Разработка урока по краеведению на тему "Рельеф территории Жамбылской области"

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 24.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по краеведению на тему "Рельеф территории Жамбылской области" проведен в 7 классе. Цель урока: расширение представлений об особенностях формирования рельефа Жамбылской области. На уроке проведен психологический тренинг "Сделай комплимент", использован прием "Кластер" в групповой работе учащихся при изучении нового материала.Урок краеведения.
Иконка файла материала открытый урок краеведение.docx
Многопрофильная гимназия № 41 имени А.Пушкина. Город Тараз. Учитель географии: Кузнецова Галина Игоревна. Элективный курс: Краеведение. 7 класс. Тема урока: Рельеф территории Жамбылской области. Цели: расширение представлений об особенностях формирования рельефа  Жамбылской  области; развитие умений работать с  физической картой родного края; формирование  у  учащихся интереса к природе родного края;  воспитание бережного отношения к природе.  Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки с новым материалом, тесты,  стикеры, маркеры, иллюстрации, видеоматериал Bilimland «Как образуются горы»,  «Разрушения горных пород» Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Психологический тренинг «Сделай комплимент».    Учащиеся называют хорошие качества своих одноклассников, создавая позитивную атмосферу урока. 3. Проверка домашнего задания. Проводится в форме игры «Горячий стул».    К доске выходит один ученик и другие учащиеся задают ему вопросы («толстые и  тонкие») по пройденной теме. Учитель напоминает, чем отличаются «тонкие» вопросы от  «толстых». Например: ­Назовите факторы, влияющие на климат Жамбылской области? ­Почему на климат нашего края не оказывает влияния Тихий и Индийский океан? ­ Почему арктические воздушные массы не приносят на территорию области осадки? ­Что такое антициклон? и т.д.4. Работа над новым материалом. а) Вводная беседа, определение темы урока, целеполагание. Загадка. Все неровности земной коры Включает это понятие. Горы, плато, плоскогорья И многое другое (Рельеф Земли) б) Прием «Мозговой штурм». Просмотр видеороликов сайта Bilimland «Как образуются горы», «Разрушения  горных пород». А теперь давайте вспомним, что такое рельеф? ­Какие формы рельефа вы знаете? Назовите их? Укажите высоты? ­Почему разрушаются горные породы? ­Расскажите, как образуются горы, о чем рассказал вам видеоролик? ­Давайте посмотрим на физическую карту Жамбылской области, обратите внимание на послойную окраску? Какие формы рельефа преобладают? (плоскогорья и плато) ­ Какие высоты преобладают? (ребята определяют по шкале высот на карте) ­А теперь внимательно рассмотрите карту и прочитайте названия форм рельефа родного края? в) Прием «Кластер» Каждой группе дается самостоятельное задание, сделать опорную схему по темам:  1 группа. Горы Кыргызский Алатау и Таласский Алатау. 2 группа. Плато Бетпакдала.3 группа. Пески Мойынкум. Затем проводится защита кластера группами и взаимооценивание команд «Две звезды и одно пожелание». Материал для групп. Горы Кыргызский Алатау и Таласский Алатау.       Кыргызский   Алатау   в   Казахстане   –   одна   из крупных   горных   систем.   Его   самая   высокая вершина пик Западный Аламедин ­ 4875 м. В казахстанской части высота гор не превышает 4500 м. К западу они снижаются.     Северные склоны представляют собой обвалившиеся и разрушенные горы. Поверхность хребта сложена песчаниками, известняками и гранитами неогенового периода.  Хребет имеет неровную, сильно расчлененную поверхность.        Участок   Кыргызского   Алатау   на   казахстанской стороне   имеет   тип   альпийского   рельефа. Казахстанская   часть   Западного   Тянь­Шаня начинается   с   Таласского   Алатау   (в   окрестностях города   Тараз).   Казахстанская   часть   Таласского Алатау   ­   Жабаглинские   горы,   разделившись   на   два горных хребта, образуют бассейн реки Аксу­Жабаглы (высота северного хребта – 2600 ­ 2800 метров над уровнем моря, южного хребта ­ 3500 м Плато Бетпакдала. В   переводе   на   русский   язык   «Голодная   степь», пустыня в Жамбылской областях Казахстана. Расположена между низовьем реки Сарысу, реки   Чу   и   озером   Балхаш.   На   севере   у   параллели   46°30'   граничит   с   Казахским мелкосопочником. Площадь около 75 000 км²,  протяжённость с запада на восток около 500 км, с севера на юг до 170 км. Бетпакдала — плоская и полого­волнистая равнина со средней высотой 300—350 м. Высшая точка — гора Жамбыл (974 м над уровнем моря). Восточная часть Бетпакдалы представляет собой продолжение   низких   гор   Казахского   мелкосопочника.   Это   остаточная   равнина,   где невысокие   гряды   чередуются   с   многочисленными   впадинами.   На   плато   совсем   нет проточных вод. Плато сложено морскими и континентальными отложениями (песчаником, глиной, галькой). Встречаются соленые озера, солончаки, такыры. Пески Мойынкум. уу      Мойынк м — песчаная пустыня в Южном Казахстане, на территории Жамбылской и Южно­Казахстанской   областей.   Протяжённость   с   юго­востока   на   северо­запад   500   км.Площадь 37 500 км². Высота до 700 м над уровнем моря. С севера и востока пустыня ограничена долиной реки Чу, с юга — хребтами Каратау и Киргизский Алатау.    Мойынкум лежит в области тектонического прогиба палеозойского фундамента. Сложен морскими   отложениями   и   речными   отложениями   дельты   реки   Чу.   Преобладают ландшафты   заросших   и   полузаросших   глубоко   расчленённых   песков.   Северная   часть пустыни   представляет   собой   грядово­бугристую   равнину   шириной   15   —   30   км. Центральная часть — высокие песчаные гряды (50­70 метров). В межгрядовых понижениях близко   к   поверхности   залегают   грунтовые   воды,   часто   выходящие   на   поверхность   и образующие озёра.       Пустыня   используется   в   животноводстве   как   зимнее   пастбище.   На   территории Мойынкума   организованы   Умбетское   охотничье   хозяйство   и   Андасайский государственный заказник.  Физкультминутка "Музыкальная" 5.Закрепление материала. Работа в контурной карте. Рельеф Жамбылской области. ­Какие формы рельефа области вы запомнили? Обозначьте их на физической карте.  Разукрасьте формы рельефа в соответствующие цвета. Игра «Ты мне­я тебе». На закрепление урока дети задают вопросы выбранному им ученику, дальше игра продолжается по цепочке. 6.Итог урока.  Проводит рефлексию. ­Какую цель мы поставили сегодня на уроке? ­Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?  ­Нарисуйте смайлик на стикере, в зависимости от того, как вы поняли новую тему. 7. Домашнее задание. Подготовить сообщения о полезных ископаемых Жамбылской  области.