитель помогает ученикам делать выводы и подводит итог.)

 

 

 

Выполняют задание

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация;

- жизненное самоопределение;

 

Регулятивные:

- саморегуляция;

- оценка;

 

Познавательные:

- осознанное высказывание;

- смысловое чтение;

- структурирование знаний;

 

Логические:

- гипотезы и их обоснование;

- цепочка высказываний;

Заключение

Отлично, ребята! Вы прекрасно справились с заданиями. Давайте подведем итоги нашего урока. Какие ключевые моменты вы вынесли из изучения Киевского и Новгородского княжеств?"
(Учитель слушает ответы и фиксирует их на доске.)

Учитель завершает:
Сегодня мы узнали о важности этих княжеств в истории. Спасибо.

Молодцы, ребята, отлично справились с заданиями на занятии!

А теперь у вас, ребята на столах лежат солнышки (Приложение 8). Вы должны выбрать то солнышко, которое символизирует ваше состояние на данный момент.

Если вы выбрали весёлое солнышко – это значит, что сегодня узнали много нового на занятии и у вас хорошее настроение, если вы выбрали задумчивое солнышко - то это значит, что вам понравилось, но не во всем разобрались, а если вы выбрали – грустное солнышко – значит, что вы думаете - у меня получилось не все, что хотел. Вы молодцы. Спасибо за занятие.

Учащиеся выбирают, высказывают дополнительное мнение (по необходимости).

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация;

- жизненное самоопределение;

 

Регулятивные:

- оценка;

 

Познавательные:

- осознанное высказывание;

 

 

 


 

Приложение 1

Ссылка на мультфильм «Золушка»:

https://www.youtube.com/watch?v=I2K0UT18cco&ab_channel=TVSmeshariki

 

Приложение 8


 

Скачано с www.znanio.ru